№ 32. Августа 5-го
Курдиновский В., свящ. Поучение к простому народу о том, что нужно ходить в церковь на вечерню // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 32. С. 477–480.
Желая вам истинного блага, предлагаю беседу о том, что нужно ходить в церковь на вечерню. Если бы, братие, из каждых трех домов нашего прихода один человек был в церкви на вечерни, то можно было бы еще умолчать. Если бы из 10-ти домов один человек, одно дитя пошло на вечерню, опять можно было бы умолчат. Но если из 300 домов не бывает 30-ти душ, – если в 10-ти семействах не найдется один человек, желающий быть в храме Божием на вечерне: то значит, что в нашем селе нет обычая ходить на вечерню. Именно, в нашем селе, а может быть и в некоторых других селах, почему-то не принято, не заведено ходить на вечерню. Отчего же нет у нас такого благочестивого обычая?
Может быть от того, что суббота – рабочий день, и каждый человек бывает занят работой до самых сумерков? Но вот иногда в субботу бывает праздник, и вы не работаете с самого утра, а к вечеру все-таки у вас недостает времени сходить в храм Божий. А если суббота и рабочий день: то вечерня начинается у нас с закатом солнца, когда ваша работа прекращается, и вам остается, ничего не делая, сидеть сложа руки. Притом, у вас есть дети от 8 до 12 лет, которые ничего, или очень мало, помогают вам в хозяйстве; в училище вы их не отдаете; поэтому, единственное место для них поучиться молитвам Господним – храм Божий. Отчего же вы не посылаете их сюда? А если дети и помогают вам в работах, то разве много вы утеряете, если отпустите их на час времени в храм Божий?
Не думайте, возлюбленные мои братие, что для вас достаточно одного хождения на литургию, а вечерня должна отправляться для самого священника. Нет! христиане должны ходить и на вечернее богослужение. В доказательство представлю 1. то, что так уже принято у православных христиан, и добрые люди, особенно старики и старухи, которые дождали помочь в хозяйстве, и которые только и заботятся о спасении души – во всех селах ходят на вечерню; а также добрые родители, если самим некогда, а церковь недалеко, посылают детей своих; 2. представлю то, что для того и отправляется вечерня, чтобы ее слушали православные христиане. В начале вечерни читается: «приидите поклонимся...» к кому же это относится, если никого нет в церкви, кто же будет кланяться? Далее священник говорит: «миром Господу помолимся». Кого же он приглашает мирно молиться, если служит без народа? Поют: «приидите возрадуемся Господеви…» к кому же это относится, если порожняя церковь? В конце вечерни священник говорит: «благословение Господне на вас...» кого же ему благословлять, если никого нет в церкви? Видите, братие, и служба вечерняя изложена так, что бывает неполно, если ее не слушают, если миряне не ходят в церковь, а отправляет ее один священник.
Вы бываете по разным надобностям в городе вечером в пятницу. Посмотрите, как евреи против своего праздника поспешно оставляют торговлю и усердно собираются в свой храм для молитвы; не говорю уже о христианах, которые там не только вечерню, но утреннее богослужение слушают с вечера. И в старину христиане всегда собирались во храм для вечернего Богослужения. Матерь Божия, пресвятая Владычица, когда видима была покрывающею народ честным своим омофором? На вечерне – во время всенощного бдения; а церковь в то время была полна молящагося народа, как это изображено на иконе Покрова Богородицы.
Сказать по правде, вы от того не ходите на вечерню, что не понимаете церковной службы, вы скучаете, и не обращаете на нее внимания. Если бы вы понимали, что во время церковных служб в разных лицах и действиях изображена история нашей веры, а в песнопениях – правила веры, то и не скучали бы, а прислушивались ко всему, что поют и читают в церкви. А чтобы понимать церковные службы, нужно все-таки чаще ходить в церковь и слушать проповеди.
Умоляю вас, братие, откажитесь от своего обыкновения не бывать на вечерни. Знаю, что трудно вывести что-нибудь, давно принятое; но с Божиею помощью все можно сделать. Приходите по крайней мере по одному человеку из домов. Тот не отец своему дитяти, кто не посылает его в церковь, а между тем позволяет целую ночь прокричать на улице. Тот старик верно но думает никогда умереть, который, будучи не занят делом, не идет к вечерни.
Господи, Спасителю наш! Ты сказал, что без Тебя не можно сделать никакого доброго дела; помоги нам в настоящий час всесильною Твоею помощью, чтобы мы возымели охоту посещать святой Твой храм, и поучаться в оном закону Твоему утро и вечер, день и нощь. Аминь.
Священник В. Курдиновский
К. Д. О правах и обязанностях диаконов в отношении к церковным богослужениям // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 32. С. 480–493.
Редакции «Руководства для сельских пастырей» предложены для решения следующие вопросы о правах и обязанностях диаконов:
1) Имеют ли право диаконы, без священника, служить в храме молебны по желанию просящих?
2) Как должны диаконы совершать всенощное бдение в воскресные и праздничные дни, в отсутствие священника, что в селах случается нередко. В пояснение этого вопроса прибавлено: имеют ли право диаконы начинать бдение, как священники, в царских вратах, кадить а делать вход во время пения «хвалите имя Господне», также делать возгласы в алтаре? в т. п.
3) Как должна быть совершаема обедница, называемая киевскою? Хорошо бы, прибавляет вопрошающий, напечатать полный чин ее для однообразного служения везде.
4) Нельзя ли положительно определить: может ли диакон совершать какие-либо из обрядов (?) самостоятельно, – а если может, то какие именно?
Предлагающий эти вопросы объясняет, что они вызываются замечаемым во многих приходах не только различием, но даже противоречием в решении их на практике. Он говорит, что не только в разных епархиях, но даже в местностях одной и той же епархии, не очень отдаленных одна от другой, – в одном селе диакон не сумняся служит в церкви молебны для всякого желающего, а в другом, где не в обычае диакону совершать без священника церковные службы, диакон ни за что не соглашается совершать богослужение один. Подобного рода разногласие и противоречие в действиях диаконов неблагоприятно влияют на народ и могут привести к худым последствиям, особенно в тех местностях, где есть раскольники. Для самого простого смысла понятно, что из двух противоречащих одно другому действий или одно какое-либо незаконно, или незаконны и оба, а между тем допускаются в практике православной Церкви. От незаконности действий в одном случае неблагонамеренные раскольники могут вывести заключение и незаконности действий священнослужителей православной Церкви во всех других случаях, и таким образом подорвать в мнении православных простецов доверенность не только к нашему духовенству, но и к православной Церкви.
Опасение не неосновательное, если не взять во внимание, что простолюдины наши вообще не любят какого бы то ни было уклонения в совершения церковных служб от порядков, к которым они привыкли издавна; они считают всякое подобного рода уклонение нарушением церковного устава и даже повреждением веры.
Если бы даже указанное опасение не придавало предложенным выше вопросам особенной важности, то мы почли бы долгом отвечать на них по одной той причине, что совершение церковных служб, вполне определившееся в продолжении веков в православной Церкви, не допускает уклонения от общепринятых Церковью правил. Правда, в наших церковно-богослужебных книгах не много говорится о правах и обязанностях диаконов при совершении богослужений; но и того, что говорится, достаточно для определения границ священнодействия диакона во время совершения церковных богослужений. В ответ на предложенные вопросы мы и укажем, как определяются действия диаконов в отношении к богослужению в церковно-богослужебных книгах. Но чтобы показать основание самим указаниям церковно-богослужебных книг и определить все права и обязанности диаконов в церковно-богослужебном отношении, – считаем нужным начертить вкоротке по возможности полный круг церковно-служебных прав и обязанностей диакона, на основании данных, представляемых историею иерархии в лучшие века христианства и – современных постановлений об этом предмете.
Известно, что с самых первых времен христианства в вселенской Церкви были три степени иерархии: епископа, пресвитера и диакона. Происхождение степени диакона описано и «Деяниях апостольских» с большими подробностями, чем установление других высших степеней священства (Деян.6). И апостол Павел объясняет подробно как требования, которым должен удовлетворять диакон, так и добродетели, какие подобает ему иметь (1Тим.3:6–13). Замечательно, что о различии первых степеней иерархии – епископства и священства существовали разногласия443; но о существенном различии диаконской степени от священнической и епископской, – и именно о том, что эта степень низшая служебная и зависимая, а не самостоятельная, никогда не возникали сомнения. Возник, напротив, (в не очень давнее время) вопрос: составляло ли диаконство степень священства в апостольском веке. Лютеране отвечают на этот вопрос отрицательно, и диаконов апостольского времени называют только служителями трапез, вообще распорядителями имущества, общего тогда у христиан. Но мы из истории учреждения диаконского служения видим, что лица, избранные в это служение, были мужи, свидетельствованы, исполнены Духа святого и премудрости, и что апостолы не просто определяли их на служение, но с рукоположением (Деян.6:3, 6), т. е. таким священнодействием, которым известные лица отделяются на священное служение. На основании сего и апостол Павел, когда говорит о диаконах, – всегда поставляет их в чине иерархических лиц (1Тим.3:1–8). Поэтому-то, и апостольские мужи приписывали диаконам иерархическую степень. Так, св. Игнатий Богоносец называет их «служителями таин Христовых, которые служат не брашну и питию, но Церкви Божией»444, и св. Иустин свидетельствует, что «диаконы раздавали верным дары святой евхаристии»445. Подобные же свидетельства о том, что диаконство есть одна из степеней священства, можно находить в писаниях св. отцов первых веков христианства446. Итак, в том нет сомнения, что диаконство есть одна из степеней священства. Но чтобы определить пределы тех прав и обязанностей, какими диаконы уполномочены Церковью при совершении богослужений, – мы должны поискать указания этих прав и обязанностей как в образцовые для христианства первые века христианской Церкви, так и в настоящих церковных постановлениях о сем предмете.
И, во-первых, надобно твердо помнить, что диакон посвящается не для самостоятельного совершения священнослужений, а для вспомогательного служения епископам и пресвитерам при священнодействиях. Св. Игнатий Богоносец свидетельствует об этом так: «диаконы только слуги епископства, служебницы Божия Церкви, и таин Христовых служители»447. Они, по выражению св. Киприана суть «как бы руки предстоятелей, посредством которых совершаются церковные дела»448. Посему-то в «апостольских постановлениях» воспрещаются диакону совершение таинств и другие действия, усвоенные только высшим степеням иерархии. «Диакон, говорится в «постааовлениях», не благословляет и не дает благословения, но принимает его от епископа и пресвитера, не крестит, ни приносит (οὐ προσφέρει), но, когда жертвоприношение совершено будет епископом или пресвитером, – диакон преподает народу, не так, как священник, но так, как служащий (διακονούμενος) священнику449. Точно также и в книге вопросов на ветхий и новый завет, приписываемой бл. Августину, предлагается вопрос: «может ли диакон занимать место (vicem gerere) священника? и дается на этот вопрос такой ответ: «вместо священника может служить только священник»450. Достаточно и этих свидетельств, чтобы понять, что диаконам не уступалось никогда право самостоятельно совершать богослужение. Служение диаконов, по отношению к строительству св. таин и совершению обрядов, почиталось хотя необходимым, но только вспомогательным451. Они не имели права совершать таинства, а только служили епископу и пресвитеру при совершении их. И так как всякое христианское богослужение начинается, сопровождается и оканчивается в Церкви не иначе, как священническим благословением, а диаконы, как указывают апостольские постановления, не имели права благословлять: то очевидно, – они не имели права самостоятельно совершать богослужение.
Служебные же обязанности диаконов, по отношению к священнодействиям, совершаемым епископами и пресвитерами, были следующие:
1) Диаконы должны были уготовлять священные сосуды для совершения таинства евхаристии, к которым, по 21 правилу Лаодикийского собора, не подобает касаться даже иподиаконам.
2) Диаконы обязаны были принимать от народа приносы для проскомидий и представлять их пресвитерам; при этом диаконы возглашали, по свидетельству св. Киприана и бл. Иеронима, имена приносящих452.
3) Диаконы же долженствовали читать евангелие во время совершения литургии.
4) В древней Церкви христианской диаконам дозволялось подавать каждому из присутствующих в храме приобщаться св. евхаристии, да и к небывшим в церкви относить св. дары; но они не должны были приобщать пресвитеров, или приобщаться прежде их, ни сидеть среди их, так как они ниже пресвитеров453.
5) Вообще, диаконы обязаны были смотреть за порядком между верующими и за их молитвами при богослужениях, т. е указывать, когда выходить всем из храма. Диаконы же имели право делать замечания тем из мирян, которые в храме вели себя неблагоприлично.
6) За дозволением епископа диаконы допускались и к проповеданию слова Божия с церковной кафедры. Так, епископ Леонтий дозволил в Антиохии диакону своему Аэцию учить народ с кафедры церковным догматам454. Св. Ефрем Сирин также, будучи только диаконом едесским, составил превосходные беседы, которые, по свидетельству Фотия, были переведены на разные языки, вскоре по смерти св. Ефрема, и в некоторых церквах читаны были тотчас после евангелия455. Впрочем, дозволение проповедовать давалось диаконам редко, тем более, что в древней Церкви и пресвитеры не имели власти проповедывать без особенного позволения епископа.
7) Кроме сего, диаконы в древности исправляли обязанности низших степеней клира, как то: обязанности чтецов, иподиаконов, заклинателей, катихизаторов и другие. Так еп. Епифаний свидетельствует, что первоначально в христианской Церкви были только епископы, пресвитеры и диаконы, и что последние исправляли все церковные служебные обязанности, и потому-то и не было ни одной церкви без диакона456. Евсевий, говоря о памятниках мученических, замечает, что св. мученик Роман был и диаконом и заклинателем в кесарийской Церкви, а св. мученик Прокопий диакон был вместе с тем и чтецом и катихизатором и заклинателем457. и в «постановлениях апостольских» замечено: «диаконы должны стоять при дверях, в которые входят в Церковь мужчины, чтобы во время приношения не отворял их даже кто либо из верных»458.
Вот краткое указание прав и обязанностей диакона при совершении богослужений, составленное на основании свидетельств древней вселенской Церкви. Такие же самые права и обязанности по отношению к совершению церковных служб указываются диакону и в настоящее время. В ставленной грамоте, даваемой диакону от епископа читаем следующее: «служение же диакона: священные сосуды к служению уготовляти, молитвы о народе возносити собственно и народно в церкви, в нюже рукоположися и благословися, на амвоне чести евангелие и апостольские послания: и не сущу иерею, учити люди от божественных писаний, божественным заповедем в жительству христианского закона, от догмат и толкований церковных светил, богоносных отец. Вяшше же сего ничтоже творити дерзати иереем подобающих; ниже проскомисати, ниже прежде иереев причащатися тела и крови Христовы и иных святых касатися, ниже самому себе самого или иного кого причастити когда, ниже присущу иерею учити, ниже иерея председати».
Сообразно с сими правилами, определившимися с древнейших времен в христианской Церкви, и соблюдаемыми ею ненарушимо и теперь, – и в церковно-богослужебных книгах можно ясно усматривать пределы участия диакона в священнослужениях.
Во 1-х, рассматривая церковные службы, в начале некоторых находим такое замечание: аще иерей, глаголет: «благословен Бог наш, и мы глаголем: аминь; аще ли ни, глаголем: молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш помилуй нас». В других службах не полагается такого различия, а говорится просто: «благословившу священнику», начинаем... Первое примечание положено при начале домашних молитв и канонов, а последнее при начале молитвословия и священнослужений, совершаемых преимущественно в храме. Очевидно, что молитвословия первого рода предназначены для всех верующих без исключения, а службы последнего рода без священника не совершаются. Поэтому, и акафистные пения хотя можно читать диакону для себя и других, также, как и мирянину; но для отправления их в храме всенародно необходимо участие священника. Диакон, причетник, равно как и мирянин могут совершать общественное богослужение не иначе, как благословившу иерею; ибо без этого благословения не начинается и не оканчивается ни одна церковная служба, и если в иных местах священника действительно уступают диаконам право читать акафисты, то это, конечно, делается только тогда, когда все молебное пение совершает священник.
2) Если молитвословия, в которых не преподается особенного освящения верующим, без священнического благословения не имеют значения церковных служб; то тем более не мыслимы без священника такие богослужения, в которых преподается освящение посредством священнического благословения, например освящение воды, плодов, дома и прочее.
3) Что касается до отправлений вечерни и утрени, то хотя, как заявлено в вопросах, предложенных к решению, в известных селениях и допускается служение ее причтам без священника; но на законность такого отправления мы не находим указаний в церковно-богослужебных книгах. Полагаем, что отправление вечерних и утренних служб без священника вошло в обычай мимо ведома епархиального начальства в тех приходах, где храм по каким-либо не благоприятным обстоятельствам долго оставался без священника. И если не законно отправление диаконом без священника утрени и вечерни в храме, то тем более незаконно поступил бы диакон, когда бы дозволил себе облачиться в священные одежды, отворять царские врата, делать входы и творить каждение, потому что все эти действия могут быть совершаемы диаконом не иначе, как после предварительного благословения священника. «Благослови владыко стихарий и орарий, благослови, владыко, кадило, благослови владыко св. вход» обыкновенно говорит диакон пред облачением, каждением и отверстием царских врат для входов, и – священник благословляет и то, и другое, и третье. Вот что должно предшествовать и облачению диакона, и отверстию царских врат, и каждению. После замечания о важности благословений священнических при богослужениях, понятно и без дальнейших пояснений, что диакон не имеет права возглашать ни начальные, ни конечные славословия при богослужении, ибо эти возгласы содержат в себе благословение, которого диакон ни в каком случае не имеет права преподавать459.
4) На вопрос о том, как должна быть совершаема обедница, которую вопрошающий называет киевскою, и нельзя ли напечатать полный чин ее служения, – отвечаем, что чин обедницы напечатан, между прочим, в книге «Правило к божественному причащению» (в тип. Киево-Печерской лавры 1857 г.), и в существе своем есть ничто иное, как последование изобразительных, обыкновенно печатаемое в следованной псалтири московской печати после междочасия 6-го часа. Разница между чином обедницы и последованием изобразительных только та, что в чине обедницы, после «во царствии твоем», положены блажена воскресна, собрана от осми гласов, блажена дневная, апостол коринф. зач. 149 и евангелие от Иоанна зачало 23, и затем уже: помяни нас Господи и прочее, а в последовании изобразительных не положена ни блажена воскресна, ни блажена дневна, ни апостол, ни евангелие. В том же киевском священническом правильнике, касательно того, в какие дни и кем совершается обедница, находим такие указания: 1) и в четверток великий и в праздник св. пятидесятницы час 9-й чтется, купно же и обедница, на ней же блажена повседневная, апостол и евангелие ко причащению, таже: помяни нас Господи и прочее (лист 109). 2) «нецыи, наипаче раннюю службу Божию готовящиеся литургисати, правило к святому причащению начинают от псалмов: Боже, Боже мой: Господь пасет мя и прочее, и канон ко причащению, и молитвы, а инии от обедницы, сиесть от благослови душе моя Господа начинают, и по скончании обедницы предреченные псалмы, канон и молитвы ко причащению глаголют, а потом часы и отпуст, что мнится непротивно» (лист 110). В учительном известии, како подобает служителю предъуготовляти себе к достойному служению божеств. литургии, между прочим, говорится: «на изобразительных же, аще литургии не будет, да благодарит усердно (иерей) Спасителя и прочее. Из этих замечаний видим, что обедницу в храме положено читать в ряду других церковных служб только в великий четверток и на пятидесятницу, а в другое время считается не противным читать ее священнику, готовящемуся к совершению литургии, и видим также, что изобразительные читаются и в другое время, когда литургии не бывает по каким-либо причинам, например, по неготовности священника к литургисанию, но – читается при иереи.
5) Хотя и не предложен нам вопрос о том, кто имеет право совершать литургию, но ври сем считаем не лишним напомнить, что диакон ни в каком случае не только не может один без священника совершить литургию, но даже проскомисати, «от мирского не священного, но простого человека, такожде и от клирика и от диакона и иподиакона, кроме правильного иерея тайна св. евхаристии никогда освятится»460. Это запрещение диакону совершать литургию без иерея замечено, как мы видели, и в ставленной диаконской грамоте. Диакон только служитель при совершении таинства евхаристии священником, и что ему делать на литургии, – это указано самым определенным образом в каждом чине литургии. Точно также диакон не имеет права совершат и все прочие таинства св. Церкви, – и если допускается, в случае особенной нужды, крестить младенцев и диакону, то на том же основании и в том же виде, как это дозволяется и мирянину.
6) Наконец, скажем нечто об одном богослужебном вопросе, не предложенном нам, но относящемся к предмету нашего исследования. Нам случалось слышать, что в некоторых местностях есть обычай ходить без священника диакону, или причту и даже мирянам с крестным ходом и иконами. Полагаем, что это незаконно. Еще в Иустиниановых законоположениях находим такое постановление: «Всем мирянам воспрещаем совершать литии без епископов и подчиненных им знатнейших εὐλαβεστάτων461 клириков»462. Не думаем, чтобы здесь диаконы относимы были к знатнейшим клирикам. Что здесь говорится не о литиях, совершаемых в храме при некоторых богослужениях, но и о крестных ходах – это видно из последующих слов указанного постановления: «и самые честные кресты, с которыми исходят на литии, повелеваем полагать не в иных, а только в досточтимых местах»463.
