Покаяние
Из Покаянного канона
Помощник, Покровитель мой!
Явился Он ко мне, и я от мук избавлен.
Он Бог мой, славно Он прославлен,
И вознесу Его я скорбною душой.
С чего начну свои оплакивать деянья,
Какое положу начало для рыданья
О грешном, пройденном пути?
Но, Милосердный, Ты меня прости!
Душа несчастна! Как и Ева,
Полна ты страха и стыда...
Зачем, зачем, коснувшись древа,
Вкусила грешного плода?
Адам достойно изгнан был из рая
За то, что заповедь одну не сохранил.
А я какую кару заслужил,
Твои веленья вечно нарушая?
От юности моей погрязнул я в страстях,
Богатство растерял, как жалкий расточитель...
Но не отринь меня, поверженного в прах,
Хоть при конце спаси меня, Спаситель!
А. Апухтин
На исповеди
Обращение Закхея
В Иерихоне было большое скопление народа. Окруженный толпами людей, Христос проходил через город. Пользуясь случаем, некто Закхей, начальник мытарей,21 человек богатый, но грешный, искал возможности увидеть Иисуса и не знал, как это сделать. Подойти близко он не решался: считал себя недостойным. При одном воспоминании о прошлом густая краска стыда заливала лицо Закхея и у него мучительно щемило сердце. Место ли ему, грабителю народа, разорителю слабых и беззащитных, около Великого Учителя любви и правды? Нет, Закхей согласен скорее на все, чем стоять подле этого неимущего Праведника и видеть на себе взгляд Его чистых очей, которые, говорят, проникают в глубь души и читают сокровенное в сердце. А видеть неудержимо хочется! Закхей столько слыхал о благости и святости проходившего теперь через Иерихон Иисуса, что вся душа его рвалась к Нему. И в своей жизни, и в жизни других людей Закхей так мало видел правды, что дорого дал бы, чтобы взглянуть на Того, Кто Сам был Истина и истине учил других. Но Закхей мал ростом и не может за людьми издали видеть Иисуса. Тогда он побежал вперед, забрался на смоковницу у дороги и стал ждать, когда Иисус пойдет мимо. Одного желал Закхей: видеть Иисуса. И вдруг Господь, приблизившись, заметил Закхея и сказал ему:
– Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя.
И все шедшие подле Христа переглянулись, а те, что остались сзади, говорили с негодованием:
– Вот опять Он пойдет к грешникам и мытарям!
А Закхей, не помня себя от радости, поспешил сойти, побежал распорядиться у себя в доме, чтобы принять Господа, и в слезах встретил Его на пороге дома, растроганный и радостный.
– Господи, – говорил он, – половину имения своего отдам нищим, и если кого обидел, то воздам ему вчетверо.
И Господь сказал ему:
– Ныне пришло спасение этому дому, потому что и Закхей – сын Авраамов, а Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибших.
Пробыв некоторое время в доме Закхея, Христос пошел по гористому трудному пути в Вифанию. Так вера во Христа привела Закхея к покаянию.
Притча о мытаре и фарисее
Спаситель притчу говорил:
Во храм молиться приходил
Нарядный, гордый фарисей
С спокойной важностью очей,
С кудрявой, длинной бородой,
В повязке шитой, дорогой.
И, ставши посреди других,
В молитвах говорил своих:
«Творец, благодарю Тебя,
Что непохож на прочих я!..
Я не таков, как мытарь сей,
Стоящий сзади у дверей,
В неделю пост держу два дня...
Творец, благодарю Тебя...»
* * *
Иегове помолиться тоже
Пришел мытарь и у дверей
Потупил взор своих очей.
Он в сокрушении стоит,
Себя ударив в грудь, твердит:
«Помилуй, Господи, меня!
Ведь грешник недостойный я!..»
Аминь, аминь, вещаю вам:
Кто горд, унижен будет он,
Смиренный будет вознесен.
В. Петрова
Мытарь и фарисей
Говение
Умирал отец. У его постели стоял сын – беспечный и легкомысленный юноша. Отец с юных лет пытался образумить его, но все было напрасно: ни советы, ни уговоры, ни просьбы не действовали на юношу. Сын пропадал дни и ночи и губил в кутежах
здоровье и способности. Отец с горя занемог и ждал скорой кончины.
– Мой бедный мальчик, – говорил он сыну, – не жизни жалко, жаль тебя! Один ты у меня. Так хотелось вложить в тебя все доброе, святое, воспитать в тебе усердного работника Богу и людям, и так тяжело сейчас видеть, что все мои мечты пошли прахом. Не корю я тебя, не требую клятв, что ты исправишься, прошу лишь об одном: обещай после моей смерти в течение недели на 2–3 часа в день приходить сюда, в эту комнату, где я теперь умираю.
Удивился сын такой просьбе, но, чтобы хоть чем-нибудь утешить отца, которому причинил столько горя, согласился.
Умер отец. После похорон пришел сын в эту комнату. Пусто, нет никого. Не слышит он больше докучных ворчаний. Полная свобода: живи, как хочется! И вспомнились вдруг сыну слова отца, его печальные глаза, голос, разбитый скорбью... «А любил ведь меня отец, – подумал юноша, – действительно хотел, чтобы из меня вышел честный и добрый христианин! Рано он овдовел и всю свою любовь отдал мне. Как он нежно ласкал меня всегда! Как сердечно, с любовью говорил мне о Боге, о правде, о доброй жизни, как радовался каждому редкому моему доброму делу, разумному слову, а чем я отплатил ему?!» Проходили минута за минутой, а в памяти сына всплывали одна за другой картины его греховной жизни. Какая грязь! Какой стыд и позор! Хотелось забыть, думать, что этого не было. Прошли уже обещанные часы, а сын все сидел, низко опустив голову на руки. На глазах блестели слезы... В этот день он не пошел к своим привычным порочным друзьям.
На второй и третий день он снова заходил в отцовскую комнату. Все яснее с каждым разом вспоминался ему светлый образ отца, живее чувствовалась горечь его укоров и противнее становилась прежняя жизнь. Не задумывался ранее над этим несчастный юноша, никогда не заглядывал к себе в душу и был спокоен. Теперь вгляделся в себя внимательно, и страшно стало: он ли это – тот самый чистый мальчик, каким был в детстве? Что сталось с ним? Огрубел, одичал, опустился... Надо выбираться из греховной тины, пока всего не затянуло. Отец знал, что делал, когда просил сына в течение недели 2–3 часа проводить в уединении. Сын за это время словно отрезвел после долгого хмеля. Одумался, принялся за работу и круто повернул на добрую дорогу.
Знает, что делает, и мать наша – Православная Церковь, когда призывает нас к говению и покаянию. «Подумай, человек, о себе, – как бы с любовью говорит она. – Дай отчет в своих мыслях, чувствах и делах. Посмотри, не сбился ли ты с доброго пути... Покайся, исповедуй грехи свои перед Богом и духовным отцом!..»
Камни
К престольному празднику в монастырь на богомолье шли две деревенские женщины. Одна из них в молодости, давно уже, совершила злое дело и с тех пор более двадцати лет не могла его забыть, постоянно мучилась совестью, каялась на исповеди, часто и подолгу плакала в одиночку. И теперь она шла и всю дорогу сокрушалась:
– Грешница я! Достойна ли я скверными устами целовать честную икону милостивого Спаса? Как меня еще мать-земля носит? Как меня праведный Господь не покарает?
Спутница ее была женщиной строгой жизни и потому чувствовала себя лучше подруги.
– А мне так не страшно, – говорила она. – Я иду с легким сердцем. Конечно, и я тоже не праведница, но ведь что за грехи у меня? Мелочь одна, и помнить-то не стоит. Твое дело, милая, иное. Я понимаю, что тебе должно быть жутко.
Пришли богомолки в обитель, помолились в храме, попали, наконец, и к старцу-затворнику. Расспросил он их обо всем, а потом и говорит:
– Ты, первая, поди в поле и принеси сюда самый большой, какой только можешь, камень. Другая же – набери полный фартук маленьких камней и также принеси их ко мне.
Женщины исполнили приказание старца. Когда они принесли ему камни, он и говорит им:
– Хорошо, а теперь отнесите эти камни назад и положите их на то место, откуда взяли.
Первая, с тяжелым камнем, понесла, а вторая в смущении замялась.
– Ты что? – спросил старец.
– Ах, отче, ты велишь мне отнести камни туда, откуда я взяла?
– Ну да! Присыпь те места, с которых взяда камни.
– Я не могу.
– Почему?
– Их очень много. Я не помню всех мест, откуда их взяла.
– Знай же тогда, – сказал старец, – твоя подруга когда-то сделала большой грех и постоянно помнит его, кается в нем, омывает слезами. Она знает, где осталась яма от ее камня. Ты же со своими мелкими, как думаешь, грехами не знаешь даже кому, где и когда причинила зло. Ты даже не помнишь их, а потому не имеешь возможности закрыть их, загладить. Они у тебя и остаются на душе, как эти камни в фартуке. Грязь – всегда грязь, целая ли лужа или одна капля.
И поняла женщина, что ей с ее маленькими слабостями и грехами не меньше подруги надо думать о чистоте души и церковном покаянии.
Что требуется от кающегося?
Сокрушение о своих грехах, желание исправить греховную жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие открывают двери рая для кающегося. Выслушайте следующее повествование о видении преподобного Нифонта, и оно многое объяснит вам.
Однажды преподобный Нифонт увидел во сне двух Ангелов, которые несли душу человека на Небо. Это заметили злые духи и спросили Ангелов: «Почему вы эту душу не отдаете нам? Ведь она наша». Ангелы сказали: «А чем вы докажете, что она ваша?» «Да она, – отвечали бесы, – до смерти только одно зло делала, и нет греха, которого бы она не сотворила. Она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом, а кто умер рабом греха, тот наш».
Один из Ангелов ответил на это: «Так как вы всегда лжете, то мы вам не верим. Пусть будет призван Ангел-Хранитель этой души, ему и поверим, ибо он лжи не скажет». Ангел-Хранитель явился, и его тотчас же спросили: «Что, душа эта покаялась или во грехах оставила тело?» «Подлинно, человек этот был грешник, – отвечал Ангел-Хранитель, – но когда он стал болеть, тогда со слезами исповедовал Богу свои грехи и с воздетыми к Небу руками усердно просил Бога о помиловании, он желал начать добрую жизнь».
Тогда Ангелы удержали у себя душу. Но бесы не успокоились и снова возопили: «Уж если этот человек мог быть помилован, то, значит, спасется и весь мир, и мы напрасно только трудимся». «Да, – отвечали Ангелы, – все грешники, исповедующие грехи свои смиренно и со слезами, от Бога получат прощение, а которые умирают без покаяния, тем Бог – судья. Сокрушение о грехах, желание исправить свою жизнь и надежда на Бога открывают рай».
Притча о блудном сыне
Бродил я далеко, в чужой стороне,
И страсти немолчно кипели.
Небесный Отец не забыл обо мне:
Следил Он за мной с колыбели.
Когда возмужал я, раздела просил,
Отец на раздел согласился:
Он часть из имения мне отделил,
С отцом я надолго простился.
С запасом здоровья, богатства и сил
Я мнил всюду счастие встретить,
Я то, и другое, и третье убил,
Но счастья не мог и заметить.
И встал, и пошел я из той стороны...
Вот видится кровля родная:
Воскресли вдруг в памяти детские сны
И юность моя золотая.
Отец, завидев издали
Меня в лохмотьях и пыли,
С немым раскаяньем в очах,
Отображавших стыд и страх,
Навстречу грешнику пошел
И за собой меня повел.
Вот старший брат, придя с полей,
Услышал пенье у дверей,
Беседу, чаш веселый звон...
Раба зовет, он удивлен:
«Скажи, пируют в честь чего?» –
«Сегодня брата твоего
Отец твой празднует приход».
Сердито старший прочь идет.
Ему Отец: «Сын мой!
Ведь ты всегда живешь со мной,
И все имение мое –
Рабы, стада и хлеб – твое.
Но надобно нам ликовать
И, веселяся, пировать
Затем, что брат «умерший» твой
Вновь ожил, в дом вернувшись свой».
В. Петрова
Возвращение блудного сына
Епитимия22
I
В далекой Солуни безумной толпой
Часть черни на власти восстала
И зверски начальника стражи градской,
Любимца царя, растерзала.
Наместник солунский на суд не призвал
Виновных, но в тайном доносе
Про бунт и убийство в Милан написал,
Где с царственным домом своим пребывал
Державнейший царь Феодосий.
И яростным гневом монарх воспылал
И быстро в пылу исступленья
Дрожащей от гнева рукой начертал
Воинским властям повеленье:
Чтоб в город мятежный немедля послать
Трибуна с отборной дружиной,
Всех жителей именем царским созвать
И всех истребить до едина...
II
На стогнах23 народ весь миланский стоял,
Был праздник великий Успенья,
И царь православный в сей день пожелал
Святое принять Причащенье.
И сам литургию был должен свершать
Епископ Миланский Амвросий,
И Тайных Небесных Даров благодать
В соборе от мужа святого принять
Сподобиться мнил Феодосий.
Вот царь богомольный, склонившись главой,
Обычаю Церкви послушный,
Подходит к Владыке с простертой рукой:
Да знаменьем крестным епископ святой
Его осенит благодушно.
Но в ужасе быстро пред ним отступил
Святитель и, взором сверкая:
«Отыди, о царь, ты от нас! – возгласил. –
Ты душу злодейством свою осквернил,
Как Ирод, невинных карая!..
Я властью, мне данной, вязать и решить
От Церкви тебя отлучаю,
Я вход тебе в храм возбраняю,
И денно и нощно молитву твори
И в мыслях своих и устами.
Покорностью царственный дух свой смири,
И грешное тело постом изнури,
И сердце очисти слезами».
Потупил царь взоры, поникнул челом,
И сжалося горестно сердце,
И ужас объял, как пред Страшным Судом,
Бесстрашную грудь самодержца.
Он сбросил порфиру, снял царский венец
И робкой смиренной стопою
Чрез шумные стогны в свой пышный дворец
Побрел с непокрытой главою.
III
И срок покаянья влачился, как век,
И девять прошло полнолуний
Со дня, как властитель во гневе изрек
Погибель мятежной Солуни.
С лицом, изнуренным суровым постом,
Босой и полуобнаженный,
Потупивши взоры свои со стыдом,
Как сын-расточитель в отеческий дом,
Шел грозный властитель вселенной
Принесть покаянье пред храмом святым,
Смиренья высокого полный.
IV
И тайною силой Небесных Даров
Раб Божий монарх укрепился,
И Церкви Вселенской под отческий кров
Он в паству Христа возвратился.
Б. Алмазов
* * *
Мытарь – сборщик налогов. Мытари часто забирали лишнее и поэтому считались нечестными людьми.
Епитимия (по-гречески – «запрещение») – церковное наказание за совершенный грех.
Стогны (ц.-слав.) – площадь, улицы в городе.