Дональд Ферберн (протестант)

Источник

Глава 5. Жизнь по замыслу человека. Утрата приобщения к сыновним отношениям с Отцом

В конце четвертой главы я пришел к выводу, что, с точки зрения христианских ожиданий, люди не имеют должных взаимоотношений и настроя по отношению к другим из-за потери сопричастности к отношениям Сына с Отцом. Как же это произошло? Христианство в один голос говорит, что следствием этой утраты стал грех. Сомневаюсь, что в нашем обществе найдется менее популярное слово, чем грех. В этом слове содержится мысль, что какие-то из совершенных нами поступков – неправильные, и мы несем за них ответственность. В этом нет чьей-то вины, кроме нашей. Говоря о грехе, следует заметить, что мы не всегда оказываемся жертвами случайностей и стечения обстоятельств. У нас нет морального права перекладывать вину за происходящее на других. Не удивительно, что нам не хочется признавать свои грехи или хотя бы говорить о них.

Грех и его реалии

Тем не менее, если мы будем предельно честны с собой, то нам нужно будет согласиться с тем, что никакое другое слово не дает более адекватного объяснения того, что происходит вокруг нас или внутри нас, чем слово грех. Почему мы склонны к манипулированию ради собственной выгоды и не особо интересуемся благом окружающих нас людей? Почему порой люди бывают столь жестоки друг к другу? Почему мы готовы проливать кровь за идеи или в отместку кому-то без явной на то причины? Некоторые полагают, что за подобными злодеяниями скрывается порочное влияние общества, что отчасти так и есть. В эпическом романе девятнадцатого века Виктора Гюго «Отверженные» повествуется о Жане Вальжане, укравшем булку хлеба, чтобы накормить свою семью, за что ему приходится всю оставшуюся жизнь скрываться от постоянного преследования со стороны полицейского инспектора по имени Жавер, который не может успокоиться, пока преступник остается ненаказанным. В этой истории общество выглядит более греховным, нежели сам Вальжан, который оказывается жертвой системы, приведшей его к нищете и подтолкнувшей к преступлению. В этом художественном произведении есть поистине много правдивого, что свидетельствует о социальном или общественном аспекте греха, развращающего людей или толкающего их на совершение зла. Однако нам следует признать, что это далеко не полное представление о грехе. Мы совершаем грех не потому, что нас подстрекает к этому общество или даже не потому, что мы (как и Вальжан) побуждаемы к этому своей отчаянной нуждой. Помимо этого темные силы греха просто-напросто притягивают нас к себе; мы совершаем грех потому, что находим его приятным и пленительным. Один из библейских стихов, который более других помог мне осознать свою греховность, когда я был подростком, – это Притч.9:17–18, где сказано: «Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею».

В ранней церкви одним из Отцов, который изведал всю глубину греха, был Августин, оставивший нам свое проницательное описание греха в рассказе об одном из реальных эпизодов собственной жизни. Когда ему было шестнадцать, Августин вместе с несколькими другими подростками воровал груши с соседского дерева. Как видно из приведенной ниже цитаты, у Августина не было веской причины для того, чтобы воровать эти груши; мальчишки не были голодны. Однако, оглядываясь на это событие, Августин показывает нам всепроникающую, темную сторону греха, заставляющего человека совершать зло ради самого зла. Большинство из нас могут признать, что испытывали подобную тягу к греху, как и Августин.

Осознавая всю силу греха, мы не можем списать вину за него исключительно на порочное влияние общества.

Более того, у нас нет оснований говорить, что люди хороши с рождения, пока не столкнуться с дурным влиянием общества, так как зло проявляет себя даже в раннем возрасте человека. Нам нравится представлять себе детей невинными существами или даже ангелами, в то время как любой, кто провел с ними достаточно времени, знает, что это далеко не так.

АВГУСТИН О ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРЕХА (ОК. 398 Г):

Я украл то, что было у меня в изобилии; мною руководила не жажда обладать похищенным, а наслаждение от самого воровства и греха. Неподалеку от нашего виноградника росла груша, вся покрытая плодами, вполне, впрочем, обычными и по виду, и по вкусу… Мы унесли оттуда большую ношу, но не для еды (мы готовы были выбросить все это свиньям), а ради совершения поступка, сладостного нам только потому, что он был запретен… Теперь же, Господи, я спрашиваю себя о том, что влекло меня на сей поступок, ибо в самом воровстве не было ничего привлекательного?…Какую пользу принесли мне, достойному сожаления, те поступки, воспоминание о которых заставляет меня краснеть, в особенности же то воровство, которое привлекло меня именно как воровство? Само по себе оно было ничтожно, и тем более жалок был совершивший его (Испов. 2.4, 2.6, 2.8 [Pine-Coffin, 47,49, 51]).48

Один из моих приятелей описывал притягательность греха с помощью примера с двумя детьми, которые остаются в комнате с одной игрушкой. Как только один ребенок потянется за игрушкой, так тут же ее захочет другой. Из своего личного опыта я бы добавил, что независимо от количества игрушек в комнате (будь их целая сотня), результат будет таким же! Откуда такие маленькие дети учатся столь плохим поступкам? Им не нужно учиться; внутри них, как и у всех нас, есть свойственная им склонность к плохим поступкам. Согласно приведенной ниже цитате, даже младенцы согрешали бы, будь у них такая возможность. Причина,· по которой они не совершают явного греха, не в том, что он иродились хорошими, а в том, что у них пока еще нет таких же возможностей, как у нас. В Библии подобная склонность делать зло от рождения называется грехом.

АВГУСТИН О ГРЕХОВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ (ОК. 398 Г.):

Кто откроет мне мои грехи, совершенные в младенчестве? Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он и прожил всего один день… Даже ввиду младенческого возраста не хорошо для ребенка плачем требовать то, что ему может повредить; не хорошо сердиться и негодовать на старших, которые не обязаны потакать его требованиям; не хорошо царапать и бить своих родителей за то, что те не исполняют его детских капризов и причуд, зная, что удовлетворение таковых будет ему только во вред. Это показывает, что младенцы невинны не потому, что у них не хватает воли для причинения вреда, а потому что у них нет для этого достаточных сил (Испов. 1.7 [Pine-Coffin, 27–28]).49

Нравится нам это или нет, но грех окружает нас повсюду, проявляясь слишком рано, чтобы обвинять порочное общество. Скорее, в нашей жизни есть нечто фундаментально проблематичное, что главным образом и объясняет, почему мы не живем по задуманному Богом плану. Если сказать прямо (как об этом говорится в Библии), то мы все – греховные существа и остаемся ими на протяжении всей своей жизни.

Грехопадение

Хотя мы приходим в этот мир греховными, человеческий род не всегда был в подобном состоянии. Сотворив первых людей, Бог позволил им приобщиться к любви между Отцом и Сыном и дал возможность разделять это божественное общение друг с другом. В какой-то момент истории человечества произошло нечто такое, что мы называем грехопадением. Последствия этого трагического события отразились на всех, кто жил с тех пор. Конечно, многие ученые считают, что история Адама, Евы и змея имеет целиком мифологический характер. Они утверждают, что человечество всегда было таким, каким оно есть сейчас, в то время как история о грехопадении – это всего лишь художественный рассказ для пояснения нашей склонности ко злу. Это объяснение может казаться правдоподобным, если бы не одна деталь. Если мы говорим, что Бог благ, как об этом сказано в Библии, и создал нас для общения с собой, то не можем уже сказать об извечном отдалении от Бога, так как Бог не создавал нас такими и его план был совершенно другим.50 Кроме того, если бы человечество всегда было греховным, то нас нельзя было бы привлечь к ответственности за совершенное зло, так как в конечном итоге виновником всего этого был бы Бог. В этом случае мы снова бы оказались жертвами неудачной работы Бога, у которого вышло не то, что он хотел на самом деле. Однако в Библии говорится, что каждый человек сам несет ответственность за грех.51

Если же мы признаем, что все люди грешны (о чем свидетельствует Библия и наш опыт) и что наше положение не таково, каким должно быть (вспомните слова в Иак.3:10: «Не должно, братия мои, сему так быть»), то приходим к заключению, что некогда человечество жило по-другому. Рассказ о грехопадении в Быт.3 предварен историей о сотворении в Быт.1 и Быт.2, в которой часто повторяется положительная оценка Богом сотворенного мира. Так, последняя фраза в Быт.1 звучит следующим образом: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:31). Несмотря на то что описанная в Быт.1–3 история отличается от привычных для нас исторических повествований и может содержать элементы, кажущиеся нам мифическими, мы не вправе отбросить эти важнейшие главы как нечто, не имеющее под собой реальной основы, и утверждать, что сегодняшнее положение дел ничем не отличается от того, которое было в Эдеме. Напротив, Бог задумал прекрасный мир, в котором первые люди были приобщены к взаимоотношениям между Отцом и Сыном, где они владычествовали над остальными творениями и в котором взаимоотношения Отца и Сына преломлялись в отношениях людей друг с другом. Подтверждением тому, что Бог достиг желаемого, как раз и служит его явное удовлетворение своим успехом, что выразилось в словах «весьма хорошо».

АФАНАСИЙ О СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ (OK 315 Г):

Бог не только сотворил нас из ничего, но и даровал нам Божественную жизнь по благодати Слова. Люди же, уклонившись от вечного, и по совету дьявола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти. Ибо хоть они и были тленны по природе, как уже было сказано выше, им удалось бы избежать тления в силу их приобщения к Слову и упорству в добродетели. Ведь благодаря пребывавшему в них Слову, естественное тление не приблизилось бы к ним… Но когда это [обращение людей к тленности] произошло, они стали умирать и тление возымело мощное действие в них, превозмогая естественные силы всего человеческого рода, в чем и состояла Божья угроза, постигшая их по причине все большего преступления закона (Овоплощ. 5 [Thomson, 145]).52

Грех, который сегодня имеет место как внутри, так и вокруг нас, не существовал всегда. Мы – причина того хаоса, в котором оказался весь человеческий род; в этом нет Божьей вины и это не входило в его планы. Вот почему мы говорим, что в истории человечества должно было иметь место событие, которое изменило жизнь людей. Грехопадение должно иметь под собой историческую основу. В приведенной выше цитате Афанасий говорит, что в истории человечества был такой момент, когда грехопадение еще не имело места, а люди были приобщены к Богу (т. е. разделяли Сыновьи взаимоотношения с Отцом). Эта ситуация в корне изменилась, когда человечество по собственному изволению отказалось от этого состояния, преступив Божью заповедь в определенный исторический момент времени.53

Быть может, вам нелегко принять это. Мне тоже. Но если мы признаем греховность всех людей и соглашаемся с тем, что изначально Бог не желал для нас подобной жизни, то понимаем, что должно было произойти нечто, что изменило существующее положение вещей. Подобная логика (пусть и не очень приятная, но зато вполне объяснимая) должна заставить нас всерьез отнестись к библейскому описанию того исторического события, в результате которого прежняя природа человека, как она задуман Богом, была изменена, ей стали присущи грех и восстание против Бога. Итак, позволим Библии поведать нам об этом событии, хоть нам и трудно принять его. Рассмотрим подробнее третью главу Книги Бытия, где рассказывается о том, как человечество впало в грех.

Искушение и гордыня

Нам хорошо известна эта история. После того как Адам и Ева были сотворены, Бог поместил их в сад, где змей искушал Еву вкусить плод запретного дерева. Поначалу Ева сопротивлялась этим уговорам, но потом поддалась соблазну, вкусив запретного плода и предложив его Адаму, который тоже отведал его без всякого сопротивления (по крайней мере, в тексте не говорится, чтобы он возражал). Затем оба пытаются скрыться от Бога, спорят, перекладывают вину один на другого и в конечном итоге изгоняются из сада. Вероятно, вам уже известно, что змей представляет собой сатану, который некогда был ангелом света, но затем восстал против Бога, став его главным врагом, хотя кого-то может удивить, что отождествление змея с сатаной появляется лишь в самом конце Библии (см. Откр. 12, 9). Кроме того, мы могли слышать в проповедях, что вина за непослушание первых людей лежит не на них самих, а на змее. Это он обманул Еву, заставив ее ослушаться, в то время как Адаму ничего не оставалось, кроме как повторить поступок своей жены. Тот, кому приходилось слышать подобное, я надеюсь, понимает, что это вовсе не так. Что же в действительности произошло?

Сотворив Адама и Еву по своему образу и подобию, Бог отделили тем самым людей от остальных созданий в мире. Человеческие существа были венцом совершенства в Божьем акте творения и, будучи невероятно похожими на него, имели право владычествовать над Землей. Адам с Евой пребывали в общении с Богом, который приходил к ним. В отличие от других сотворенных существ, они могли развивать свои отношения с Богом и друг с другом. У них было все, что нужно, кроме равенства с Богом, что никогда не было и не будет возможным. Им следовало просто соблюдать данную от Бога заповедь, чтобы сохранять гармонию и свое положение во Вселенной. Они знали Бога. Фактически они знали его так же хорошо, как они знали самих себя. У них не было ни малейшего повода для того, чтобы не доверять ему. В Быт.2:17 Бог сказал Адаму, что, вкусив запретного плода, тот умрет. Возможно, Адам и не знал что такое смерть, но наверняка догадывался, что это нечто плохое. Под страхом смерти Бог велел Адаму соблюдать его заповедь.

А что же Адам и Ева знали о змее? Он появляется совершенно неожиданно, текст не говорит, откуда он взялся. Как только он приходит, он начинает перекручивать сказанные Богом слова. Он спрашивает у Евы (Быт.3:1) о том, на самом ли деле Бог запретил вкушать плоды от какого-либо дерева в саду. Ева отвечает, что Бог позволил им есть плоды всех деревьев, за исключением одного, к нему им запрещено даже дотрагиваться (заметьте, что в Быт.2:17 не сказано, что им нельзя было дотрагиваться до дерева; это было преувеличение, добавленное Евой). Затем сатана говорит: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4–5). По поводу этого отрывка у меня есть несколько важных наблюдений. Во-первых, у нас есть разговаривающее животное, не внушающее доверия, так как прямо противоречит Божьим словам, а также есть Бог, заслуживающий полного доверия. Бог сказал им, что они умрут, если вкусят плоды этого дерева; змей говорит им, что этого не случится. Уже одно это говорит, что вина за непослушание не лежит исключительно на змее. Безусловно, он пытается обмануть их, но за его обещаниями ничего не стоит, тогда как в отношении Божьего повеления есть все основания считать, что произойдет все так, как Бог сказал. Адам и Ева могли и должны были слушать Бога, а не змея.

Второе, обратите внимание, что змей обещает Еве невозможное. Созданное существо не может стать несозданным. Несозданность – не приобретаемое свойство; если у нас никогда его не было, значит, его никогда и не будет. Сотворенные существа никогда не могли и никогда не смогут стать Богом. (Вспомните, Отцы церкви никогда не подразумевали под словом теозис или обожение становление людей Богами по природе). Бог уже дал им самый что ни на есть лучший удел среди сотворенных существ. Нельзя было ожидать чего-то больше или выше. Тем не менее, когда змей предлагает Еве невозможное, она воспринимает это как возможное. Мы даже можем представить себе, о чем она могла думать: «У меня, безусловно, великолепное положение, но что если его можно сделать еще лучше? Вот, скажем, если бы я стала такой же великой, как Бог, мое положение было бы еще лучше». Не задумываясь о том, что Божье величие недостижимо, она представляет его себе как вполне реальную возможность. По мере того как она дает волю своему воображению, в ней начинает появляться неудовлетворенность своим настоящим положением, несмотря на то что оно было лучшим из всего того, что могло бы иметь сотворенное существо. В действительности проблема не в том, что Адам с Евой вкушают яблоко, или какой-то другой плод. Суть в том, что они восстают против Бога, позавидовав ему в том, что он более велик, чем они. В результате их зависть породила неудовлетворенность своим положением творений и скрытое недоверие к тому, что Бог сказал им.

Наконец, змей говорит, что, вкусив запретный плод, Адам и Ева смогут познать добро и зло, сравнившись в этом с Богом. Несмотря на то что данный отрывок достаточно спорный, следует отметить, что в еврейском тексте использованный здесь термин yдda ’ имеет более сильное значение, чем английское (или русское. – Прим. перев.) слово «знать». По-видимому, змей использует слово «знать» в значении «решать». Он говорит не столько о знании того, что есть добро и зло, сколько о власти решать, что есть добро и что есть зло. Он говорит, что благодаря этой власти они станут подобны Богу – они смогут быть независимыми распорядителями в своем маленьком царстве. Однако подобная прерогатива не может быть присуща человеческим существам. Только Бог вправе определять, что есть добро и зло, задача же людей – жить согласно этому определению свыше. Таким образом, змей предлагает невозможное. Он лжет и, как я уже подчеркнул ранее, у Адама с Евой не было никаких оснований верить ему.

АВГУСТИН О ГРЕХОПАДЕНИИ (ОК. 420 Г.):

Мы можем видеть, что дьявол не смог бы обольстить человека чем-то очевидным и явно греховным, имеющим печать Божьего запрета, если бы последним уже не овладело довольство самим собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «Будете, как боги». На самом же деле они могли бы стать богами куда быстрее, если бы прилеплялись к высочайшему и истинному Началу своей покорностью, а не обратились в своей гордыне к самим себе, к своему началу. Ибо сотворенные боги являются таковыми не благодаря самим себе через самих себя, а вследствие их приобщения к истинному Богу. Желая большего, человек лишается и того, что у него есть; он желает быть самодостаточным, отступая от Того, у Которого все есть. Итак, суть первоначального зла в том, что человек возомнил себя своим же собственным светом, отвернувшись от того Света, благодаря Которому светил и сам, когда имел его в своем сердце. Это зло явилось втайне, чтобы за ним последовало уже другое зло, явное (О гр. Бож. 14.13 [Bettenson, 573]).54

Размышляя об этом отрывке, Августин понял, что человек ослушался не только по причине искушения змеем, но и из-за гордости, вызвавшей недовольство положением и подорвавшей их доверие к Богу. Обратите внимание на то, что в приведенной выше цитате залогом первоначального блаженства людей, согласно Августину, было их приобщение к Богу. Они уже были обожены – уже были «богами» – в том смысле, что они разделяли взаимоотношения между Отцом, Сыном и Святым Духом. Невозможно стать подобным Богу без приобщения к нему. Когда же Адам с Евой все-таки попытались стать богами, они не стали лучше, а только хуже. Итак, в основе грехопадения лежала гордыня, приведшая к недоверию.

