сост. Дмитрий Семеник

Каково истинное «доброе дело»?

Уклонися от зла и сотвори благо. (Пс. 33:15).

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5:16).

Должно сперва, как от худого пути, удалиться от привычки к порочной жизни, а потом уже приступить к совершению добрых дел. Потому что невозможно приняться за доброе, не отступив наперед и не уклонившись совершенно от зла.

Святитель Василий Великий (330–379).

Напрасно тот трудится, кто начинает доброе дело без теплой сердечной молитвы.

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709).

Доброе дело от цели познается, а не от самого дела.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).

Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век).

Пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целью.

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809).

Без Божией Благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).

Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. И скажу вам, как это бывает. Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе как и красивую собою. Вот это и воля Божия, благая. Но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: это благоугодно Богу. Совершенная же воля Божия есть та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но со всей силой и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния: тогда исполняется совершенная воля Божия.

Преподобный Дорофей Палестинский († 620).

Творить дела любви, исполнять закон Христов не так-то просто. Да, этому надо учиться, этого надо хотеть. Надо только в делах любви к ближнему увидеть и почувствовать возможность преображения души своей, возможность спасения.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006).

Ты думаешь добро-то делать легко? Всякое доброе дело трудно!

Старец Исидор Гефсиманский († 1908).

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).

Надобно делать добро, но не думать, что мы оное делаем, а паче еще будто своею силою. Всегда мы найдем недостаток и далекость от совершенства в наших деланиях.

С смирением и малые дела Господь приемлет, а без смирения и большие исправления Ему не угодны, что видим на фарисее.

Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).

Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смиряться, видя, что ко всякому нашему делу примешивается страсть!

Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума».

Преподобный Никон Оптинский (1888–1931).

Комментарии для сайта Cackle