иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского

Светоч Православия и образец евангельской жизни, человек мира и согласия, св. Мелетий явился одним из восстановителей единства Церкви, которая, несмотря на решения Никейского Собора (325), по-прежнему страдала от последствий ереси Ария на протяжении всего четвертого столетия.

Святитель Мелетий, архиепископ Антиохийский. Новая церковь Токалы в Гереме. X в.

Св. Мелетий родился в знатной семье гор. Мелитины, в Малой Армении. Он стал священником и пользовался всеобщим уважением за широкие знания и добродетель. Строгое соблюдение заповедей сделало его достойным сосудом для Духа Святого и источником любви. Святой нес мир, радость и покой тем, кто приходил к нему. Смиренный сердцем, кроткий, как Давид, мудрый, как Соломон, он получил от Бога духовный авторитет, сравнимый с властью Моисея. Мелетий умело преподавал истинное учение с чувством такта и меры, чтобы собрать в единое стадо овец Христовых, разбросанных по всему свету. Кроткое выражение его лица, лишенного следов страстей, и обаяние улыбки были лучшим доказательством того, что св. Мелетий – носитель истины.

Избранный вначале епископом Севастии после низложения Евстафия (358), он нашел паству лишенной дисциплины и разделенной на группировки. Поэтому ему пришлось покинуть кафедру и направиться в сирийский гор. Вирию (Алеппо), не прекращая при этом заниматься делами своей Церкви. После низложения арианина Евдокса (который вскоре узурпировал константинопольскую кафедру) Мелетий был избран архиепископом Антиохии, крупнейшей митрополии Востока, находившейся в плачевном состоянии после изгнания св. Евстафия [21 фев.]. Он получил все голоса, поскольку ариане различных направлений, считая его сторонником своих ошибок, были уверены, что с его помощью они завоюют весь Восток. Православные же, видя добродетели святого, не сомневались, что они должны быть выражением чистоты его веры.

Приведя к согласию всех, новый епископ был встречен, словно живой образ Христа, всеобщим ликованием, включая евреев и язычников. Возведение в сан произошло в присутствии императора Констанция, симпатизировавшего арианам. Он лукаво предложил Мелетию и другим епископам истолковать для народа едва ли не самый спорный стих Писания, который ариане использовали для отрицания Единосущия Сына Божия: Господъ создал меня началом путей Своих... (Прит.8:22 LXX). Взяв слово после убежденного арианина Георгия и смущенного Акакия Кесарийского, Мелетий ясно изложил истинное церковное учение. Его приветствовали рукоплескания православных при полном смятении еретиков, которые вынуждены были констатировать крушение своих надежд. Архидиакон, известный арианин, посмел даже броситься к архиерею, чтобы заткнуть ему рот. Но тогда Мелетий протянул руку к народу, сложил вместе три пальца, а два загнул, указывая этим на три Лица Святой Троицы, единые по природе и составляющие Единого Бога.

Разгневанные поражением, ариане сразу начали интриговать против нового епископа и убедили императора сослать его в Мелитину, чтобы поставить во главе митрополии сторонника Ария. Но народ уже так полюбил его, что даже чуть было не подверг самосуду офицера, прибывшего для ареста Мелетия. Святой спас ему жизнь, прикрыв своим плащом, преподав этим урок великодушия по отношению к врагам. Когда иерарх был выслан, его сторонники толпами ехали к нему в Армению, чтобы послушать наставления. В Антиохии православные давали его имя своим детям, рисовали его изображение на стенах домов и в целом вели себя так, словно он был с ними, отказываясь принимать причастие от постороннего.

Когда смерть как достойное наказание настигла императора-еретика (361), ему на смену пришел Юлиан Отступник. Он издал эдикт, позволявший свободное исповедание всех религий на землях империи. Но это была подготовка к восстановлению язычества. Мелетий вернулся на кафедру вместе с другими православными епископами, изгнанными при Констанции. Все православные, будто один человек, вышли навстречу предстоятелю. Словно к живому образу Господа, они прикладывались к его рукам и целовали его ноги, чтобы получить благословение Божие от прикосновения к этому телу, имеющему в себе Духа Святого. Одно лицезрение епископа Мелетия уже восстанавливало народ в евангельских добродетелях, а звук его голоса заставлял громко говорить об истинном учении.