Если бы не гордыня, породившая недоверие к Богу, человек не стал бы воспринимать слова змея всерьез, или даже слушать его. У Адама с Евой было все, что можно было пожелать. Им не нужно было становиться богами, так как они и без того разделяли Сыновьи отношения с Отцом. Было ли что-то большее, в чем они имели нужду? Ничего. Однако гордость и порожденная ею неудовлетворенность и недоверие заставили их послушаться змея и нарушить единственную заповедь Бога. Августин и другие Отцы церкви понимали то, что мы сами зачастую забываем, а именно, что сваливая на других вину за свое непослушание, человечество стремилось прикрыть свой собственный грех, отвлечь внимание от настоящей проблемы или подлинного источника вины. Виноват был не змей, виноваты – они сами. Подобным образом, когда мы согрешаем, мы не можем обвинять в этом дьявола; в этом виноваты только мы. Сваливая свою вину на других, мы ищем прикрытия. Впрочем, Библия не даст нам спрятаться за какими-то оправданиями.

Что же произошло, когда Адам и Ева согрешили? Как этого и следовало ожидать, они не стали богами. Вместо этого их жизнь и характер целиком и полностью были искажены, они уже не были теми, кем создал их Бог. Если раньше они делились с Богом всем, что у них было (в Быт.2:25 говорится: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»), то теперь прячутся от него, скрывая свою наготу с помощью собственноручно сделанных одежд (Быт.3:7–8). Если раньше они находились в полной гармонии с Богом и друг с другом (вспомните, что после каждого дня сотворения в Быт.1 Бог говорил, что это было «хорошо»; создав человечество, в Быт.1:31 Бог сказал: «Весьма хорошо»), то теперь они ищут оправдания перед Богом и пытаются найти виноватого в собственном грехе (Быт.3:11–13). Бог изрекает проклятия, превращая две важнейших сферы их жизни (работу в саду и рождение детей) в тяжелое бремя. Обращаясь к Еве, он говорит: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16). Обращаясь к Адаму, он сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:17). Вследствие человеческого греха Бог настолько изменил естественные процессы жизни и даже в каком-то смысле саму землю, что занятие, приносившее когда-то радость, теперь стало отягощенным скорбью и трудностями.

Трагичнее всего то, что Бог отделил их от себя. Это наглядно продемонстрировано в том, что он изгоняет Адама и Еву из созданного для них сада, поставив на входе в него ангелов, чтобы люди не могли возвратиться обратно (Быт.3:23–24). Бог предупреждал их о том, что, ослушавшись его, они умрут. Так и произошло. В Библии говорится о смерти в двух значениях. Первое значение – это физическая смерть, отделение души от тела, заканчивающееся разложением последнего. Второе значение – это духовная смерть, отчуждение от Бога. Пока Адам и Ева слушались Бога, они могли участвовать в Сыновних отношениях с Отцом, что, соответственно, и защищало бы их от физической и духовной смерти; Бог постоянно сохранял бы их тела и души невредимыми. Однако, ослушавшись Бога, они умерли духовно.55 Это подтверждается изменениями, которые не замедлили произойти в характере человека, что видно при сравнении Быт.2:25 с Быт.3:7, а также из изгнания человека из сада. За духовной смертью последовала и смерть физическая. Бог уже не поддерживал их тела, как раньше, позволим им стареть, умирать и истлевать. О физической смерти Адама сказано в Быт.5:5.

Сколь бы мифической ни казалась нам история о грехопадении, нам не следует воспринимать ее как простой рассказ и думать, что человечество всегда было таким. Поскольку, отказываясь верить в реальность грехопадения, мы создаем больше проблем, чем решаем. Очень важно принять эту историю за действительность, свидетельствующую о том, что человечество греховно и отчуждено от Бога и что в совершенном ими грехе нет вины последнего. Согласившись полностью с этим утверждением, мы также должны признать и то, что сегодняшнее состояние человеческого рода в корне отличается от того, каким Бог задумал его с момента творения. В Библии говорится, что эта глобальная перемена произошла в начале человеческой истории вследствие непослушания наших прародителей. Вина за это лежит не на Боге и даже не на змее; виновато прежде всего само человечество. Перекладывание вины на другого – это не что иное, как жалкая попытка найти для себя оправдание, и до тех пор, пока мы это делаем, нам не понять настоящее положение человека в мире.

Человечество после грехопадения

Читая далее Книгу Бытия, можно определенно говорить, что непослушание Адама и Евы, испортившее их характер, также оказало и негативные последствия на их потомков. В следующем поколении Каин убивает своего брата Авеля (Быт.4:8), а еще через несколько поколений Бог сокрушается о «развращении человеков на земле… что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).

АФАНАСИЙ ОБ УМНОЖЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГРЕХА ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ (ОК. 315 Г.):

Будучи вначале изобретателями зла, и сами на себя призвав смерть и тление, а впоследствии совратившись в неправду, отваживаясь при этом на всякое беззаконие и не останавливаясь на одном худом деле, но постоянно выдумывая новое зло, люди соделались ненасытимыми во грехе. Повсюду были прелюбодеяния и татьбы; вся земля наполнилась убийствами и хищениями. У людей не было заботы о законе; лишь о растлении и неправде. Всякое злое дело было совершаемо как порознь, так и сообща. Города вели войну с городами; народы восставали против народов; вся Вселенная была раздираема мятежами и раздорами, ибо каждый преуспевал в беззаконии. Недалеко от этого были и действия противоестественные (О воппощ. 5 [Thomson, 147]).56

Анализируя эти главы и близкий им по смыслу отрывок из Рим.1:21–32, Афанасий приходит к выводу, что человечество пошло вниз по наклонной так быстро, что с каждым новым поколением люди становились хуже. Человек утратил первозданный вид, превратившись лишь в блеклое отражение того, каким он был раньше. Нам не известно, как именно грех передается от одного поколения к другому, и надо сказать, что в ранней церкви были различные мнения на этот счет (см. приведенную ниже цитату как превосходный пример одного из таких взглядов), но все мы знаем, что человек приходит в этот мир грешным. С тех пор, как наши прародители лишились совершенной жизни, дарованной им от начала, все их отпрыски – каждый из нас – рождаются в том состоянии, в котором Адам с Евой оказались после грехопадения.

Когда мы думаем о грехе, нам могут представляться какие-то конкретные случаи ужасных поступков. Однако библейское описание греха гораздо более глубокое, чем мы можем себе представить. В Библии понятие греха описывается с помощью еврейского термина (haЯ), которое встречается около шестисот раз в Ветхом Завете, и с помощью греческого термина (hamartanц), который встречается в Новом Завете около трехсот раз.

АВГУСТИН О ТОМ, КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ГРЕХ (ОК. 420 Г.):

Ибо сообразно с важностью этой вины [за грехопадение] осуждение изменило природу к худшему так, что бывшее прежде в первых согрешивших людях наказанием, стало являться в прочих людях, при их рождении, как естественное следствие. Причиной тому является то, что происхождение человека от человека не есть то же, что происхождение человека из праха. Прах был веществом для создания человека, тогда как путем рождения человек становится родителем. Хотя тело и создано из земли, оно не является одинаковым с нею, в то время как родители являются такого же рода существами, как и их дети. Так как от первого человека через женщину должен был произойти весь род человеческий после того, как эта супружеская чета уже получила Божественный приговор о своем осуждении, то чем человек сделался – не при своем сотворении, но когда согрешил и был наказан, – то самое он и родил, насколько это касается именно происхождения греха и смерти (О граде Божьем 13.3 [Bettenson, 512]).57

Оба слова имеют смысл, связанный со стрельбой из лука, и обозначают «промахнуться», или «не попасть в цель». В Библии ясно говорится, что человек может промахнуться, не попав в нужную цель (см. Лев.5:15–16); сознательно выбирая нетуцель (см. Ис. 1, 4) или даже целясь куда нужно, неспособен достичь желаемого результата (1Цар.12:23). Другое библейское слово, обозначающее грех (дbar в еврейском языке или parabainц – в греческом), имеет смысл преступления, пересечения установленных и запрещенных Богом границ. Вкусив от запретного плода, Адам и Ева совершили преступление, тогда как другими примерами преступления могут быть случаи, описанные в Иер. 34, 18 и Дан.9:11. Это похоже на то, как если бы Бог провел палкой по песку, сказав «эту линию – не переходить», а люди все равно переходили бы ее. Третье значение греха – это бунт против Божьей власти (pasa‘ в еврейском языке или apeitheц – в греческом) и, соответственно, разрыв желаемых Богом взаимоотношений. В Ам.1–4 содержится целый ряд примеров, когда Израиль восставал против Бога. Четвертое значение греха в Библии можно перевести как «беззаконие». За этим понятием стоит еврейский термин (дwцn), обозначающий искажение или извращение. Грех включает в себя не только неправильные действия; он искажает и извращает человеческий характер. В качестве примеров можно вспомнить Иов.33:9 и Притч.12:8.

Из этих отрывков ясно, что грех глубоко проник в природу человека. В христианской церкви принято говорить о грехе в помыслах, словах и поступках, чтобы подчеркнуть, что он включает в себя больше, нежели только действия. Более того, церковь считает, что, не совершая хороших поступков, мы так же виновны, как если бы совершили плохие (Иак.4:17). Чей-то грех может быть более дерзким и явным, чем грех других людей, но независимо от того, отвергает ли человек явно Бога или же просто молча игнорирует его, или даже ищет Бога, стараясь (хоть и безрезультатно) поступать правильно, в Божьих глазах любой человек – грешник. Апостол Павел раскрывает эту истину особенным образом в двух отрывках из своих посланий. В Послании к Римлянам он посвящает две главы (Рим.1:18–3:20) тому, чтобы объяснить, что все люди без исключения греховны. Завершая свою мысль, он говорит, что «…все согрешили и лишены славы Божьей». В этом отрывке грех представлен как непопадание в цель. Поставленная перед нами мишень – это славное присутствие Бога; как бы мы ни прицеливались, мы все равно промахнемся.

В другом важном отрывке Павел обращается к новообращенным христианам, напоминая им об их прежней жизни:

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие (Еф.2:1–3).

В этом отрывке господствующий в воздухе князь – это сатана, за которым следуют люди. Обратите внимание, как многообразно Павел описывает греховное состояние человека. Апостол пишет, что мы живем по обычаю мира в непослушании, чаще угождаем плотским похотям, нежели стараемся победить их, и руководствуемся греховными желаниями и мыслями. Примечательней всего в этом печальном отрывке – начало и конец. Павел говорит о том, что мы были мертвы в своих преступлениях и грехах, будучи по природе объектами Божьего гнева. Несмотря на Божью любовь к нам и желание, чтобы человеческий род разделял общение с Троицей, наш грех настолько отдалил нас от него, что в описании апостола мы духовно мертвые существа, несмотря на физическую жизнь. Мы стали объектом Божьего гнева вследствие своей греховности. Мы рождаемся духовно мертвыми. Это довольно сильные слова, но как бы ни было сложно их принять, они точно описывают разрушающую силу греха.

Павла нередко критикуют за столь категоричное описание человеческой греховности, а одно из распространенных возражений в его адрес состоит в том, что несмотря на всеобщую греховность, большинство из нас – не такие уж и плохие люди. Поэтому христианам сложно сказать, что все люди одинаково греховны и каждый из нас не лучше Гитлера, Сталина и Хуссейна. Это, безусловно, не так, поскольку христиане не учат, что все зло одинаково. Если вы знакомы с богословским термином «полная испорченность», то вам, скорее всего, также приходилось слышать и заблуждение, что это понятие якобы исключает любую добрую черту в человеке. Однако, используя этот термин, богословы подразумевают совершенно иную концепцию, так как в противном случае подобная идея шла бы вразрез с библейской истиной о том, что даже греховные люди по-прежнему сохраняют в себе образ Божий. В каждом человеке остается нечто доброе, тогда как словосочетание «полная испорченность» указывает на то, что грех в той или иной степени отражается во всех сферах человеческого существования. Смысл этого понятия не в том, что каждый человек целиком и полностью греховен, и даже не в том, что каждый из нас виновен в равной мере. Смысл этого понятия в том, что все люди по природе греховны в своих действиях, словах, помыслах, эмоциях и воле – грех проник в каждую клеточку их существа. В человеке нет ничего, что осталось бы не затронутым разрушительной силой греха. В то же время, даже с учетом подобных оговорок, человеческая испорченность представлена у Павла весьма серьезно. Мы не такие уж и плохие люди, чтобы назвать нас духовными мертвецами? Неужели мы не лучше Гитлера или Сталина?

Очевидно, что задавая подобные вопросы, мы начинаем сравнивать. Наш стандарт «приемлемой» праведности находится в рамках между Гитлером и матерью Терезой, а сами мы полагаем, что нас нельзя отнести к наихудшим людям в этом мире, из чего следует, что мы способны пройти тест и быть угодными для Бога. Однако нужно помнить, что мишень, или Божья цель, в которую нам необходимо попасть, – это совершенное, славное присутствие Бога. Мы были созданы с той целью, чтобы разделять общение с Троицей, отражать в жизни совершенные взаимоотношения между Отцом и Сыном. Будучи греховными существами вследствие грехопадения, мы не способны делать это так, как делали ранее. Мы промахиваемся мимо поставленной цели. Надо сказать, что кто-то из нас промахивается сильнее, чем другие, тем не менее все промахиваются. На этом этапе кто-то может возразить, сказав, что для нас было бы непосильно жить в полном соответствии со славным стандартом Бога. Возможно, и непосильно. Но давайте вспомним, что Бог не ставил перед человеком непосильных задач. Он не требовал от человека сдачи тестов на верность, чтобы стать угодным ему; он позволил Адаму и Еве разделять любовь, объединяющую между собой Отца, Сына и Святого Духа. Все, что им оставалось делать, – это пребывать в дарованной им любви через простое послушание Богу. Однако, лишившись ее сами и, как следствие, утратив возможность передавать ее своим будущим потомкам, они, как существа греховные по своей сути, остались бессильными в том, чтобы вернуть у гу любовь. Фактически мы настолько бессильны что-либо предпринять в своем положении, что Павел описывает нас в образе «мертвых по преступлениям и грехам». Мы не просто ослаблены или больны; мы – мертвы. Разве может мертвый человек вернуть утраченные с Богом взаимоотношения? Разве могут мертвые люди каким-либо образом повлиять на свою участь? Нет. Когда в Библии говорится о том, что люди духовно мертвы, это означает бессилие человека сделать что-либо для возвращения в первозданное состояние. Оставаясь духовно живыми, мы могли бы поддерживать и развивать свое общение с Богом благодаря силе Святого Духа. Однако теперь, когда мы рождаемся духовно мертвыми, у нас столько же шансов вернуть утраченное общение с Богом, сколько у трупа – стать снова живым.

Тем не менее это не означает, что в людях не осталось ничего доброго или что человеческие существа не способны ни на какие благородные или достойные уважения поступки. Однако в силу греховной испорченности мы так же бессильны перед задачей вернуть утраченные взаимоотношения с Богом, как и мертвый человек. Это приводит нас к вопросу первостепенной важности: что нам делать, если мы рождаемся мертвыми и неспособны сами себе помочь? Рассмотрим сейчас этот вопрос.

Бессилие человека

Самое популярное слово среди христиан – это «спасение». Мы так часто употребляем это слово, что нередко забываем о другой стороне медали его значения. Оно означает «освобождение», имея в виду определенное тяжелое положение, в котором оказалось человечество и не в силах от него избавиться. Один из моих профессоров по Ветхому Завету любил напоминать своим студентам, что еврейское слово yлsы а, означающее спасение (и представляющее собой еврейское имя, которым мы называем Иисуса), используется сегодня в Израиле в качестве надписи на автомобилях скорой помощи. Подобно скорой помощи, которая спешит спасти умирающего человека, христианство, по сути, преследует цель спасать уже умерших. Таким образом, слово «спасение» означает, что миссия по восстановлению дарованных нам отношений Сына со своим Отцом принадлежит не нам, а кому-то другому. Это полностью совпадает со смыслом тех слов, которые Павел записал во второй главе Послания к Ефесянам, говоря о том, что мы мертвы по преступлениям и грехам. Так что суть этой отрезвляющей истины заключается в том, что человеческий род оказался в столь тупиковой ситуации, что не в силах выбраться из нее самостоятельно. Наряду с этим есть и славная новость о том, что нам не нужно выбираться собственными силами, так как сотворивший нас Бог сам же и пришел к нам на помощь в этот мир. Впрочем, перед тем как перейти к этой новости, нам необходимо подумать о том обстоятельстве, что мы не можем спасти себя сами.

Нам сложно ничего не делать. Иначе говоря, нам с трудом удается признать, что порой мы не в состоянии сделать что-то сами. Какой бы ни была ситуация или непредвиденный случай в нашей повседневной жизни, мы всегда ищем возможность сделать хоть что-то, чтобы исправить ситуацию. Если же мы ничего не можем сделать, нас начинает наполнять тяжелое чувство безысходности, которое большинству людей крайне сложно принять. Кроме того, когда речь заходит о нашей способности выполнить задачу, для которой мы были созданы, и при этом нам говорят, что мы не можем сделать ничего собственными силами, это задевает нашу гордость. Мы настаиваем на том, что в нашем распоряжении должно быть хоть что-то, что могло бы помочь нам разрешить ситуацию, исправить ошибки и вернуть все на свои места. Мы ощущаем себя ущемленными (затронуто чувство собственной значимости) и протестуем против того, что в христианстве представлено как рождение мертвым. Разве не так?

Заметьте, что в последнем предложении я упомянул чувство собственной значимости. Вспомним, что люди склонны связывать свою значимость со своими действиями, тогда как в христианстве это недопустимо. В христианстве наша значимость обусловлена статусом, полученным при творении, – образ Божий. Это означает, что значимость зависит не от достижений человека, а дается как дар Божий. Такое положение дел может нас успокоить, так как мы уверены в том, что никто не может отобрать нашу значимость и что нам не нужно карабкаться по карьерной лестнице или держаться правильных людей, чтобы сохранить ее. В то же время такое положение дел ведет к смирению, так как нам нечем хвалиться; значимость дарована нам от Бога как нечто изначально чистое и простое. Бог не ожидает от нас каких-то исключительных поступков, чтобы объявить нас особенными. Он не считает нас важными в силу наших собственных достоинств. Он дал нам значимость просто как дар. Таким же образом Бог не ожидает, чтобы согрешившее человечество или отдельные личности совершали бы что-то настолько грандиозное, что помогло бы заслужить им некогда утраченную значимость. Даже при всем том хаосе, в который человечество повергло себя, Бог не перестал считать нас столь значимыми, чтобы сделать все возможное для восстановления дарованного нам при создании общения. Как в том случае, когда речь идет о первоначальном состоянии человека, так и в том случае, когда подразумевается потребность людей в спасении, человеческая значимость – это благо, дарованное Богом. Следовательно, наше чувство собственной значимости не должно зависеть от того, способны ли мы избавить себя сами от последствий грехопадения.

Христиане признают такое положение дел, которое в одночасье и заставляет смириться, и приносит освобождение. Оно заставляет нас смириться, потому что мы загнали себя в такую ситуацию, из которой нам (как тем, кто рождается мертвыми) не выбраться собственными силами. Это положение требует такого смирения, что многие люди так никогда и не решаются его признать. Наша природа бунтует, ей чуждо подобное смирение; поэтому мы не хотим признавать свое бедственное положение. Мы можем неосознанно превратить христианство в веру, которую заботит лишь следование каким-то заповедям, или правилам, которые нам следует исполнять. Христианство, безусловно, включает в себя множество моральных и этических принципов, однако они занимают отнюдь не центральное место, а скорее периферийное, хотя многим христианам все же удается переместить их ближе к центру, потому что нам нравится думать, что христианство – это список данных Богом правил. Порой нам бывает так сложно согласиться с тем, что мы не способны исправить ситуацию собственными силами, что мы принимаемся искать выход где-то в другом месте, помимо христианства. В других религиях существует гораздо больше открытости к тому, чтобы считать человека не только способным, но и обязанным выполнять те или иные дела или достигать определенных вершин. Так, например, мусульмане считают, что христианское учение о грехе представляет собой трусливый компромисс, испытывая гордость за то, что у Аллаха нет чрезмерных ожиданий – человек может реально выполнить все, что Аллах требует от него.58 Наверное, нет более сложной задачи для таких горделивых существ, как мы, чем принять тот факт, что мы не можем ничего сделать сами.

Как бы ни было сложно принять это, осознание своего бессилия – это отправная точка христианской веры, но начав с этого, мы получаем невероятное облегчение и освобождение. Ведь как бы мы ни убеждали себя, что у нас есть достаточно сил для выхода из сложившейся ситуации, наша совесть говорит нам, что поступки, которых Бог ожидает от нас, далеки от совершенства. Любая вера или философия, пытающаяся угодить человеческой гордости, предписывая людям различные задачи, якобы необходимые для того, чтобы заслужить себе спасение, обрекает их на разочарование, которое не замедлит, когда те осознают свою слабость в том, чтобы выполнить свое призвание должны образом. Собственно говоря, именно честные и духовно чувствительные люди как раз и оказываются в числе тех, кого больше всего одолевает подобное чувство разочарования. Многим удается жить так, как будто у них все хорошо, в то время как те, кто по-настоящему серьезно относится к заповедям, испытывают вину, отчаяние и обескураженность из- за своей неспособности найти Бога, но именно такие люди находятся на правильном пути. Осознав свое бессилие исполнить все Божьи заповеди, а также то, что это – не повод для разочаровани, они начинают с облегчением вдыхать воздух свободы оттого, что позволили Богу сделать то, что они не могут сделать сами. Лишь достигнув полного разочарования в себе и собственных силах, мы будем готовы постигнуть удивительную суть христианской вести: Бог делает для нас то, что мы не можем, не могли и никогда не сможем сделать сами. Да, нам сложно признать, что мы не в силах сделать что-то сами, но это обязательное условие перед тем, как мы сможем получить освобождение.

На этом этапе уместно упомянуть об одном важном возражении в отношении христианства, которое часто приводят в связи с тем, что я обсуждал выше. На протяжении всей истории христианства люди из самых разных частей мира укоряли христианство в том, что оно учит о спасении лишь последователей Христа. Это заявление не всегда встречало поддержку среди христиан, так как одних оно смущает, другие стараются его избегать, а кто-то и вовсе отказался от него. Попросту говоря, почему Бог не позволяет посвященным адептам других религий или философий войти в рай вместе с христианами?

Этот вопрос больше затрагивает наши эмоции, наша отзывчивость, доброта и просто приличие пробуждает в нас желание сказать: «Бог не станет им препятствовать; он уже впускает их к себе в рай». Мы можем представить себе универсальный рай, в котором приветствуется любой, чья доброта выше среднего уровня. Однако рай – не универсальное место подобного рода. Рассматривая семнадцатую главу Евангелия от Иоанна, мы видели, что небеса, или вечная жизнь – это познание единого истинного Бога и посланного им Иисуса Христа. Спасение – это участие человека в общении, объединяющем Отца, Сына и Святого Духа. Если мы говорим, что человек может получить подобное общение, будучи последователем другой религии или просто нравственной личностью, стремящейся делать все собственными силами, мы тем самым говорим, что он может соединиться с Христом безо всякой связи с ним. Если же спасение – это не что иное, как Христос, тогда, допуская, что человек может спастись без Христа, мы говорим, что он может иметь Христа, не имея его! Если мы знаем библейский смысл спасения, тогда нас не нужно убеждать в том, что само собой разумеется, а именно в том, что без связи с Христом человек не может иметь и самого спасения. Согласно христианской вере, это единственный смысл спасения и нет иного.

Кроме того, спрашивая, почему люди не могут спастись в другой религии, мы забываем, что люди не могут спастись собственными усилиями, даже если они исповедуют христианство. Мы рождаемся мертвыми, беспомощными в том, чтобы каким- либо образом спасти себя. Наши старания исполнять принципы христианской веры не могут дать нам спасения. Если же у нас нет шансов освободиться из создавшегося положения собственными силами, то нас не спасут никакие человеческие решения, правила или принципы – какими бы хорошими они ни были, и как бы хорошо мы ни старались соблюдать их. Так что независимо от этического кодекса – будь то ислам, конфуцианство, индуизм или даже христианство – никакие усилия соблюсти его не помогут нам.

Подводя итог, можно назвать две причины, в силу которых другая религия не даст нам спасения. Во-первых, каким бы хорошим ни был моральный кодекс той или иной религии, мы не сможем соблюсти его в совершенстве. Во-вторых, другие религии вовсе не определяют той цели, в которую человек, согласно христианской вере, должен попасть, то есть они не нацелены на участие в славном общении между Отцом и Сыном. Они целятся в совершенно другую мишень, другое спасение. По этим причинам люди (даже самые религиозные) промахиваются мимо цели Божьего славного присутствия, пытаясь собственными силами попасть в свою собственную мишень. Упомянутые нами ранее в этой главе слова Павла всегда отрезвляют нас: «Все согрешили и лишены славы Божьей».

Заключение

В данной главе мы рассмотрели грехопадение как историческое событие, которое кардинально изменило состояние и склонности человека. До того как произошло грехопадение, Адам и Ева были приобщены к взаимоотношениям между Отцом и Сыном, владычествовали над творением и любили друг друга. Гордыня привела к неудовлетворенности своим состоянием, и вместо того чтобы оставаться в общении с Богом через Святого Духа, они захотели стать такими же, как сам Бог. Эта гордыня повлекла за собой недоверие к Богу и открытое непослушание, в результате которого человеческий грех извратил и исказил характер людей. С тех пор все потомки Адама и Евы рождаются духовно мертвыми существами, будучи отчуждены от взаимоотношений с Отцом и Сыном, они живут во вражде с другими людьми. При этом у нас нет ничего, что могло бы помочь нам восстановить свои отношения с Богом.

Надо сказать, что подобная ситуация не вселяет оптимизма и ее нелегко принять. Однако это не конец истории. В том же послании, в котором Павел приводит горькие слова о том, что «все согрешили и лишены славы Божьей», он пишет:

Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти (Рим.8:1–3).

В этих словах мы слышим продолжение истории, предлагающей надежду тем, кто искренне признали, что они бессильны спасти себя сами. Именно эту историю я хотел бы подробнее рассмотреть в седьмой главе, но перед тем как мы перейдем к новой теме, будет уместно обсудить, как Бог взаимодействовал с людьми в период между грехопадением и приходом его Сына в мир. В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог подготавливал израильский народ и весь мир в целом к приходу Христа. Это будет главной темой шестой главы

* * *

48

Перевод с англ., адаптированный по русскому изданию: Августин [Еремеев, т. 1, 493,494, 496].

49

Перевод с англ., адаптированный по русскому изданию: Августин [Еремеев, т, 1, 475].

50

Из большого числа отрывков Писания, указывающих на то, что Бог в силе совершать задуманное, см. особенно Иов.42:2; Пс.113:11, 134, 6; Притч.19:21;Ис.14:26–27, 55, 10–11; Евр.6:13–20.

51

В этом отношении весьма примечательна Книга Левит, в которой приведены целые списки грехов против Господа и говорится, что любой, кто совершает их, несет ответственность перед Богом. Напр., см. Лев.4–5. См. такжеИез.18:19–29; Иак.2:10–11. Люди несут ответственность за любой грех – будь он большой или маленький, умышленный или неумышленный, активный или пассивный.

52

Перевод с англ., адаптированный по русскому изданию: Афанасий Великий[ПЦП, т. 1, 197]. – Прим. перев.

53

В ранней церкви практически все рассматривали Быт.1–3 как историческое событие, из-за которого человек утратил свое предыдущее состояние блаженства, однако были и исключения: Ориген, живший в третьем столетии, и Феодор, живший на стыке четвертого и пятого столетий. Ориген был твердо убежден в том, что грехопадение было утратой более возвышенного состояния и произошло, когда еще не существовало физической Вселенной и самого времени. Утверждая, что идея грехопадения отражает наличие изначально пребывавшей в человеке смертности и греховности, Феодор высказывает идентичные современным толкованиям взгляды о том, что Быт.3 не подразумевает исторического грехопадения. Важно отметить, что церковь осудила мысль Оригена и Феодора на пятом Вселенском соборе в 553 г. По вопросу космологии Оригена см. О начал. 1.8.1 и 3.1.21 (Butter- worth, 66–68, 204); ([Кулиев, 91–92, 242–45]. – Прим. перев.). Работу Феодора сложно найти в переводе на англ., но, возможно, кому-то поможет мое исследование его богословской мысли в книге Donald Fairbairn, Grace and Christology in the Early Church, Oxford Early Christian Studies (Oxford: Oxford University Press, 2003), 29–34; (см. ту же книгу в русском переводе: Дональд Ферберн, Учение о Христе и благодати в ранней Церкви. Москва: ББИ, 2003, 31–38. – Прим. перев.

54

Перевод с англ., адаптированный по русскому изданию: Августин [Еремеев, 1998], 31.

55

Это отчуждение не означает того, что Бог всецело покинул человечество, так как в этом случае люди полностью лишились бы Божьего присутствия, что повлекло бы за собой и отказ от любой поддержки с его стороны, а также означало бы прекращение человеческого существования. В настоящей книге я буду использовать слова «отчуждение» и «разобщенность» для обозначения того состояния, в котором люди оказались после грехопадения, чтобы передать личностный характер произошедшего. Мы были созданы для личных взаимоотношений с Троицей, однако вследствие своей греховности оказались отдалены от Бога.

56

Перевод с англ., адаптированный по русскому изданию: Афанасий Великий[ПЦП, т. 1, 197–98]. – Прим. перев.

57

Перевод с англ., адаптированный по русскому изданию: Августин [Еремеев, 1998], 557. – Прим. перев

58

См., напр., Коран 6:153.


Источник: Ферберн Д. Ф43 Жизнь в Троице. Введение в богословие с Отцами церкви / пер. с англ. В. Литвиненко – Черкассы: Коллоквиум, 201

Комментарии для сайта Cackle