«Даже до края земли». Исследования по истории миссии
Содержание
Предисловие к русскому изданию митрополита Волоколамского Илариона
Часть I. Византийская эпоха 1. Кирилл и Мефодий – путеводные маяки (1966) 1.1. Осознание великого церковного и исторического долга 1.2. Образование и духовный фундамент 1.3. Трезвый и систематичный подход. Внимание к природным особенностям обращаемого народа A) Подготовка Б) Переводческая деятельность B) Местные кадры 1.4. Крест апостольства и его плоды 2. Монахи-миссионеры в IV веке (1966) 2.1. Остатки язычества в послеконстантиновскую эпоху 2.2. Роль монашества в распространении христианства 2.3. Египетское монашество 2.4. Монашество Палестины, Сирии и Месопотамии 2.5. Дистанция между подвижничеством и миссионерством Заключение Избранная библиография 3. Миссионерская деятельность в Византии (1964) 3.1. Первый период (IV-VI вв.) 1. Труды по христианизации язычников внутри империи: А) Иларион. Б) Иоанн Златоуст 2. Миссия среди окружающих империю варварских народов: А) Готы. Эрулы. Б) Гунны. В) Племена Колхиды. Г) Иверы. Д) Авасги. Е) Цаны. Ж) Персы. 3) Арабы. И) Эфиопы. К) Племена Нубии. Л) Маврусии 3.2. Период спада (VII и VII вв.) 1. Миссионерское депо Августина и Феодора в Британии 2. Распространение Евангелия среди славянских племен 3.3. Второй период великих миссионерских предприятий (IX-XI вв.) 1. Христианизация болгар 2. Распространение христианства в Моравии. Кирилл и Мефодий 3. Христианизация южных славян и венгров 4. Миссия среди хазар и аланов 5. Христианизация Руси 3.4. Последние отблески (XII-XIII вв.) Заключение Избранная библиография 4. Миссионерская деятельность Восточных Церквей в Центральной и Восточной Азии (Средние века) (1964). 4.1. Византийцы 4. 2. Христиане Сирии и Персии А)Китай Б) Центральная Азия 4.3. Уроки истории Часть II. Новое время 5. Православие в Китае (1962) 5.1. Первые ручейки A) Миссия пленных Б) Критическая эпоха B) Духовный плацдарм 5.2. Попытка более систематической миссионерской работы А) Правильное основание миссии Б) Оживление миссионерской работы 5.3. Период расцвета (Иннокентий (Фигуровский)) A) С верой и методичным подходом Б) Испытание B) После бури Г) Некоторые цифры 5.4. После первой мировой войны Прибытие беженцев из Советского Союза 5.5. После второй мировой войны Китайская Православная Церковь становится автономной 5.6. Уроки для всякой православной миссии A) Неблагоприятные события – факторы миссии Б) Миссия и политика B) Риск одномерности и отсрочки Г) Легко в теории, трудно на практике Д) Необходимость достаточных сил и организации Е) Подходящие руководители Ж) Роль переселенцев 3) Монашество и миссия И) Единственно возможная «политика» 6. Рассвет Православия в Японии (1971) 6.1. Политический и духовный климат в Японии ко времени прибытия отца Николая (Касаткина)... 6.2. Терпеливая подготовка и «мученичество» 6.3. Самостоятельное развитие первой ячейки самураев 6.4. Поездка о. Николая в Россию. Своеобразие его малого стада 6.5. Перенос православного миссионерского центра в Токио 6.6. Гонения в Сендае и Хакодате 6.7. Итоговые примечания по богословию миссии Библиография 7. Православие в Стране восходящего солнца после рассвета (1964) 7.1. Период плодотворной апостольской деятельности 1) Начало систематической миссионерской работы 2) Приспособление христианства к японской действительности 3) Тайна его успеха 7.2. Консервация и возрождение 1) Организация 2) Издательская деятельность, восстановление церквей 3) Миссионерская деятельность, межцерковные связи Примечание на 2007 г. 8. Православие в «Стране полунощного солнца» – Аляске(1963) Информация по Аляске 8.1. Первое проникновение Православия 1) Роль первых переселенцев 2) Первая миссионерская группа 3) Тяжелые времена. Пустынник 8.2. Период расцвета (1824–1850). Свт. Иннокентий ((Вениаминов), 1797–1879) 1) На Алеутских островах 2) Священник в Ситке 3) По пути к систематизации 4) Неутомимый епископ 8.3. Период спада 1) Вторжение инословных 2) Постепенная изоляция 8.4. Состояние на 1960 г. 1) Сложности 2) Новые миссионерские усилия 8.5. Уроки для современной миссии После краткого путешествия по православной Аляске (1983) Приложение. Безразличие к миссионерству – отречение от Православия 1. Безразличие к миссионерству – отречение от Православия (1968) 2. Дрожь на Преждеосвященной (о молитве за оглашаемых) (1962) 3. Православная миссия и Божественная Евхаристия(1964) 4. Разница во взглядах Биографические данные автора
Перед читателем – сборник исследований архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия (Яннулатоса) разных лет (1961–1971), посвященных истории христианской миссии от IV в. до 1960-х гг. и затрагивающих историю византийской и русской православных миссий.
Сборник продолжает первую книгу автора «Миссия. По следам Христа», в которой разработаны богословские основания миссии.
Архиепископ Анастасий много лет подвизался в африканской миссии, а в настоящее время возглавляет Албанскую Православную Церковь, возрожденную практически «с нуля» после эпохи тотального атеизма в Албании.
«И будете Мне свидетелями в Иерусалиме
и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»
Посвящается тем, кто потрудился, трудится и будет трудиться в деле «свидетельства о Иисусе Христе» на новых рубежах, «до края земли» – края во всех смыслах: географическом, культурном и социальном.
Предисловие к русскому изданию митрополита Волоколамского Илариона
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин.15:16). Эти слова Спасителя вспоминаются при мысленном обозрении жизненного пути автора настоящей книги – Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия.
Известный всему современному христианскому миру выдающийся иерарх, богослов и миссионер вступил на поприще проповеди Евангелия Христова в далеком 1954 году, будучи молодым выпускником Богословского факультета Афинского университета.
Движимый интересом к делу христианской миссии и просвещения, он принимал самое активное участие во множестве различных межхристианских и межправославных форумов. Основной площадкой межправославных молодёжных контактов в то время являлось Всемирное братство православной молодёжи «Синдесмос», и многие получившие впоследствии широкую известность богословы и иерархи начинали свою международную деятельность как члены этой организации. На ассамблее «Синдесмоса» в 1961 году по инициативе диакона Анастасия Яннулатоса был основан первый межправославный миссионерский центр «Πоρενθέντε» ["Итак, идите» (Мф.28:19)]. Вскоре будущий Предстоятель Албанской Церкви был избран вице-президентом «Синдесмоса», и в период нахождения его на этой должности (1964–1977 гг.) по инициативе приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима членами организации стали Московская и Ленинградская духовные академии. В те же годы произошло знакомство автора книги с будущим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Положив немало трудов в деле приобщения к церковной жизни молодёжи у себя на родине, молодой богослов довольно рано обращает внимание на открывающиеся обширные перспективы православной миссии в Африке, где она развивалась, начиная с 1946 года, под эгидой Александрийского Патриархата. Впервые отец Анастасий побывал на Черном континенте с миссионерской поездкой в 1964 году, сразу же после своей иерейской хиротонии.
По возвращении домой он использовал накопленный опыт при создании в 1971 году Миссионерского учебного центра при Афинском университете и Межправославного центра Элладской Православной Церкви В 1972 году архимандрит Анастасий избран титулярным епископом Андрусским и назначен директором «Апостольской диаконии»1. И в этом качестве владыка Анастасий не забывал о деле проповеди православной веры в разных регионах мира и оказывал значительную помощь православным миссионерам в Африке.
Наконец, в 1981 году владыка Анастасий возглавил миссию в Восточной Африке. За десять лет подвижнических трудов в Кении, Уганде, Танзании миссионерское дело в регионе поднялось на качественно новый уровень. Для подготовки духовенства в столице Кении Найроби была открыта Православная патриаршая школа имени Архиепископа Макария III, из числа коренных африканских жителей рукоположено более шестидесяти клириков, подготовлены чтецы-катехизаторы для 8 африканских племён, осуществлён перевод последования Божественной литургии на целый ряд африканских языков.
Уделяя основное внимание катехизации, епископ Анастасий учитывал реальные условия жизни коренного населения Африки. Неотъемлемой частью его миссионерских усилий стала забота об улучшении положения местного населения путем создания общеобразовательных школ и медицинских заведений. Позже в своих выступлениях Его Блаженство будет многократно повторять, что подлинно христианская любовь должна раскрывать себя в конкретных делах милосердия и сострадания.
Накопленный за многие годы опыт евангелизации был в полной мере востребован, когда в 1991 году владыка Анастасий принялся за дело восстановления исповеднической Албанской Церкви. За долгие века своего существования эта Церковь переживала времена расцвета и упадка, подвергаясь тяжелым испытаниям в эпоху крестовых походов и в османский период. Однако все эти трудности невозможно сравнить с тем, что пришлось перенести Православию в Албании в XX веке. С окончанием Второй мировой войны и приходом к власти коммунистов в стране начались преследования верующих. В 1967 году Албания официально объявлена атеистическим государством, а с 1976 года новой албанской конституцией была запрещена любая религиозная деятельность. Именно в это время было разрушено большинство храмов, а оставшиеся церковные здания были приспособлены под хозяйственные нужды. Многие албанские иерархи и клирики были отправлены в ссылку, заключены в тюрьмы, приняли мученическую смерть.
Лишь с падением тоталитарного режима Э. Ходжи весной 1991 года стало возможным восстановление церковной жизни, и оно началось с прибытием в страну владыки Анастасия, который 24 июня 1992 года стал Архиепископом Тиранским и всей Албании.
Дело возрождения Православия владыка Анастасий начинал в стране, находившейся на грани гражданской войны. В городах была разрушена инфраструктура, остро ощущалась потребность в самом необходимом, весьма напряжёнными были межгосударственные отношения Албании и Греции, гражданином которой являлся Архиепископ. На фоне общей неустроенности набирали силу националистические настроения. Националисты видели в иностранце – главе религиозной организации – агента зарубежного влияния.
Однако несмотря на все трудности, среди полного запустения и развязанной против Архиепископа Анастасия информационной клеветнической компании ему удалось воссоздать церковную инфраструктуру, учредить новые епархии, организовать приходы не только в городах, но и в отдалённых селах. В 1992 году была основана семинария «Анастасис» («Воскресение») в Дурресе, а в 1998 году – церковный лицей Честного Креста в Гирокастро. В том же году спустя многие десятилетия была возобновлена деятельность Священного Синода Албанской Церкви. За прошедшую четверть века получили образование и были рукоположены более 160 клириков, основано 50 молодёжных центров, издано свыше 70 наименований книг на албанском языке, построено 450 церковных зданий, в том числе 150 храмов, открыта радиостанция, появилось несколько периодических изданий.
Не ограничиваясь сугубо церковными проектами, Архиепископ Анастасий стал инициатором создания медицинского диагностического центра «Благовещение» в Тиране, трёх поликлиник, университета «Логос», первого в Албании института повышения квалификации специалистов шести светских профессий, профессионального лицея в г. Месоптамо, 17 детских садов в разных городах страны. В 1999 году для 33 тысяч косовских беженцев был организован собор помощи. Собранная значительная сумма денежных средств позволила организовать для них лагеря временного размещения, снабдить одеждой, продуктами, создать условия для оказания медицинской помощи. Под руководством Блаженнейшего Архиепископа Анастасия Албанская Православная Церковь заняла прочное положение в албанском обществе и привлекла множество верующих. В стремлении «иметь мир со всеми» (Евр.12:4) Архиепископу Анастасию удаётся построить добрые отношения не только с инославными христианами, но и с мусульманами.
Особой гранью деятельности Архиепископа Анастасия является научно-богословское творчество. Подавляющее большинство публикаций Его Блаженства посвящено тематике христианской миссии в мире, её прошлому и настоящему.
Отделом внешних церковных связей и Общецерковной аспирантурой и докторантурой свв. Кирилла и Мефодия был подготовлен к изданию первый на русском языке сборник статей Архиепископа Албанского Анастасия по истории православной миссии. Вышедшая в 2008 году на греческом языке под единым заголовком книга объединяет авторские статьи, опубликованные с 1961 по 1971 годы. Публикации разных лет были отредактированы автором и объединены в одну книгу.
Обширным экскурсом в историю православной миссии Архиепископ Анастасий демонстрирует читателю, что она является органической частью Предания Церкви. Значительное место в книге уделяется трудам русских миссионеров в Китае, Японии и на Аляске. Анализируя исторический опыт православных миссионеров, автор формулирует богословие и методологию православной миссии.
Верю, что книга выдающегося архипастыря Православной Церкви найдёт живой отклик в сердцах всех, для кого слова Спасителя: «Итак идите, научите все народы» (Мф.28:19), – звучат как призыв к деятельному служению.
Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата, ректор Общецерковной
аспирантуры и докторантуры имени святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия
митрополит Волоколамский Иларион
От автора
В книгу «Миссия по стопам Христа», которая вышла в 2007 г., вошли богословские исследования и проповеди, подчеркивающие необходимость православной миссии во «все народы» (Мф.28:19). В настоящем издании содержатся исторические исследования, касающиеся различных этапов христианского свидетельства.
Термин «свидетельство» (μαρτυρία) происходит из последней заповеди Спасителя Своим ученикам перед вознесением: «И будете Мне свидетели... даже до края земли» (Деян.1:8). В этом слове удачно сплетаются самовидец, свидетельствующий (μάρτυς) об истине, и человек, настроенный свидетельствовать о вере с полной самоотдачей, а при необходимости – с мученичеством (μαρτύριον). Внимательное изучение различных этапов истории миссии показывает, что распространение Евангелия было, как правило, неразрывно связано с разными видами свидетельства со стороны ее тружеников
На первом витке возобновления интереса к зарубежной миссии в 1960-е гг. параллельно с богословскими теоретическими текстами появилась необходимость также и в исследовании истории Православия с целью показать: во-первых, что Православная Церковь вовсе не была безразлична к миссии, как это утверждали некоторые западные авторы. Во-вторых, что подчеркивание необходимости миссии в других странах не несет на себе западного влияния, как это пытались внушить некоторые наши писатели, но представляет собой возвращение к преданию нашей Церкви. И в-третьих, с целью почерпнуть принципы, уроки и вдохновение для новых миссионерских усилий «вовне» Церкви в наши дни.
Эта цель предопределила и характер исследований, которые вошли в настоящий сборник. Они не были написаны как обыкновенные исторические работы, но как поддержка и направление теории и практики нового миссионерского движения, которое зародилось в небольшой группе молодых православных богословов. По этой причине в них столько разнообразия в способе разработки материала. Они были опубликованы в периодических журналах, сборниках или брошюрах, которые сегодня трудно найти. Соединение их в одной книге делает их более доступными и удобными для использования.
Первой размещена статья «Кирилл и Мефодий – путеводные маяки», написанная для посвященного им номера журнала «Церковь» (1966). Она рассказывает о двух великих фигурах Православия, периодически останавливаясь на руководящих принципах православной миссии, которые происходят из характера их личности и деятельности. Следом идет работа «Монахи-миссионеры в IV веке», – скромный вклад в вопрос, в какой степени древнее восточное монашество интересовалось распространением Евангелия. В ней подчеркивается также необходимость сочетания монашеского идеала и миссии в новых исторических условиях. Далее размещена статья «Миссионерская деятельность в Византии» (1964), – обзор основных событий и достижений миссии в Византийский период. Этот текст был подготовлен для Религиозно-нравственной энциклопедии, в строгом энциклопедическом стиле в рамках ограничений, наложенных издателем.
Статьи «Миссионерская деятельность Церквей Востока в Центральной и Восточной Азии», «Православие в Китае» и «Православие на Аляске» были написаны для журнала Πоρενθέντες, представляя неизвестные для многих страницы истории христианской миссии на Востоке с целью установить основные принципы миссионерской практики и извлечь уроки истории для новых миссионерских усилий Православия в XX в. Больше аналитической информации содержится в работе «Рассвет Православия в Японии», которая была опубликована отдельной книгой в 1971 г. и повествует о выдающемся этапе православной миссии и оставленных им наказах.
Статья «Православие в Стране восходящего солнца» («Часы после рассвета») была опубликована на английском языке (1964) и воспроизводится в настоящем издании в несколько переработанном виде. Историческая информация, статистические данные и соответствующая библиография приводятся по состоянию на год публикации первоначального сочинения.
Наконец, в качестве приложения, но одновременно и в качестве итогового заключения публикуется раздел «Равнодушие к миссии – предательство православия», которая стала чем-то вроде миссионерского манифеста для современной миссии за рубежом.
Конечно, со времени моего служения в сане диакона и архимандрита, когда я написал вышеупомянутые работы, миссионерская проблематика пополнилась новыми данными и темами (см. сборник «Миссия по стопам Христа»). Я рассчитывал доработать эти исследования, дополнить их и добавить сведения о событиях последних десятилетий. Однако настоятельная ответственность моего архиепископского служения и непрерывно добавляющиеся обязанности не позволили мне этого. И я принял решение воспроизвести в одной книге эти тексты с незначительными исправлениями в надежде, что, поскольку они отражают состояние миссионерских изысканий и проблематики 1960-х гг., они проливают свет на важные страницы истории православной миссии и на вневременную православную аксиологию и, следовательно, не теряют своей актуальности.
Идеи, утверждения и предложения, которые излагаются в некоторых статьях, может быть, покажутся неожиданными. Другие же, весьма прогрессивные для своего времени, сегодня, после разнообразных революций и эволюции, возможно, покажутся слишком очевидными. В любом случае, все они сохраняют свое значение для миссии.
Большая часть из упомянутых текстов была опубликована на кафаревусе. В настоящем сборнике они печатаются на димотике с необходимыми поправками, сделанными ради единообразия внути издания (способ библейских ссылок, подстрочных примечаний и т.д). В процессе перевода на димотику некоторые элементы церковного Предания я сохранил неизменными. Наконец, я опустил некоторые повторы, обозначив их отточием в квадратных скобках [...].
Выражаю горячую благодарность Блаженнейшему архиепископу Афинскому и всея Эллады Иерониму за его благородное согласие в ответ на предложение написать предисловие к этой книге. Также сердечно благодарю многих сотрудников, которые содействовали подготовке настоящего сборника как при первом, так и при последнем издании содержащихся в нем статей: в особенности г-жей Аргиро Кондогеорги, Феодору Цола, а также г-на Н. Агнадо за их ценный вклад в различные стадии подготовки этой книги.
* * *
История православной миссии, христианского «свидетельства» в новых пределах, содержит героические страницы, которые не очень хорошо известны широкой публике. Как я указывал уже в 1971 г., к этим трудам, помимо исторического интереса, меня побудило убеждение, что внимательное изучение и понимание опыта православных миссионеров предшествующих поколений имеет руководящее значение для того, что совершается сегодня на новых миссионерских «фронтах». Фазы становления новой православной религиозной общины, жизнь ее первых членов – это не просто история, но подлинный опыт Церкви, «богословие», которое составляет положительное основание для развития некоего живого и действенного «богословия миссии» и для формирования православного миссионерского сознания в нашу эпоху.
Надеюсь, что тексты, которые публикуются в этой книге, будут способствовать тому, чтобы мы, православные, еще лучше осознали и еще более остро почувствовали нашу великую ответственность за дело апостольского «свидетельства», которую воскресший Господь возложил на Своих учеников всех времен и которая реализуется «в Духе Святом»: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии (в месте, где вы родились, и в окружающих вас землях) и даже до края земли» (Деян.1:8). «Края» во всех смыслах: географическом, культурном и социальном.
† Анастасий, Архиепископ Тиранский,
Диррахийский и всея Албании.
Тирана, 19 ноября 2008 г.
* * *
Синодальное учреждение Элладской Православной Церкви просветительской и миссионерской направленности, существуете 1936 года.