Азбука верыПравославная библиотекаКаноническое правоСуд и наказания за преступления против веры и нравственности


Суд и наказания за преступления против веры и нравственности

Памяти дорогих родителей

Содержание

Предисловие
Принятые сокращения многотомных изданий.
Часть первая. Преступления против веры и нравственности по римско-византийскому праву. Глава первая. Уголовная наказуемость религиозных преступлений в римско-византийском праве. Глава вторая. Преступления против веры и нравственности, подлежавшия уголовному наказанию в римско-византийском праве Часть вторая. Преступления против веры и нравственности в истории русского права. Глава первая. Преступления против веры и нравственности по русскому до-Петровскому праву. 1. Подсудность и наказуемость религиозных преступлений в до-Петровской Руси. 2. Круг преступлений против, веры и нравственности, наказуемых по древне-русскому до-Петровскому праву. Глава вторая. Преступления против веры и нравственности по русскому праву XVIII и XIX веков. 1. Отношение Петра Великого и его преемников к преступлен иям против веры и нравственности. 2. Обозрение отдельных преступлений против веры и нравственности в русском праве XVIII и XIХ веков по Уложение о наказаниях включительно. Часть третья. Современное положение вопроса о наказуемости религиозных преступлений по русскому праву. Глава первая. Объем применения церковной дисциплины к преступлениям против веры и нравственности по действующему русскому праву. Глава вторая. Учение современной юриспруденции о наказуемости религиозных преступлений. Глава третья. Новое Уголовное Уложение Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. в его отношении к религиозным преступлениям. Заключение  

 
Предисловие
Предмет нашей работы – преступления против веры и нравственности. Но это общее определение требует некоторых пояснений.
Если мы возьмем два предельных момента нашей темы – эпоху Св. Владимира и действующее право, то увидим значительную разницу в положении изучаемого нами вопроса. Разница есть и в подсудности этих преступлений и в их наказании. Тогда как первоначально они были подсудны церковному суду и наказывались церковными наказаниями, теперь они почти всецело подсудны уголовному суду и караются на общем основании наказаниями уголовными. За период десяти столетий создалось мало-по-малу перемещение религиозных преступлений из одной сферы суда в другую. Это перемещение не было делом насильственным. Только Петр Великий, когда он изъял из церковной подсудности преступления против нравственности, поступил, пожалуй, вопреки практике. Но Свод законов уголовных 1832 г., предоставляя суду уголовному преступления против веры, констатировал только наличное, фактическое положение дела. Таким образом перемещение создалось само собой, развилось постепенно из некоторых условий и обстоятельств практикою жизни и суда, словом было явлением естественным. Но само собою понятно, что подобное перемещение религиозных преступлений должно было отразиться так или иначе и на юридической конструкции этих преступлений. Неизбежно должны были выдвинуться в антирелигиозных и безнравственных деяниях такия стороны, которые бы позволяли им стать в один уровень со всеми другими уголовнонаказуемыми посягательствами, т. е. должно было совершиться их уголовно-юридическое преобразование. Процесс этого постепенного перемещения и преобразовании и его итоги как по отношению к уголовному праву, так и по отношению к юрисдикции церкви, – которая часть своего суда передала в ведение государственной юстиции, – и составляет предмет нашего изучения. В каком объеме и форме существовала и применялась церковная дисциплина по религиозным преступлениям, каким образом создалась их уголовная наказуемость, как последняя развивалась параллельно ослаблению церковной дисциплины, каково положение той и другой системы наказаний в настоящее время, и каковы итога указанного изучаемого перемещения дли церкви – вот ряд отдельных вопросов, решению которых посвящены дальнейшия страницы. Чтобы получит сколько-нибудь ценные результаты, мы должны были исчерпать, по возможности весь церковно- и уголовно-юридический матеріал, какой только дает история и действующее право, равно как и уголовно-юридическая доктрина прошлого и настоящаго.
Таким образом, все наше сочинение распалось на две части: 1) историко-юридическую и 2) догматико-юридическую. Первая разсматривает историю этого вопроса, а вторая дает представление о современном положении наказуемости религиозных преступлений. Историческая часть в свою очередь распадается на две главы: из них первая обнимает время до-Петровское, а вторая XVIII и XIX столетия, кончая Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. Первая эпоха носит следы Византийских уголовно-правовых традиций; а вторая проникнута влиянием Запада, которое с Екатерины II прогрессирует, если не всегда в законодательстве, то по крайней мере в доктрине.
Идя все в глубь истории Русского права, мы приходим в конце концов к праву Византийскому. Оно хотя непосредственно в нашу тему и не входит, но игнорировано быть не может, поскольку его нормы отразились на развитии до-Петровской догмы.
Отсюда план нашего сочинения такой.
Часть первая. Преступления против веры и нравственности по римско-византийскому праву.
Часть вторая. Преступления против веры и нравственности в истории русского права.
Глава первая. Время до-Петровское.
Глава вторая. Время после-Петровское.
Часть третья. Современное положение вопроса о наказуемости религиозных преступлений по русскому праву.
Глава первая. Объем применения церковной дисциплины к преступлениям против веры и нравственности по русскому праву.
Глава вторая. Учение современной юриспруденции о наказуемости религиозных преступлений.
Глава третья. Новое Уголовное Уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г., в его отношении к религиозным преступлениям.
Заключение.
При изучении взятого нами вопроса мы имели возможность воспользоваться архивом Казанской Духовной Консистории с разрешения Высокопреосвященнейшого Арсения, Архиепископа Казанского, ныне Архиепископа Харьковского, которому и выражаем свою признательность.
Приятным для себя долгом считаем принести свою искреннюю благодарность глубокоуважаемому проф. Илье Степановичу Бердникову за его руководство нами в настоящей работе, литературные указания и методологические советы, особенно драгоценные для начинающих работников пера.
Принятые сокращения многотомных изданий.
А. А. Э. = Акты, изданные Археографической Экспедицией. Тт. 1–4.
А. и.= Акты исторические. Tт. 1–5.
Д. А. И. = Дополнения к Актам Историческим. I-IX.
Д. Р. В. = Древняя Российская Вивлиоеика.
Ж. М. Н. П. = Журнал Министерства Народного Просвещения.
Ж. М. Ю. = Журнал Министерства Юстиции.
О. А. С. С. = Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Синода.
О. М. А. М. Ю. = Описание документов и дел Московского Архива Министерства Юстиции.
П. С. З. = Первое Полное Собрание Законов Российской Империи.
2 П. С. З. = ВтороеПолное Собрание Законов Российской Империи.
3 П. С. З. = Третье Полное Собрание Законов Российской Империи.
П. С. П. = Полное Собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания. Серия первая. Тт. І-VIII.
П. С. П. Сер. 2 = Полн. Собр. пост. и расп. по Вед. Прав. Исп. в царствование Елизаветы Петровна. Т. I.
П. С. Р. Л. = Полное Собрание Русских Летописей. I-XI, XIV-XV.
Р. И. Б. = Русская Историческая Библиотека.
Р. Л. А. = Русско-Ливонские Акты, собранные Напиерским.
С. Г. Г. Д. = Собрание Государственных Грамот и Договоров.
С. И. Р. И. О. = Сборник Императорского Русского Исторического Общества.
Ч. О. И. Д. = Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских.
Cod. = Codex Justiniani.
С. Th. = Codex Theodosianus (ed. Haenel).
Dig. = Digesta sive Pandecta.
Inst. = Institutiones Justiniani.
Eel. = Ecloga (Zachariă, Collectio librorum ineditorom).
Epanag. = Epanagoge (Zachariă, ibid.)
Bas. = Basilica (ed. Heimbach).
Proch. = Prochiron (Zachariă, Ὁ πϱόχειϱοϛ νόμοϛ).

Требуется опытный backend-программист по совместительству