Господь Иисус Христос – Основатель Церкви

Источник

Содержание

I глава II глава III глава  

 

I глава

Церковь Христова, как общество верующих во Христа, отличается от других человеческих обществ: «Царство Мое, – сказал Спаситель, – не от мира сего» (Ин.18:36). Это отличие состоит, главным образом, в том, что Церковь основана не силою и волею человеческою, а силою и волею Сына Божия. Это показывают свидетельства о Божественном происхождении учения христианского, слова и распоряжения Сына Божия, свидетельства апостолов и Церкви.

Если несомненно Божественное происхождение христианского учения, то за несомненное должно признать и Божественное происхождение Церкви Христовой. Ибо Церковь Христова и учение Христово не составляют чего-либо отдельного, ибо учение Христово с тем и дано земле, чтобы явилась и существовала Церковь.

Далее, Господь Иисус Христос ясными словами выражал, что Он – Основатель Своей Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). А другим наставлением давал видеть, что Церковь Его уже существует: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Спаситель также изображал Себя под образом пастыря, а Церковь и членов ее под образом двора овчего и овец и присоединял, что приведет и язычников в этот двор (Ин.10:14, 16).

Затем Спаситель показывал то же самое и Своими действиями и распоряжениями. Так, избрав двенадцать апостолов (Лк.6:13), Он приготовлял их к званию вселенских учителей особенными наставлениями (Мф.10:1), облек их властью и чудесами (Ин.20:21, 23; Мк.16:17–18) и пред вознесением на небо повелел проповедовать Евангелие миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15).

С другой стороны, Спаситель установил таинства, например, крещение для принятия новых членов (Мф. 28:19), причащение для воспоминания о крестной смерти Его (Лк.22:19) и для теснейшего соединения членов Церкви между собою и с Ним, как Главою (Мф.26:26–28; Лк.22:19–20; 1Кор.11:23–26). Но собственно Христос основал или, по выражению церковно-богослужебных книг, «водрузил» Церковь Свою только на кресте, где Он «приобрел ее Кровию Своею» (Деян.20:28). Ибо только на кресте Господь собственно искупил нас и воссоединил с Богом, без чего христианство не имело бы никакого значения; только после крестных страданий Он вошел «в славу Свою» (Лк.24:26) и мог ниспослать ученикам Своим Духа Святого (Ин.7:39), Наставника на всякую истину; только войдя в славу Свою, Христос торжественно сказал апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:18–19). А если бы Христос не воссоединил нас с Богом Своею смертью, и путем креста не вошел в славу Свою и не даровал апостолам Святого Духа, Церковь Христова не могла бы утвердиться на земле, и все прежние начатки ее изгладились бы незаметно.

Апостольское учение также признает Основателем Церкви Христовой Самого Господа Иисуса Христа: Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11–12; ср. 1Кор.12:28). Посему Господь Иисус Христос называется краеугольным камнем Церкви (Еф.2:20), основанием ее (1Кор.3:11), а апостолы, распространявшие учение Христа, – служителями Господа: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители» (1Кор.3:5)

Христианская Церковь потому и называет себя христианскою, что получила она начало свое от Христа (Деян.11:26; срав. 1Кор. 3:4–5). Так учили о происхождении Церкви Христовой мужи апостольские и Отцы Церкви. Святой Ерм писал: Господь «всемощною Силою Своею создал Свою святую Церковь» («Пастырь», кн. 1). Св. Иоанн Златоуст учил: «Видишь ли, как того, что Он устроил, никто не разрушил, а что Он разрушил, того никто не построил? Он устроил церковь, и никто не может разрушить её» («Против иудеев и язычников», гл.1).

II глава

Христос Господь не только Сам основал Церковь Свою, но Сам же есть Глава ее и оживляет ее благодатию Святого Духа. Это видно из Священного Писания. Сам Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый», всех же, которые по Его призыву имеют прийти во двор овчий, наименовал единым стадом Своим (Ин.10:11, 16). Он Сам сказал, что не оставит сиротами Своих исповедников, но будет всегда пребывать с ними и подкреплять их (Ин.14:18, 27, 28; Мф.28:20), что Его именем они будут преодолевать все препятствия и невозможное делать действительным (Мк.16:17–18). Хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя (Мф.23:8), и поэтому сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.10:16). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих Христос поручил церковным пастырям, но Сам остается верховным «Первосвященником», Который «имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:24–25); Сам невидимо совершает чрез пастырей святые таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; Сам есть приносящий и приносимый в таинстве Евхаристии или Причащения.

Апостолы передали это, как истину Божию, со всею ясностью. Так, апостол Павел пишет: Христос «есть глава тела Церкви» (Кол.1:18); Бог «поставил Его (Христа) превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:21–23); «Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:23). От Него, как от главы, Церковь получает крепость и возраст (Кол.2:19; Еф.4:16); Он защищает ее от врагов ее (1Кор.15:25; Евр. 10:13). Посему апостолы считали себя только слугами и посланниками Христовыми; что они ни делали, что ни установляли, делали от Его имени, как от имени Верховного Правителя Церкви, и так повелевали делать преемникам своим. «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20); «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:4–5).

