Азбука верыПравославная библиотекаКаноническое правоКаноническое право на примере Русской Православной Церкви XI-XXI вв.


А.С. Смыкалин

Каноническое право на примере Русской Православной Церкви XI-XXI вв.

Содержание

Введение
Глава I Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви 2. Богочеловеческая природа Церкви 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви 4. Место канонического (церковного) права в системе права 5. Каноническое (церковное) право как наука Глава II Источники канонического (церковного) права 1. Общая характеристика источников канонического права 2. Церковь как источник канонического (церковного) права 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения 4. Источники канонического (церковного) права синодальной эпохи 5. Источники канонического (церковного) права новейшей эпохи Глава III Вступление в Православную Церковь: требования, права, обязанности. Ее состав 1. Вступление в Православную Церковь 2. Состав Церкви 3. Права и обязанности клириков 4. Монашество Глава IV История взаимоотношений государства и Церкви 1. Досоветский период 2. Советский период и наши дни Глава V Устройство Церкви 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции 2. Патриаршество 3. Высшее управление Русской Православной Церковью Глава VI Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти 2. Власть священнодействия 3. Церковный протокол Глава VII Церковное управление и церковный суд 1. Церковное управление и надзор 2. Церковные наказания Глава VIII Брачное право Российской Православной Церкви 1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву 2. Брачно-семейные отношения в Русском государстве Глава IX История взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями 1. Церковь и нехристианские религии 2. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве Глава X Каноническое право и российская правовая система 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы 2. Взаимоотношения Церкви и государства 3. Реализация религиозных прав и свобод Глава XI Правовое регулирование собственности религиозных объединений 1. Церковное имущество по законодательству Российской Федерации 2. Имущество и средства Русской Православной Церкви по уставу 2000 г. Заключение Приложения Основные биографические этапы жизненного пути Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Краткий словарь церковно-славянских терминов русской православной церкви Устав духовных консисторий (Извлечение) Раздел III. Епархиальный суд Глава I. О ведомстве епархиального суда Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения Отделение I. О порядке судопроизводства Отделение II. О мерах взыскания и исправления Литература  

 
Введение
Взаимоотношения Церкви и государства, всегда находящиеся в центре внимания любого общества, имеют давнюю историю. В настоящее время, хотя согласно ст. 14 Конституции РФ 1993 г. Церковь отделена от государства, ее многогранная деятельность требует четкого нормативного закрепления. В связи с этим возникла потребность в подготовке юристов, способных разбираться в характере и особенностях данных взаимоотношений, обладающих богословской культурой. Учебников и учебных пособий, в которых была бы предпринята попытка предложить студентам (юристам и неюристам) осмыслить специфику религиозно-правовой проблематики, единицы. Проблема же здесь двуедина: светским юристам дать возможность ознакомиться с богословской культурой, а церковнослужителям – со светским (государственным) законодательством.
Преподавание церковного права началось в России в 1776 г. на основе Инструкции, составленной митрополитом Платоном (1737–1812 гг.) для Московской духовной академии, и сводилось к объяснению содержания «Кормчей книги». В 1798 г. Святейший Синод распорядился организовать изучение церковного права и в других Духовных академиях. С 1814 г. церковное право стало преподаваться по разработанной ректором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Филаретом (1783–1867 гг.) программе, предполагавшей систематическое изложение всего курса.
На юридических факультетах российских университетов преподавание церковного права впервые было введено в 1835 г. До 1863/1864 учебного года студенты-юристы изучали его в рамках курса богословия, обязательным оно являлось только для лиц православного вероисповедания.
«Общий устав Императорских Российских университетов» 1863 г. предусмотрел действие на юридических факультетах кафедр церковного законоведения. Первоначально курс церковного права носил исключительно богословский характер. На кафедрах работали такие выдающиеся ученые-юристы, историки и богословы, как: специалист по государственному праву А. Д. Градовский (1841–1889 гг.), правовед-международник Ф. Ф. Мартенс (1845–1909 гг.), государствовед и историк права В. И. Сергеевич (1832–1910 гг.), цивилист С. В. Пахман (1825–1910 гг.), специалист в области уголовного права Н. С. Таганцев (1843–1923 гг.).
Создателями предмета «Церковное право» были Н. С. Суворов, Н. С. Таганцев, А. С. Павлов, а историком церковного права – известный русский и советский ученый, основатель «Истории государства и права СССР» С. В. Юшков. Несколько изданий выдержал курс церковного права, подготовленный профессором протоиереем Владиславом Цыпиным.
При Советской власти Церковь подвергалась правовой дискриминации и не имела прав юридического лица, церковные организации не могли являться субъектами гражданско-правовых отношений, на юридических факультетах прекратилось преподавание канонического (церковного) права. Так продолжалось долгие десятилетия, лишь 1 октября 1990 г. в результате принятия Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» Церкви вернули ее юридические права.
Став юридическим лицом, Церковь сегодня активно участвует в экономической, политической и социальной жизни государства. Однако о структуре церковной власти, составе и устройстве Русской Православной Церкви (РПЦ) мы имеем весьма смутное представление. Еще меньше сведений о понятии церковного протокола, характере взаимоотношений со светской властью, православном церковном этикете, правилах общения и переписки, церковных наградах и знаках отличия и т. п.
За последние двадцать лет многократно увеличилось число религиозных объединений (в Российской Федерации их зарегистрировано более 25 тыс.); все большее число граждан России относят себя к верующим того или иного религиозного направления; возникли десятки религиозных политических партий и церковно-общественных движений. Религиозные объединения вовлечены практически во все сферы общественно-политической жизни страны – культуру, образование, армию и т. п.
К сожалению, до настоящего времени в России нет достаточного количества специалистов в области государственно-конфессиональных отношений, например юристов, ориентирующихся в религиозно-правовых вопросах, светские вузы не готовят. Вопросы церковной реституции до сих пор не урегулированы, и хотя по этому поводу издан Указ Президента, практического механизма его реализации нет.
Предлагаемый курс канонического права не богословский (церковное право преподают в Духовных семинариях и академиях). Его цель – ознакомить юристов с российским законодательством по проблеме «Религия и право», и наряду со светским законодательством проанализировать церковное; дать историко-описательную картину развития церковного права XI–XXI вв.; ознакомить студентов с церковным протоколом и характером взаимоотношений между РПЦ и Российским государством.
Автор надеется, что изучение спецкурса не только обогатит знание студентов-юристов в этой области, но и поможет им в будущей практической деятельности при решении конкретных жизненных ситуаций во взаимоотношениях Церкви и государства.


Источник: Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.) : учебное пособие. – Москва : Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. – 400 с.