архим. Антоний

Источник

Исправление человеком. Чудо 11-е

Ты верных спасительница, Богородице, и слепых наставница, и падающих исправление (Кан. на пов., гл. 1-й, п. 8-я, четв.)

У жителя Черниговского Василия Болдаковского был слуга Клим. Наказующий, ради нашего исправления, различными болезнями, чадолюбивый Отец наш Бог, попустил бесу мучить сего слугу Клима; однажды привели его в Ильинский монастырь и привязали к столбу в пещере преподобного Антония, который некоторое время жил на том месте. О сем в Патерике Печерском говорится следующее: «Прелестник диавол возбудил Киевского князя Изяслава удалить пр. Антония из пределов Киевских. Брат князя, Черниговский князь Святослав, узнав о гневе на преподобного, ночью прислал за ним своих людей и взял к себе в Чернигов, где преподобный поселился в пещере, понравившейся ему, близ города горе Болдинской. На сем-то месте ныне и построен Ильинский монастырь. Молитвами пр. Антония и предстательством Пресвятой Богородицы Клим освободился в той пещере от мучения злого духа.

Беседа 11-я

Желающий исправить свою жизнь пусть взывает вместе с Давидом – о если б исправились пути мои, сохранити оправдания Твоя!? (Пс. 118:5). Кто же их исправит? От Господа стопы человека исправляются (Пс.36:23), и без Его помощи ничего нет возможного. И так, да исправит Господь стопы наши по ходатайству за нас Пресвятой Богородицы, Своим представительством Которая многим дарует исправление. – В размышлении о том, что именно спасло благоразумного разбойника учители толкуют неодинаково – одни, как и мы указывали выше в третьем нравоучении, говорят, что разбойник спасся верою, другие – покаянием – разбойниче покаяние рай отверзе (Ипак. Глас 1), говорит Дамаскин; некоторые причину спасения приписывают сокрушенному в молитве сердцу, ибо с сокрушенным сожалением о грехах разбойник обратился к Господу, воззвав – помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си (Лк.23:42); а между тем известно, что сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (Пс. 50:19). Иные утверждают, что виною спасения послужило исповедание, ибо, сознавшись, он говорил – мы достойная по делом наю воспримлева (Лк.23:41), за исповедание удостоился спасения, ибо сказал исповем на мя беззаконие мое Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5). – Я, однако, спрашиваю, кем сему разбойнику внушено такое скорое исправление, что уверовал, покаялся, с сокрушенным сердцем помолился и исповедался? Почему не было в нем такого исправления, когда осужден был на смерть? когда вслед Христа веден был на распятие? когда пригвождался на кресте? Почему именно покаялся тогда, когда с земли поднят был и распят по одну сторону креста Христова? Некоторые учители сие объясняют тем, что между крестами Христа и разбойника стояла в то время Матерь Иисусова – Пресвятая Дева Мария. И так, ты находишь теперь причину внезапной перемены и исправления разбойника в Матери Господней. Она, стоя между Господом и грешником, тайно исходатайствовала для распятого действующую к исправлению благодать и вот, нераскаянный ранее, разбойник обратился к Господу. И нет ничего удивительного, что Ею исправляются многие люди теперь, – во времена новой благодати, и еще в Ветхом Завете тоже было от одних Её только прообразов. Почему Бог, желая исправить Израиля, дал закон ему на скрижалях, а не на хартиях или кожах изволил начертать Свои повеления? Потому что желал прописать Деву Марию и показать, что чрез Нее хочет исправить и спасти мир, о чем и поется в догматике и спасе Богородицею мир Христос, имеяй велию милость (4-го гласа). Скрижали предзнаменовали Матерь Божию, в Которой хотел вписаться Сам Законодатель Скрижалью называет Ее Церковь в таких словах священной песни – Закона нового ковчег нарицаем Тя и благоначертанную скрижаль, в ней же Слово написася Боже (Мин. 20 Июня Песнь 9-я). Так называет Ее и св. Ефрем. «Скрижаль, вписанный закон человекам приносящая». Сия-то новая Скрижаль, еще под сенью, подавала исправление чрез скрижали Ветхого Завета; ныне же, в Новом Завете, самым делом исправляет падших, когда освобождает их от страстей, отвращает от заблуждения, очищает молитвами от грехов, избавляет от бед и защищает от наветов бесовских. И так отчаявшихся наставляет на стезю спасения и поселяет надежду, что св. Дамаскин исповедует в словах «Рождши Бога и Спаса всяческим, Марие, бысть Ти грешником обновление и ненадеждным надеждо».

