Азбука веры Православная библиотека архимандрит Амвросий (Погодин) Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти

Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти

Источник

Сочинение Михаила Пселла относительно вопроса «определения смерти» имеет некоторую неясность в своем заглавии. Издатели этого небольшого, но весьма содержательного трактата, озаглавили его с предельной краткостью, в результате чего – и неясность. И только изучив текст этого сочинения, можно выяснить, чтó является его темой.

Сочинение это посвящено теме предведения Божиего и предопределения. В сочинении изучаются следующие вопросы: определилъ-ли Бог каждому человеку время и вид его смерти, или же это остается вне определения Свыше, остается, так сказать, «неопределеннымъ»? Действительно ли Бог знает всё? И если знает – что должно признать, – то с определенностию ведения Божиего можно ли сочетать и предопределение со стороны Его судьбы (в данном случае – смерти) каждого отдельного человека? Можно-ли говорить, что предведение у Бога является вместе с тем и предопределениемъ? И если это так, то можно ли говорить о свободе воли у человека и о моральной личной ответственности?

Вопросы эти являются древними. Еще Ориген, отвечая на вопрос: почему Христос допустил Иуде быть Его учеником, определенно зная, что тот Его предаст, – говорит так в 3-й книге «О началахъ»: Иуда, как всякий человек, обладал свободой воли. Как и все люди, он имел возможность сделать выбор между Богом и злом. С другой же стороны, конечно, у Бога есть предведение. Но то, что предвидено, не обязательно должно совершиться. Бог предвидит то, чтó должно совершиться, но это не «судьба», которая играет с человеком, это не «всемогущий рокъ»: Бог предоставляет человеку – актом его свободной воли при всемогущей помощи Божией – изменить то печальное и тяжкое, что человека должно встретить, если он не исправится 1.

На поставленные выше вопросы Михаил Пселл отвечает так: Бог знает и предвидит все; нет ничего, чтó остается или могло бы остаться неизвестным для Него; для нас, смертных, существует настоящее, прошлое и будущее: настоящее мы знаем отчасти, будущого же совершенно не знаем; для Бога же нет таких разделений во времени, потому что Он объемлет всю полноту времени. Но ведение (или: предведение) Божие не есть предопределение; судьба человека хотя и находится под Промыслом Божиим, но также подвластна и физическим законам и принадлежит власти свободы воли в человеке. Предведение Божие не связывает человека, не властвует над ним и отнюдь не определяет насильственно его судьбы или вида кончины. Да, Промысл Божий является благой заботой о человеке, но о таком человеке, который не отступил от Него и не ушел «в землю, далекую» от Него, но продолжает пребывать в «Отчем Доме» Его неги. В одном своем письме Пселл пишет следующее: «Все в жизни зависит от Божественнаго Промысла и решения Его, и ничего нет неразумного или неопределеннаго. За всем следит Неусыпное Око, Которое щедро воздаст за земныя лишения и страдания» 2. И однако Промысл Божий насильственно не принуждает человека быть добродетельным, но всецело способствует ему в делании добра и в спасении его души.

Сочинение Пселла – это ответ на письмо одного монаха, которое не сохранилось и на которое Пселл ссылается лишь в общих чертах.

Ученнейшаго Пселла ответ на вопрос некоего монаха относительно определения о смерти.

* * *

1

См. нашу статью «Духовный путь Иуды Искариотского / Православное обозрение. 1978. № 46. Декабрь. С. 41.

2

Цитата взята из статьи Я. Н. Любарского «Михаил Пселлъ» / Византийский временник. 1969. С. 84.


Источник: Богословские сочинения / Михаил Пселл; Пер. с греч., предисл. [с. 5-32], примеч. архим. Амвросия; [Рус. христиан. гуманитар. ин-т]. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1998. - 383 с. : ил. (Серия "Византия"). / Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти. 96-97 с.

Комментарии для сайта Cackle