Источник

Письмо 39

Из К–а письмо твоё я получил, и вижу, как из него, так из сего последнего все одно и тоже; каковые дрязги всегда могут быть новые: то мнимый мир, то опять ссора. Однако хорошо, что ты сходила и сколько-нибудь умиротворилась; в этом точно твоя вина, что служить панихиды от каждой сестры не все ли равно? Служить от тебя – две ли, три ли, или более панихид; келия все одна, и у вас общежитие. Хотя, впрочем, и не большая вина, – но врагу вина к смущению; видно за другие твои добрые дела, коими насолила людям. Я всё повторяю то же: от язычка твоего доводилось кому-нибудь потерпеть, теперь же сама испытываешь, как терпеть от других. Благодари Бога и вини себя, а не других; ибо они суть орудия Божии, тебя наказующие; познай и свою немощь, и нетвердость веры, которую ты думала иметь к родимой своей матушке, и дотоле оная была, пока не вышло противного чего. Тебе это не покажется: и подумаешь, не написала ли чего игуменья; но напротив, я даю тебе тон к рассмотрению себя и зазрению. Ты скажешь, тут есть сторонние случаи; а оные не попущением ли Божиим произошли? Не для того опять я пишу, чтобы принудить тебя паки иметь такую ж веру: но просто рассуждаю, а ты смотри себя. Может быть есть и воля Божия удалиться тебе в другие пределы, и сими противными вещами устраивает Бог твоё исшествие; без сего же трудно бы было тебе расстаться с родимой матушкой и с любезными дочками. Смотри, какое чудо: совсем было сладилась от нас ехать к сёстрам, но вдруг не возвестил Бог батюшке, а обратил назад; и видно промысел Божий устроил так, чтобы тебе там потерпеть побольше. Терпи и благодари Бога, укоряя себя. Объясняться тебе и сознать себя не в том, что́ есть, а как им хочется, – кажется нет нужды; видно, по-прежнему не быть, да и невозможно; а сколько можно старайся удаляться дрязг и сплетней, и сёстрам своим запрещай входить в оные. Живи тихо, безмолвствуй, укрощай свои страсти, борись с ними, и зиму кое-как проживи, а на весну видно будет, когда будешь жива, как предпринять путь к зовущим тебя матери и сёстрам. Надобно подумать о сем, как тебя там поместят? Нынче приуказить не без труда, и не таких как ты, но и способных к послушанию: кажется, это тебе довольно известно. Ежели мне на всякое твоё слово подробно отвечать, то ни времени, ни глаз не достанет: а кажется довольно – что мог прочитать и сие написать; в недостающем же, молитвами батюшки, да вразумить тебя Господь, как поступить.

Об Н. Ф–не скажу тебе: её там смущает, что не так читают и поют как в Б–е: самое ничтожное и детское, не смотрит на устроение и мир душевный; а причиною сему много; из твоих сестёр которая-то надула ей о сем: то́ не так, другое не по нашему; и это должно быть мать О.; а к тому ж Г. пишет к ней, что у вас теперь мирно. Мне нужды нет, я мало сим интересуюсь. Ежели и выйдет, только батюшкино благословение нарушит, и пользы не обрящет. Впрочем, о сем она ещё ни слова не говорит, а только скучает, что не так как в Б–е поют и читают. Помолчи о сем своим сёстрам. Многогрешный И. М. 15 ноября 1841 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle