О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели (аннотация АВ)
Трактат «О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели» написан свт. Григорием Нисским около 392 г. по просьбе монаха Кесария. Сочинение посвящено не только экзегетике, но и нравственно-аскетическому и мистико-созерцательному богословию.
Сочинение имеет 2 части. В 1-й части (77 глав), основываясь на буквальном понимании библейского текста, свт. Григорий подробно излагает историю пророка Моисея по книгам Исход и Числа. Во 2-й части (321 глава), дается мистико-аллегорическое толкование описанных событий. В текст 2-й части для удобства читателей переводчиками были добавлены заголовки.
Свт. Григорий Нисский рассматривает жизнь ветхозаветного пророка и боговидца как символ постепенного восхождения человека к вершинам созерцания и соединения с Богом. Святитель сравнивает все события из жизни пророка Моисея с различными обстоятельствами жизни христианина и отыскивает здесь многочисленные нравственные правила.
Ключевое понятие произведения – «добродетель». Свт. Григорий утверждает, что совершенная, неограниченная добродетель – это Сам Бог. Человек может приближаться к этому совершенству лишь путем постоянного преодоления всего, чего он уже достиг (путем эпектазиса). Святитель показывает это на примере явлений Бога, которых был удостоен Моисей:
- в свете неопалимой купины Бог является Моисею как «истинное бытие»;
- синайский мрак означает, что Бога можно видеть лишь в неведении. Беседа Моисея с Богом в облаке на Синае рассматривается как молитвенное исступление, в котором душа познает Бога в «светозарном мраке», отрешившись от любых чувственных и умственных представлений;
- богоявление в расщелине скалы подразумевает, что Бога можно увидеть лишь в постоянном оставлении достигнутого. К Божией бесконечности человек может приблизиться лишь в безостановочном движении.
Таким образом, в этом сочинении свт. Григорий излагает свое учение об экстазе как высшей форме богопознания – жизнь пророка изображается как ряд духовных побед, принесших ему двукратное созерцание в экстазе сущности Божией.
В заключении трактата Моисей называется «другом Божиим». Святитель представляет здесь совершенную человеческую добродетель как бесконечные, неисчерпаемые отношения человека с Богом, у которых не может быть ни конца, ни полного насыщения, поскольку Божество всегда остается отличным от человечества.
Трактат оказал значительное влияние на последующую христианскую мистическую традицию.