И. А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы
Взаимосвязь священного изображения и богослужения в христианской культуре, нашедшая отражения и в истории драгоценного убора икон, привлекает в наши дни многих ученых. Такое направление ее исследования было предопределено еще Андре Грабаром – монографию о золотых и серебряных окладах византийских икон автор сопроводил перечнем соответствующих письменных источников 681. В последние годы трудами Поля Готье круг этих источников был существенно расширен 682, и ныне у византинистов есть все основания продолжить изучение драгоценного украшения образов 683.
Конечно, древнерусские источники куда беднее византийских, но выявление сведений об украшенных иконах в летописях 684, описях 685, различных литературных произведениях, особенно в сказаниях о чудотворных иконах 686, в соборных чиновниках, духовных грамотах, в русской литургической гимнографии (акафистах иконам) и даже эпиграфике 687, конечно, в соответствии с византийскими текстами и немногими частично сохранившими драгоценное убранство памятниками, позволяет внести и русскую лепту в разработку этой темы.
Драгоценный убор, несомненно являющийся полноправной частью художественного облика иконы 688 , интересен и как факт иконопочитания, в его связи с храмовым богослужением или частным молением. Это помогает уяснить его духовный смысл и ту важную роль, которую он играл в жизни средневекового человека. Связь иконы с храмовым действом предопределила типологию драгоценного убора, его состав и структуру, тогда как происхождение отдельных форм украшения иконы может восходить к дохристианским культам или внерелигиозным социальным традициям.
Каноническая позиция византийского богословия иконопочитания, выраженная в словах Иоанна Дамаскина «различие материалов не причиняет вреда достоинству изображения» 689, никогда не соответствовала жизненной практике – для священных образов более желанным был материал драгоценный. И в Византии, и на Руси все описи храмовой или домовой «святости» начинаются с перечня более драгоценных икон. В живописных иконах нередко можно видеть имитацию драгоценностей – такие примеры есть уже в самых ранних энкаустических иконах VI в. В эпоху восстановления иконопочитания, несомненно, явившегося мощным импульсом для драгоценного украшения икон, в Византии уже существовала определенная структура их драгоценного убора: тексты середины X века повествуют о замене древних обветшавших окладов и киотов на новые 690. Убор иконы, получивший распространение и на Руси и именуемый здесь в письменных источниках иконой «крутой», «скрутой», иконным «кованием» 691, состоял из металлического оклада, неподвижно крепившегося к доске (это и есть собственно «кованис»), причем окованы могли быть только отдельные части или рама образа, или же все доличное, а в особых случаях даже весь образ. Помимо оклада, к иконной доске специальным образом подвешивались отдельные молитвенные подношения иконе (по русской терминологии – «приклад») – ювелирные украшения, наперсные кресты, иконы, панагии, серебряные и золотые монеты и т.п. 692. Образ помещался в киот, который, в свою очередь, мог быть расписан и окован, или даже последовательно в несколько киотов 693 . В драгоценный убор входили завесы, покровы и пелены (собственно «крута»), Покровы возлагались на верхний край богородичных образов и свисали по их сторонам (по русской терминологии – «убрусы с наконечниками»), причем на одной иконе их могло быть несколько 694. С одним из таких покровов связано чудо от образа константинопольской Влахернской иконы, описанное Михаилом Пселлом в XI в.: каждую пятницу в начале вечерни покров на иконе вздымался и оставался поднятым до девятого часа субботы, причем облик иконы менялся – в нее, по словам Пселла, как бы входила сама Богородица 695. Убор иконы дополняли повседневные и праздничные пелены, подвешенные к нижнему краю образа и свисающие до пола 696. Каждая из этих составляющих убора имела свои локальные и временные особенности и может быть предметом отдельного исследования (например, на Руси совершенно оригинальное развитие получили особые типы иконного приклада 697). Каждая часть была предопределена материальными возможностями ктиторов, художественными вкусами и обычаями данной эпохи, но происхождением своим была обязана практике иконопочитания.
Создание покровов, пелен, завес и киотов для образа соответствовало православным представлениям о необходимости сокрытия святости, да и просто необходимостью ее сохранности в связи с самими формами моления: лобзанием как важнейшим актом иконопочитания (не случайно среди обвинений латинян в ранних русских источниках было: «икон не целуют»698), возжиганием свечей и лампад, каждением иконы. Сказывается и запрет прикосновения к священным предметам непокрытыми руками – при отсутствии специальных приспособлений 699 иконы износились на пеленах; причем все предметы, касавшисся святыни, навсегда исключались из мирского обихода: «А же полотном икона покрывана, не достоит в нем себе ничего имети, но церкви» 700, и нарушение подобных запретов расценивалось как святотатство.
Особое значение придавалось окладу чудотворных икон, по исхождению живоносной благодати уподобляемых мощам и нередко, как известно, содержащих в иконной доске или в окладе ковчежцы с мощами 701. Один такой чудотворный константинопольский образ был описан около 1200 г. Добрыней Ядрейковичем, будущим новгородским владыкой Антонием: «а вне Златых врат святый Никола «Проби лоб», и прокована вся икона сребрем и позлачена, а когда царь приидет, и тогда открывают сребро и целует царь во главу, отнюду же кровь шла, и паки покрывают сребром» 702.
Из источников известно также, что чудотворные иконы постоянно омывались. Возможно, этот обычай восходит к легенде о царе Авгаре, получившем исцеление посредством воды колодца, в котором находился св. Образ 703. «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией матери», текст которого сложился до 1185 г. 704, сообщает, что чудотворную воду с иконы посылали страждущим в разные города Руси. Вероятно, уже тогда существовал особый богослужебный чин омовения икон, по аналогии с более поздним, отраженным в требниках «Чином омыти мощи святых или крест мочити или воду с креста пити» 705. После омовения икону осушали пеленами.
Пелены в соотнесении с иконой имели и другие функции. По русским церковным установлениям домонгольского периода известно: «Аще попинъ хощеть детя крестити и отцом [т.е. воспреемником. – И.С.] быти, да привяжеть чисть платъ къ иконе и воложитъ в оне детя» 706.
Иконные завесы на Руси были принадлежностью больших храмовых икон, по-видимому, заменяя собой киот лишь в ранний период. С такой завесой большой храмовой иконы связано одно из чудес, описанных в Киево-Печерском патерике 707 . B XVI–XVII вв. они встречаются в соборных описаниях уже как большая редкость 708. B XIV–XV вв. завесы под именем шитых «застенков» домовых икон фигурируют в княжеских духовных грамотах 709. В доме иконы завешивались, так как не должны были «видеть» греховные дела.
Согласно описям, оклад был у выносных двусторонних икон, связанных с молениями вне храма. Создание запрестольного образа, как правило, сопровождалось одновременным созданием для него металлической ризы, что могло вносить коррективы и в живописный строй иконы – например, он мог вообще не иметь золотого фона.
Непосредственно с литургической символикой и, возможно, даже конкретно с отдельными моментами самого чинопоследования были связаны только оклады икон, входивших в алтарную преграду, – наличие оклада здесь восходило к древнейшей византийской практике драгоценного украшения преград и его символического осмысления (преграда была своего рода ковчегом престола) 710: известны как описания, так и драгоценные фрагменты ранневизантийских алтарных преград 711. Все сохранившиеся большие иконы средневизантийского периода, в том числе и грузинские) в серебряных окладах-ковчегах связаны с алтарной преградой. Иконография палеосных изображений на их окладах предопределена тем же кругом идей, который позднее будет положен в основу развития русского иконостаса 712. По описям мы знаем несколько примеров таких окладов византийской традиции на Руси 713. Единственному сохранившемуся памятнику – «корсунскому» окладу иконы Петра и Павла, храмового образа новгородской Софии, посвящено исследование Э.А. Гордиенко, в котором состав палеосных святых оклада убедительно связан с возможными особенностями чина проскомидии, совершаемого в соборе 714. Э.А. Гордиенко датировала оклад серединой XII в. Нам представляется, что стиль этого памятника древнерусского искусства, непосредственно восходящего к византийской традиции, теснейшим образом связан со стилем самой живописной иконы и указывает на его принадлежность ко второй половине XI столетия 715. Новгородская София тогда еще не имела фресок, а создание такой драгоценной иконы по своему учительному смыслу, по развитой богословской программе да и по материальным затратам (самые большие из сохранившихся окованные иконы византийской традиции в два раза меньше новгородского образа) уподоблялось созданию храмовой росписи.
Такие поклонные образы, а не живопись сводов и стен, давали молящимся возможность соприкосновения с милостью Божией 716, их стройная иконографическая программа отвечала самому взыскательному вкусу ученых богословов, а тварный блеск и сияние драгоценностей являли зримый, всем понятный образ Божества.
Коснувшись связи чинопоследования проскомидии и, соотвстственно, патрональной темы с иконографией драгоценных окладов, мы приблизились к одной из главных побудительных причин их создания – обетному отношению иконе, особой форме моления. В византийских столичных памятниках этот акт благочестия получил стройное иконографическое выражение – в нижние части оклада включались изображения донаторов в молитвенных позах. Андре Грабар отметил возможную связь этой иконографии с особым чином освящения иконы, известным и по русским требникам 717.
Уже в ранней русской агиографии украшение икон прославляется как особая добродетель. Один из киево-печерских отцов – Еразм «все е же име на потребу церковну искладчи и иконы многи оковав иже обнищав велми», но явившаяся бедствующсму Еразму Богородица обещала прославление в «царствии сына своего» 718. Украшение икон было и важнейшей частью храмоздательской деятельности князей. По летописной записи 1180 г., один из князей «иконы златомъ и хиниппомъ (эмалью. – И.С.) украшая... память здсвае родоу своемоу паче же и дети своеи оставление грехов прося» 719. Но в русской традиции молитвенное подношение иконе могло находить иные, далекие от византийских формы. Личность донатора была представлена здесь только изображением его тезоименитого святого и молитвенной надписью в нижней части оклада – старейшая из них соотносится исследователями с именем Андрея Боголюбского 720 – а «творение чести» святым иконам могло быть тесно связано со светскими обычаями социальной среды дарителя: на чресла образа распятого Христа мог быть возложен драгоценный пояс, на главу – реальный княжеский венец 721, а к чудотворным богородичным иконам десятками прикладывались витые гривны, которые, как известно, были и знаками воинской почести 722. В этом же ряду можно рассматривать и летописный рассказ 1393 г.: похитители вынуждсны были связать убрусом чудотворную устюжскую икону Богородицы Одигитрии «со всею ее скрутою», не хотевшую идти в полон на чужую землю 723. Во всех подобных свидетельствах поражают конкретные формы культа икон: святые образы фигурируют как действенные и нередко грозные владельцы принадлежавших им драгоценностей. Некий гибнущий боярин из «Жития Феодосия Печерского» дал обет: «аще възращюся съдравъ въ домъ свои... на икону святыя Богородиця венець окую», однако позже забыл об этом – ему явилась икона Богородицы, и исходящий от нее глас напомнил об обете 724, а устюжская икона Богородицы наказала своих похитителей болезнями и слепотой 725.
Реконструируемый по источникам облик древнерусских чтимых икон с их многочисленными покровами и драгоценными прикладами, исчисляемыми десятками, а в XVI–XVII вв. и двумя сотнями 726, может показаться современному исследователю совершенно чуждым всякой литургической символики. Еще Я.И. Смирнов, комментируя формы почитания чудотворного образа Христа, описанные в «Слове о том, как чтили образ Спаса на убрусе в Эдессе», произнесенном в годовщину перенесения его в Константинополь в 944 r., замечал, что «тщательное реальное исследование о них довело бы нас до обрядов языческого идолослужения», но при этом указывал, что византийский богослов, автор Слова, предлагает их символическое толкование, написанное по образцу толкований литургических 727. Так и в древнерусском культе икон можно отметить христианизацию, богословское переосмысление древних ритуальных форм. Чин омовения иконы сопровождался, вероятно, молитвами, подобными строке из акафиста иконе Богоматери Тихвинской: «Радуйся живый запечатленный источниче, источивший воду жизни» 728, а древнейший акт ритуального приношения золота к священному изображению, совершаемый в день памяти Константина Великого (21 мая), мог символизировать попечение христолюбивого государя о церкви 729.
Несомненна связь драгоценного убора богородичных икон и литургической гимнографии, в частности, акафистов иконам Богоматери. По источникам и частично сохранившимся памятникам можно отметить особое развитие на Руси убора икон Богородицы, в который входили как специально изготовленные украшения, так и все типы девичьей· и женской «кузни». Эти приношения Царице Небесной, прямо восходящие к тексту 44-го псалма («Предста царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена... рясны златыми одеяна и прсиспещрена»), создавали блистательный и одновременно глубоко духовный зримый образ Невесты Неневестной, вдохновлявший, в свою очередь, авторов акафистов чудотворным иконам, например, Тихвинской: «Радуйся Царице, одесную Царя представшая. Радуйся, рясны златыми украшенная и всю славу внутрь имущая... крине чистоты блистанием светящаяся» 730. В акафисте новгородскому чудотворному «Знамению» икона прославляется как «боголепное украшение святыя Христовы Церкве... покрывающая всех нас Матерним Твоим покровом... увенчанная диадимою царскою от триединаго Бога» 731 – как уже говорилось, в состав драгоценного убора иконы входили покровы, а образ «Знамение», как можно определить по источникам, действительно издревле был украшен киотчатым венцом перегородчатой эмали 732. Так драгоценный убор мог вдохновлять гимнографов, а литургическая поэзия – серебряников и вышивальщиц.
* * *
Grabar A. Les revetements en or et en argent des ic6nes byzantines du Moyen Age. Venise, 1978 (см. b конце издания, на страницах без пагинации).
Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate. // REB.39. 1981, c.5–145; он же. Le Typikon de la Theotokos Evergetis // REB.80. 1982, c.5–97; он же. Le typikon du sebaste Gregoire Pakourianos // REB.42. 1984, c.5–145; он же. Le Typikon de la Theotokos Kecharitomene // REB.43. 1985, c.152–155.
B связи c данной темой особый интерес представляют следующие работы: Hetherington P. Enamels in the Byzantine World: Ownershipvand Distribution // BZ.81, 1988, c.29–38; Belting H. Bild und Kult. München, 1991; Patterson-Sevcenko N. Icons in the Liturgy (русск. nep. cm. b наст изд.). O семантике драгоценного убора иконы см. также: Гордиенко Э.А., Трифонова А.Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника // Музей, 1986, № 6, с.209–210; Трифонова А.Н. Царские врата XVI века из Софийского собора в Новгороде // 125 лет новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с.112–121; Гордиенко Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел» и особенности новгородской литургии в XII в. // ВИД. JL, 1991, с.155–168; Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских икон XI–XIII веков // EX ORIENTE LUX. M6langes offerts en hommage au professeur Jean Blankoff. Bruxelles, 1991; Vol.l. c.331–346.
См., например, упоминания драгоценных окладов «Владимирской Богоматери»: ПСРЛ, т.І. M., 1962, стб. 346, 351, 392, 463. О других иконах:
стб. 458; ПСРЛ, т.ІІ. M., 1962, стб. 581–582, 684, 702–704, 843–925 и др.; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950, с.45.
Наиболее ценные сведения об уборе икон см.: Акты русского на святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, 1873, с.59–67; Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 года // Георгиевский В. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. // ЧОИДР. 1890, кн.З, с.2–3; Опись Покровского женского монастыря в Суздале 1597 года // Георгиевский В. Памятники старинного русского искусства суздальского музея. M., 1924, с.1–57; Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // РИБ. Т.З. СПб., 1876; Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века, изданная Г.Филимоновым. M., 1873; Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г. // Ежегодник Владимирского Губернского статистического комитета. Владимир, 1878. T.1, приложение, с.1–46. Интересные сведения об уборе древних грузинских икон содержатся в статейных списках русских посольств в Грузию первой половины – середины XVII в. Изданы в: Древняя Российская Вивлиофика. Ч.Ѵ. M., 1788, с. 135–251.
Наиболее важный источник такого рода: Ключевский В.О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери. СПб., 1878.
Медынцева A.A. Древнерусские надписи из церкви Федора Стратилата в Новгороде // Славяне и Русь. M., 1968, с.445–448; Янин В.Л. Эпиграфические заметки // ВЯ, 1992, № 2, с.34–35.
См. об этом: Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских моленных икон XIV–XV вв. // Древнерусское искусство (в печати).
Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1897, с.434.
Смириов Я.И. Слово Х-го века о том, как· чтился образ Спаса на Убрусе в Эдессе // Commentationes Philologicae. Сб. ст. в честь Ив. Вас. Помяловского. СПб., 1897, с.218.
См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып.8. M., 1981, с.88; Словарь древне-русского языка (XI–XIV вв.). Т.ІѴ. M., 1991, с.231.
Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 5. СПб., 1897, с.133.
Древнейшее на Руси упоминание киотов и пелен см.: ПСРЛ, I, M., 1962, стб.458.
См. описание разнообразных убрусов, в том числе с лицевыми изображениями: Опись Покровского женского монастыря в Суздале, с.1, 9, 12.
См. здесь рус. пер. статьи Н. Паттерсон-Шевченко (с.00–00).
О пеленах см.: ПСРЛ, I, стб.458; Голубинский Е. История русской церкви. Т.І (2-я пол. тома). M., 1904, с.283. Подробные описания «праздничных» и «вседневных» пелен и нескольких убрусов на запрестольном богородичном образе см.: Опись церкви Знамения пресвятой Богородицы, бывшей домовой предков Царствующего дома, в 1631 г. // Архим. Сергий. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на Старом государевом дворе. M., 1866, с.2.
Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусской иконы. Цата (в печати).
Голубинский Е. История русской церкви. Т.І (1-я пол. тома). M., 1901, с.820–828.
Изображения икон вне храма в памятниках византийского искусства XIII–XV вв. см.: Velmans Т. Une Illustration inedite de l’acathiste et l’iconographie des hymnes liturgiques a Byzance // CahArch. T.XXII. 1972, Fig.27–29; Beltihg H. Bild und Kult, 12, 24, 107, 111, 112.
«Устав белеческий» или Заповедь митрополита Георгия. § 74 // Голубинский Е. История русской церкви, т. І, (1-я пол. тома), т.540. Об изнесении икон на пеленах см.: Чиновник Московского Успенского собора // ЧОИДР. 1907, кн.4, с.188.
Два древних углубления для мощей имеются на оборотной стороне новгородской иконы XII в. «Знамение», см.: Лазарев В.Н. Русская иконопись. M., 1983 (иконы XI–XIII вв., № 12).
Книга Паломник. Сказание мест святых во Царефаде Антония архиепископа новгородского в 1200 году. Под ред. Х.М.Лопарева // ППС. Т.ХѴІІ, вып.3, СПб., 1899, с.58.
Weitzmann K. The Mandylion and Constantine Porphyrogennetos // CahArch. T.XI. 1960, p. 171.
O датировке «Сказания» см.: Воронин H.H. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // ВВ. XXVI, 1956, с.196.
Никольский Κ. О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885, с.257–276.
«Устав белеческий» или Заповедь митрополита Георгия, § 60, с.539.
Карабинов И. «Наместная» икона древнего Киево-Печерского монастыря // Известия Гос. Академии истории материальной культуры. Т.Ѵ. Л., 1926, с.103. О завесах см. также: ПСРЛ. II. M., 1962, стб. 925 [1289 r.] – Житие преподобного Авраамия Смоленского [1224–1237 гт.] // Православный собеседник. –1858, ч. ІІІ, с.387.
Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, с.5.
См.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI в. М.-Л., 1950, с.176, 349, 351, 408.
Гордиенко Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел», с.158.
Grabar A. Les revetements, р.15.
Там же, p.4. ff.
См.: Опись Московского Успенского собора 1627 г. // РИБ. Т.З, СГІб., 1876, стб. 385, 387, 389.
Гордиенко Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел», с.155–168.
Стерлигова И.А. Памятники новгородского художественного металла XI–XII вв. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV вв. (в печати).
По словам А. Грабара, драгоценные оклады были «мостом, связывающим небо и землю» (Grabar A. Les revetements, р.6).
Там же, р.6.
Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911, с.86–87.
ПСРЛ, II, стб.684.
Воронин H.H. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т.І. M., 1961, с.157.
Мурьянов М.Ф. Золотой пояс Шимона // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. M., 1973, с.187–198. О золотых диадемах «приспособленных для украшения икон», см.: Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюре XI века. СПб., 1906, с.114.
О гривнах на иконах см.: Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских икон XI–XIII веков, с.337–339. Обычай возложения на икону гривен зафиксирован в «Повесте о Петре, царевиче Ордынском» конца XV в. (Русские повести XV–XVI вв. М.-Л., 1958, с.104).
ПСРЛ, Т.37, Л., 1982, с.38, 112, 132 [1398 г.]. Сердечно благодарю В.М.Сорокатого, обратившего мое внимание на эти сведения.
Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII вв. M., 1978, с.356.
ПСРЛ, т.37, с.132.
На небольшом новгородском чудотворном образе XII в. «Знамение» в начале XVII в. помимо золотых панагий, двух крестов, цепи, четырех пар серег и двух пар рясен, трех перстней и множества золотых монет находились: «2 понагеи серебряные. 126 крестов и понагей на аспидех и на раковинех и на ентарех. 2 убрусца жемчюжных, 19 гривен серебряных. 47 серги кошелки и голубцы. 8 цепочек серебряны». Кроме того, обветшавший приклад был «отнят от Пречистой» и лежал в алтаре (Опись Новгорода 1617 г. 4.1. M., 1984, с.52). На чудотворной «Богородице Грузинской» в суздальском Покровском монастыре (см. ил. 2 к данной статье) в конце XVI в. находилось 225 прикладов! (Опись Покровского женского монастыря в Суздале, с.1–4).
Смирнов Я.И. Слово Х-го века, с.219.
Акафист явлению иконы Пресвятые Богородицы Тихвинская // Акафистник. Брюссель, 1981, с.155.
Чиновник Московского Успенского собора, с.187.
Акафист явлению иконы Пресвятые Богородицы Тихвинская, с.154.
Акафист Пресвятой Владычеце нашей Богородице, честному Ея знамению в велицем Новеграде // Акафистник, с.292.
Опись Новгорода 1617 г., с.51.