Когда закончилась эта радостная встреча, Мелетий увидел, что православные города его митрополии тоже разделились. Одни остались ему верны, другие же, узко привязанные к букве Никейского Собора и к памяти св. Евстафия, оспаривали законность избрания, в котором участвовали ариане, отказывались признать Мелетия епископом и избрали архиереем священника Павлина.

Этот поддержанный Западом раскол внутри Православной Церкви, разгоревшийся в тот момент, когда она так нуждалась в единстве, продлился восемьдесят пять лет, до 414 г.487 Он самым плачевным образом задержал победу Православия над арианской ересью, несмотря на терпеливые усилия св. Василия убедить западных епископов возобновить общение с Мелетием. Святой архиепископ, со своей стороны, пытался в согласии сотрудничать с Павлином и укрепить паству в истинной вере, чтобы противостоять надвигавшейся угрозе языческих гонений со стороны Юлиана. Вновь отправив святого в ссылку, император вскоре погиб, оставив трон благочестивому христианину Иовиану, который вернул Мелетия и других изгнанных архиереев.

Но православный император скоропостижно умер, пробыв на троне всего восемь месяцев (364), и власть попала в руки Валента, фанатичного приверженца арианской партии и жестокого преследователя православных. В третий раз Мелетию пришлось отправиться в изгнание вместе с остальными исповедниками, низложенными со своих кафедр императором. Удалившись в собственное поместье на границе Армении и Каппадокии, он мог теперь часто видеться со св. Василием, учение которого полностью разделял. Василий стал одним из активнейших его сторонников, ратуя за возвращение Мелетия в Антиохию. Покидая город, епископ оставил в нем верных последователей, горячих поборников Православия, например, Диодора, ставшего впоследствии епископом Тарса, Флавиана, его наследника на антиохийской кафедре, и св. Иоанна Златоуста, которого Мелетий привел ко крещению, отвлек от светской науки для изучения Священного Писания и рукоположил в диакона.

Жители Антиохии были вдохновлены примером святого пастыря и увещеваниями отшельников, спустившихся с гор, чтобы поддержать их. Они готовы были претерпеть любые страдания ради истины и остались непоколебимы перед императорскими угрозами.

Святой вернулся после смерти Валента (378), когда на престол Западной Римской империи взошел Грациан, последователь свт. Амвросия, и опубликовал эдикт о религиозной свободе. Тогда Мелетий созвал Собор ста пятидесяти епископов, которые исповедали Никейское учение и осудили все ереси, приняв Символ веры (осень 379).

Благочестивому императору Феодосию Великому (379– 395) до его восшествия на престол было видение: ему явился св. Мелетий, облачил в императорский пурпур и возложил на голову венец. Феодосий задумал положить конец всем расколам, возникшим из-за арианства и других ересей, созвав в Константинополе Вселенский Собор, который должен был подтвердить решения Никейского Собора. Император пригласил Мелетия в столицу, принял с болыиим почетом и поручил председательствовать на Втором Вселенском Соборе (м. 381).

Собрав голоса отцов в пользу перемещения св. Григория Богослова из Сасим в Константинополь [25 ян.], Мелетий заболел и преставился во время Собора. Его торжественные похороны объединили жителей столицы вокруг императора и отцов. Свт. Григорий Нисский произнес проникновенную речь488: он оплакивал потерю того, кто был для Антиохийской Церкви, для Собора и для всего Востока врачевателем душ, начальником воинства Христова и кормчим судна Церкви, плывущего в бушующем море ересей. Святые мощи Мелетия были пронесены по городам, где их встречали с триумфом, подобающим победителям в битвах, и наконец прибыли в Антиохию. Там их поместили в гробницу св. Вавилы.

* * *

487

Окончательно этот раскол завершился лишь в 483 г., когда последние раскольники признали архиепископом Антиохии Календиона.

488

PG 46,852–864.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle