архим. Антоний

Источник

Озарение смыслов. Чудо 6-е в 1672 году

Радуйся, верных озаряющая смыслы

(Акаф. Ик 2-й).

Житель Черниговский Лаврентий подвержен был сумашествию. Как свойственно такого рода больным, он бегал ночью по городу и полям. Однажды, когда в припадке безумия хотел утопиться в реке, он был схвачен и приведен в Ильинский монастырь к чудотворной иконе. Иноки о нем помолились, и возвратился к нему ум. Совершенно здоровым пришел Лаврентий домой, прославляя вразумившую его Матерь Божию.

Беседа 6-я

Стекайтесь сюда, все обиженные умом, и спешите за мною, все безумные и невежды, ибо имеем здесь наставницу премудрости и подательницу смысла – Пресвятую Деву. Всех нас Она научит, вразумит и наставит. Вы знаете, что неразумный научается из книги, необученный наставляется премудрым и невежда – путеводителем. А Пречистая Дева и есть – Книга, Премудрость и Путеводитель. – По сказанию Дамаскина, Она есть «Книга новая, в которой без всякого со стороны рук участия вписался Бог – Слово» (слово на Усп. Богор.). А св. Андрей Критский о сем говорит так: «Книга воистину живая, – книга Слова Отчего, тайно вписанного животворною тростью Духа». Она, превосходя разум премудрых, делает неразумными и бессловесными любомудрых и хитроискусных, а хотящих от Неё научиться, – извлекает из глубины неведения. Любомудрствовали и хитрословили проклятые несториане, уча называть Ее не Богородицею, но Христородицею, – вот доказательство, что считавший себя премудрым обезумел! Неучен – прост был святой Роман певец, но, умудренный Богородицею, написал до тысячи кондаков. Пресвятая Владычица наша Богородица, явившись ему во сне, дала свиток, который велела съесть. Проглотил он хартию, – и тотчас исполнился премудрости. Этой книги добивайся всякий, кто хочет научиться. Старайся найти, невежда, чтобы приобрести духовный разум, ибо, просвещая зарею, Она всех наставляет к Божественному разуму; ищи ее, гордый, чтобы научиться глубине смирения; ищи ее нечистый, чтобы найти сокровище чистоты; ищите ее, гневливый, завистливый и сластолюбивый, и научитеся любви и духовной нищете; не пренебрегайте ею и чревоугодник, и ленивый, да навыкнет воздержанию и трудолюбию.

Дева Мария есть приятелище Божией премудрости, коею научается неумеющий. Она говорит: иже есть безумен, да уклонится ко мне и требующим ума рече приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будете (Притч.9:4–6). Некто удивлялся, что, призывая пить вино, обещает тем умудрить, ибо кому вино дает премудрость? И не лишает ли оно ума даже премудрых? И если Апостол запрещает, очевидно не без причины, упиваться вином (Еф.5:18), и если даже мудрый губит вином свой разум, то зачем же к вину призывается безумный? Разве только для большего безумия? Но скажу, пусть не удивляется, потому что вино наше действительно лишает разума, а сие, – вино Мариино, скрывает в себе Божию премудрость. Об Её вине Пророк говорит, что оно напаевает не безумием, но целомудрием (Зах. 9:17). Вино сие порождает дев, не безумных однако, но мудрейших, взявших елей вместе со своими светильниками (Мф. 25:4). Итак сим вином, безумные, некогда умудрился; не сомневайся в Ее вине и ты, возлюбленный, но приди и вкуси вместе с прочими от Нее премудрость. Пивши от Неё, Дамаскин, почерпнул усеченною рукою, и как умудрился?! Он сделался подобным ключу, источавшему потоки премудрых песней. Выслушай также, что сказала в видении сему старцу Богородица. «Не заграждай источника Моего и не лишай ты себя такого питья».

Пресвятая Богородица есть Путеводитель, наставляющий неразумных. Обучал когда-то Гедеон триста Израильских воинов искусству войны с Мадианитянами и странное можно было видеть между ними устройство: вместо меча и копий они держали в руках свечи, – и тем победили врагов (Суд. 7:16–24). Борет меня адский мадиам, но прогнать его не умею. Ты, Богородица, наставь меня, потому что я считаю Тебя светозарною свечею, рассевающей тьму темных покровов. Блажен и премудр, кто вместо оружия придерживается сего светильника, и безумен, его не приобретший. Пять дев, светильники которых угасли, получили название безумных, а сохранившие непогаснувшими их – мудрых (Мф. 25:1–13). Поистине премудр тот, кто имеет Тебя, Владычица, своим светом, ибо ходя во свете Твоем, не упадет; безумен же невежда, не имеющий Твоего света, ибо ходит он во тьме и падает. Некогда Господь повелел Моисею постоянно поддерживать огонь в светильнике, бывшем в скинии (Исх. 27:20). Сей светильник прообразовал нашу пресветлую Наставницу, о которой Приточник предсказал – «светильник Ее не погасает во всю ночь; Ее свет озаряет ум, просвещает тьму и всех вообще верных наставляет к разуму» (Притч.3). – О, всесветлый свете, Пресвятая Богородица! просвети светильник мой и омраченную мою грехами душу.

Нравоучение 6-е

Всякий нераскаянный грешник безумен, потому что не имеет разума, который для человека составляет единственный светильник, разгоняющий тьму неведения, различающий доброе от злого, и всегда человека наставляющий на светлый путь заповедей Божиих. Если человек, не вняв светящемуся внутри его доброму разуму, последует внушениям своей злой воли, – ибо мысль с самой юности влечет человека ко злу, и пойдет по своим влечениям, делая недостойное хотя бы указаниями разума, и знал, что грешить пагубно, то будет навечно наказан. Небрежа о сем и нерадя о грехе, притупляет ум, губит разум и как безумный блуждает во тьме неразумия. О таковых Псалмопевец говорит не познаша, ниже разумеша, во тме ходят (Пс. 81:5). И св. Каллист: «Поистине не имеют светлости Божественного разума живущие в злобе и бесчинии. Ибо как темными облаками закрываются солнечные лучи, так и ум души нашей как бы светящийся в ясный полдень затемняется безумием». А какой грех больше безумия? Один учитель говорить «Ничего нет зловреднее греха, ибо он безумными делает тех, которые ранее были славны разумом и премудростью». Премудр был Соломон, но как обезумел, работая греху? Много и других премудрых погибло чрез грех. – Посему следует прилежно молить Господа, чтобы Он, отогнав от нас безумие греховное, просветил наш ум светом Святого Евангелия. Господи, вразуми меня – и испытаю закон Твой и сохраню его всем сердцем! Научи меня, Господи, благости, наказанию и разуму!

Приложение

В Персидской стране был иерей, по имени Павел, жил он благочестиво и отличался многими добродетелями. Одну только не мог победить страсть сребролюбия, которая позднее и погубила его. Каким образом это случилось, сейчас расскажу.

Во время страшного на христиан гонения, он, боясь идолопоклонников, убежал в уединенную гору, не забыв захватить с собою и золото, которого имел очень много. В одно почти с ним время скрылись в той же горе пять дев, инокинь разоренного гонителями монастыря. Девы эти, найдя Павла, поселились от него неподалеку. По жизни они были очень добродетельны и как бы исполнены благоухания Святого Духа, и, говоря правильнее, были подобны тем пяти мудрым девам, о которых упоминается в Евангелии (Мф. 25:1–12). Так, украшенные постническою жизнью, они проводили с Павлом время в пении, служении и повседневном исполнении заповедей Господних. Ненавистник всякого добра диавол, не перенося таковой их жизни и подвигов, вот что сделал. Приняв вид одного человека, он явился к начальнику жрецов царя Персидского и сказал ему: «Есть, господин, один пресвитер, имеющий много золота; с ним вместе скрывается пять инокинь. Если хочешь воспользоваться деньгами, схвати его вместе с инокинями и приведи на суд. Они от своей веры не отрекутся; ты же отсечешь головы и возьмешь их золото». Тот, конечно, обрадовался такому известию, тотчас велел схватить укрывавшихся и представить на суд. Тогда диавол, войдя в сердце пресвитера, внушил ему сказать князю следующее: «Зачем ты отнимаешь у меня золото, когда я тебя ничем не обидел?» – «За то, что ты христианин и не соблюдаешь повелений царя!» отвечал князь – «А что велишь ты мне делать?» – «Поклонись солнцу; тогда возьми свое золото и иди, куда хочешь!» – Сребролюбивый пресвитер, жалея своих сокровищ, не замедлил исполнением желания князя-жреца: поклонившись солнцу, он ел идоложертвенное мясо и пил кровь. Жрец же, видя, что ему не приходится воспользоваться золотом, обратился к пресвитеру с новым еще условием. «Если уговоришь своих постниц поклониться солнцу и выбрать себе мужей, бери тогда свое золото, и отправляйся, куда знаешь». – Павел, придя к инокиням, сказал им – «Князь отнял у меня имение; повелел он и вам исполнить царское приказание; как я поклонился солнцу и ел идоложертвенное, так сделайте и вы!» – Они, наплевав ему в лицо, ответили – «Недостаточно тебе, окаянный, своей погибели, но желаешь еще того же и нам. Ты второй Иуда; как он за золото продал Учителя и Владыку на смерть, а потом, получив его, удавился, так и ты, второй окаянный Иуда, за золото продал свою душу, приняв к сердцу слова того богача, который говорит душе, имаши много блага, лежаща на лета многа; почивай, яждь, пий, веселись! Тому было сказано – безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк.12:19–20). Говорим тебе, как бы стоя пред Богом, что на тебе сбудется сказанное об Иуде и богатом». – Закончив сии слова, они снова плюнули в лице отступника. – По приказанию князя святых дев многократно и беспощадно били железными прутьями. Они же, мужественно претерпевая мучения говорили: «Мы поклоняемся Господу нашему Иисусу Христу, и не послушаемся повелений царя, а что думаешь с нами делать, – делай!» – Князь старался уговорить их, обещая даже отдать Павлово золото, но все было напрасно. Тогда Павлу повелел он отсечь им головы. Думая, что Павел не захочет исполнить сего, жрец таким новым условием надеялся воспользоваться его золотом. Возбуждаемый блеском бывшего тут золота, Павел ответил – «Что повелел мне, исполню». С мечом в руках он отправился к святым девам. Изумлению их не было предела. Потом, несколько успокоясь, они в один голос сказали Павлу: «О, окаянный ты, бывший до конца нашим учителем, теперь, как волк, явился похитить нас. Не ты ли постоянно учил твердо стоять в вере и умереть за Христа? А сам что делаешь, без нужды от Него отрекшись? Это ли святые Тело и Кровь, который мы принимали от твоей нечистой руки? А посему знай, что твой меч есть наш ходатай за жизнь вечную. Отходя к Учителю нашему Христу, мы предсказываем тебе, что ты скоро вместе с золотом погубишь душу свою и, быв удавлен, вместе с Иудою будешь сыном геенны!» – По совершении пламенной молитвы им отсечены были головы рукою Павла. Жрец тогда сказал Павлу: «Много я встречал христиан, но ни один из них не исполнял с такою ревностью повелений царя; однако, отпустить тебя тотчас не могу, вот доложу о твоем поступке царю, а он, думаю, удостоит за это тебя великой чести. А теперь повеселись и оставайся пока с нами; утром же я скажу царю о тебе». – «Пусть будет по-твоему!» – отвечал окаянный. – Между тем, жрец в ту же ночь велел слугам своим удавить Павла. Наступило утро. Как будто ничего не подозревая о случившемся, он отправился посетить Павла и нашел его висевшим. Решив, что он удавился сам, коварный преступник распорядился выбросить труп удавленного за город на съедение псам. Так худо окончил жизнь отступник! Золотом же воспользовался жрец. Во всей полноте, таким образом, сбылось предсказание святых дев окаянному Павлу об его двоякой смерти, во всем сходной с Иудиной.

О, если один смертный грех вверг человека в такое безумие, то не тем ли более множество грехов может ослепить и погубить человека, хотя бы и премудрейшего!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle