С. Успенский

Источник

Выпуск 2. Таинства

Крещение

Когда и как началось крещение

Среди песков пустыни Иордана,

Где высятся ряды угрюмых скал,

Где бродят волк голодный и шакал,

Звучала речь святая Иоанна

Как к покаянию народному призыв.

Толпы людей, как волн морских прилив,

Стекалися к убежищу Предтечи

И слушали пророческие речи

Отшельника. Постами изможден,

Питаяся акридами1 и медом,

И власяницею2 суровой облечен,

Святой пророк являлся пред народом

И в пламенных, бичующих словах

Учил его и обличал в грехах.

Когда ж избрал как символ очищенья

В водах реки крещенье,

Уверовав в учение его,

Шли многие креститься у него.

О. Чумина

Беседа Господа с Никодимом

Между осуждавшими Христа фарисеями3 был один добрый и праведный человек – иудейский начальник Никодим. Он верил в то, что Иисус послан от Бога, и ему хотелось поговорить с Ним наедине, но днем этому мешал народ, который постоянно окружал Иисуса, да притом Никодим боялся своих собратий, чтобы они не рассердились на него. И вот он пришел к Иисусу ночью, когда Христос спал, и разбудил Его.

– Учитель! – сказал Ему, поклонившись, Никодим. – Мы знаем, что Ты послан от Бога, потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может сотворить, если не будет с ним Бог...

– Прибавь к этому, – перебил его Христос, – что Тот, Кто посылается от Бога, или Тот, Кто является на землю свыше, увидит Царство Божие. Но и тот увидит и войдет в него, кто возродится от воды и духа.

– Господи, – сказал Никодим, – объясни мне, как это может человек снова возродиться здесь, на земле? Ведь каждый человек только однажды в жизни бывает ребенком, разве старик может снова сделаться маленьким?

– Каждый человек, – сказал Иисус, – возрождается при крещении водой, так как в воде присутствует благодатная сила Господа. Но только тот войдет в Царство Божие, на кого свыше сойдет Дух Божий. У каждого человека есть тело, взятое из земли, плоть земная, и есть Дух Животворящий. Тело берется от земли, а Дух нисходит с Небес. Он свободен, этот великий Дух Божий. Он живет, где хочет. Человек слышит Его голос и не знает, откуда пришел Он и куда уходит. Но только не всякий человек это слышит, а тот, кто возрожден от Духа Божия.

Н. Вагнер

На Иордане

Под небом знойной Палестины

Красив священный Иордан,

Когда поднимется туман

От тихо дремлющей равнины

И в зыбь хрустальную нежна

Посмотрит южная луна.

Чаруют воды Иордана

Своей святыней мировой:

Крещенье принял над Собой

В них Иисус от Иоанна.

Раскрыло небо здесь чертог

И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский

Крещение Господне

4

Немногое знаем мы из Евангелия о жизни Иисуса Христа до Его Крещения, то есть до наступления тридцатилетнего возраста, когда Он явился народу. Мы знаем только, что после Сретения Господня Божия Матерь с Иосифом и Спасителем скрылись в Египет, избегая преследования Ирода, царя иудейского, который издал распоряжение об избиении всех младенцев в Вифлееме. Уже после смерти Ирода, при сыне его Архелае, Святое Семейство поселилось в галилейском городе Назарете. Здесь Младенец, по словам евангелиста Луки, возрастал и укреплялся духом и стал таким премудрым, что, будучи двенадцатилетним мальчиком, в Иерусалимском храме изумлял иудейских учителей своим разумом и мудростью. Знаем еще, что Он жил в повиновении у родителей.

Перед самым выступлением Иисуса Христа на проповедь народу, что было в 15-й год правления императора Тиберия, в стране Иорданской явился святой Иоанн Предтеча, сын священника Захарии, возвестивший народу Пришествие Спасителя. И он проходил, рассказывает евангелист, по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение и покаяние для прощения грехов. «Покайтесь, – говорил он народу, – ибо приблизилось Царство Небесное». Со всех сторон стекалось к Иоанну множество народу, и все принимали от него крещение, каясь в своих грехах. Когда же его самого стали принимать за явившегося Спасителя, то Иоанн отвечал: «Я крещу вас водой, но вот идет Кто сильней меня и у Кого я недостоин даже развязать ремень от обуви, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». И точно, на другой день пришел на Иордан Иисус из Галилеи креститься, и Иоанн, который никогда прежде не видел Его, указал на Него народу и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Когда же Иисус подошел, чтобы принять Крещение, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус отвечал ему: «Оставь теперь, не удерживай Меня, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн, возложив руки на голову Иисуса, погрузил Его в воды Иордана. Когда же Иисус Христос выходил из воды, то открылись Небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, и слышен был голос с Неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» .

М. Щепкин

Крещение Господне

Что требуется от крещаемого?

Во-первых, покаяние и вера

В первой половине II века в Греции, в городе Илиополе, жила одна женщина-язычница не очень пристойного поведения. Как-то в этот город пришел инок Герман и попросился в ее дом переночевать. Один из слуг указал ему небольшую комнату, которая помещалась как раз рядом со спальной комнатой хозяйки. Перед самым сном инок встал на молитву, а потом открыл Евангелие, с которым никогда не расставался, и начал вслух читать историю о Страшном Суде. Спавшая в соседней комнате хозяйка дома проснулась и долго внимательно слушала чтение старца. Слова о Страшном Суде, о вечных муках глубоко тронули ее душу: совесть пробудилась в ней, страх Божий просветил ее сердце, и она впервые оглянулась на свою прошлую жизнь. На рассвете следующего дня она призвала к себе инока и, стараясь скрыть свое беспокойство, спросила: «Скажи мне, добрый старец, кто ты? Для чего здесь и что читал в прошлую ночь? Ты меня удивил и напугал до крайности!.. Неужели правда, что грешники осуждены будут навсегда? И если так, то скажи мне, кто может спастись?» Мудрый пустынножитель с кротостью и смирением начал говорить ей, что милосердный Бог прощает христиан, искренно кающихся и с верой обращающихся к Нему. «Что же мне, грешной, делать?» – спросила женщина. «Креститься, – ответил старец. – Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16).

Вскоре язычница раздала свое богатство и под руководством Германа стала готовиться к принятию Таинства Крещения, которое и было совершено. Когда начались гонения на христиан, она мужественно исповедала Христа и ни за какие блага не пожелала отречься от Него, за что и приняла мученическую смерть.

Знаете, кто эта женщина? Святая мученица Евдокия, память которой Церковь празднует 1 марта.

Сретение Господне

Крещение в Новом Завете заменяет обрезание

В Ветхозаветной Церкви еще со времен праведного Авраама, по заповеди Божией, существовал среди евреев священный обычай совершать обрезание над младенцами мужского пола на восьмой день по их рождении. В этот же самый день давалось и имя новорожденному. Верная этому закону, Пресвятая Богородица совершила обрезание и над Своим Божественным Младенцем, дав Ему имя Иисус, то есть Спаситель, – то самое имя, которое было назначено Ему Архангелом Гавриилом во время Благовещения. Церковь находит в этом доказательство, что Иисус Христос был действительно Богочеловек. Установленный в честь этого события праздник называется Обрезание Господне, которое служит прообразом новозаветного христианского Таинства Крещения. Однако Церковь в тот же день празднует и то, что Божественному Младенцу дано было имя Иисус, – такое великое и святое имя, которое выше всякого другого имени, силой которого изгоняли бесов.

М. Щепкин

Крещение Корнилия Апостолом Петром

Корнилию-сотнику было видение,

К Петру он отправил гонцов.

И Божий Апостол с друзьями своими

Немедля явился на зов.

Корнилий просил, чтобы в вере наставил

Апостол его самого

И всех домочадцев, и Божий посланник

Исполнил желанье его.

В речах вдохновенных поведал он людям

О Царстве великом Христа,

Отверзшего смертным, заблудшим и слабым

Спасенья святые врата.

И люди внимали, и в сердце глубоко

Проник им священный глагол.

На всех, кто уверовал,

С Божьим Крещеньем Свят Дух снизошел.

О. Чумина

Крестный

Маленький Ваня рано лишился родителей и жил у крестного отца. Однажды ребенок заметил, что крестный посадил в своем саду лесную яблоньку.

– Зачем ты это сделал? – спросил он крестного. – Вот уж такому негодному деревцу я не дал бы места в саду!

– А откуда ты знаешь, что деревце никуда не годится? – спросил крестный.

– Это видно с первого взгляда, – отвечал мальчик.

– Да, оно, конечно, мало, но в нем скрывается большая сила, и со временем оно может вырасти и приносить плоды.

Через какое-то время мальчик увидел, что крестный заботливо возится около новой яблоньки: ставит возле нее колья, привязывает к ним одни ветки, а другие срезает.

– Почему ты не даешь деревцу расти свободно? – спросил опять мальчик.

– Это чтобы ветер его не сломал и чтобы оно могло расти прямо и было стройным.

Потом крестный вскопал землю около корня и окружил дерево кольями, чтобы скот не мог его сломать.

– Посмотри, – сказал он крестнику, – как я люблю это молодое деревце. А люблю я его за ту жизненную силу, которая в нем скрыта, и о ней-то я хлопочу и забочусь.

На следующую весну крестный пришел к деревцу с отростком от хорошей яблони. Он разом срезал всю верхушку молодого деревца.

– Что ты делаешь? – вскричал мальчик в испуге. – Теперь все труды твои пропали даром!

Но крестный улыбнулся, расколол немного ствол и, вставив в него принесенную веточку, залепил разрез замазкой и старательно обвязал тряпкой.

– Видишь ли, – сказал он крестнику, когда работа была окончена, – если бы деревце осталось без ухода, оно было бы и криво и сучковато и приносило бы со временем такие кислые яблоки, которые и есть-то было бы невозможно. Но я позаботился, чтобы оно росло прямо и правильно, а теперь, при наступлении весны, дал скрытым в нем силам новое, лучшее, направление, привив к нему веточку от хорошей яблони, плоды которой очень вкусны.

Скоро молодое деревце выросло, пустило новые ветви и покрылось почками и цветами, а к осени ветки его уже гнулись под тяжестью крупных румяных яблок.

– Ну, что скажешь теперь? – спросил крестный мальчика.

– Ах, – отвечал тот, – какое это прекрасное дерево, труды твои не пропали даром!

– Дай Бог, – продолжал крестный, – чтобы и ты был похож на эту яблоньку и так же отблагодарил меня за заботы о твоем воспитании. Ведь я поручился при твоем крещении перед Церковью за твою христианскую веру и добрую жизнь и должен о тебе заботиться гораздо больше, чем о деревце. Я должен заменить тебе твоих родителей и утвердить тебя в святой Православной вере, иначе какой же я был бы крестный!

О чистоте души, подобающей христианину

Одна девушка слышала часто о Христе, но не хотела креститься, так как думала, что она молода и если сделается христианкой, то лишится многих удовольствий в жизни. Но вот заболела ее мать. Дочь, придя навестить ее в больницу, принесла с собой букет свежих гвоздик. Сестра милосердия была верующая христианка и хорошо знала девушку. Она подошла к ней и сказала:

– Не лучше ли будет, если мы поставим цветы в стакан, подержим их, пока они завянут, и тогда преподнесем матери?

Девушка очень удивилась такому предложению. Тогда сестра милосердия сказала:

– Не то ли вы делаете по отношению к вашему Небесному Отцу: вы стремитесь отдать Ему жизнь, когда она увядает...

Дочь удивилась сказанному.

– Не напрасно же при крещении надевается белая одежда. Она служит знаком чистоты души и жизни христианина, – добавила сестра.

Эти слова так подействовали на девушку, что она вскоре крестилась и всю жизнь оставалась истинной христианкой, отличавшейся безупречным христианским поведением.

Для чего на крещаемого возлагается крест?

Крест – всюду. Когда мы появляемся на свет Божий, на нас надевают крест. Крест, или образ Распятого, вешают над нашей детской кроваткой. Крест ставят над воротами

нашего дома. Перед трапезой мы полагаем на себя крест. Идем спать – снова крест. Входим в чужой дом – крестимся. На могиле, когда окончим нашу жизнь, тоже воздвигнут крест наши ближние.

Что же это значит? А то, что вся наша жизнь должна пройти под знамением креста. Крест при рождении показывает нам, что с крестом на груди и в душе мы должны пройти всю жизнь: ради Христа страдать, каждый шаг мерить и проверять словом Господа, за нас вознесшегося на Крест, чтобы не напрасной была для нас Его Кровь, Его Жертва.

Крест на нашем доме означает, что здесь все должно делаться во имя и славу Христа, что живущие в этом доме никогда не забудут Его заветов.

Крест при вхождении в чужой дом означает, что мы не войдем в чужую храмину со злом в своем сердце, а идем во имя Христа с любовью и правдой.

Крестом называют страдания нашей жизни. Это значит, что, неся их, мы обращаем взоры к Кресту, на Голгофу, чем облегчаем свои страдания... У Господа мы ищем утешения и на свой крест смотрим как на часть Его Креста. Всюду крест. Это наше знамение. Он показывает нам, что мы призваны здесь совершать то дело, какое на Кресте совершил Христос. Он умер, чтобы больше было на земле любви, правды, честности... чтобы на земле было Царство Божие.

Мы приняли на себя крест в знак того, что и мы будем умножать на земле любовь и правду, строить Царство Божие. Все во имя Христа, все во имя Его любви!

Крест будет и на нашей могиле. Пусть он будет знаком, что под крестом служитель, а не враг Креста, что он не только носил крест на шее, но имел его и в душе и жил, как велел Распятый.

Крещение

«Исповедую едино крещение...»

Неповторяемость Таинства Крещения

Один еврей, руководимый выгодами, которые открывались для него с принятием христианства, крестился. Вскоре после своего крещения он переехал в другой город и снова зажил по законам иудейства. Желая посмеяться над христианской религией и ее Священными Таинствами, еврей объявил своим собратьям по вере, что он пойдет к местному епископу и крестится вторично. Вскоре он так и сделал.

Ничего не подозревая, епископ, к которому обратился еврей, распорядился приготовить все необходимое для совершения Таинства и велел наполнить крещальню водой.

Настал момент самого Крещения... Архиерей читал положенные молитвы и готовился погрузить крещаемого в воду, но вода вдруг исчезла. Крещальню наполнили водой во второй раз, но вода снова исчезла, как бы испарилась. Тогда обманщик еврей в страхе упал епископу в ноги и во всем сознался. Не говорит ли этот чудесный случай о том, что мы должны признавать Таинство Крещения неповторяемым?

Евсевий Кесарийский

Ветхозаветный прообраз крещения

5

Быстрее ветра чрез пустыню

Бежит Египта фараон,

Он клятв своих забыл святыню,

Безумьем гордым ослеплен.

Развились волосы, как змеи,

Безумен взгляд его очей.

«Вперед! Погибнут пусть евреи

От наших копий и мечей!»

В слепом безумье, злобы полный,

Быстрее ветра он летит,

И слышит он: рокочут волны –

То море Чермное шумит.

Конец погоне! Близко море...

Не по волнам же поведет

Их Моисей, себе на горе,

Свой Богом избранный народ?

Вот берег моря... Чудо... чудо!

По дну его идет толпа!..

«Вперед за мной на эти волны,

Они прошли, и мы пройдем...»

Вдруг ветра шквал – и волн громады

Всей грозной массою своей

Сомкнулись вместе, погребая

Безумцев гордых под собой.

И снова плещет голубая

Гладь моря бурною волной...

Погиб тиран, по воле Бога,

Спасен Израиля народ,

И Мариам, сестра пророка,

Творцу хвалебный гимн поет.

А. Лавров

Переход через Чермное море

Потоп

Ветхозаветный прообраз крещения

Люди впали в преступленья,

Ной не мог их вразумить,

И Господь в Своем решеньи

Положил их истребить.

Повелел он прежде Ною

Прочный выстроить ковчег,

Взять семью свою с собою,

Взять с собой животных всех.

Повелел затем Он небу

Хляби все разверсть свои,

Повелел изрыгнуть воду

Всем источникам земли.

Все исчезло под водою:

Звери, птицы, человек,

Лишь над бездной роковою,

Бурной носится ковчег.

Год прошел. Вода спадает.

Вдохновенный Богом Ной

Птиц на волю выпускает

Испытующей рукой.

И Господь чрез птиц вещает,

Что окончен гнев Его.

Ной с семьею открывает

Дверь ковчега своего.

И исполнен восхищеньем,

Благодарностью, хвалой,

Ной пред Божьим Провиденьем

Пал с горячею мольбой.

* * *

1

Акриды – разновидность саранчи, которую на Востоке употребляют в пищу.

2

Власяница – нижняя одежда из грубой ткани. Власяницу изготовляли из козьей шерсти и надевали как знак траура. Древние отшельники, монахи носили власяницу постоянно.

3

Фарисеи – в древней Иудее сословие ученых, «книжников», знатоков Закона Моисеева. Фарисеи старались удержать чистоту иудейской веры и национальных обычаев, когда Палестина подвергалась влиянию языческих верований – вавилонских, греческих и римских. Гордость не позволяла фарисеям увидеть в Иисусе Христе Спасителя, Которого они ждали по обетованию чтимого ими Закона.

4

В Ветхом Завете Бог-Троица являлся людям (Аврааму и Сарре) в виде трех Ангелов (см. Вып. 1, с. 24). А в Крещении Господнем Бог изволил явить Свою Троичность иначе: Бог – Сын (Иисус Христос), крещающийся в Иордане; Бог – Дух Святой, слетающий с неба в виде голубя; и глас Бога – Отца, слышимый всеми присутствующими и удостоверяющий Божественную сущность Господа Иисуса.

5

Прохождение древних иудеев через Чермное (Красное) море к новой жизни в земле, обещанной им Богом, для христиан является символом (прообразом) Таинства Крещения, когда при погружении в купель с водой человек по благодати Божией получает возможность войти в новую, вечную, жизнь.


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 2–3. Таинства. Молитва Господня / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997 г. 175 с.

Комментарии для сайта Cackle