А.С. Смыкалин

Источник

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы.

1. Три вида церковной власти

Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в разд. VII). Именно они образуют каноническое право.

Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры.

Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви.

Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского, так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому. Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

Высоким авторитетом в Церкви пользуются книги, изданные в новое время церковной властью: «Катехизисы», особенно митрополита Петра (Могилы) и митрополита Филарета, «Послание Патриархов Православной Кафолической Церкви о православной вере», составленное на Иерусалимском Соборе 1672 г.

Важное идеологическое значение для клириков и мирян имеют проповеди.

Проповедь. Господь «хощет всем спастися и в разум истины прийти»; к вере во Христа призваны все люди без исключения. Поэтому своих учеников – апостолов – Христос призвал «проповедовать Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Проповедь составляет одну из важнейших обязанностей учеников Христовых, ибо, по слову апостола Павла, «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?».

Власть проповедовать в Церкви принадлежит епископам. Каноны запрещают посвящать в епископы христиан, мало испытанных в вере и недостаточно разумеющих учение Церкви, не знающих Писания. Поместный Собор 1917–1918 гг. вынес особое «Определение о церковном проповедничестве», в котором проповедь была названа «одной из главнейших обязанностей пастырского служения».

В настоящее время пресвитеры Русской Церкви произносят проповеди на литургии после запричастного стиха, как правило, в воскресные и праздничные дни.

Вопросам воцерквления в Русской Православной Церкви придается большое значение.

Катехизация и школьное обучение религии. Помимо храмовой проповеди, важным средством к утверждению христианского учения служит катехизация123. В синодальную эпоху в России одним из средств изучения веры было преподавание Закона Божия в общеобразовательных школах всех степеней, а также богословия в высших учебных заведениях.

В советский период, в связи с изданием 23 января 1918 г. Декрета об отделении школы от церкви, эту дисциплину исключили из школьной программы. Лишь в 1990 г., когда правовой статус Церкви и государственный строй радикально изменились, вновь открылась возможность обучения детей и взрослых православному вероучению в воскресных школах и некоторых вузах.

Русская Православная Церковь выразила свою позицию по вопросу религиозного образования в общеобразовательной школе в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. В документе говорится: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах, основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы».

Церковную ответственность за религиозное образование в Русской Православной Церкви несет учрежденный в 1990 г. Отдел катехизации и религиозного образования при Священном Синоде.

Миссионерство. Проповедь Евангелия среди языческих народов и инославных конфессий называют миссионерством.

В своей миссионерской деятельности Русская Православная Церковь руководствуется твердыми правилами: 1) недопустимо насильственное обращение в христианскую веру; 2) из миссионерских действий должно быть исключено привлечение в Церковь людей соблазном материальных благ, «подкупом душ».

В России миссионерские учреждения существовали лишь в синодальную эпоху. В советское время миссионерство категорически запрещалось законодательством страны, только в 1990-е гг. стало возможным проводить миссионерскую деятельность на канонической территории Русской Православной Церкви, а также среди сектантов и атеистов. Сегодня органом, координирующим миссионерское служение в Русской Церкви, является Миссионерский отдел при Священном Синоде.

Духовная цензура. Для противодействия еретическим искажениям православной веры, соборной власти епископата принадлежит право осуществлять надзор за всеми изданиями церковных книг – богослужебных, богословских, канонических, и прежде всего тех, которые носят официальный характер и издаются от имени Русской Православной Церкви.

Суд Церкви о лжеучениях и надзор за изданием и распространением таких книг называется духовной цензурой. Поскольку «запрещенные» и «отреченные» книги имели хождение в народе, составлялись списки «отреченных книг». В России предварительную цензуру духовных книг ввел «Духовный Регламент».

В синодальную эпоху высшим учреждением духовной цензуры был Святейший Синод, именно ему подчинялась вся цензурная служба. Духовной цензуре подвергались не только предназначенные для печати сочинения религиозного содержания, но и светские книги и статьи, если светские цензоры находили в них места духовного содержания, относящиеся к догматам веры или Священному Писанию. Однако после реформы государственного строя России в 1905 г. светские сочинения практически перестали подвергаться предварительной Цензуре, в том числе и духовной.

Сегодня в Русской Православной Церкви нет цензурного учреждения, а ответственность за православный характер периодических изданий и книг, печатаемых официально от имени Церкви, несут Священноначалие, возглавляемое Первоиерархом и Священным Синодом, а также действующий под его руководством Издательский Совет. В епархиях такой контроль осуществляет епархиальная власть. Согласно существующему порядку все подготовленные к печати издания должны получить благословение, как минимум, правящего архиерея.

2. Власть священнодействия

Богослужение. Священнослужебная власть Церкви заключается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать его. Формы богопочитания различны как и обряды, но последние должны строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. Богослужение могут совершать лишь священные лица – епископы и пресвитеры. Им помогают диаконы и церковнослужители. Сосредоточением христианского богослужения является совершение Таинства Евхаристии124 – Божественной литургии. Местом ее проведения может быть только освященный храм. Если же в виду исключительных обстоятельств литургия совершается вне Церкви, то в таком случае освящение храма и престола заменяется антиминсом, без которого литургия невозможна. В одном храме на одном престоле литургия может проводиться не более одного раза в день.

Церковный календарь. Это таблица или книга, содержащая последовательный перечень церковных памятных дат, праздников, постов, пасхалий и соответствующих им богослужений. Богослужения совершаются в предусмотренное богослужебным уставом время: общественное богослужение включает особые последования, связанные с временем суток, днем недели, календарным днем. В пределах года есть праздники и посты. С годовым и недельным церковным кругом связано совершение треб. Так, браковенчание запрещается накануне среды, пятницы и воскресенья, а также великих храмовых праздников, в продолжении постов, Святок, на Сырной седмице, в течение Светлой седмицы, а также накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.

Ныне Православные Церкви живут не по единому календарю. Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви сохранили древний юлианский календарь; большинство же автокефальных Церквей начиная с 1920-х гг. перешли на так называемый новоюлианский стиль, который совпадает с григорианским календарем. Постановление о таком переходе на новоюлианский календарь было принято в 1923 г. Константинопольским совещанием.

Цель введения григорианского календаря в 1582 г. – возврат неподвижных праздников на то астрономическое календарное время, в которое они праздновались в эпоху Никейского Собора. Из церковного года исключили десять дней и, чтобы предотвратить в дальнейшем «сползание» праздников относительно астрономического календаря, решили пропускать три раза в четыреста лет один високосный год (пропускать его в тех столетиях, порядковое число которых не делится на четыре без остатка). В результате разница между юлианским и григорианским календарями в конце XVI и XVII вв. составила 10 дней, в XVIII в. – 11 дней, в XIX в. – 12 дней, в XX и XXI вв. – 13 и т. д.

В системе григорианского календаря одни и те же даты удерживаются в течение значительно более длительного времени, чем в юлианском. В астрологически тождественное время года юлианский календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января по юлианскому стилю будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время. Однако преимущество это относительно. Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности года.

Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. По христианскому учению человеческие души бессмертны; разлученные с телом они продолжают жить.

Умерших Церковь напутствует молитвами, над ними совершается чин отпевания. Церковь может отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней. Нераскаявшихся грешников, не пожелавших перед кончиной примириться с Церковью, отпевать воспрещается. Ввиду длительного господства в нашей стране официального атеизма и массового отпадения от Церкви людей крещенных, иногда по причине религиозного невежества, Церковь проявляла в советскую эпоху и проявляет ныне в подобных ситуациях снисхождение, действуя по закону икономии125. Во всяком случае, если священник не находит возможным совершить отпевание крещенного усопшего из-за его неверия или нераскаянности при жизни, он обязан направить его близких к правящему архиерею, которому и надлежит принять окончательное решение.

Еще в первые века христианства, когда свирепствовали гонения на веру Христову, вошло в обычай ночное моление за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, нередко истерзанные и обезображенные, и ночью же молились над их гробами. Под покровом тьмы, символизировавшей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали около останков мучеников свечи и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали тела их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами и называется панихидой (гр. – все́нощная).

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.

Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом Сердцеведцем. Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Страшного Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.

Завершается панихида возглашением диакона: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!». Как говорит толкователь богослужения блаженный Симеон архиепископ Солунский, «это молитвенное воззвание есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу»126.

Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников или атеистов), некрещеных, самоубийц.

Лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы. Если самоубийство совершено обдуманно и сознательно, а не в припадке душевного заболевания, Церковь признает его столь же тяжким грехом, как и отнятие жизни у другого (убийство). Жизнь каждого человека есть драгоценнейший дар Божий, и тот, кто самовольно лишает себя жизни, тот кощунственно отвергает данный дар. Это особенно важно для христианина, жизнь которого вдвойне дар Божий – и по физической природе, и по благодати искупления.

Таким образом, убивающий себя христианин вдвойне оскорбляет Бога: как Творца и как Искупителя. Такое действие может быть только плодом полного отчаяния и неверия в Божественное Провидение, без воли Которого, по Евангельскому слову, «и волос не упадет с головы» верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви, которая смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды, предавшего Христа. Иуда, отрекшийся от Бога и Богом отверженный, «пошел и удавился». Поэтому по церковным законам сознательный и вольный самоубийца лишается церковного погребения и поминовения.

От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности или в результате несчастного случая (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве и т. д.).

Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и скончавшиеся от ран и увечий, полученных в результате данного им отпора. К ним причисляются все преступники, умершие во время совершения преступления: воры, насильники, бандиты, убийцы и т. п. К этой категории не относятся жертвы бандитского нападения, воины, погибшие на поле брани.

Если самоубийца покончил с жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем. Родственникам надо обратиться в канцелярию своей (по месту жительства) епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти. При положительном решении вопроса резолюция архиерея предъявляется приходскому священнику, и он совершает отпевание.

Также следует поступать и в других спорных случаях, например, когда родственники инославного христианина (католика или протестанта) желают отпеть его по православному обряду или когда невозможно установить, был усопший крещен или нет.

Домашняя молитва об упокоении иноверцев, некрещеных и самоубийц допускается Церковью, но совершать ее можно только по благословению духовника.

Поминальная трапеза, или поминки. Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают в день похорон после погребения и возвращения с кладбища, а также в памятные дни – 9 и 40-й день после смерти, а также каждый год в день именин усопшего и в день его смерти.

Начинать поминальную трапезу следует с молитвы (например, с литии́127, совершаемой мирянином, или «Отче наш»).

Первое блюдо поминальной трапезы – кутья (ко́ливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед – символом сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, но если нет возможности попросить об этом священника, можно самим окропить кутью водой.

Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или в многодневный пост.

Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. Ни в коем случае не поминают усопших алкогольными напитками! «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15), а поминки не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают посторонние разговоры, споры, а то и выяснение отношений. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10:8), но соблюдайте умеренность в еде и разговорах.

Дни поминовения усопших. В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцов, братьев, сестер по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются Вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:

1) Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде;

2) родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста;

3) Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения;

4) Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую 8 ноября, – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают Вселенские панихиды.

Кроме Вселенских понихид, существуют общие:

1) Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник;

2) поминовение усопших воинов – 9 мая и 11 сентября – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на Церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

При посещении могил близких следует договориться заранее со священником о совершении им панихиды и литии. Если такой возможности нет, то, придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию по чину для мирянина. По желанию можно прочитать акафист128 об упокоении усопших. Затем можно прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» – пережиток язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Кладбища. Христиан хоронят в особо освященном месте, называемом кладбищем. В древности запрещалось погребать усопших в церквах, потому что в них хранились мощи мучеников. Об этом сказано в 41-м каноническом ответе Вальсамона, вошедшем в «Кормчую» как 6-й канонический ответ Иоанна Китрского. Однако в средние века появился обычай хоронить в храмах знатных лиц. Впоследствии данный противоречащий древнему церковному праву обычай в Православной Церкви перестал существовать. Исключения допускаются лишь в отношении епископов и членов царствующей фамилии, о чем говорится в 329-й главе сочинения Симеона Солунского «О святых священнодействиях».

Кладбища признавались священными местами еще в нормах римского права. В первом веке истории Христианской Церкви, во время гонений, христиан погребали в катакомбах или же в особо отгороженных местах – кладбищах. При учреждении кладбища совершается определенный чин. Кладбища следует ограждать высокой и крепкой стеной, чтобы на его территорию не могли войти животные. В прежние времена на кладбище сооружались часовни129.

Канонизация. Это причисление к лику святых, происходящее по особому постановлению высшей церковной власти. Основанием для нее могут быть мученическая смерть за веру, заслуги в утверждении христианства, чудотворения и чудесные исцеления, совершаемые канонизируемым при жизни и после смерти, а также народное признание его святости и нетленность мощей. В результате канонизации, произведенной на основании соборного решения, Церковь назначает определенный день памяти святого, в который совершается торжественная служба. В Православной Церкви процедура канонизации святых не подвергается такой тщательной и детальной регламентации, как в Католической Церкви. Вопрос о канонизации в Русской Православной Церкви в досинодальную, синодальную, советскую эпохи решался по-разному. Так, на Поместном Соборе 1990 г., избравшем нового Предстоятеля Русской Церкви Патриарха Алексия II, был канонизирован и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Изменившаяся политическая ситуация в начале 1990-х гг., обретение Церковью права юридического лица поставили на повестку дня вопрос о канонизации святых, принявших в годы Большого террора мученическую смерть, и о прославлении пострадавших в годы гонений епископов, клириков и мирян. Заметим, что канонизации почти всегда предшествует народное почитание святого.

3. Церковный протокол

В последние годы социальная активность Русской Православной Церкви возросла, что привело к увеличению контактов между православными священнослужителями и официальными лицами всех ветвей власти государства. Это потребовало внести изменения в этикет общения светской и духовной власти. Как правило, светские люди не знают ни церковного православного этикета, ни того, как обращаться при личной встрече, как вести официальную переписку и пр.

Этикет в переводе с французского – ярлык, этикетка, церемониал. Существует также версия, что во Франции на королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, от названия которых и пошло слово «этикет».

В России до 18 столетия состоятельные граждане жили, руководствуясь «Домостроем», т. е. сводом правил поведения, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV (Грозного). Единоличная власть в семье принадлежала отцу: «...он и суд семейный решал, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание»130.

Заботясь об уровне культуры в России, Петр I в 1717 г. для дворянских отпрысков издал книгу, популярную в Европе, – «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению».

В русский язык слово «этикет» вошло в 18 столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались культурные связи России с другими государствами.

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что – не принятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у разных народов, определяемая особыми условиями их исторического развития. Бросить обглоданную кость человеку, по нашему мнению, – унизить его, с точки же зрения папуасов Новой Гвинеи, наоборот – проявить к нему дружеские чувства. Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь – значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения. Поглаживание щеки в Италии указывает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец намека не поймет.

Действительно, этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека, и его нарушение вызывает те или иные санкции. Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления и кончая штрафом за нарушение общественного порядка.

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Его особенность – сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом и рациональность вложенного в них содержания.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на разных уровнях.

Основы этикета достаточно просты:

культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов;

элементарная вежливость, т. е. умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, приятного аппетита, здоровья и пр.;

манера разговаривать, умение поддерживать беседу. Чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели назиданием или нравоучением.

Большое значение для общения людей имеют их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит аккуратно, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых случаях.

Способность управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство – улыбка. В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный этикет – строго регламентируемые порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манеры поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;

православный церковный этикет – правила обращения с православным духовенством, в храме, монастыре и друг с другом, принятые у верующих православных христиан.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Правда, соблюдению правил этикета дипломатами придается самое большое значение, поскольку отступление от них или их нарушение могут причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, условны, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: одни – на людях, другие – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны, что свидетельствует о невысокой культуре и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различных официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры, и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.

Годы воинствующего безбожия в нашей стране, приведшие к историческому и религиозному беспамятству, прервали немало традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность вековым обычаям, преданиям, установлениям. Утеряно (и теперь только по частям и с трудом восстанавливается) то, что наши прадеды впитывали с детства и что становилось потом естественным, – правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении веков на основании норм христианской нравственности. Условно данные правила можно назвать церковным этикетом, специфика которого связана с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни верующего человека, – с почитанием Бога, с благочестием.

Основной принцип отношения человека к собственному бытию есть честь (указывающая, что есть человек). При этом нормой являются целомудрие (индивидуальная неприкосновенность и внутренняя целостность) и благородство (высокая степень нравственной и интеллектуальной сформированности). Главный принцип отношения человека к ближнему – честность, а норма – правдивость и искренность.

Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви – Господь Иисус Христос, а Церковь – тело Христово. Каждый его член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, однако, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15:41). Особенности иерархической структуры Православной Церкви необходимо учитывать, чтобы не нарушать внутрицерковную субординацию. Известная русская пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» имеет и обратную сторону: раз уж ты приходишь в чужой монастырь, надо знать его устав.

Правила обращения и переписки. К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются «честной брат», «отец», к диакону (архидиакону, протодиакону) – «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху – «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»131; к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту – «Ваше Высокопреподобие». Обращение к священнику «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не считается официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

К епископу следует обращаться «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо, используя звательный падеж славянского языка, «Владыко»); к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший», – «Ваше Блаженство».

Указанные правила обращения к духовным лицам (см. таблицу) необходимо соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной). Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные – на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа, как правило, не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Правила обращения к духовенству, принятые в русской православной церкви


Духовенство Обращение Указание адресата
монашествующее белое
Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя)
Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя)
Игумен Протоиерей Протопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)
Архимандрит
Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря), игумении (имя)
Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство. Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)
Преосвященнейший Владыка
Архиепископ Ваше Высокопреосвященство, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (кафедра)
Митрополит Высокопреосвяшеннейший Владыка
Патриарх Ваше Святейшество. Святейший Владыка Его Святейшеству. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые даются в дательном падеже, например: «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры). Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)». К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических ступенях, обращаются более кратко: «Его Высокопреподобию (Преподобию), протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность)». При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул – это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который нужно использовать в его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент – выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой. Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер.

Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Такой вариант архиерейской подписи является русской традицией.

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви – Патриарха, митрополита, архиепископа – всегда пишется с заглавной буквы. Так же выглядит написание титула Первоиерарха автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы должны начинаться с заглавной буквы, например «Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский». Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх титулуется «Ваше Святейшество»132, все остальные Предстоятели Поместных Церквей – «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка». Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси. Однако в традициях Русской Церкви Патриарха всея Руси принято именовать «Ваше Святейшество»133.

В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе). Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо. Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вправе обратиться к Духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением. Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например в пасхальном послании это слова «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание. Говоря об общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии». Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата, всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения. Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки – здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом. Принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности. Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица «он», лучше заменить его кратким титулом «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает уважение к адресату (например, вместо «прошу Вас» – «прошу Ваше Святейшество»): в некоторых странах (во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

При написании официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента – фразы, завершающей текст. При составлении письма на имя Святейшего Патриарха наиболее распространена форма «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

Официальная переписка. Каждое официальное письмо имеет бланк. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений очень разнообразны, что в ряде случаев не соответствует православной традиции. Допускается два варианта бланков: строго официальный и более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации).

Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации. Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова «Русская Православная Церковь» (сокращение РПЦ использовать нельзя). К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку существуют различные раскольнические организации, самочинно присваивающие себе данное наименование. По этой причине после названия «Русская Православная Церковь» необходимо добавлять слова «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться лишь ими, ибо «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви). Очень часто вместо Московского Патриархата ошибочно пишут «Московская Патриархия», хотя Московская Патриархия – одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющее в себе такие структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси, как Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др.

На епархиальных бланках далее приводятся сан и титул Управляющего епархией (традиционно – без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения) и адрес (чаще с номером телефона и адресом электронной почты). На бланках монастырей после юрисдикционной принадлежности должно сначала следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а потом – полное название монастыря и контактная информация. Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать юрисдикционную принадлежность приходов, и начинать бланк с наименования епархии).

Современные средства полиграфии позволяют печатать бланки с графическими логотипами и в цвете (однако этим не нужно злоупотреблять, поскольку официальные документы не предполагают особой красочности).

Иногда бланки общественных организаций, объединяющих православных, содержат элементы, свойственные только бланкам канонических подразделений Русской Православной Церкви (например, указание на юрисдикционную принадлежность – Русская Православная Церковь, Московский Патриархат). Такую практику нельзя признать правильной, так как подобные организации, даже имеющие благословение Священноначалия на свою деятельность, все же не могут представлять Русскую Православную Церковь и не имеют права использовать названия, свойственные только официальным церковным организациям. Единственное, что может содержаться в данных бланках, – наименование соответствующих организаций, к примеру Православное общество «Радонеж» (на бланках не пишется также, по чьему благословению действует соответствующая общественная организация).

ПРИМЕРЫ АДРЕСА-ТИТУЛА

Преосвящениейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!

Преосвященнемший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!

Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!

Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!

Дорогой и глубокочтимый Владыко!

Дорогой и досточтимый Владыко!

Дорогой и сердечночтимый Владыко!

Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!

Многоуважаемый батюшка, отец..!

Возлюбленный о Господе брат!

Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!

Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!

Достопочтеннейшая о Господе..!

Досточтимая Матушка, Ваше боголюбие!

Благожелательно о Господе приветствую мать игумению..!

ПРИМЕРЫ КОМПЛИМЕНТА

Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим...

Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю...

Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю...

С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник...

Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся...

Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник...

С братской любовью о Христе...

Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю...

Благословение и милость Господня да пребудут с Вами...

С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный...

Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный...

Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный...

Призываю на всех Вас мир и благословение Божие и, испрашивая Ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием, многогрешный...

Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный...

Вашего Преосвященства недостойный послушник...

Вашего Преосвященства смиренный послушник...

Вашего Преосвященства нижайший послушник...

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом принято в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения: «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею – комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

В инословном мире:

1) к Папе обращаются «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец». Заключительный комплимент – «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или «С уважением Ваш...» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой римским вступают только монархи и главы государств);

2) к кардиналу – «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «сэр» и «милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину). Комплимент – «С уважением Ваш...», «Имею честь быть Вашего Преосвященства покорный слуга...» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении»;

3) к архиепископу – «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство». Комплимент – «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга...», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга...», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении»;

4) к епископу – «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/ Монсеньор» или «Ваше Превосходительство». Комплимент – «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга...», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга...», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении»;

5) к католическим или епископальным священникам, протестантским священникам и другим духовным лицам – «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор». Комплимент – «(Весьма) искренне Ваш...», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш...», «Примите, господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении». Слова «господин» и «госпожа» всегда сокращаются до «г-н» и «г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии;

6) к мусульманским духовным лицам: к муфтию – «Превосходительство», комплимент – «В моем весьма высоком уважении»; к кади (шириатский судья) – «Превосходительство», комплимент – «В моем высоком уважении».

Церковные визиты. Русскую Православную Церковь часто посещают иностранные гости – Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, а также представители инославных конфессий. В настоящее время в церковном протоколе не существует такой четкой градации визитов, как в светских дипломатических протокольных нормах (государственные, официальные, рабочие и т. п.). Тем не менее все межцерковные визиты проходят по строго согласованному плану.

Если прибывающее лицо является Предстоятелем Поместной Православной Церкви, то в его встрече в аэропорту обычно принимает участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного Синода Русской Православной Церкви, в том числе митрополит Крутицкий и Коломенский и Председатель Отдела внешних церковных связей, викарные епископы Святейшего Патриарха, благочинные округов Москвы. Прибывший иерарх приветствует принимающую сторону в лице Святейшего Патриарха и архиереев и преподает благословение остальному присутствующему духовенству. В VIP‑зале аэропорта (в специальной комнате) для гостя обычно устраивается краткая трапеза, во время которой он и Святейший Патриарх обмениваются тостами. По традиции Патриарх произносит тост с пожеланием прибывшему лицу здоровья и благополучного пребывания в России. После этого гость в одной машине с Предстоятелем Русской Церкви направляется в Патриаршию гостиницу «Даниловская», находящуюся рядом с Даниловым монастырем, где происходит размещение официальных гостей Церкви. В программу визита, кроме официальных и рабочих встреч, обычно включают осмотр главных храмов Москвы (кафедрального Храма Христа Спасителя, Успенского собора Московского Кремля), паломничество в Троице-Сергиеву лавру и встречу с воспитанниками московских Духовных школ. Если продолжительность визита более трех дней, гость имеет возможность поклониться святыням Северной столицы.

Как правило, в ходе визита прибывший Предстоятель Поместной Церкви и Святейший Патриарх Московский и всея Руси совместно совершают Божественную литургию – чаще всего в Храме Христа Спасителя или в Успенском соборе Кремля. После литургии сначала традиционно следует обмен речами между двумя Первоиерархами, а затем – официальный обед в честь гостя. Проводы Предстоятеля Поместной Церкви происходят так же, как и встреча.

Если прибывший иерарх занимает менее высокое положение или является инославным лицом (католиком или протестантом), то состав встречающих будет иным: викарный епископ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ответственные сотрудники Отдела внешних церковных связей. Предстоятель Русской Православной Церкви дает прибывшему гостю аудиенцию в Синодальной резиденции Данилового монастыря или в резиденции Его Святейшества, находящейся в Чистом переулке. Программа посещения достопримечательностей в ходе визита такая же, как указано выше.

Церковные приемы. В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами – фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.

Фуршет – прием без рассадки гостей, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.

На обеде и ужине приглашенные рассаживаются за столами и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 20 ч), церковные званые обеды проходят днем, как правило, по окончании праздничного богослужения. Ужины же могут состояться и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример – праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и литургии, которая завершается обычно в 2–3 ч.

Приглашения на трапезы (обычно красочно оформленные) рассылаются заранее. Если прием устраивается для иностранной делегации, то всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в гостиничном номере каждого гостя). Когда прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: «Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (имя) приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя». Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальной кувертной134 карточкой. На ней обязательно приводятся сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия обычно опускается, за исключением случаев, когда на приме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.

Принятая в церковном обществе форма приветствия – благословение. Прибывающие на прием гости (как светские люди, так и священнослужители) подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха (и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших). Человек, далекий от Церкви, вполне может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

Классическое требование светского этикета при рассаживании гостей – чередовать дам и мужчин – в церковном этикете не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие – старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. Если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. Духовенство же за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П‑образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.

Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также соблюдается иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Духовное лицо, приглашенное на прием, обязано быть в подряснике и рясе, монашествующие – в клобуке, белое духовенство – в камилавке. Скуфия как головной убор допустима лишь в менее официальной обстановке.

Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.

На дипломатических приемах тосты произносят либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. На церковных же приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к данным словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом, чокается, а затем целует руку Предстоятеля Церкви. Последний тост на приеме обычно произносит Святейший Патриарх: он благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Тост служит сигналом к завершению трапезы.

Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам следует придерживаться универсальных требований этикета. Необходимо помнить:

1) опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические ступени; они же обязаны последними покидать зал, где проходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично;

2) садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо. Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято, также как вставать раньше времени и выходить из-за стола на званом обеде;

3) полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к столу, что считается нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, ею можно лишь промокнуть губы;

4) столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки – с левой. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Для рыбного блюда нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам;

5) нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола; недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производит тот, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок так, что они едва не падают с нее;

6) хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются;

7) нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор;

8) необходима умеренность в употреблении крепких напитков;

9) неуважением к присутствующим являются громкий разговор, смех и чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом;

10) даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой (данное требование относится, главным образом, к посещению храма).

Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

* * *

123

Катехиза́ция – церковно-просветительская деятельность, цель которой – разъяснение основных положений христианского вероучения.

124

Евхари́стия – богослужение, во время которого происходит одно из главнейших таинств – причащение.

125

Иконо́мия – принцип снисходительности, применяемый при оценке воззрений и действий, не имеющих строго обязательного характера.

126

Похороны по православному обычаю. М., 2008. С. 34–35.

127

Лития́ – часть всенощного богослужения накануне православных праздников. Совершается также во время похорон, поминовения усопших и во время крестного хода. Это сокращенное моление об умершем совершается при выносе его тела из дома, а также на литургии, после заамвонной молитвы и после панихиды.

128

Ака́фист – особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя.

129

Цыпин В. А. Курс церковного права. С. 481.

130

Православный этикет. М., 2009. С. 3–4.

131

Однако сами священнослужители не должны именовать себя отцами. Согласно церковной традиции при представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д.

132

Точнее даже – «Ваше Всесвятейшество».

133

Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 53.

134

Куве́ртная карточка – карточка с именем и фамилией лица, приглашенного на официальный прием (банкет), которая устанавливается рядом со столовым прибором на том месте за столом, где должен сидеть приглашенный.


Источник: Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.) : учебное пособие. – Москва : Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. – 400 с.

Комментарии для сайта Cackle