Г.В. Маркелов

Источник

Предисловие

По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас, №  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского.

Праотцу Аврааму (Атлас, №  273) уподоблялся преподобный Михаил Клопский.

Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, №274).

Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, № 277) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский.

Мученику Андрею Стратилату (Атлас, № 278, 283) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского.

Борода священномученика Антипы (Атлас, № 279) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского.

Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, № 282283), которому уподоблено около 80 русских персонажей.

Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, № 281) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси.

Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, № 285, 286) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского.

Григорий Богослов (Атлас, № 287) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых.

Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, № 285, 288) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский.

Ефрем Сирин (Атлас, № 289) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского.

Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, № 290) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского.

Облик пророка Илии (Атлас, № 291) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея.

Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать'по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, № 292, 296).

Иоанн Златоуст (Атлас, № 293, 294) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

Бороде Иоанна Предтечи (Атлас, № 295, 296) уподоблялись бороды 4 русских подвижников – Авраамия Галичского, Корнилия Переяславского, Иоанна Яренгского, Михаила Черниговского.

Равноапостольному царю Константину (Атлас, № 297) подлинник уподоблял образ митрополита Киприана.

Мученик Косма (Атлас, № 298) служил образцом для изображения Авраамия Владимирского, Георгия Новгородского, Константина Угличского, Симеона Верхотурского, а бороде Космы уподоблены бороды около 40 русских подвижников.

Образ Евангелиста Луки (Атлас, № 300) был одним из прототипов для лика князя Михаила Черниговского.

Древнерусских подвижников Ефрема Новоторжского, Максима Блаженного, Ипатия Печерского подлинник предписывал изображать «в подобие» Николая Чудотворца (Атлас, № 301, 302), бороде Николы уподоблялись бороды еще 50 русских святых.

Савва Освященный (Атлас, № 304) служил прототипом для изображения Ефрема Смоленского.

Образы святых жен никогда не наделялись в традиционной иконографии отличительными чертами, какими для святых мужей служили прежде всего их бороды. Подлинники в самых общих словах сообщают лишь о возрасте и о «лепоте» святых жен. «Свято пожившим» древнерусским женам не давались портретные характеристики. Подлинник сообщает об уподоблении их общехристианским прототипам, однако подразумевает при этом, скорее, разряд или чин, к которому была причислена та или иная святая, чем ее конкретный образ. Поэтому мы приводим только несколько типов изображений святых жен, по образцу которых создавались иконы русских подвижниц.

Анастасия преподобномученица (Атлас, № 275) и Ксения преподобная (Атлас, № 299) представляли собой образцы для изображений монашествующих жен, например для Евфросинии (Евдокии) Московской, Евфросинии Суздальской, Февронии Муромской. Облики Анастасии Узорешительницы (Атлас, № 276), Екатерины великомученицы (Атлас, № 305) и Феклы мученицы (Атлас, № 306) могли служить образцами для изображения русских жен – мучениц знатного рода. Варваре великомученице (Атлас, № 280) в иконописном подлиннике уподоблялась Ксения Ярославская. Царица Елена (Атлас, № 297) была прототипом для изображений Ольги княгини Киевской и Анны Новгородской. Параскеве Пятнице (Атлас, № 303) уподоблялись в подлинниках Васса Псково-Печерская, Анастасия Василевская, Иулиания Вяземская.

Помимо Атласа изображения восточнохристианских святых публикуются в Приложении ко 2-му тому. В их числе рисунки из Строгановского лицевого подлинника и из подлинника Вяземского


Источник: Святые Древней Руси : Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконопис. подлинники) / Г. В. Маркелов. - СПб. : Дмитрий Буланин (ДБ), 1998-.- 29 см. - (Графика русской иконы / РАН, ISSN Ин-т рус. лит. (Пушк. дом)).

Комментарии для сайта Cackle