Источник

§ 51. Всеобщая жажда искупления и спасения.

Пришествие на землю Сына Божия

У ветхозаветного евангелиста, как называют пророка Исаию есть небольшая, но чудная картинка, изображающая как бы в лицах состояние и чаяние древнего языческого мира под образом мрачной ночи. Пророк говорить о потомках Исава, но слово его может быть отнесено ко всему языческому Миру.

«Кричат мне с Сеира», говорить пророк: «сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?» Сторож, т.е. сам пророк, отвечает: «приближается утро, но еще ночь!» (Ис.21:11–12).

Не слышится ли в этом нетерпеливом вопросе обитателей горы Сеира томительное желание всех народов земных скорее видеть обетованного Примирителя? Лучшие из язычников действительно сами глубоко чувствовали’ слабость своего ума к познанию истины Божией и желали помощи свыше. «Не надейтесь исправить человеческие нравы, говорит великий мудрец языческой древности Сократ, доколе Сам Бог не благоволить послать особенного Мужа для наставления нас самих». – «Не быть на земле порядку, говорил другой мудрец Платон, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснить нам наши отношения к Богу и к ближнему». А в преданиях народов восточных чрез две тысячи лет сохранилось пророчество Валаама, мудреца, современного Моисею: «воссияет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля».

Еще напряжённее, на основании пророчеств, ожидали пришествия Мессии Иудеи, чем, по свидетельству истории, и пользовались многие искатели приключений – лжемессии.

И надежда человечества оказалась не тщетной... Мессия явился в лице новорожденного Младенца от неведомой сильным Мира, смиренной духом Девы Марии из Назарета. Местом Его рождения, согласно пророчествам, была не столица Иудеи, а маленький город Вифлеем; первым приютом на земле – не пышные царские палаты, а убогий вертеп, первой колыбелью – не богатые произведения природы, а ясли скота, и первыми Его поклонниками – не цари и знатные земли, а плотник Иосиф и пастухи стад. Так, Мессия уже самой обстановкой Своего рождения указывает на бесценность для истинной жизни всего того, что человечество привыкло считать кумиром жизни, т.е. знатность, богатство и роскошь.

Истина воплощения и вочеловечения Сына Божия есть один из важнейших и непостижимейших догматов христианства. Разум человеческий и представить себе не может, как это Вечный и Вездесущий, не переставая быть таковым, рождается во времени и пространстве, и каким образом Он, будучи истинным Богом, есть вместе с тем и совершенный человек. Этой тайны не постигают и самые ангелы. Потому ап. Павел называет этот догмат великою тайною: «велия есть благочестивая тайна. Бог явися во плоти» (1Тим. 3:16). Вместе с тем этот догмат есть один из важнейших догматов христианства Ибо Господь И. Христос есть самый Начальник нашей веры (Евр.12:21), Святитель исповедания нашего (Евр.3:1). В нем наша жизнь и спасение.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle