сост. Дмитрий Семеник

В чём корни страха?

Осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. (Прем. 17:10).

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры? (Мк. 4:39–40).

Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.

Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры.

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, т. е. телолюбием и маловерием.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Что для тела мороз, то для души худая совесть. Отсюда происходит робость и боязливость. Ибо никто столько не страшится, как прилепившийся к житейскому. Он живет подобно Каину, трепеща каждый день от страха... Все его желания устремлены к предметам скорогибнущим и скоропреходящим. А потому хотя сам он и не испытал еще превратности, но видя ее на других, почитает себя уже погибшим; оттого он весьма боязлив и малодушен.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Кто сомневается в Боге, тот, как Каин, постоянно находится в тревоге и беспокойстве.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Страх – как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество – как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь.

Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя – он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовихся и не смутихся».

Преподобный Никон Оптинский (1888–1931).

Комментарии для сайта Cackle