Нравоучение 11-е

Хотя исправить человека, Господь посылает для того различные наказания. К сильным наказаниям следует причислить и мучения диаволом, которым подвержен был вышеупомянутый Клим. Должно, между прочим, знать то, что диавол не имеет над человеком никакой власти, если только не будет ему дано ей свыше; когда повелит Бог, тогда он принимает власть и мучает человека. Известно, например, об Иове, что он начал страдать только после дарования диаволу Господом власти над ним: се предаю ти его, токмо душу его соблюди (Иов.2:6). Попускает Господь на человека таковые мучения по причинам или ради искушения, как напр., праведного Иова, – чтобы человек получил лучший венец за терпение; или же в наказание за грехи, желая тем исправить человека; в таком именно роде был наказан тот, о котором упоминает Апостол в словах предати такового сатане во измождене плоти, да дух спасется в день Господа нашею Иисуса Христа (1Кор.5:5). Ибо кто бывает наказан телом, тот получает исправление и здравие души. Такого характера искус выдержал в числе прочих и св. Апостол Павел, о сем говорящий егда немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:10). По той же причине описанные у св. Иоанна Лествичника темничники, молят Бога, чтобы Он попустил диаволу мучить их тела; для сего молили сделать их бесноватыми, дабы сим мучением плоти получить исправление и спасение души. – Господи, одно наказание Твое меня научит, только да не яростью Твоею обличити мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс.37:2)!

Приложение

Один брат жил в уединенном монастыре. И вот какова была его непрестанная молитва: «Господи, не боюсь я Тебя! пошли на меня злую болезнь или напасть; неужели и после сего не устрашится моя окаянная душа?!». Так прилежно молил Бога, говоря еще: «я знаю, что невозможно, чтобы Ты простил согрешения, потому что много согрешил я пред именем Твоим, Владыка, – много и страшно. Но если возможно, ради Твоих бесчисленных щедрот избави меня от согрешений. Если же сего сделать нельзя, тогда подвергни мучениям здесь, а там хотя малую часть следуемых наказаний остави, – только с сего времени наказывай меня не с яростью, но с человеколюбием». – В таких словах изливая пред Богом свое душевное желание, в посте и смирении в искреннем сердечном сокрушении он провел целый год. Между тем, у него явилось желание узнать, что бы означали слова – блажени плачущи яко тии утешатся (Мф. 5:4). Однажды, когда он сидел на земле и по обыкновению сокрушался, от печали случилось ему задремать; в это время явился ему Христос в образе кротком, и тихим голосом сказал: «Что имеешь на душе своей человек? – и о чем плачешь?» – Он ответил: «упал я, Господи!» – «Встань!» сказал Явившийся. – «Не могу, если не подашь мне руку!» возопил лежавший брат. – И простер Господь руку, и поднял его. – Снова тогда обратился Господь к брату: «О чем плачешь и о чем скорбишь, человек?» – «Ужели Ты не хочешь, Господи, чтоб я скорбел и плакал, когда так Тебя оскорбил?» – Тогда Явившийся подняв руку Свою, положил ее на сердце брата, и, проведя по нем рукою, сказал: «Не скорби – поможет тебе Бог, поскольку ты сам себя поверг в печаль, Я не пошлю тебе скорби. Если тебя ради Я пролил кровь Свою, то тем более не оставлю Своим человеколюбием всякую кающуюся душу». – Очнувшись после видения, брат нашел сердце свое исполненным великой радости. Понял он, что Бог сотворил ему милость, непрестанно прославляя Промыслителя, в великом смирении прожил он остальные годы своей жизни и мирно отошел ко Господу.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle