архим. Антоний

Источник

Защищение. Чудо 2-е 1662 года

Радуйся, варварского избавляющая служения (Икос 5)

В год истечения слез 1662, за грехи наши, попущением Божиим, татары сделали набег на Чернигов и многие его окрестные поселки разорили. Иноки Ильинского монастыря, не подозревая варварского нападения, спокойно пребывали в обители. В одну ночь известили об опасности их. Пробудившись, собрались они в церковь и потом, помолившись, скрылись в Антониевой пещере. В полночь татары ворвались в монастырь и бросились в храм, где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Много здесь они сделали пакостей: все иконы с мест своих побросали на землю, взяли всю церковную утварь, но чудотворную икону со всеми ее украшениями не тронули. Как некогда за Пророка Елисея, так и здесь Господь поразил поганых слепотою, чтобы, слепые душевно, они не видели и телесными очами иконы Божией Матери, взирая на которую, мы видим как бы саму Богородицу. Божия сила не допустила коснуться мысленного кивота нечистыми руками – яко одушевленному Божию кивоту, да никако же коснется рука скверных (Песнь 9-я). Та же невидимая сила не допустила их войти в пещеру, где скрывались иноки, хотя неоднократно и покушались на то с зажженною лучиною и обнаженными мечами. Защищавшая иноков сила Пресвятой Богородицы возбраняла татарам вход в пещеру.

Беседа 2-я

Многи раны грешному (Пс.31:10), говорит Псалмопевец. И не только в настоящем, но и в будущем веке бесчисленным ранам подлежит грешник, ибо грех не бывает без наказания. С самого начала грехи были наказываемы: Адамов – изгнанием Евин – болезнями, Исполинов – потопом, Содомлян – огнем, Египтян – многими казнями, Израильтян – рабством. За согрешения привлекаем на себя и мы многие наказания, как-то: междоусобные брани, смертоносные болезни, нашествия неприятелей и т. п. И что предпримем мы, грешники? Последуем мудрому совету Пророка Исаии, который говорит – укрыйтеся мало елико елико, дóндеже мимоидет гнев Господень (Ис.26:10). Но где скроемся от находящих многих напастей? Там найдем себе убежище, где имел Давид, говорящий о сем так: скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего (Пс.26:5). Где же найдем сей несокрушимый покров? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В сем покрове скрывался Давид, когда, гонимый Авессаломом, восхождаше восходом на гору Елеонскую (2Цар.15:30), которая прообразовала премудрую Госпожу нашу. А если прообраз Мариин мог сокрыть Давида во дни бедствий, то не тем ли более укроет Она Сама нас, к Ней прибегающих?! Аз, яко мгла, покрых землю (Сир.24:3), говорит Она о себе устами Святого Духа в книге Иисуса, сына Сирахова. Но зачем, дражайшая Госпожа, употребляешь себя худому предмету? Не для Тебя ли наименования – солнцем, луною и звездами? Какую красоту имеет тьма, что не гнушаешься Ты сего наименования? – Под покровом густой тьмы все звери безопасны от врагов, которые тогда изловить их не могут. В сем-то заключается причина того, почему Дева называется мглою. Она укрывает нас от уловляющих, ибо по причине бесчеловечия нашего, мы, грешные, суть или скоты, или звери, так как, по выражению Златоуста, «угождаем чреву подобно медведям, утучняем плоть подобно лошаку, злопамятствуем как верблюды, хищничаем как волк, гневаемся как змеи, жалим как скорпионы, хитры как лисица и ядовиты как ехидна. Таковых-то нас, уподобившихся зверям, преследуют как разнообразные ловцы, так постигает и праведный гнев Божий, наказывающий за все злые предначинания. Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть (Пс.93:1). Преследуют нас беззакония наши, так что мы сетуем – постигоша мя беззакония и не возмогох зрети (Пс.39:13), преследует и некий враг невидимый – бысть яко медведь ловяй (приседаяй ми), яко лев в сокровенных (Плач.3:10); преследует, наконец, враг видимый – рече враг: гнав постигну, исполню душу мою, убию мечем моим, господствовати будет рука моя (Исх.15:9). – Но дерзаем имеем мысленную мглу, нас покрывающую, – Пресвятую Деву Марию на Нее уповаем и под Её покровом не погибнет даже волос с головы нашей. О, Пресвятая Дева, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся Твои бо есмы раби, да не постыдимся. (Кондак).

Нравоучение 2-е

Пророк Божий Моисей, перечисляя все наказания, в случае нарушения Завета Божия имеющие постигнуть людей, большим из них ставит нашествие неприятелей, говоря о сем так – И будет, аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити вся заповеди Его, и наведет Господь на тя язык издалеча от края земли, аки устремление орле; язык его же не уразумеши, глагола язык безстуден лицем, иже не удивится лицу старчу, и юна не помилует. (Втор.28:15, 49). Пророчество сие сбывается и на нас, когда чрез многие годы, в няже видехом злая (Пс.89:15), Господь Бог за грехи наказывает нас на шествием неприятелей. За несоблюдение заповедей и хождение не по путям закона наводит Он на нас язык издалеча, аки устремление орле. В своих набегах, будучи стремительнее поднебесных орлов, сии неприятели преследуют нас в горах и подстерегают в пустынях. За то, что не пленяем всяк разум в послушание Христово (2Кор.10:5), Господь предает нас в плен, как говорит Давид – предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов (Пс.77:61). И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их, и стужиша им врази их (Пс.105:41–42) Так как не добродетелями Богу, но плотоугодием себе и греху работаем и служим, предает Он нас на служение и тяжкую работу врагам, – работу, о которой предсказывает Моисей – понеже не послужил Господеви Богу твоему с веселием и благим сердцем, множества ради всех (благих) и послужиши врагом твоим, яже послет Господь Бог твой на тя, со гладом, и жаждею, и наготою, и оскудением всех и возложит ярем железен на выю твою, дóндеже сокрушит тя (Втор.28:47–48). – Итак, обратимся к покаянию и, быв наказаны, уцеломудримся и найдем по пути тех людей, которые, егда Господь убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся, и утреневаху к Богу, и помянута, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть. (Пс.77:34–35). Обратимся мы к Богу; обратится и Он к нам – защитит от пленения варварского и избавит належащего праведного своего прещения и помилует. Если не обратимся, то побережемся, чтобы не постигло нас прещение, описанное у Исаии в таких словах – аще не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст, уста бо Господня глаголаша сия (Ис.1:20).

Приложение

В пятнадцати поприщах от лавры Святого Саввы была одна пещера, в коей вместе с учеником жил отшельник Иоанн. Ученик сей, видя постоянные усилия неверных разрушить святой город Иерусалим и бедствия жителей его, приступил однажды к своему духовному отцу с такою просьбою – «Я уверен, отче, что Бог не скрывает от тебя все, имеющее быть; итак, молю тебя, скажи мне, случится ли запустение этого города?» – Старец ответил – «Не принуждай меня, чадо; ибо кто я, и откуда, грешный, могу сие узнать?» – Такой ответ не остановил ученика. Зная, что старец имеет дар прозорливости, он с большею еще настойчивостью упрашивал поведать о будущем св. города. – Тогда, прослезившись, отшельник Иоанн сказал – «Удовлетворяя твоему болезненному желанию знать о сем, расскажу, что открыл мне Бог за пять пред сим дней. Во время о сем молитвы, я восхищен был на святое Краниево место, где множество народа восклицало «Господи помилуй!» Осмотревшись, увидел я пригвожденным на кресте Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, молящуюся о людях. Господь не принимал прошений человеческих, но, отвратив лице Свое, говорил – «не послушаю их, ибо осквернили Церковь Мою». Тогда люди поспешали в церковь Святого Константина, продолжая и там взывать – «Господи помилуй!» Вместе с клиром и народом вошел в церковь и я. Там, придя поклониться на место обретения Честного Креста, увидел я текущим из церкви какой-то смрадный поток. Тут стояли еще два старца. «Ужели вы не боитесь Бога, допустив здесь смрадный поток? И отчего это зловоние?» – обратился я к старцам. – Старцы отвечали – «От беззаконий жителей сего города!» – «Нельзя ли очистить это, да испросим Господа!» продолжал я. – Они сказали – «знай, авва, что все, что видишь, ничем другим очиститься не может, как только огнем!» – Сим закончив, старец заплакал, и продолжал, обратившись к ученику. «Внемли, чадо Бог определил, да отсечена будет глава моя. Много молился я об отвращении сего, но поведал Он мне, что определенное должно исполниться». – Во время беседы их и скорби напали на них варвары. Ученик убежал, а старцу отсекли они голову и ушли. Когда ученик возвратился, нашел отца своего убитым; упав на тело его, горько он плакал, а потом честные мощи положил во гробах отеческих. – Так, восторгающе плевелы, восторгоша купно и пшеницу!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle