архим. Антоний

Источник

Чудо 1-е 1662 года месяца апреля от 16–24 дня

Аз же о всяком немощнем

восплакахся, воздохнув же видев

мужа в бедах (Иов.30:25)

В царствование пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всей Великой, Малой и Белой России, когда занимал Архипастырский, в Чернигове престол, Преосвященный Лазарь Варанович, Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, в 1662 от Рождества Христова году, в апреле месяце в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме находящийся в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии источал слезы с шестнадцатого до двадцать четвертого числа; на сие чудо с великим ужасом смотрели все жители Чернигова.

Беседа 1-я

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть (Ин.3:16). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его (Ин.11:35–36). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася (Иов.2:12). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати (Пс.35:13), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит (Притч.18:3). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки (Лк.12:13–31), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему (Иез.18:23). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней (Лк.7:13). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея (Пс.84:3–4), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери.

Нравоучение 1-е

Образ Пресвятой Богородицы источал слезы. Зачем? – Чтобы ты, человек, имеющий образ Божий, навык не смеяться, ибо горе смеющимся (Лк.6:25). Мир сей есть юдоль плачевная (Пс.83:7), как в нем ты можешь смеяться? Смех ваш обратится в плач и радость в сетование! Посему восплачь здесь, чтобы возрадоваться там, где радости твоей никто не отнимет, восплачь о своих грехах, чтобы очиститься. «Без плача», говорит Петр Дамаскин, «очищения не бывает». Ибо, как без воды не можем выбелить черной ткани, так и очиститься от грехов без сокрушения сердечного; слезы убелят ефиопа. Черно было лицо жены грешницы, ибо у Пророка Иеремии о грешных пишется – потемне паче сажи вид их (Плач.4:8), но взгляни: слезами убелилась она паче снега. Плакала она у ног Христовых и удостоилась услышать – отпущаются греси ее мнози (Лк.7:47). Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош есть пост, но иногда не сицевого поста аз избрах (Ис.58:5), говорит Господь; хороша и молитва, но и та не бывает без порока – молитва его да будет в грех (Пс.108:7); добра и милостыня, но и на нее не тверда надежда – аще раздам вся имения моя, никая польза ми есть (1Кор.13:8). Одни слезы сокрушенные беспорочны пред Богом – сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). Припомним царя Иосию, память коего поистине достойна похвалы: сокрушил он идолов, разрушил алтари и капища идольские, заклал жрецов, а кости идолослужителей развеял по воздуху (4Цар.23:4–20), показав по Боге такую ревность; потом он заплакал о людях, прогневавших Бога идолослужением. Тогда ему было сказано – раздрал еси ризы твоя, и плакался пред Мною и Аз убо услышах, глаголет Господь (4Цар.22:19). Обрати же внимание на то, что воспоминает об одних только слезах и только за них похваляет, остальные же добрые дела проходит молчанием, как бы совершенно о них забыв. Вот сколь приятны слезы Богу! Рассуждая о том же предмете, св. Феодорит говорит – «Такую пользу приносят сокрушение и слезы их стяжавшим». В «Песни Песней» Возлюбленная Христова, описывая все члены Возлюбленного и уподобляя голову – золоту, ланиты – чаше фимиама, уста – сосудам источающим смирну, говорит об очах, что очи Его яко голубицы на исполнениих вод (Песн.5:12). Не без основания уподобляет очи Его голубиным, ибо о палестинских голубях повествуют, что живут они при водах и любят увлажнять глаза свои потоками водными. Когда очи Христовы уподобляются голубиным, сие знай, означает, что и Он любит освежать их потоками водными, о которых упоминает Давид в таком выражении – исходища водная изведоста очи Мои, понеже не сохраних завета Моего. На слезы истинно кающихся Господь всегда желает смотреть, и не напрасно Пророк сказал – положил еси слезы моя пред Собою (Пс.55:9). Кого прельщает золото, кого красота лица, кого вкусные яства и напитки, а Христу приятны слезы людей, плачущих о грехах. Велика радость бывает у Ангелов об одном кающемся грешнике, но еще более радуется о сем Творец, Который преклонив небеса, снисшел на землю и пострадал: Христос, сущим нам немощным, за нечестивых умре (Рим.5:6). – Посему восплачем о соделанных беззакониях, чтобы возвеселить взирающего на нас Христа, смыть нечистоту греховную и ради слез сподобиться вечной радости. Таковую слезы производят перемену блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф.5:4).

Приложение

К востоку от лавры святого Саввы, по другую сторону протекавшего около нее потока, имел свою келью великий старец Анфим. Тридцать лет пребывал он в ней безвыходно, проводя время в постоянных слезах и молитве. Незадолго до своей кончины, преподобный впал в тяжкую болезнь. Св. Савва, сожалея о больном и престаревшем уже отшельнике, предложил ему переселиться в монастырь, братия которого могла бы облегчить страдания его своими заботами и попечениями. Но старец умолял оставить его в том месте, где столько лет провел он в уединении. Удрученный недугом отшельник остался в своей кельи. – Однажды пред утренею св. Савва, встав на молитву, услышал где-то чудное громогласное пение. Подумав что уже поют утреню, и в то же время изумляясь, почему совершают богослужение без его благословения, так как пономарь за таковым к нему не приходил, он тотчас же отправился в церковь. Она, однако, была заперта. Смущение овладело старцем при размышлении о значении слышанного пения. По приходе домой он слышит уже не только пение, но и самые слова песни, которые были таковы – «пойду в место крова дивна, даже до дому Божия, в гласе радования и исповедания шума празднующих». Прислушавшись внимательнее, наконец он узнает, что дивные сии слова несутся с той стороны, где находилась келья блаженного Анфима. Св. Савва предполагает тогда, что, должно быть, настала кончина подвижника. Посему будит братию и, взяв некоторых с кадилом и светильниками, идет в старцеву келью. Там продолжалось еще пение Ангелов, восходивших на небо с душею преподобного; чудное благоухание, при неизреченном сиянии небесного света, наполняло воздух. Тело преподобного было еще тепло и лежало на земле; душа же при пении Ангельском отошла к Господу. После должного целования и обычных песнопений святые мощи были преданы земле, – Так-то вменились старцу труды в покой, а слезы в радость!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle