Брак
Христос на браке в Кане Галилейской
Спаситель шел от Иордана...
И вот пред Ним издалека
На склоне гор открылась Кана.
Как будто в зелени венка,
Она виднелась меж садами
Листвою пышно убрана...
И вся окрестная страна
Была с утра оживлена
Ко граду шедшими толпами,
Зане в тот день долженствовал
Быть брачный пир в дому Зилота.
Он всю родню к себе созвал
И ждал гостей к себе без счета...
Но вот и ночь везде легла
И звезды ясные зажгла.
Толпа гостей не расходилась,
И вечерь брачная все длилась...
И стал скорбеть архитриклин,26
Что недостанет скоро вин.
Но Мать Спасителя, Мария,
В гостях на вечери была,
Про недостаток услыхала,
И к Сыну тихо подошла,
И, наклонясь к Нему, шептала:
– Вина для пира недостало.
Тогда в ответ Он Ей сказал:
– О Жено! Нам-то что с Тобою?
Еще Мой час бо не настал.
Скромна, с поникшею главою
Пошла Мария от Него.
Просить еще Она не смела,
Но, зная Сына Своего
И милосердие Его,
Она служителям велела
Исполнить все, что скажет Он...
Христос был в думы погружен.
Двух виночерпиев служивших
К Себе Он знаком подозвал
И шесть кувшинов, в куще бывших,
Налить водою приказал.
Его веленье исполняя,
Водой наполнили до края
Те шесть сосудов. Приказал
Тогда Он слугам: «Почерпните,
Архитриклину отнесите!..»
Несут к нему. Архитриклин
Берет сосуд... «Подобных вин
Я не пивал! Что за доброта!» –
Он в изумлении повторял.
И стал он спрашивать Зилота,
Того вина откуда взял.
Брак в Кане Галилейской
Божие благословение супружества
В небольшом галилейском городке Кане, в доме Симона Зилота, совершалось скромное семейное торжество – брачный пир. В числе гостей находился и Сам Господь наш Иисус Христос вместе со Своей Пречистой Матерью. Вероятно, хозяин дома был человек небогатый, у него даже не оказалось достаточного количества вина для обычного угощения. Внимательный взор Богоматери подметил естественное в подобных случаях смущение хозяев. Сочувствуя им, Мария начинает умолять Своего Сына, чтобы Он помог беднякам. И вот здесь-το Христос впервые проявил Свою Божественную, чудотворную силу, чудесно претворив воду в вино. Слуги, послушные слову Иисуса, наполнив сосуды водой, принесли хозяевам самое прекрасное, чистое вино. Несомненно, чудо Спасителя произвело на всех присутствовавших и особенно на самого хозяина сильное впечатление.
В этом посещении Христом семейного праздника, в этом первом чуде, совершенном на празднике, явно проявилось благословение Божие на семейное счастье человека. Брак, можно сказать, есть основа семейного счастья или средство, без которого оно немыслимо, потому Христос не погнушался посетить брачное торжество. Кроткое, любящее сердце Спасителя не чуждалось мирных семейных картин и охотно делило радость с добрыми домохозяевами.
Впрочем, благословение Божие семейному счастью дано было еще раньше, в самом раю, первым людям. И на всем протяжении ветхозаветной истории семейное благополучие почиталось обыкновенно верхом человеческого счастья.
Сам Христос воспитывался в тихом семейном кругу простого плотника, поэтому Он присутствует на брачном торжестве, благословляет и обнимает невинных малюток, часто посещает вечери семейных людей и в Своих речах, притчах иногда пользуется примерами и образами из семейной жизни. Наконец, в предсмертные минуты, усыновив Своей Матери любимого ученика, Он подтвердил ясно ту истину, что для человека преклонных лет иметь опору в добрых детях – великая отрада.
Проникнутые духом учения Христова, прекрасно понимая благодетельность для человеческой жизни правильного семейного строя, святые апостолы положили для него, так сказать, твердый фундамент – изложили учение о Таинстве Брака как установлении Божием, и по их примеру христианская Церковь благословляла и благословляет людей на семейный союз.
Венчание
Добродетельная жена
Соломон дал нам прекрасный образ добродетельной жены: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен и с охотой работает своими руками... Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле – и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник... Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке – и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли... Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, муж хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Притч. 31, 10–31).
Совет благоразумной жены
У матери Блаженного Августина, Моники, супруг был весьма вспыльчив и крут нравом, но она жила с ним в согласии и спокойно, так что подруги ее, часто ссорившиеся со своими мужьями, просили у нее совета, как бы смягчить их строптивый нрав.
– Любезные подруги, – отвечала она, – вы сами виноваты в том, что терпите оскорбления от своих мужей. Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете с досадой и взаимным оскорблением и тем еще больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только в душе своей молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. Его вспыльчивость проходит тогда сама собой, и я всегда спокойна. Подражайте мне, любезные подруги, и будете также спокойны.
Поруганный брак
В Греции, в городе Едессе, где почивают мощи святых мучеников Гурия, Самона и Авива, однажды остановилось войско, шедшее защищать свое Отечество. Главнокомандующий взял первую указанную ему квартиру в доме местной горожанки Софьи, у которой была дочь Евфимия, отличавшаяся красотой и благонравием. Девушка очень понравилась начальнику войска, и он сделал ей предложение, поклявшись, что холост. Перед свадьбой мать невесты потребовала, чтобы малоизвестный ей будущий зять дал перед мощами святых мучеников Гурия, Самона и Авива обещание, что он будет в супружестве жить так, как велит закон Божий. Жених согласился и у гробницы святых мучеников торжественно произнес следующие слова: «От вас, рабы и друзья Господни, приемлю девицу эту, вас осмеливаюсь избрать поручителями и свидетелями, что я прежде Евфимии никому супружеских обязательств не давал и буду соблюдать заповедь Спасителя моего: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Не оскорблю я Евфимию, но буду почитать ее как свою жену, помощницу и подругу. В противном случае – взыщите от меня каждый вздох и слезу ее!»
После этого обещания Софья дала свое согласие на брак. Новобрачные зажили мирно и, по-видимому, счастливо. Но вот война кончилась, и муж Евфимии должен был возвратиться на родину. Супруга его, будучи уже беременной и движимая любовью к мужу, также последовала за ним. Когда войска прибыли в Царьград, военачальник, получив награды и отличия от императора, продолжил с женой путь на родину. В какой-то момент он стал мрачен. Евфимия, не понимая причины его беспокойства, вздумала развлечь его, но он с гневом и угрозой закричал: «Я женат! Если хочешь остаться живой, то молчи и не смей называться моей женой, а только рабой!»
Словно пораженная громом, Евфимия умоляла своего мужа не покидать ее в чужой стороне, и он согласился, еще раз напомнив ей, чтобы она не смела называться его женой. Оплакивая свое положение, Евфимия молилась святым мученикам своей родины, чтобы они помогли ей перенести тяжкое несчастье. Прибыв домой, военачальник отдал Евфимию в служанки своей первой жене.
Когда у Евфимии родилось дитя, госпожа из ревности отравила его. Бедная мать, исследуя слюну умершего дитяти, по неосторожности занесла ее в питье своей госпожи, отчего та сейчас же умерла. Когда собрались родственники умершей, то все единогласно решили, что Евфимия умышленно отравила свою хозяйку, а потому в наказание и приговорили положить ее живой в один гроб с мертвой. Но Богу особыми путями было угодно спасти несчастную Евфимию, и она благополучно вернулась к матери.
Через некоторое время муж Евфимии снова явился в Едессу с войском. Не сомневаясь уже в смерти Евфимии, он захотел навестить свою тещу и передать ей благожелания дочери. Но Софья вывела к нему Евфимию и сказала: «Злодей, знаешь ли ты эту женщину?» Воин затрепетал и сделался безмолвным. Скоро был назначен суд, и обманщика заключили в тюрьму. Напрасно Евфимия, Софья и епископ города просили о помиловании преступника. Судья строго ответил: «Боюсь прогневить Бога и святых страстотерпцев Гурия, Самона и Авива, если помилую такого клятвопреступника, поругавшего великое Таинство Брака».
Святые покровители семейного благополучия
Немая проповедь
После многих лет разлуки встретились два старых офицера. Один из них выходил из храма.
– Тебя ли я вижу? – сказал ему удивленный товарищ. – Ты в былые годы так любил посмеяться
над Церковью, а теперь выходишь из храма!.. Кто тебя, дружище, так перевернул?
– Это сделал один замечательный проповедник, не говоривший мне ни слова о религии, – моя жена, – ответил офицер.
– Как так?
– Еще невестой она поражала меня своей верой и благочестием. Когда я женился, меня это несколько стесняло. Она была искренно привязана ко мне, но не поступилась своими набожными обычаями. О Боге она мне не напоминала, но я читал это имя в ее очах. Когда у меня срывалась с языка богохульная насмешка, жена моя бледнела, иногда же в ее глазах показывались слезы. Но – ни слова упрека. Каждое утро и вечер она молилась в нашей спальне, и я видел, с каким умилением и верой она взирает на Распятого Господа. Когда она возвращалась из храма, особенно после причащения, в нашем доме чувствовалась особая тишь и благодать. Или когда меня что-либо опечаливало, она умела так незаметно успокоить и утешить, как никто. Я не раз досаждал ей, но она никогда не жаловалась. И вот под влиянием всего этого во мне произошла внутренняя перемена, которой я до поры до времени не примечал.
Через шесть лет супружеской жизни я нашел в своем сердце желание любить Бога – Бога моей жены... Однажды в праздник я сказал ей:
– Анна! Ныне я иду с тобой в церковь!..
Она, спокойная и ясная, как всегда, но со слезами на глазах, ответила:
– Я знала, что ты это скажешь, я так молилась о тебе...
Протоиерей С. Остроумов
Благодатный отрок
Нередко и в наше время можно встретить примеры детского благочестия, усердных молитв и стремления подражать жизни святых отцов. Это бывает в тех благочестивых семьях, в которых дети воспитываются в страхе Божием, на чтении житий святых и под сенью храма Божия. И это чувство, эти святые стремления вносят в юную душу отрадную силу, и в сердце ребенка остаются светлые образы святых.
Таким был Преподобный Сергий в своем детском возрасте. Рано в его душе раскрылись любовь к молитве и желание вести богоугодную жизнь.
Простое, доброе сердце ребенка – это открытая дверь для благодати Божией, потому-то и сказал Господь о детях: «Таковых есть Царство Небесное».
Рано снизошла благодать Божия и в невинное сердце отрока. Варфоломей, как звали Сергия в миру, всей душой полюбил церковь, а дома читал душеспасительные книги... По средам и пятницам он не позволял себе вкушать скоромную пищу.
Поступь благодатного отрока была полна скромности. Всегда тихий и молчаливый, он со всеми был ласков и обходителен. Одевался Варфоломей в простую одежду, и если встречал бедняка, отдавал ему последнее. Случалось, что он часто вставал на молитву по ночам. И какой детской доверчивостью дышала его чистая молитва. «Господи, – взывал он, – помоги мне возлюбить Тебя всем сердцем моим. Придет время – отец мой и мать моя оставят меня, а Ты возьми меня и присоедини к Твоему избранному стаду».
Архиепископ Никон
Преподобный Сергий – отрок
Сила добрых впечатлений в младенчестве
Святая Макрина, сестра Василия Великого,27 вспоминая о своем детстве, говорила, что мать обычно сажала ее на колени и заставляла слабым еще и лепечущим языком произносить сладчайшее имя Иисуса Христа. С тех пор еще возгорелся в сердце Макрины огонь любви к Господу, пламеневший в продолжение всей ее жизни.
В эпоху Римской империи один христианский отрок был подвергнут пыткам, с целью отречения от Христа. На вопрос мучителя, от кого узнал он, что Бог один, мальчик отвечал: «Этому научила меня моя мать, а мою мать научил Дух Святой – и научил для того, чтобы она меня научила. Когда я качался в колыбели, тогда еще научился веровать во Христа».
Хорошо ли теперь поступают те матери, которые отлагают спасительные внушения веры до какого-то возраста ребенка, а к «приличиям света» приучают детей с самой колыбели.
Святой девственник
Святой Алексий, названный человеком Божиим, родился в Риме, где и теперь показывают место его рождения. Он был единственным сыном знатных родителей – Евфимиана и Аглаиды – и наследником их богатств. Но не радовало юного Алексия ни богатство, ни почести, и он тайно носил власяницу. Когда он вырос, родители подыскали ему невесту. Настал и день брачного пира. Пышно отпраздновали свадьбу богатого жениха, но в этот же вечер, лишь только новобрачные остались наедине, Алексий вручил своей жене обручальное кольцо и сказал: «Береги его, и да будет Бог между нами». С этими словами молодой супруг переоделся в простую одежду и покинул отчий дом. К утру дошел он до морской пристани, сел на корабль и отплыл в Лаодикию, а оттуда с путешественниками пришел в город Едессу. Здесь он роздал бедным все, что взял себе на дорогу, и стал жить как нищий на церковной паперти, у храма Пресвятой Богородицы. Пост и молитва – вот в чем состояла его жизнь. Каждое воскресенье он причащался Святых Таин. Что давали ему из милости, он раздавал престарелым калекам и так изнурил себя, что никто бы не узнал в нем прежнего Алексия, сына вельможи.
Можно себе представить, горе родителей и супруги, когда не стало Алексия!.. О, как горько оплакивала мать своего любезного сына! Как рыдала юная супруга, потерявшая своего молодого мужа! А скорбный отец ничего не жалел, чтоб разыскать единственного сына: он повсюду разослал гонцов, некоторые из них прибыли и в Едессу. Алексий узнал их и с радостью принял от них подаяние. Но слуги Евфимиана не узнали Алексия и возвратились ни с чем.
Прошло семнадцать лет, и стали жители Едессы почитать Алексия как мужа Богу угодного. Тяжело это показалось смиренному человеку Божию; он ушел из города, сел на корабль, чтобы отплыть в город Тарс, на родину Апостола Павла. Но Провидению угодно было направить корабль к его родному городу Риму, и Алексий вышел на знакомый берег и на улице родного города встретил своего отца... Как изменился почтенный вельможа, как постарел он от горя за эти семнадцать лет!.. Но и самого Алексия узнать было трудно. Увидев отца, он поклонился ему до земли и смиренно сказал: «Раб Божий, сжалься надо мной, бедным странником, дай мне уголок где-нибудь у себя; позволь питаться крохами от трапезы твоей, за это Господь благословит тебя, и если кто-нибудь из твоих близких странствует, Бог возвратит его к тебе в добром здравии». И вспомнился Евфимиану при этих словах его милый сын, слезы показались на глазах доброго вельможи, и он с радостью исполнил просьбу странника.
И стал Алексий жить в хижине, у дверей родительских палат. Каждый день ему приносили пищу с отцовского стола, а он все отдавал нищим, питаясь только хлебом и водой. Много скорбей нес человек Божий, хотя и жил теперь под родительским кровом. Рабы Евфимиана всячески издевались над ним: ради грубой потехи они обливали его помоями, били по щекам, таскали за волосы, а он все терпел, все переносил с радостью и за них же молился Богу. Но и этого мало. Напротив его хижины было окно той палаты, где жила покинутая им жена, и часто приходилось ему слышать, как приходила к ней мать его и как горько обе они оплакивали его: одна – своего милого сына, другая – дорогого супруга... Жалостью сокрушалось его доброе сердце, но любовь к Богу побеждала в нем чувство родственной любви. Так прошло еще семнадцать лет. Никто не узнавал его, и все считали Алексия нищим странником. Приблизилось, наконец, время отойти человеку Божию к Господу, и Бог открыл ему день и час его кончины.
Алексий выпросил себе бумагу и чернила, описал всю свою скитальческую жизнь и попросил у своих родителей прощения в том, что причинил им скорбь своим удалением из дома. Написав письмо, он тихо скончался. Так великий человек Божий предпочел девство супружеству, памятуя слова Писания: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене».
Алексий, человек Божий
* * *
Архитриклиний (греч.) – распорядитель пира.
Святитель Василий Великий (329–379) – святой отец и учитель Церкви. Выдающийся богослов, составитель литургии.