Азбука веры Православная библиотека протоиерей Евгений Попов Нечто о преемстве апостольского рукоположения в англиканской церкви

Нечто о преемстве апостольского рукоположения в англиканской церкви

Источник

Был ли Матфей Паркер посвящен Вильгельмом Barlow"ым?

Действительность посвящений и рукоположений в англиканской церкви зависит от действительности посвящения Паркера. Разберем некоторые факты, относящиеся к сему вопросу.

«Кафедра Кантербурийского архиепископа сделалась вакантною 17 ноября, 1858 – с смертию Кардинала Pole. 8 июля. congé d'élire было послано в Кантербури; и за тем, 22 июля, капитул был приглашен собраться 1 августа; на этом собрании декана и пребендариев, было положено, by а compromise, как часто бывает при подобных выборах, предоставить декану поименовать (to name), кого он хочет; декан, согласно с грамотой королевы поименовал д-ра Паркера; тогда они все утвердили это избрание и публично его огласили, и заключили все пением Те Deum. 9 сентября, большая печать была приложена к документу на его посвящение; документ этот адресован был епископами Durham’а, Bath и Wells, Peterborough, Lanndaff, к Barlow и Scory...

В нем они обязывались посвятить его... Дело это, однакож, отложено было до 6 декабря... Когда Tonstal, Bourn и Pool отказались то сделать, тогда новая грамота (Warrant) за большою печатью была послана к епископу Landaff’а, к Barlow, quondam Batuoniensi episcopo, nunc Cicestrensi electo Scory, quondam Cicestrensi episcopo. nunc electo Herefordiensi, Miloni Coverdale, quondam Exoniensi episcopo, Richardo Bedfordensi, loanni Thedfordensi, episcopis suffraganeis, et Ioanni Bale, Ossoriensio episcopo; – в силу этой грамоты все они или четверо из них имели посвятить его…. 17 декабря Паркер был посвящен в Ламбертской капелле Барловым, Скори, Ковердалем и Годжкинсом согласно с «Liber Ordinationum», составленной при короле Эдуарде.... Таким образом, Паркер, будучи посвящен сам, стал потом посвящать епископов на другие кафедры»1.

Был ли же действительно Паркер посвящен Барловым?

Римские католики утверждают, что нет и вот, между прочим, по каким причинам.

Во-первых, потому-де, что в тот самый день, как он принял титул Кантербурийского архиепископа, римские католики стали называть его узурпатором, и прямо в глаза говорили ему, что он не получил никакого посвящения.

Во-вторых, потому-де, что, когда католики и современные ему духовные, требовали от него доказательств на то, что он действительно епископ, Паркер не указал ни на «certificate», ни на «Register», которые говорили бы о его посвящении. Если бы де обряд сей действительно был совершен в Ламбетской капелле, то конечно он совершен бы был при свидетелях; почему ж бы де хотя на этих свидетелей не сослаться, если еще не было у него под рукою никакого документа о посвящении его? И потом, как-де при подобных обстоятельствах, объяснить молчание и Паркера и посвящавших его?

Camden говорит, что М. Паркер был избран в архиепископа Кантербурийского, и посвящен в Ламбете Барловым, Скори, Ковердалем и Иоанном, Бедфордским суффраганом, но не упоминает ни дня, ни месяца его посвящения2.

Хотя «обряд» посвящения произошел по свидетельству (подлинного или неподлинного) Ламбетского реэстра, не прежде 17-го декабря, 1559; тем не менее мы находим, что Паркер и другие (действительно или мнимо) посвященные им, в королевской «Commission», уже 20 октября именуются епископами, не просто electi, но епископами их епархий (из чего мы можем заключить, что на них смотрели как на посвященных), следовательно, ровно за два месяца до времени посвящения, совершенного Барловым! Эта «commissio» начинается так: «Regina, etc. Reverendissimo in Christo patri Mattheo, archiepiscopo Cantuariensi et reverendissimis ia Christo patribus, Edmundo, Episcopo Londinensi etc..

Stow рассказывает, что 8-го и 9-го сентября, в церкви св. Павла, в Лондоне, торжественно совершаются «obséques» по Генрихе II, короле Франции...

Но сему случаю д-р Barlow, епископ Чичестерский, как electus, и д-р Scory, епископ Герефордский, как electus, являлись на эту службу… и занимали то место, которое занимает обыкновенно лондонский епископ, и пр... На другой день, 9-го сентября, проповедь была сказана д-ром Скори, вместо д-pa Grindale, лондонского епископа. После проповеди, шесть человек из носивших глубокий траур приобщались вместе с епископами... По окончании службы, был дан большой обед во дворце лондонского епископа, близ церкви св. Павла3.

8-го сентября, Паркер именуется архиепископом Кантербурийским, как electus. 9-го сентября, как было сказано, «большая печать была приложена к документу на его посвящение, и документ адресован к епископам – Дургам’скому, Bath’скому, и Wells’cкому etc. с тем, чтобы они посвятили его». В этот же самый день Stow называет Гриндалля епископом Лондонским, не прибавляя более слова – electus. Ктому же он и владел дворцом, в котором был дан большой обед. Очевидно, Гриндалль не мог бы быть епископом, если бы Паркер не был посвящен; потому что, как говорят Camden и Burnet, Паркер, тотчас же по получении посвящения, посвятил Гриндалля, Кокса и других.

Но что действительно еще более замечательно, у Stow ни одного слова ни говорится о ламбетской церемонии. Он, обыкновенно с большой точностью отмечает все, что, более или менее, замечательно, и, обыкновенно, обозначает месяц и число, когда что случилось. Теперь, естественно, посвящение первого протестантского архиепископа Кантербурийского, если оно действительно совершено было, казалось, не могло бы остаться незамеченным в его глазах. Посвящение четырнадцати или пятнадцати других епископов Паркером, и посвящение, совершенное им, тотчас же после его собственного посвящения без сомнения, должно бы было произвести нечто в роде того, что англичане любят называть «Ехсіtеment». Не странно ли же, что Stow, – знаменитый летописец, живший в это время (быть может писавший тогда свою летопись, отпечатанную им меньше, чем двадцать лет потом), – столь близкий ко многим из этих новых епископов, не сказал ни слова об этих достопамятных событиях, не сказал, что М. Паркер был посвящен в архиепископа Кантербурийского, 17-го декабря, 1559!

Но что и еще более поразительно: парламент ни одним словом не высказался в акте по сему делу, который вышел на 8-м году царствования Елизаветы; между тем Паркер и прочие епископы, оскорбляемые упреками римских католиков в недействительности их рукоположения, обращались к королеве и к парламенту с просьбой, во имя власти, заставить их замолчать. В предисловии к этому акту со всей полнотой указывается на тот авторитет, на котором основывается посвящение Паркера и современных ему епископов: но об Ламбетской церемонии ни слова! Ни слова и о Ламбетском реэстре! Как бы, казалось, пройти это обстоятельство молчанием, если обряд посвящения действительно был совершен? Как бы не упомянуть о ламбетском реэстре если он действительно существовал?

В 1613 г…. Г. Mason, капеллан Аббота, архиепископа кантербурийского, издал книгу под заглавием: «О посвящении епископов в английской церкви, их преемстве, юрисдикции и пр.», где он, между прочим, так говорит: «я оправдаю их от поношений, взводимых на них Беллармином, Сандерсом, Эвдемоном, Бристовым, Гардингом, Алленом, Стаплетоном, Парсониом, Келлисоном, Беканом и другими романистами». Самое заглавие книги говорит уже, что вопрос об «Anglicanae Ordinationes» был еще в самом начале предметом препирательств и сомнений. В этой книге говорится, что Матфей Паркер был посвящен 17 декабря 1559 г., посвящен в Ламбете, и именно Вильгельмом Барловым, при соучастии Скори, Ковердаля и Годжкинса. На поле – ссылка делается на ламбетский реэстр. И это есть первая публичная ссылка на реестр Паркера, – первый случай, где положительно утверждается, что Паркер был посвящен Барловым и пр. в Ламбете. С тех пор стали являться и другие документы, более древние: но критика находить их «antedated» или «interpolated»; во всяком случае верно то, что publiciter они не были известны до появления книги г. Мáсона.

Критики указывают еще на следующее обстоятельство, – в ламбетском реестре значатся следующие слова: «архиепископ и прочие воротились опять в капеллу западными дверями», а в копии с этого реестра, хранящейся в «Bennet College», в Кембридже, значится так: «архиепископ и прочие воротились опять в капеллу северными дверями»4.

Далее: в вышеозначенных, двух документах говорится, что Паркер посвящен «в воскресенье. 17–го декабря 1559 г.", а в сочинении, под заглавием: «Documentary annals of the Reformed Church of England; being a collection of Injunctions, Declarations, Orders, Articles of Enquiry, etc., from the year 1546 to the year 1716, with notes historical and explanatory, by Edward Cardwele, D. D Principal of St. Alban's Hale: in two vol.» на стр. 245. vol. I, читаем, что он посвящен «в воскресенье, 16-го декабря 1559.»

Так или иначе – по тому или другому, только этот ламбетский реэстр скрывался более пятидесяти лет, не являлся публике и не заступался за Паркера.

Теперь нечто о форме, которая была употреблена при посвящении Паркера, или по крайней мере на которую указывают церковные документы.

Форма эта взята была из Чиновника времен Эдуарда VI. Чиновник же составлен был по приказанию Эдуарда, с утверждения парламента, в духе, разумеется, новой реформы. Когда акт, которым, утвержден был новый Чиновник, «прошел палатой лордов, то епископы Дургамский, Карляйльский, Ворчестерский, Вестминстерский и Чичестерский протестовали против него. Heath, один из епископов назначенных по сему делу королем, за свое противление изменению прежней формы, был заключен в тюрьму».

Форма эта гласит так: «Приими Святаго Духа; и воспоминай себе возгревать дар Божий, данный тебе сим возложением рук: не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любви и целомудрия»; или на латинском : «Accipe spiritum sanctum; et memento ut resuscitis gratiam Dei, quae tibi datur per hanc impositionem manuum nostrarum: non enim dedit nobis Deus spiritum timoris, sed virtutis, et dilectionis, et sobrietatis».

Отсутствие в сей форме слов, которыми ясно указывалось и определялось бы «Consecratio Episcopi» а не «presbyteri или diaconi ordinatio», и именно «in officium et opus Episcopi in Ecclesia Dei», англиканские богословы в продолжении ста трех лет пытались объяснять и оправдывать; но наконец неполнота эта была сознана всеми, и, после реставрации Карла ІІ, в 1662, на конвокации прибавили к ней следующие слова: «Accipe spiritum sanctum in officium et opus Episcopi in Ecclesia Dei, per impositionem manuum nostrarum jam tibi commissum: in Nomine Patris, et Filii, et Spiritus sancti. Amen. Et memento etc». В сем виде форма и доныне остается.

Но с восстановлением формы восстановился ли древнейший её смысл в англиканской церкви? Ожил ли тот дух, о котором и с которым она должна быть совершаема и принимаема? Вот где собственно начинается «Vexata quaestio».

Итак, в заключение, скажем нечто о «Consecrationes et ordinationes Ecclesiae Anglicanae».

Таинство священства не принадлежит в английской церкви к числу таинств: согласно с 25 Articulus Fidei она признает только два таинства – «Крещение и Господню Вечерю – Lords supper». «В Holy orders, говорит архиепископ Secker, нет никакого таинства. Ибо возложение рук in ordinatione требуется и употребляется не для того,чтобы преподать какой-либо духовный дар (grace), но для того, чтобы преподать право (right) совершать такое-то служение (office) в церкви Христовой»5. «Ибо мы, продолжает он, из 23 Art. Fid. знаем, что тех должно считать законно призванными и посланными, которые призваны и – избраны (в Ministry) лицами, имеющими в конгрегации общественный (public) авторитет призывать и посылать ministros. Владетель сих королевств есть источник (fountain) сего авторитета в английской церкви; и он может усвоять (delegate) его, – кому угодно ему будет. Архиепископы и епископы не имеют никакой церковной юрисдикции, или имеют ее только by, under и from королевского величества».

Итак вопрос об «anglicanae consecrationes и ordinationes» легко решается. Если священство не есть таинство, то откуда взяться истинному священству? Откуда взяться истинным святителям – истинно посвящающим, и истинным священникам – приявшим истинное посвящение? Обратимся к прежнему вопросу, для окончательного вывода. Барлов служит звеном, связующим протестантских епископов с епископами римской церкви. Доказывают, что он не был посвящен, и опять между прочим тем, что не имеется никаких документов относительно его посвящения. Но допустим, что он был ualiditer посвященный епископ. В царствование Генриха VIII он сделался передовым реформатором; до избрания его Генрихом в епископа, он совершенно отторгся от прежнего иерархического тела; он учил, что довольно одного королевского избрания и назначения, чтоб быть епископом; в царствование Марии (католической) он был или низложен или, так или иначе, лишен своей кафедры и т. д. Спрашивается теперь: «каким образом при посредстве его могла сохраниться цепь апостольского преемства в англиканской церкви? Что принял Паркер, первый протестантский архиепископ, при посвящении его, совершенном Барловым, посвящавшим его епископом? Во всяком случае, не благодать таинства, потому что ни он, ни Барлов не видели в акте посвящения таинства. Паркер не думал принимать таинство, а Барлов не думал совершать оное. И тот и другой одинаково отвергали таинство священства.

Чем же ограничивается все дело посвящения Паркера, совершенное Барловым? Совершением одного обряда, и к тому еще не необходимо нужного, т. е. с точки зрения Паркера и Барлова. Королева Елизавета избрала Паркера, в силу своих «Letters patent», в архиепископа кантербурийского. В глазах Барлова, Паркер был уже настоящим епископом6. Барлов и Паркер были друзья и сотрудники Кранмера и имели одинаковые с ним мнения. А вот что говорит Кранмер: «Есть разные ministry (гражданские и церковные), все они назначаются, избираются и утверждаются, согласно с законами и повелениями королей и принцев. При допущении их к их offices имеют совершаться различные приличные церемонии и торжества (ceremonies и solemnities), которые сами по себе не необходимы (not of necessity), но требуются только ради доброго порядка и благовидности: ибо если бы эти offices и ministrations были вручены и без торжественности, то они тем не менее были бы истинно вручены». (Neal’s History of the Puritans, vol. II, ch. II, в конце).

Заключение очевидно: посвящение Паркера, если было, то было, как «приличный обряд, не необходимый сам по себе, а как требовавшийся только ради доброго порядка и благовидности».

* * *

1

Burnet'a Hist. of Reformation. Vol. II. p. 402.

2

Life of Elizabeth. 1559. Anno – 2.

3

Annals Q. Elizabeth, year 1559; m. september, p. 1087.

4

Burnet's History of Reformation. vol. II. Records, p. 363.

5

Lectures on the Church of England Cathech. Lect. XXXIV.

6

Hist. of Reform, vol. I, p. 172 Records, p. 220.


Источник: Попов Е.И. Нечто о преемстве апостольского рукоположения в англиканской церкви // Христианское чтение. 1870. № 1. С. 188–198.

Комментарии для сайта Cackle