Если же глава Церкви есть Сам Богочеловек, исполненный благодатью и истиною (Ин.1:14, 17), то уже по сему одному несомненно, что Он наполняет Церковь-Тело благодатью Святого Духа, или, что то же, Дух постоянно пребывает в Церкви Христовой, как животворящее начало ее. Притом известно, что Господь, оставляя землю, обещал послать ученикам Святого Духа, чтобы Он пребывал с верующими вечно (Ин.14:16–17), и Свое обещание действительно исполнил (Деян.2:2). С тех пор Всесвятой Дух нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властью, постоянно в них пребывающею (2Тим.1:14), – учить, священнодействовать и пасти духовное стадо. Апостол Павел поучал правителей Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога» (Деян.20:28). Дух Святой, затем, нисходит на всех верующих в таинстве крещения, и во всех прочих таинствах. Дух Святой, далее, нисходит на всех верующих, пастырей и пасомых, или правильнее – постоянно пребывать на них (пока они остаются, того достойными) Своими духовными дарами, как «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23) и все прочие добродетели. Наконец, Дух Святой сходит на некоторых верующих в Своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и одному дает «слово мудрости, другому слово знания», «иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:7, 10); всего же яснее и осязательнее мы усматриваем соединение Христа с Церковью и со всеми членами ее в таинстве причащения: здесь каждый христианин причащается Тела и Крови Христовой, а с ними принимает в себя всего Христа, и каждый, после того, может сказать, по примеру апостола: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – главою Церкви, «от Которого всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19), так и между собою, ибо «все сие производит один и тот же Дух» (1Кор.12:11), все христиане живут одним и тем же Христом, так что, «хотя их и много, составляют одно тело» (1Кор.12:12).

Определение Церкви как «Тела Христова» весьма важно в том отношении, что оно дает представление о самом характере внутренней жизни Церкви. «Как обыкновенное тело растет, увеличивается, так и Тело Христово созидается (Еф.4:12), творит возвращение (Еф.4:16). Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и Тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в меру каждого члена» (Еф.4:16).«Как в теле нет распри, а все члены образуют единое целое, так и в Церкви Христовой мы все примирились в едином теле» (Еф.1:23), образуем едино тело, одушевляемое единым духом (Еф.4:4). «Как в теле есть свои связи, своя система питания, так существуют они и в Церкви Христовой» (Еф.4:16; срав. Кол.2:19) (проф. Д. Богдашевский. Послание св. апостола Павла к Ефесянам, Киев, 1904, стр. 151).

III глава

Отличаясь от других человеческих обществ личностью своего Основателя Христа, Церковь отличается от них и своими границами или пространством. Всякое человеческое общество имеет определенные границы, намеченные в самом характере заданной цели или пространстве. Христианское общество, Церковь, не знает таких границ; она охватывает всю жизнь человека и распространяется на весь мир. Эту истину Господь открывал всему роду человеческому еще в обетованиях патриархам (Быт.22:17, 28:14), потом всему народу иудейскому в многочисленных пророчествах (Пс.2:7–8, 71:8–11; Ис. 2:2–3, 9:6–7, 49:6); наконец, со всею ясностью сказал Сам непосредственно, когда заповедал ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15); «идите, научите все народы» (Мф.28:19). Следовательно, членами Церкви Христовой обязаны быть все люди, слуха которых когда-либо достигнет евангельская проповедь. Обязаны быть все: ибо все равно призваны, по самой природе своей, в религиозный союз с Богом. И значит, когда этот союз ими нарушен и когда, для восстановления его, Сам Господь предлагает людям единственное средство в вере христианской, – они и самой своей природой и властью Бога обязываются принять предлагаемое средство, чтобы им пользоваться. Вот почему Спаситель к заповеди Своей апостолам о проповеди Евангелия всей твари присоединил и следующие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16); «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф.10:14–15). Пределы Церкви не ограничиваются даже пределами видимой вселенной: и умершие христиане продолжают быть живыми членами Церкви. Вселенское христианское общество, носящее название Церкви, осуществляет в себе идею единства всего человечества.

Хотя все люди обязаны быть членами Церкви Христовой, но не все состоят членами ее на самом деле. «Если кто не родится от воды и Духа, – оказал Спаситель, – не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5). Следовательно, действительно принадлежат к Церкви Христовой только те, которые уже, по слову Апостола, «одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины» (1Кор.12:13). Напротив не принадлежат к ней, во-первых, ни иудеи, ни магометане, ни язычники, которые не приняли еще учения и крещения Христова; во-вторых, те, которые, будучи уже оглашены учением Христовым и приняв его, не получили еще крещения. «Оглашенный еще чужд верному», – замечает св. Иоанн Златоуст («На Евангелие Иоанна», беседа 25); «Доколе ты оглашенный, – говорит также св. Григорий Богослов одному, отлагающему креститься, – дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святое, проникнуть взором во Святое Святых, быть с Троицею» (Слово 40).

Относительно же уже вошедших в Церковь через крещение мы «веруем, что члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа (которую приняли мы от Самого Христа, от апостолов и святых вселенских соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо, если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами Кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками и держались кафолической и православной веры» (Послание восточных патриархов, гл. II). Таким образом, к Церкви Христовой принадлежат все православно верующие, не одни только праведники, но и вместе и грешники.

Но есть предел, который если переступят грешники, то или «видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви» (Пространный христианский катихизис о 9 члене). Таким образом, не принадлежат уже к Церкви Христовой, во-первых, отступники от христианской веры, которые, совершенно отвергшись ее, снова сделались язычниками или вообще иноверцами и, по выражению апостола, попрали Сына Божия и не почитают за святыню Кровь Завета, которою освящены, и Духа благодати оскорбили (Евр.10:29).

Во-вторых, не принадлежат к Церкви еретики, которые, хотя и не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и извращают ее в основных ее догматах. «Есть люди, – говорит апостол Павел, – слушающие вас и желающие превратить благовествование Христово; но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:7–8). «Еретика, – заповедует тот же апостол ученику своему епископу Титу, – после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10–11); так не заповедал бы апостол пастырю поступать с теми, которые еще принадлежат к его стаду. Апостол Иоанн пишет об еретиках, которых он называет антихристами: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин.2:19).

Не принадлежат, далее, к Церкви отщепенцы или раскольники, которые хотя и не искажают догматов веры, но не покоряются церковной власти, и чрез то самовольно отделяются от Церкви. Справедливость этой мысли видна из слов Спасителя: «Если (кто) Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Это видно и из правил вселенских и поместных соборов; эту же мысль выражали и святые отцы и учители Церкви. Так, святой Киприан пишет: «Ты должен знать, что епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и не находящиеся в единении с епископом, не находятся и в Церкви, и что напрасно обольщают себя те, которые, не имея мира с священниками Божиими, думают найти для себя бесчестное общение у некоих, когда Церковь Кафолическая едина, неразделима и нераздробима, но повсюду соединена и окреплена узами согласующихся между собою пастырей» (Письмо 69).

К Церкви Христовой, наконец, не принадлежат все те, которых Церковь, по данной ей от Господа власти вязать и решить, находит нужным отлучать от общества верующих (Мф.18:17–18), как поступает она и доселе («Чин в неделю Православия») и как видно из ее древних правил. Об этом же свидетельствуют древние церковные учители; так, святой Киприан говорит: «Гордые и упорные умерщвляются мечем духовным, когда извергаются из Церкви, потому что вне ее они жить не могут» (Письмо 62); а блаженный Иероним пишет: «Прелюбодей, любодей, человекоубийца и другие беззаконники бывают отлучаемы от Церкви чрез пастырей, а еретики сами произносят на себя приговор, добровольно удаляясь от Церкви» («На главу 3 Посл, к Титу»).

Чтобы правильнее судить о раскрытых нами положениях касательно еретиков и раскольников, надобно выяснить, что такое ересь и что такое раскол, и какие здесь разумеются еретики. О ереси и расколе древние учители Церкви дают нам следующие понятия. Святой Василий Великий говорит: «Иное нарекли древние ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем; еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом» (Каноническое послание к св. Амфилохию I, прав. 1). Блаженный Иероним пишет: «Между ересью и расколом то различие, что ересь состоит в извращении догмата, а раскол также отлучает от Церкви по причине несогласия с епископом. Следовательно, эти две вещи по происхождению могут казаться различными в известных отношениях; но в основании нет раскола, который не имел бы чего-либо общего с какою-либо ересью по восстанию против Церкви» (на Посл, к Титу, 3 гл.). Блаженный Августин о том же предмете говорит: «Еретики, ложно умствуя о вере, символе и о Боге, нарушают самую веру, а раскольники неправедными своими толками отторгаются от братской любви, хотя веруют тому же, чему и мы» («О вере и символе», гл. 10). Кратко сказать, ересь есть отделение от Церкви вследствие несогласия в основных истинах веры, догматах; раскол – отделение от Церкви вследствие несогласия во второстепенных вопросах, например, обрядовых, или самовольное отделение вследствие несогласия с епископом, при согласии в догматах. Общее у еретиков и раскольников – самовольное отделение от Церкви.

Если говорится, что еретики и раскольники не принадлежат к Церкви, то разумеются не те из них, которые держатся ереси или раскола в тайне, стараясь казаться принадлежащими к Церкви, и наружно исполняя ее уставы; или увлекаются еретическими и раскольническими заблуждениями по невежеству и без всякой злонамеренности и упорства; ибо очевидно, что они ни сами, видимо, не отлучили еще себя от общества верующих, ни отлучены властью Церкви, хотя, быть может, и отлучены уже сокровенным от нас и от них судом Божиим; таковых людей всего лучше предоставить суду Бога, Который ведает самые помышления человеческие. Здесь разумеются еретики и раскольники явные, которые уже сами отделились от Церкви или отлучены ею, и, следовательно, еретики и раскольники намеренные, упорные и потому виновные в высочайшей степени.


Источник: Исидор (Богоявленский), еп. Господь Иисус Христос – Основатель Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 2. С. 83-88.

Комментарии для сайта Cackle