Либеро Джероза

Каноническое право в католической церкви

Источник

Содержание

Общее представление о серии «AMATEКA»

Введение

Предисловие к русскому изданию

Сокращения

Глава первая. Богословское обоснование канонического права 1. Опыт права в церковной общине 1.1 Двойственность правового опыта 1.2 Влияние экклезиологического спиритуализма и юридического позитивизма на концепцию церковного права 1.3 Необходимость критического диалога с философией права 2. Важнейшие попытки богословского обоснования канонического права 2.1 Каноническое право в перспективе протестантской юридической науки 2.2 Каноническое право и оправдание в католической теологии а) Благодать как основание канонического закона (Зёнген) б) Эсхатология как составной элемент юридического характера Церкви (Ранер) в) Каноническое право как функция понятия Церкви (Барион) 2.3 Новые методологические пути канонического права а) Библейская категория Regnum Christi (Филлипс) б) Концепция «первичного правового устроения» (итальянская светская канонистика) в) Экклезиологическая категория «Народа Божьего» (Наваррская школа) г) Каноническое право как метафизическое следствие принципа Воплощения (Бертрамс) д) Каноническое право как социологическая необходимость (Huizing) е) Слово и Таинство как основные элементы правовой структуры Церкви (Мёрсдорф) 3 . Систематическое развитие богословского обоснования канонического права в свете Второго Ватиканского Собора 3.1 Принципы легитимации церковного права а) Церковная община б) Религиозная свобода в) Узы веры 3.2 Источники юридической структуры Церкви как communio а) Основные элементы соборного понимания Церкви и его значение для канонического права. б) Слово и Таинство в построении церковного communio в) Конституционально-экклезиологическая роль харизмы. г) Харизма, личность и община. 3.3 Заключение: Communio Ecclesiae и каноническое право Основная библиография Глава вторая. Источники, метод и инструментарий канонического права 4. Источники и формирование канонического права 4.1 Источники канонического права а) Материальные источники и единство канонического права б) Основные сборники церковных законов 4.2 Канонические кодификации Нового Времени а) Кодификация 1917 года б) Кодификация 1983 г. в) Кодекс для Восточных католических Церквей Традиции 5. Канонистика как наука 5.1 Основные этапы формирования канонистики а) Классическая канонистика б) Ius Publicum Ecclesiasticum (IPE) 5.2 Метод канонистики а) Дискуссия о научном методе в послесоборной канонистике. в) Путь к новому определению канонического закона с) Существенные внутренние и внешние элементы lex canonica 6. Своеобразие и типичный инструментарий права Церкви 6.1 Множественность в единстве и канонический закон а) Sensus fidei, consuetudo и aequitas canonica в церковном праве б) Последствия применения и толкования канонических законов 6.2 Административные акты канонического права а) Отдельный декрет и предписание. б) Рескрипт, привилегия и диспенсация 6.3 Прочие технико-правовые инструменты Основная библиография Глава третья. Правовые элементы возвещения Слова 7. Возвещение и учительство 7.1 Возвещение Слова и его единый субъект 7.2 Формы возвещения а) Литургическая проповедь б) Катехизация в) Проблема проповеди мирян г) Связующая сила авторитетного Слова 7.3 Церковное учительство и ступени согласия веры а) Природа и целенаправленность церковного учительства б) Различные степени ответственности и согласия веры 8. Миссионерство, образование и экуменизм 8.1 Кодексные нормы относительно миссионерской деятельности 8.2 Кодексные нормы относительно образовательной деятельности 8.3 Каноническое право и экуменизм 9. Правовая защита церковного общения 9.1 Некоторые правовые инструменты защиты целостности веры а) Исповедание веры и клятва верности б) Nihil obstat, mandatum и missio canonica. с) Церковная цензура и процедуры экзамена богословского учения 9.2 Канонические процедуры а) Сходство целей типовых процессов в Церкви б) Декларативная природа канонического судебного решения в) Неадекватность различения между судебными и административными каноническими процедурами г) Базовая структура канонических процедур Основная библиография Глава четвертая. Право таинств 10. Понятие таинства в каноническом праве 10.1 Учение Второго Ватиканского собора о таинствах и его восприятие в Кодексе канонического права 10.2 Внутренний правовой характер таинств и вводные каноны раздела о таинствах Кодекса канонического права 10.3 Право на принятие таинств и церковное общение 11. Евхаристия 11.1 Евхаристия в учении Второго Ватиканского собора а) Communio eucharistica и communio Ecclesiae б) Христианское священство и евхаристические общины 11.2 Нормы Кодекса, относящиеся к Евхаристии а) Конституционально-правовая роль Евхаристии б) Евхаристическое собрание 11.3 Частные вопросы а) Евхаристическое гостеприимство в отношении христиан-некатоликов б) Второй брак разведенных и Евхаристия 11.4 Евхаристия, общность имущества и каноническое имущественное право а) Приношения за святую Мессу б) Общие принципы канонического имущественного права 12. Крещение 12.1 Крещение в текстах Второго Ватиканского собора и в Кодексе канонического права а) Учение Собора б) Основные канонические нормы в) Прочие нормы Кодекса г) Возможность отсрочки крещения младенцев 12.2 Вопросы конституционального характера а) Религиозные секты и церковные общины б) Права и обязанности верующего (Christifidelis) 13. Конфирмация (миропомазание) 13.1 Конфирмация в учении Второго Ватиканского собора и в Кодексе канонического права а) Учение Собора б) Основные нормы Кодекса в) Конфирмация как предпосылка некоторых юридических действий 13.2 Вопросы конституционального характера а) Принятие в полное церковное общение крещеных-некатоликов б) Права и обязанности верующих-мирян 14. Покаяние 14.1 Богословско-правовая структура таинства а) Учение Второго Ватиканского собора б) Основные нормы Кодекса 14.2 Частные вопросы а) Общее отпущение б) Полномочие принимать исповеди верующих. в) Тайна исповеди и другие обязанности исповедника 14.3 Покаяние и канонические санкции а) Таинство покаяния и снятие канонической санкции б) Природа и характер применения канонических санкций 14.4 Процедуры объявления или наложения канонической санкции а) Предварительное дознание и выбор судебного или административного пути б) Общее основание обеих процедур 15. Помазание больных (елеосвящение) 15.1 Богословско-правовая структура таинства а) Учение Второго Ватиканского собора б) Нормы Кодекса 15.2 Частные вопросы а) Конституциональное значение елеосвящения б) Сакраменталии в) Церковное погребение 16. Священство 16.1 Богословско-правовая структура таинства а) Учение Второго Ватиканского собора б) Нормы Кодекса 16.2 Таинство священства в communio fidelium а) Священство и жизненный статус клирика б) Священство и церковная должность 16.3 Sacra potestas: ее природа и формы осуществления а) Учение Второго Ватиканского собора о единстве и самобытном характере sacra potestas б) Противоречивая рецепция соборного понятия sacra potestas в новом Кодексе канонического права в) Communio и отправление potestas regiminis (власти управления) 17. Брак 17.1 Католическое учение о браке в свете Второго Ватиканского собора а) Брак как союз и его религиозное измерение б) Таинство брака и его церковное измерение в) Основные последствия для матримониального канонического права 17.2 Правовая конфигурация брака-таинства а) Право на брак б) Препятствия к браку в) Брачное согласие г) Каноническая форма брака д) Последствия брака и его конвалидация 17.3 Смешанные браки а) Браки между католиками и верующими других христианских вероисповеданий б) Браки между католиками и не крещеными 17.4 Брачные процедуры а) Канонические процедуры провозглашения несостоятельности брака б) Канонические процедуры расторжения брачных уз Основная библиография Глава пятая. Харизма и формы объединения верующих 18. Теологические основания и критерии различения 18.1 Конституциональный характер различных форм aggregationes fidelium (объединений верующих) 18.2 Евхаристия и Харизма как последние критерии различения «институциональных» и «харизматических» форм объединения в Церкви 19. Различные формы церковного объединения преимущественно харизматической природы 19.1 Ассоциации верующих а) Конституциональное право каждого верующего свободно объединяться б) Кодексная типология и общие нормы в) Двойная зависимость титула De christifidelium consociationibus (Об объединениях верующих) от государственного права об ассоциациях 19.2 Институты посвященной жизни а) Кодексная типология и общие нормы б) Институты монашествующих, секулярные институты и общества апостольской жизни Основная библиография Глава шестая. Институциональные органы Церкви 20. Некоторые основные богословско -юридические понятия 20.1 Синодальность и совместная ответственность как типичные институциональные выражения церковного общения а) Предварительные терминологические уточнения б) Представительство, право решающего голоса и право совещательного голоса в Церкви в) Коллегиальные и неколлегиальные юридические лица 20.2 Церковные должности а) Новое кодексное понятие церковной должности б) Предоставление и утрата церковной должности 21. Институциональные органы и, в частности, органы управления, в рамках «communio Ecclesiae et Ecclesiarum» 21.1 Институциональные органы вселенской Церкви а) Коллегия епископов и папа б) Вселенский собор в) Синод епископов г) Коллегия кардиналов, Римская курия и Легаты Римского Первосвященника 21.2 Институциональные органы отдельной Церкви а) Отдельная Церковь и диоцез б) Епископ и пресвитерий с) Диоцезальный синод, пастырский Совет и Совет пресвитеров г) Коллегия советников и кафедральный капитул д) Диоцезальная курия и представительные органы епископа е) Приход и приходской настоятель 21.3 Институциональные органы объединений отдельных Церквей а) Церковная провинция, митрополит и провинциальный собор б) Церковный регион, пленарный собор и конференция епископов 22. Краткое заключение Послесловие Основная библиография  

 
Общее представление о серии «AMATEКA»

У основания серии «АМАТЕКА» стоит группа богословов разной культурной и лингвистической направленности и ученые в области разных богословских дисциплин, собранные в одной ассоциации. Их цель _ осуществить разработку полной серии учебников для преподавания богословия на богословских факультетах, в духовных семинариях, в институтах и на занятиях по богословию среди мирян.

Ассоциация «АМАТЕКА», располагающаяся в Швейцарии, в Лугано, благодаря деятельности своего международного агента, итальянского издательства «ЯКА БУК», взяла на себя ответственность _ представить одновременно свой проект в разных странах.

«АМАТЕКА», уважая компетентность каждого автора, отвечает на вызов, брошенный сегодняшней ситуации богословского преподавания, которая характеризуется избытком раздробленности. Действительно, кажется невозможным представить цельное органическое объяснение «разумности веры» христианской догмы, объяснение _ которое одновременно остается верным традиции и актуальным современным поискам, способно отличить приобретенное от того, что еще остается проблематичным. Педагогическая забота будет присутствовать в этом новом усилии, которое, следует добавить, больше рождается из настоящей увлеченности к обновленному богословскому размышлению, чем стремиться к возможному коммерческому интересу.

Преодолевая разницу в чувствовании и специализации, авторы «АМАТЕКА» опираются, как общая предпосылка, на творчество Анри де Любака и Ханса Урс фон Бальтазара, следуя системати ческому принципу, который руководит всем развитием материи и который может быть выражен следующим образом: Иисус Христос, «ключ, средоточие и цель всей человеческой истории» (Gaudium et Spes 10, 2), не только автор Искупления, но также Глава творения. Он есть «Альфа и Омега» (Откр. 21, 6) человека, космоса и их истории. Такое христоцентрическое мировоззрение и составляет основу этой серии.

Второй Ватиканский собор произвел столь глубокие изменения в каноническом праве, что это повлекло за собой появление новых и обновление уже существующих канонистических школ. Менее же значительным оказалось усилие канонистов по обновлению – на новых теологических основаниях – дидактико-педагогических инструментов канонистики. Настоящая книга из серии AMATECA представляет собой попытку заполнить эту лакуну. Книга была задумана как учебник, пригодный для использования в разных лингвистических средах и разных церковных областях. Исходным пунктом и предметом дальнейшего развития в отдельных частях книги стала интуиция, что все право Церкви в последнем счете определяется (см. ОТ 16, 4), а значит, и объясняется тремя главными элементами церковного устроения: Словом, Таинством и Харизмой.

Либеро Джероза родился 2 марта 1949 г. Рукоположен в священника в 1975 г. Получил ученую степень доктора теологии во Фрайбургском университете и звание приват-доцента канонического права и истории права в Айхштеттском Католическом университете. С 1987 г. является членом Теологической комиссии Конференции швейцарских епископов, а с 1990 г. – ординарным профессором канонического права факультета теологии в Падерборне. Среди опубликованных трудов: Carisma e diritto nella Chiesa («Харизма и право в Церкви», Милан 1989); Diritto ecclesiale e pastorale («Церковное и пастырское право», Турин 1991); Exkommunikation und freier Glaubensgehorsam («Отлучение и свободное повиновение веры», Падерборн 1995).

Введение

Отцы Второго Ватиканского собора не сомневались в том, что в совокупности теологических исследований канонистике принадлежит весьма важное место. Они прямо утверждают, что «при изложении канонического права» следует «иметь в виду таинство Церкви, согласно Догматической конституции De Ecclesia, изданной настоящим Собором» (ОТ 16, 4). Такая четкая и решительная позиция имела следствием глубокое эпистемологическое (Эпистемология – теория науки и научного познания – прим. пер.) и методологическое обновление дисциплины. В него оказались некоторым образом вовлечены все послесоборные канонистические школы, хотя первородство в этой области несомненно принадлежит так называемой Munchener Schule (Мюнхенской школе). Менее значительным оказалось усилие канонистов по обновлению, на новых теологических основаниях, также дидактико-педагогических инструментов своей науки.

Сознание важности и неотложности такого усилия непрестанно поддерживало меня в трудах по составлению этого учебника. Исходной идеей, вдохновившей всю книгу, стала убежденность в том, что все каноническое право – и как структурная реальность, внутренне присущая церковному общению, и как наука, обладающая собственной эпистемологией и методологией, – в последнем счете определяется, а значит, и объясняется на основании трех главных элементов устроения (конституции) Церкви: Слова, Таинства и Харизмы. Этой идеей я обязан моему учителю – Эудженио Корекко. По этой причине он с полным правом фигурирует среди авторов этой книги наряду со мной, чьим именем она подписана. Полностью отвечая за ее написание, в своей работе я руководствовался стремлением шаг за шагом подвергнуть критическому испытанию и удостоверить, на основании результатов собственной научной и преподавательской деятельности, ценность и научную плодотворность интуиции моего учителя1 .

Настоящий учебник, который может использоваться в разных языковых и церковных контекстах, отражает, помимо прочего, все более междисциплинарный характер той работы, которую осуществляет научное руководство издания AMATECA. Постоянное общение со специалистами в других областях теологии, различными по своей культурной и церковной принадлежности, действительно помогло мне понять, что все отдельные теологические дисциплины – а значит, в том числе и каноническое право – «должны преподаваться таким образом, чтобы из внутренних отношений, присущих собственному предмету каждой дисциплины в ее связи с другими дисциплинами, в том числе философскими, а также с антропологическими науками, ясно обнаружилось единство всего теологического учения, и чтобы все дисциплины были устремлены к одной цели – глубокому познанию тайны Христа, дабы таким образом действеннее возвещать о Нем Народу Божьему и всем людям»2. Такая единая направленность не затемняет, а скорее выявляет дополнительный характер данного учебника по отношению к многочисленным компендиумам и комментариям Кодекса канонического права, опубликованным на разных языках в течение последнего десятилетия. Его близкое созвучие учебнику, недавно выпущенному Петером Кремером для внутреннего пользования в германском культурно-языковом пространстве3, никоим образом не умаляет его полезности и своеобразия. Во-первых, здесь уделено значительно больше места богословскому обоснованию канонического права и рассмотрению его научной методологии, потому что именно в этих областях вклад Эудженио Корекко был наиболее значителен, и потому, что именно эти области до сих пор слишком мало известны вне стен немецких теологических факультетов. Во-вторых, в настоящей книге рассматриваются такие разделы права Церкви (например, процессуальное и имущественное право), которые прямо не затрагиваются в учебнике Кремера. В-третьих, частные вопросы – например, проблемы канонических санкций или синодальности – трактуются здесь более подробно и широко, причем под несколько иным углом зрения.

Все авторы отдельных томов издания AMATECA, несмотря на различия в специализации и в подходе, следуют общему систематическому принципу и черпают из одних источников вдохновения. В связи с этим не могу не сказать, что при написании этого учебника меня вдохновлял монументальный труд Ханса Урса фон Бальтазара, его учение о том, что в Церкви как communio каноническому праву принадлежит функция обеспечивать собственное бытие Церкви – бытие в качестве «общины любви»4. Той любви, которая была явлена людям Иисусом Христом и дарована Святым Духом.

Либеро Джероза

Падерборн,

11 февраля 1995 г.

Предисловие к русскому изданию

Основной принцип, которым я руководствовался при написании этой книги, заключается в том, что каноническое право может быть объяснено, исходя из трех главных элементов Церкви: Слова, Таинства и Харизмы. Плодотворная интуиция такого принципа – одновременно эпистемологического и дидактического – принадлежит моему учителю Эудженио Корекко. Мы вместе задумали проект учебника, который представлял бы собой законченное объяснение и систематическое изложение данного принципа. Однако пастырские заботы Учителя и Друга, а также бремя болезни, переносимой со смиренным достоинством и как бы ставшей еще одним, человеческим уроком, помешали Эудженио Корекко участвовать в написании этого труда. Воплощение задуманного учебника выпало на мою долю. Мне удалось окончить работу еще при жизни монсиньора Корекко, и я посчитал, что будет жестом должной признательности и искренней привязанности назвать его соавтором итальянского издания книги, в качестве последнего знака долгой привычки думать и работать вместе.

Позднее немецкое издание книги, с согласия научной дирекции AMATECA, было опубликовано только под моим именем, так как я фактически являюсь ее автором. Это касается и всех последующих изданий, в том числе русского. Я выражаю признательность всем тем, кто помогал мне в подготовке русского издания, в некоторых аспектах обновленного в сравнении с предыдущими, и особенно синьору Джованну Парравичини, которая в течение многих лет своими трудами поддерживает присутствие Католической Церкви в России.

Либеро Джероза

Падерборн, 11 ноября 1998 г.

Праздник св. Мартина Турского

Сокращения

Помимо обычных сокращений, принятых в научной среде, а также наиболее употребительных в канонистике, используются следующие сокращения:

Actas III CIDC – La Norma en el Derecho Canonico. Акты III Международного конгресса по каноническому праву, Pamplona 1979 г.

Actes IV CIDC – Les droits fondamentaux du chretien dans l'Eglise et dans la Societe. Акты IV Международного конгресса по каноническому праву, под редакцией E. Corecco-N. Herzog-A. Scola, Fribourg-Freiburg i. Br.-Milano 1981.

Actes V CIDC – Le nouveau Code de Droit Canonique. Акты V Международного конгресса по каноническому праву, под редакцией M. Theriault-J. Thorn, Ottawa 1986.

Akten VI IKKR – Das Konsoziative Element in der Kirche. Акты VI Международного конгресса по каноническому праву, под редакцией W. Aymans-K. Th. Geringer-H. Schmitz, St. Ottilien 1989.

Actes VII CIDC – La synodalitö la participation au gouvernement dans l'Eglise. Акты VII Международного конгресса по каноническо му праву (Париж 21_28 сентября 1990 г.), 2 Vol., Paris 1992.

Aymans-K. Morsdorf, Kan R I – W. Aymans-K. Morsdorf, Kanonisches Recht. Lehrbuch aufgrund des Codex Iurus Canonici, Begrundet von E.Eichmann, fortgefuhrt von K.Morsdorf, neubearbeitet von W.Aymans, Bd. Ï Einleitende Grundfragen und Allgemeine Normen, Paderborn-Munchen-Wien-Zurich 1991.

Communio – Международный теологический орган: Communio, Milano 1972 ss.; с 1993 г. – Международный журнал по теологии и культуре: Communio.

EDD – Enciclopedia del diritto (Энциклопедия права) под редакцией C. Mortati-F. Santoro Passarelli, Milano 1958 ss.

EV – Enchiridion Vaticanum. Официальные тексты и перевод на итальянский язык. Том Ï Официальные документы II Ватиканского собора (1962_1965), 11-е изд., Болонья 1979; том IÏ Официальные документы Святого Престола, 10-е изд., Bologna 1976 ss.

HdbKathKR – Handbuch des katolischen Kirchenrechts, под редакцией J. Listl-H. Muller-H. Schmitz, Regensburg 1983.

LKD – Lexicon der katholischen Dogmatik, под редакцией W. Beinert, Freiburg-Basel-Wiena 1987.

MK – Munsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici unter besonderer Berucksichtigung der Rechtslage in Deutschland, Osterreich und Schweiz, hrsg. von K. Ludicke, Loseblattsammlung Essen, Stand vom November 1993.

Morsdorf, Lb – K. Morsdorf, Lehrbuch des Kirchenrechts auf Grund des Codex Iuris Canonici, 11-е изд., Munchen-Paderborn-Wiena 1964_1979.

NDDC – Nuovo Dizionario di Diritto Canonico (Новый словарь канонического права), под редакцией C. C. Salvador-V. De Paolis-G. Ghirlanda, Cinisello Balsamo (Milano) 1993.

Periodica – Periodica de re morali canonica liturgica, Roma 1905 ss.; с 1991 г. Periodica de re canonica.

Предупреждение: нумерация примечаний дается, начиная с №1 для каждой главы. Таким образом, аббревиатура op.cit. относится к работам, уже цитировавшимся в данной главе.

* * *

1

Эта интуиция, постепенно созревавшая в трудах по канонисти ке Эудженио Корекко, применительно к настоящему учебнику вышла на первый план весной 1989 г., во время недельной совместной работы в Сан Бартоломео аль Маре в Лигурии (Италия).

2

Giovanni Paolo II, СА Sapientia Chriatiana, ст. 67 §2, в: AAS 71 (1979), сс. 469_499).

3

См. P. Kremer, Kirchenrecht I. Wort-Sakrament-Charisma, Stuttgart-Berlin-Koln 1993.

4

Предлагая это определение в кратком, но отточенном параграфе о каноническом праве, Ханс Урс фон Бальтазар (см. Theologik. III. Der Geist der Wahrheit, Basel 1987, стр. 325_330, здесь: стр. 327) в прим. 93 приводит формулу, которая мало известна, однако имеет важное программное значение, так как предложена сразу по окончании Второго Ватиканского собора, гораздо ранее обнародования нового Кодекса Латинской Католической Церкви. Формула гласит: «Le Droit de l'Eglise est le gardien de la communion!» (Право Церкви – страж общения!) – B.Р. Dupuy, Esprit Saint et anthropologie cgretienne, в: Eglise et Esprit. Actes du Symposium organise par l'Academie internationale de sciences religieuses, Paris 1969, с. 326.


Источник: Пер. с итальянского — Г. Вдовина

Комментарии для сайта Cackle