Из выше сказанного нами доселе мы имеем право вывести один и решительный ответ на все предложенные нам вопросы: диакон, без священника, не имеет права совершать никакого богослужения. Он ест служитель, а не совершитель богослужения, он не уполномочен Церковью преподавать освящение и благословение, которым начинаются, сопровождаются и оканчиваются церковные службы, и не имеет даже права надеть на себя без священнического благословения священные облачения или произвести без него какое-либо священнодействие.
Вообще, о совершении церковных служб без священника мы думаем, как о действии несообразном с церковными законоположениями и допущенном у нас мимо ведома архиереев в те тяжкие годины, когда многие приходы подолгу оставались без священников. Следствия подобного допущения была и могут быть печальны. Видя, что и без священников могут быть совершаемы церковные службы, недалеко было прийти к мысли, что можно обойтись и без священника. Не здесь ли, между прочим, повод к началу безпоповщинской секты? Утверждаем, что и в настоящее время допущение совершать церковные службы без священника может повести к недобрым последствиям. Дозволь толико себе диакон, или причет служить без священника, – тогда начетчики раскольничьи по праву могли бы сказать, что и их молитвословия не противны практике православной Церкви. Поэтому, если где и есть обычай совершать какие бы то ни было церковные службы без священника, то обычай этот должен быть отменен. И это тем удобнее сделать в настоящее время, что, благодаря Бога, у нас теперь нет недостатка в людях, которые могут занять по достоинству все священнические места и совершать службу Божию во всех храмах православных.
К. Д.
Луканин А., прот. Законные требования вновь учрежденных уставами 20 ноября 1864 года судебных установлений в отношении к лицам духовного звания (продолжение) // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 32. С. 493–514.
Новыми судебными уставами предоставлено право потерпевшим вред и убытки от нерадения, неосмотрительности или медленности должностных лиц административного ведомства отыскивать с них вознаграждение по общим правилам гражданского судопроизводства464. Подобным образом, если кто-нибудь потерпел вред и убыток не только от преступлений и проступков духовного лица, которые подлежат суду уголовному, но и от нарушений духовными лицами обязанностей своего звания, то потерпевший может в суде гражданском отыскивать с него вознаграждение за вред и убытки, причиненные нарушением со стороны духовного лица обязанностей службы465. Например, священник, приглашенный прихожанином из деревни напутствовать больного, не вспомнил этой обязанности в свое время, хотя имел для того время и возможность, а велел приезжать завтра, послезавтра, либо продержал его у себя день, два. Или: священник через трое суток не отпел умершего, хотя о времени смерти ему объявлено было со стороны прихожанина своевременно и не было никаких причин держать умершего не похороненным четыре дня или более. В обоих случаях прихожанин имеет право отыскивать со священника убытки в суде гражданском, т. е. просить о взыскании с него вознаграждения за напрасную поездку, за потерю времени, проведенного даром, за отвлечение от работ, за излишне употребленные расходы. Не обвенчали брака, хотя о намерении желающих вступить в брак было объявлено причту своевременно и хотя никаких законных препятствий к повенчанию брака не было, или за повенчание брака вымогли деньги, тогда как, по закону (например в государственных селах или казенных заводах, где причт получает жалованье) или по договору с прихожанами, обязаны были совершать это таинство безмездно: – прихожанин имеет право предъявить иск в суде гражданском и взыскивать с духовных лиц в первом случае все ущербы и убытки от напрасных расходов, причиненных неисполнением со стороны причта обязанностей службы, медленностью и отлагательством, во втором случае отданные за повенчание деньги. Просят свидетельство или справку о летах представляемого в рекруты; если священник не выдает этого свидетельства через три дня, проситель может взыскивать со священника чрез гражданский суд весь ущерб и все убытка, которые он понес от невыдачи или поздней выдачи документа. Но во всех этих случаях истец наперед должен жаловаться духовному начальству на нарушение духовным лицом своих обязанностей и уже по окончании суда духовного он может предъявить иск в суде гражданском о вознаграждении за вред и убытки466. По делам же о преступлениях и проступках духовных лиц, подлежащих суду уголовному, гражданский иск об удовлетворении за вред или убыток, причиненный преступлением или проступком, может быть предъявлен в уголовном суде при самом производстве уголовного дела, или отдельно от него в суде гражданском до истечения срока давности467. И на этот раз суд гражданский приступает к производству не прежде, как по окончании уголовного судопроизводства по тому предмету, из которого иск проистекает468. Истец не лишается права на иск в гражданском суде хотя бы по приговору суда уголовного, обвиняемый не был признан виновным, если от его действий произошел для истца ущерб или убыток. На этом основании, если бы духовное лицо, по жалобе на нарушение им обязанностей службы, судом консистории не было признано виновным, истец, по окончании суда духовного, все таки может начать против него гражданский иск.
Гражданские иски о вознаграждении за вред и убытки, причиненные нерадением, неосмотрительностью или медленностью должностных лиц, производятся по общим правилам гражданского судопроизводства со следующими изъятиями469. Дела эти ведаются или в окружных судах, или в судебных палатах, или и кассационных департаментах сената, смотря по чину ответчика470. Для решения дел сего рода в окружном суде составляется особое присутствие под председательством председателя суда из вице-губернатора, двух членов суда и двух советников палат казенной и государственных имуществ и ближайшего начальника того управления, к которому принадлежит ответчик471. Также и в судебной палате по этим делам составляется особое присутствие472. Копия с искового прошения сообщается для доставления по ней в назначенный срок объяснения тому должностному лицу, против которого предъявлен иск473. По получении объяснения, или по истечении назначенного для представления его срока, дело докладывается на общем основании474. Стороны, присутствующие при докладе, допускаются к представлению словесных объяснений475. Присутствие, признавая должностное лицо виновным в причинении вреда или убытков, может определить и сумму вознаграждения за вред и убытки, если только само количество их положительно удостоверено. В противном случае истец, иск которого вознаграждении признается правильным, может требовать определения количества вознаграждения в порядке исполнительного производства, или в общем порядке гражданского судопроизводства476.
В уставе гражданского судопроизводства есть особые правила о гражданских делах казенного управления. Делами казенного управления признаются между прочим дела монастырей, церквей и архиерейских домов477. Дела казенного управления производятся по общим правилам гражданского судопроизводства со следующими изъятиями478. Предъявление исков и ответ по оным со стороны казенных управлений (в том числе церквей и монастырей) возлагается на обязанность местных управлений (сл. консисторий) или, за неимением их, на обязанность местных по каждому ведомству начальников479. Казенные управления ищут и отвечают в суде не иначе, как в лице особых уполномоченных, которые назначаются из должностных лиц подлежащего ведомства, или же избираются из числа лиц, имеющих по закону право быть поверенными, по добровольному с ними соглашению480. При предъявлении иска или при подаче ответа по иску, поверенные казенных управлений должны представить в суд письменное уполномочие, а если они принадлежат к числу должностных лиц подлежащего ведомства, то – предписание на ходатайство по делу481. Иски частных лиц на казенные управления предъявляются на общем основании или по месту нахождения спорного имущества, или по месту, где нанесены частному лицу убытка, по месту нахождения того присутственного места или должностного лица, которое представляет в суде казенное управление482. Дела казенных учреждений не подлежат ведомству мировых установлений за исключением положительно означенных в законе483, а подлежат ведомству общих судебных мест. Они также не могут быть оканчиваемы в суде присягою спорящих сторон или примирением484. Решение суда объявляется обеим сторонам на общем основании, но независимо от сего копия решения отсылается в местное казенное управление485. Срок на принесение апелляционной или кассационной жалобы со стороны казенного управления (четырехмесячный) считается со дня получения им копии решений486. По делам казенного управления министры и главно-управляющие, а равно обер-прокурор св. Синода имеют право, независимо от участвующих в деле сторон, входить в кассационные департаменты Сената с представлением об отмене решений судебных палат, но не иначе, как на общем основании487, и только в случаях или явного нарушения прямого смысла закона, либо неправильного его толкования, или нарушения обрядов и форм судопроизводства, столь существенных, что в следствие несоблюдения их невозможно признать приговора в силе судебного решения, или нарушения пределов ведомства или власти, законом предоставленных судебной палате488. Для исполнения по решению, коим обвинено казенное управление, взыскатель представляет исполнительный лист непосредственно в то ведомство, которое по силе решения должно оное исполнить489. Споры об имуществе удельного и духовного ведомств, с прочими казенными управлениями, равно споры духовных ведомств разных исповеданий между собою и с ведомством удельным разрешаются судебными местами на основании вышеписанных правил490. Казенные управления (сл. и церкви) изъемлются от употребления гербовой бумаги и от платежа судебных и канцелярских пошлин, но подчиняются представлению судебных сборов на общем основании491.
Церкви владеют землями, а в некоторых местах лесными дачами, домами, лавками, весами, мельницами, перевозами и т. п. В пользу церквей могут быть составляемы дарственные записи, духовные завещания и делаются пожертвования без всяких актов. Поэтому, и к церквам могут быть предъявляемы иски со стороны других казенных управлении и частных лиц о праве собственности, владения и пользования вышеупомянутыми имуществами или о вознаграждении за ущерб и убыток, причиненным самоуправным завладением или незаконным владением чужим имуществом, или о дарственных записях и духовных завещаниях, по которым поступило или должно поступить в церковь какое-либо движимое или недвижимое имущество либо о капиталах и т. п. и таким образом могут вчиняться тяжебные дела. В случае предъявления кем-либо иска к церкви, повестка окружного суда о явке к ответу, на основании вышеприведенных правил, должна быть послана в консисторию. Уже консистория для ответа на суде назначает или особого уполномоченного из должностных лиц духовного ведомства, которому и дает о том предписание на ходатайство по делу, или избирает присяжного поверенного из числа состоящих при окружном суде, или, в случае недостатка при суде присяжных поверенных другое лицо, имеющее по закону право быть поверенным, входит с поверенным в соглашение о вознаграждении ему за ходатайство по делу и о прочем, и в случае его согласия дает ему письменное полномочие или доверенность, засвидетельствованную установленным порядком. Но если почему-нибудь повестка о явке к суду послана будет церковному причту, то причт об этом должен донести консистории не медля, чтобы, не пропустить назначенного для явки к суду и для дачи ответа срока: потому что ответ со стороны церкви законом возлагается на обязанность местного управления т. е. консистории и назначение уполномоченного или выбор поверенного и соглашение с ним зависит от нее же, а сам причт не может от себя держать ответ в суде без полномочия своего начальства, или назначать от себя уполномоченного, либо поверенного. По назначении такового консисториею, являться к суду, давать письменные ответы, представлять доказательства, вести при самом докладе словесное состязание с противной стороной, выслушивать решения, получать с них и с других бумаг копии, приносить жалобы частные, апелляционные, кассационные492 и вообще вести все дело будет лежать уже на его обязанности, а дело причта доставлять поверенному или уполномоченному все данные для ведения дела, доказательства права церкви, акты, документы, указания на свидетелей, окольных людей и пр. Впрочем, при объявлении уполномоченному или поверенному решения, состоявшегося в окружном суде или в следствие апелляции в судебной палате, независимо от этого копия решения отсылается в консисторию.
В уставе гражданского судопроизводства есть еще особые правила о производстве дел, возникающих между казенными управлениями и частными лицами из договоров подряда, поставки и отдачи в оброчное содержание оброчных статей. А как причтами и церковными старостами, которые заведывают хозяйством церквей, нередко заключаются договоры о постройках, о поправках церквей, иконостасов и прочее, об отдаче в арендное содержание лавок, мельниц, домов; то по этим договорам могут возникать иски со стороны частных лиц к церквам или к лицам, заключившим договор, а со стороны судебных установлений могут последовать требования, возникающие из иска, например, о явке к суду для ответа и пр. Поэтому, духовным лицам необходимо знать эта правила.
Дела этого рода производятся порядком, установленным для дел казенного управления493; о порядке этом мы говорили выше. Особые же правила о делах сего рода следующие. На распоряжения мест и лиц казенного управления, на их медленность или бездействие, допущенные во время исполнения подряда или поставки, жалобы приносятся по начальству494, сл. на причт и церковного старосту консистории, а на консисторию св. Синоду. После выдачи окончательного расчета на неправильное составление оного, а равно на все действия мест и лиц казенного управления как во время исполнения договора, так и после окончания оного контрагенту предоставляется или жаловаться по начальству или предъявлять к казне судебным порядком иск о выдаче сумм или документов, считаемых им за казною, так и об убытках, причиненных ему неправильными действиями, медленностью или бездействием тех мест и лиц495. Контрагент, принесший по объявлении ему окончательного расчета, жалобу по начальству, теряет право предъявить иск судебным порядком496. Срок для предъявления иска на казну (сл. и на церковь) полагается шестимесячный и считается или со дня выдачи окончательного расчета, если иск возбужден сим расчетом, или действиями, предшествовавшими означенной выдаче, или со дня последнего платежа по сему расчету, если частное лицо считает себя не вполне удовлетворенным по оному, или со дня последней просьбы о возвращении залогов, если иск возбужден задержанием оных по выдаче окончательного расчета497. Иск предъявляется в том окружном суде, в ведомстве которого находится казенное управление, постановившее окончательный расчет, если в договоре не был назначен для разбора спора другой суд498. Предъявление иска не останавливает распоряжений казенного управления, доколе не последует судебное решение499. Споры между казенными управлениями и частными лицами по договорам об отдаче в арендное содержание оброчных статей, как по объявлении окончательного расчета, так и во время исполнения договоров, разбираются или начальством, или судебным порядком500.
Таким образом, если к церкви предъявлен будет иск в суде гражданском о неисполнении по договору о подряде или об отдаче домов, лавок, мельниц и т. п. оброчных статей в арендное содержание: то церковь отвечает перед судом тоже чрез уполномоченное консисториею должностное лицо духовного ведомства, которому дается о том предписание, или через поверенного, избранного и уполномоченного доверенностью от консистории же. Являться к суду, давать письменные ответы, представлять объяснения, оправдания, документы или засвидетельствованные выписки из них, при докладе дела в суде вести словесное состязание с противной стороной, выслушивать решение, приносить жалобы, если будут к тому поводы и основания – есть уже дело уполномоченного или поверенного, а обязанность причта сообщать уполномоченному все данные для ведения тяжбы. Но если истец по окончании подряда и после окончательного расчета жаловался на причт и церковного старосту консистории; то он уже не имеет права предъявлять после этого иск в гражданском суде, а если бы и предъявил таковой, то поверенный или уполномоченный, при первой явке к ответу, представив суду письменные доказательства того, чти истец уже принес или приносил жалобу духовному начальству, может отклонить его иск, так что он не будет принят судом к рассмотрению. Другое дело, если контрагент приносил жалобу духовному начальству во время исполнения подряда. Этим он не лишается права по окончании подряда и после окончательного расчета искать судебным порядком.
Б. Второе законное требование новых судебных установлений в отношении к лицам духовного звания – денежное взыскание, производимое с духовных лиц по приговорам судебных мест, вошедшим в законную силу. Денежные взыскания бывают различного рода:
1) По делам уголовным: а) денежные взыскания, налагаемые мировыми судьями и окружными судами в наказание за проступки и преступления501; б) вознаграждение за вред и убытки, причиненные преступлением или проступком, в пользу потерпевших502; в) судебные издержки. К числу судебных вздержек относятся: а) при производстве дел в мировых учреждениях вознаграждение свидетелям и сведущим людям за путевые издержки503; б) при производстве дел в общих судебных местах: деньги на путевые расходы лиц, отряжаемых для следственных действий, вознаграждение сведущих людей, свидетелей и других лиц, издержки на хранение и пересылку вещественных доказательств, на производство химических и технических исследований и на припечатание в ведомостях различных объявлений504.
2) По делам гражданским: а) взыскания в удовлетворении истца по решению мировых учреждений или общих судебных мест505; б) издержки по производству или судебные издержки506. К судебным издержкам относятся: а) по делам гражданским, производящимся в мировых учреждениях: вознаграждение свидетелям и сведущим людям507, плата за выдаваемые копии решений и протоколов мировых судей и их съездов по 10 коп. с листа508; в) по делам, производящимся в общих судебных местах т. е. окружных судах и судебных палатах: деньги за припечатание и ведомостях вызова ответчика, если место жительства его неизвестно509, прогонные, суточные, квартирные деньги членам судебных установлений, отряжаемых за черту города для осмотра на месте, допроса свидетелей и т. п.510, вознаграждение сведущих людей и свидетелей за отвлечение от занятий в за проезд511, путевые издержки духовным лицам, приглашаемым для привода к присяге за черту города512, вознаграждение судебным приставам513, взыскания со стороны обвинений в пользу оправданной за приглашение поверенного и вообще за ведение дела514, гербовые пошлины или деньги, употребленные на гербовую бумагу515, судебные пошлины, взносимые при подаче исковых прошений апелляционных жалоб по 50 коп. с каждых 100 руб. цены иска516, канцелярские пошлины при получении исполнительных листов, копий решений, документов или иных бумаг, равно свидетельств, справок по 20 коп. с листа и по 10 коп. за печать517.
По делам о проступках, производящимся в мировых учреждениях, мировой судья, присуждая признанного виновным к наказанию, с тем вместе приговаривает его как к уплате судебных издержек, так и вознаграждения за причиненные им вред и убытки, если обвинитель или гражданский истец того требовали518. Если обвиняемый признан невиновным и если обвинение было недобросовестное; то судья приговаривает обвинителя к уплате судебных издержек, а в случае просьбы обвиняемого, и к вознаграждению его за понесенные убытки519, и в приговоре, изложенном в окончательной форме, означает между прочим издержки производства, присужденные с виновной стороны520. Приговоры мирового судьи, не обжалованные и вошедшие в законную силу, исполняются им самим521. Уплатившему денежное взыскание или вознаграждение за вред и убытки выдается в том расписка522. Уплата как денежного взыскания, положенного в наказание, так и вознаграждения за вред и убытки, в случае неимения у виновного никаких наличных средств для внесения присужденной с него денежной суммы, рассрочивается мировым судьею на определенные сроки, смотря по количеству взыскания и способов к уплате523. Если же обвиненный не уплатит к назначенному сроку; то мировой судья выдает исполнительный лист, и взыскание производится уже или местными полицейскими чинами, или волостными и сельскими начальствами, или же судебными приставами, состоящими при мировом съезде524. В случае несостоятельности присужденного к уплате вознаграждения и к денежному взысканию в наказание за проступок, из имущества его сначала покрывается вознаграждение за вред или убыток и исполняются все бесспорные на виновного требования, а денежное взыскание обращается лишь на остальное за тем имущество его525. В случае отсрочки заседания за неявкою одной из сторон, уплата судебных издержек по этому заседанию обращается на то лицо, по чьей вине рассмотрение было отложено526.
По делам о проступках, производящимся в окружных судах, суд, при постановлении приговора, сверх разрешения вопросов о виновности и наказании подсудимого, делает постановление и о вознаграждении за вред и убытки, понесенные кем-либо от преступления, и о возмещении судебных издержек527. Исполнение приговора о судебных взысканиях, как наложенных в наказание так и присужденных в удовлетворение потерпевших вред и убытки, поручается судебным приставам528, которые при этом поступают порядком, установленным для исполнения решений по делам гражданским529. Судебные издержки взыскиваются с тех, на кого они определены судом530, а в судебном приговоре всегда означается, на кого именно обращается возмещение судебных издержек, и в какой постепенности; подробное же исчисление судебных издержек, с указанием, на какие предметы они употреблены, делается в особом определении, которое постановляется по объявлении приговора531. По приговору, вступившему в законную силу, определение о судебных издержках, подлежащих возмещению, объявляется через судебного пристава лицам, присужденным к платежу, или тем, к коим поступило их имущество532. Если лица, с коих требуется возмещение судебных издержек, признают расчет неправильным; то могут принести, в двухнедельный срок от предъявления им сего расчета, частную жалобу на определение окружного суда судебной палате, и на определение уголовного департамента палаты – общему собранию ее департаментов533. Определение, последовавшее по частной жалобе на неправильность в расчете судебных издержек, почитается во всяком случае окончательным534. Если с лица, на которое обращено возмещение судебных издержек, присуждено вместе с тем и взыскание вознаграждения за причиненные им вред и убытки, то сначала взыскивается с него вознаграждение, а потом уже издержки судебные535. В случае несостоятельности осужденного к платежу судебных издержек, они принимаются окончательно на счет казны536. Оправданному подсудимому дозволяется просить вознаграждения за вред и убытки, причиненные ему неосновательным привлечением к суду537. Взыскание сего вознаграждения с частного лица, не потерпевшего от того преступления или проступка, в котором оно обвиняло подсудимого, может быть требовано оправданным подсудимым во всяком случае538. На лицо, возбудившее судебное преследование в следствие понесенного им вреда или убытка, взыскание вознаграждения оправданному подсудимому обращается лишь тогда, когда лицо это действовало недобросовестно, искажая обстоятельства происшествия, делая ложные показания, или подговаривая к тому других, или же употребляя иные незаконные или предосудительные средства539. Оправданный подсудимый не лишается права искать вознаграждения и с должностных лиц, в том числе – с судебного следователя и прокурора, если может доказать, что они действовали пристрастно, притеснительно, без законного повода или основания, или же вообще – недобросовестно540. Такие иски предъявляются в порядке, установленном для взыскания вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц541.
По делам гражданским, производящимся в мировых установлениях и решаемым мировым судьею окончательно, он, постановляя решение, назначает срок, к которому предоставляется обвиненной стороне добровольно оное исполнить542, и, с тем вместе, присуждает обвиненную сторону к возмещению оправданной стороне издержек производства, если сия последняя того потребует543. В случае неимения у обвиненной стороны никаких наличных средств для внесения присужденной решением денежной суммы, мировой судья может рассрочить уплату на определенные сроки, смотря по количеству взыскания и способов должника к уплате, о чем по желанию тяжущихся, и выдается им свидетельство544. Должник, допустивший неисправность в уплате после сделанной ему рассрочки, подвергается в следствие просьбы истца, по распоряжению мирового судьи, взысканию всей присужденной суммы545. По решению, вошедшему в законную силу, мировой судья, по желанию тяжущегося, выдает ему исполнительный лист546. Решения мирового судьи приводится в исполнение или местными полицейскими чинами, или волостными и сельскими начальствами, или же судебными приставами, состоящими при мировом съезде. Все сии лица, по исполнению решения, подчиняются мировому судье547.
По делам гражданским, производящимся в общих судебных местах, суд, постановляя решение об удовлетворении истца или об отказе в его иске, означает, следует ли взыскание судебных издержек возложить на одного из тяжущихся, или распределять между обеими сторонами548. При заочном решении, которое постановляется по просьбе истца, в случае неявки ответчика к назначенному сроку, судебные издержки взыскиваются с обвиненного по решению ответчика, хотя бы в последствии заочное решение и было отменено549. Тяжущийся, против которого постановлено решение, обязав, по требованию противной стороны, возвратить ей все понесенные ею по сему делу судебные издержки и, сверх того, вознаградить за ведение дела550. При решении дела частью в пользу одной, а частью в пользу другой стороны, суд определяет, кто из тяжущихся и в какой мере имеет право на вознаграждение за судебные издержки551. В случае прекращения дела, в следствие отвода до неподсудности, ответчик имеет право взыскать с истца все понесенные им по предшествовавшему производству судебные издержки552. Если суд в решении своем признает обвиненную сторону обязанною вознаградить оправданную сторону за убытки и судебные издержки, но не найдет возможным определить саму сумму присужденного взыскания; то оправданная сторона отыскивает сию сумму в порядке исполнительного производства, к которому применяются общие правила гражданского судопроизводства553 с некоторыми изъятиями554. Решения общих судебных установлений, вошедшие в законную силу, по желанию взыскания, исполняются судебным приставом, назначаемым председателем суда, для чего взыскателю, по просьбе его, выдается исполнительный лист555.
Каким же образом судебные приставы производят взыскание? Избрать и указать способы приведения решения в исполнение предоставляется взыскателю556, т. е. взыскатель может указать судебному приставу, что вот-де у ответчика есть такое-то движимое, или недвижимое имущество, или что он получает такие-то доходы от такого-то имения, или что получает жалованье по службе, из такого-то места, и выразить желание, что он избирает для взыскания один на этих способов такой-то. Судебный пристав, приступая к исполнению решения, сообщает ответчику лично или по месту его пребывания повестку об исполнении557; таким образом, ответчику предоставляется возможность внести взыскание добровольно. Повестка эта заключает в себе означение решения, подлежащего исполнению, звание, имя я фамилию взыскателя и избранное им место пребывания в городе или уезде, где решение должно приводиться в исполнение, и предварение ответчика, что если он не исполнит решения добровольно, то, по истечении назначенного в повестке срока, будет приступлено к понудительному исполнению таким-то способом558. Если ответчик добровольно не внесет в назначенные срок следующего с него взыскания; то судебный пристав, по указанию взыскателя, или обращает взыскание на наличное движимое имущество должника, налагает на него арест, делает оному опись, оценку, принимает меры к охранению его и продает арестованное имущество с публичного торга559, или обращает взыскание на иное движимое имущество должника, находящееся у третьего лица, или в правительственном месте, или в кредитных установлениях560, или на жалованье и другие оклады561, либо на недвижимое имение должника, делает сему последнему опись, оценку и тоже продает с публичного торга562. Этим же порядком приводится в исполнение полицейскими чинами или судебными приставами решения и определения, постановляемые мировыми судьями по делам гражданским563, и приговоры общих судебных мест о денежных взысканиях, наложенных в наказание или для вознаграждения потерпевшего вред и убытки, по делам уголовным564.
Если должник не уплачивает присужденного с него взыскания и не может указать способа исполнения решения, то суд, по особой просьбе взыскателя, постановляет определение о личном задержании должника565. Впрочем, священнослужители от личного задержания освобождаются; о них епархиальное начальство поставляется в известность для принятия надлежащих мер566. Сверх того, арест должника, какого бы то ни было звания, не может быть произведен в церкви567.
Таким образом, когда духовное лицо судебным приговором или решением будет подвергнуто денежному взысканию, в наказание ли то будет за проступок или преступление, или в вознаграждение за вред и убытки, или по гражданским искам иного рода, или в возмещение судебных издержек; тогда лучше всего, если есть хоть какие-нибудь средства, добровольно внести денежное взыскание: отказываться от уплаты будет противозаконно, недобросовестно и бесполезно, даже вредно в имущественном отношении. Так или иначе решение будет исполнено; деньги взыщут и принудительным способом: полицейское начальство или судебный пристав могут наложить арест на движимое имущество, описать его и продать, а у того, кто получает жалованье и другие оклады, взыскать из этих источников. Только, в случае совершенной несостоятельности обвиненного, могут быть приняты на счет казны одни судебные издержки, и то по делам только уголовным, а взыскания судебных издержек по делам гражданским, в пользу должностных или частных лиц, или в вознаграждение за вред и убытки и по другим искам, не могут быть сложены или приняты на счет казны; они могут быть только отсрочены, или приостановлены, или совсем прекращены не иначе, как по согласию взыскателя, изъявленному на письме568.
(Продолжение следует).
Протоиерей Д. Луканин
Из современного // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 32. С. 514–516.
В недавнее время наша духовная литература между другими, разрабатываемыми ею, предметами занялась собранием материалов, относящихся к жизни наших высших иерархов и более замечательных священнослужителей. Нельзя без уважения не отнестись к подобного рода занятиям. Кроме интереса исторического, здесь может быть выгода моральная и религиозная. Хорошо составленные биографические монографии могут быть прекрасным, назидательным чтением для народа, внушающим уважение к религии и ее представителям. На ряду с этими трудами в нашей духовной литературе, в светской беллетристической литературе нередко представляются типы наших духовных деятелей, не говорим в неприличном, но часто даже в карикатурном виде. Не оспариваем права у историков критически рассматривать деятельность наших духовных деятелей и произносить о них такой или иной суд; не считаем также предосудительным описывать их деятельность в таких исторических повестях, которые имеют в виду изобразить характер и направление эпохи и показать отражение этого направления в деятелях этой эпохи; но не знаем цели и побуждения тех небольших рассказцев, составители которых, изображая грязные стороны разных общественных и частных наших деятелей, считают своим долгом непременно выставить на вид при этом и наших духовных деятелей, священнослужителей ли или даже высших иерархов. Рассказцы эти, большею частью, бывают бедны содержанием; кроме грязного, вы ничего в них не найдете, и тут-то, среди описания грязных сцен, вам попадается или колкое и обидное замечание о священнослужителе, или является само лицо высшего иерарха в совершенно неподобающем ему месте и виде. Такого рода рассказец нам пришлось прочитать в июньской книжке «Отечественных записок» за текущий год: «Попутчица, очерки В. Ворониной». Очерки эти состоят из нескольких, слабо очерченных характеров из разного быта, крестьян, мещан, купцов, чиновников и, наконец, духовных. Собственно в них нет ничего интересного; в другое время мы не обратила бы на них внимания, так как в этой книжке есть статьи серьезные, требующие прочтения; но было досужее время, и нам для развлечения хотелось почитать что-нибудь. Таким развлекающим чтением нам показались очерки г. Ворониной. Г. Воронина, проезжающая по железной дороге, встречается и знакомится с молодыми людьми разного вида и рода, выслушивает их ссоры и драки, и свои впечатления передает то в виде своих личных наблюдений, то в виде рассказов попутчицы. Первая встреча и первое знакомство г. Ворониной пришлось с ярославским купцом, человеком характера веселого и развязного, любившим выпить и вообще повеселиться. Так как г. Воронина искала себе попутчика для дальней дороги, то ярославский купец сам предложил ей свои услуги; с большим трудом г. Воронина отказалась от его услуг. Подругою ее на этот раз явилась некая рязанская мещанка, отсоветовавшая ей связываться с ярославским купцом и нашедшая ей скромную попутчицу, пожилую даму, – со слов-то этой новой попутчицы г. Воронина передает несколько новых рассказов. Но прежде знакомства с новою попутчицею ей пришлось быть еще свидетельницею трогательного прощания одной девушки крестьянки, хилой здоровьем с молодым парнем. Девушка провожала молодого парня на заработки, а сама отправлялась на службу к о. благочинному. Крестьянин, принимавший участие в судьбе слабой здоровьем крестьянки, является в этом рассказе с таким замечанием: «Ну, это ты, девка, напрасно, – попы денежки дадут, да уж их и вытресут». Не знаем, что хотел выразить крестьянин этим замечанием, то ли, что священники требуют усердных и работящих слуг, или то, что у священников не легки работы, и они не дружелюбно обращаются с прислугою, – трудно решить; но это замечание крестьянина здесь не кстати поставлено, и оно не произвело никакого действия на крестьянку. Со слов новой попутчицы г. Воронина передает несколько грязных сцен со встреч самой попутчицы и ее знакомых с офицером пьяницей, в помещиком военного характера, с покровительницею губернаторшей, с уродливою женою почтмейстера и, в заключение, представляет рассказ о том, как один архиерей, названный здесь Евгением, сделавшийся причиною несчастия семейства дедушки попутчицы, погубил его сына, насильно заставив его принять монашество, и был причиною несчастного положения семейства ее родителей. Лицо преосвященного, сравнительно с предшествующими типами, представлено еще несколько в лучшем виде; он является здесь человеком сердобольным, заботящимся о воспитании детей осиротелого семейства, благодетелем этого семейства, но вместе человеком с непреклонными монашескими тенденциями, с характером крутым и упрямым. Попутчица насквозь пропитана к нему ненавистью; она не хочет даже записать имя его в свой помянник. Таково содержание этого рассказца! Как видят читатели, оно весьма незатейливо; между тем г. Воронина сочла нужным привнести сюда рассказец об архиерее, сделать небезобидное замечание о священнослужителе. Так, вероятно, она захотела сделать для красного словца; между тем от этого-то красного словца выносится самое неприятное чувство и впечатление. Нам не хотелось бы встречать наших священных представителей среди такой грязной обстановки. У нас и без того вне развито в обществе должное внимание и уважение к религии и ее представителям, а подобными рассказами только усиливается недоверие. Если бы были какие-нибудь основания для составления подобных рассказцев, мы помирились бы с ними во имя причин; но шутить без цели религиозным чувством, выставлять на показ в карикатурных видах наших духовных деятелей, для шутовства, не следует. Чувства приличия и сдержанности должны быть главными руководителями в литературных произведениях, как и во всех других делах житейских.
* * *
Примечания
Все они собраны in praefatione Buddei ad origin. ecelesiastic. Bingham vol. 1.
Epist. ad Trallianos.
Apolog. 2.
Свидетельства эти собраны в «Рук. для с. п.» 1861 г. №№ 4, 7-й.
Epist. ad Trallianos.
Ep. 4.
Const. apost. Lib. 8, c. 28.
T.4. quaest. 46.
О церковн. Иерархии. Гл. 8.
Cyprian. epist. 9. Hieronym. Commentar. in. Ezech. 18, p. 537.
1 Вселенск. Соб. пр. 18.
Philostorg. Lib. 3. c. 17.
Phot. Cod. 196. p. 512.
Haeres. 75.
Cap. 2.
Lib. 8. Стр. 11.
Границы диаконского священнослужения при совершении утрени подробно и с точностью указаны в 1-й статье Гоарова Евхология под заглавием: διάταξις τῆς ἱεροδιακονίας, ἤγουν, πῶς ὑπηρετεῖ ὁ διάκονος μετὰ τοῦ ιερέως.. Чин этот приписывается святейшему вселенскому патриарху Филофею, впрочем Гоар основательно замечает, что Филофей не был составителем этого чина, а только утвердил в Церкви чин существовавший с древнейших времен.
См. учит. известие како подоб. служителю приготовляти себе к дост. служ. б. литургии.
Исправлено нами на наиболее вероятный вариант. В издании непр. –εβλαβεςάτων. – Редакция Азбуки веры.
Iustinian. novel. 123. c. 32.
Iustinian. novel. 123. c. 32.
Уст. гражд. суд. 1316–1330. Уст. угол. суд. 783.
Уст. угол. суд. 1017, 1018.
Уст. гражд. суд. 5.
Уст. гражд. суд. 6.
Уст. гражд. суд. 7.
Уст. гражд. суд. 1316.
Уст. гражд. суд. 1317.
Уст. гражд. суд. 1320.
Уст. гражд. суд. 1321.
Уст. гражд. суд. 1319.
Уст. гражд. суд. 1323.
Уст. гражд. суд. 1324.
Уст. гражд. суд. 1330.
Уст. гражд. суд. 1282.
Уст. гражд. суд. 1283.
Уст. гражд. суд. 1284.
Уст. гражд. суд. 1285.
Уст. гражд. суд. 1286.
Уст. гражд. суд. 1288.
За исключением исков о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев. (Уст. гражд. суд. 29 п. 4, ст. 31, п. 2, 1310, 1311).
Уст. гражд. суд. 1289, 497 п. 6.
Уст. гражд. суд. 1292.
Уст. гражд. суд. 1293, 748, 796.
Уст. гражд. суд. 1295, 792–815.
Уст. гражд. суд. 1295, 793.
Уст. гражд. суд. 1296.
Уст. гражд. суд. 1298.
Уст. гражд. суд. 879. К судебным сборам или сборам по производству дела относятся: 1. Прогонные, суточные, квартирные деньги членам судебных установлений, отряжаемым за черту города для осмотра на месте допроса свидетелей и т.п. (Уст. гражд. суд. 858); 2. Вознаграждение сведущих людей за представление заключения и свидетелей за отвлечение их от занятий и духовным лицам, приглашаемым для привода к присяге из мест их жительства вне черты города или за черту города (Уст. гражд. суд. 860, 861, 863); 3. Вознаграждение судебным приставам, исполняющим решения судебного места по гражданским делам (Уст. гражд. суд. 866).
Уст. гражд. суд. 250, 309.
Уст. гражд. суд. 1300.
Уст. гражд. суд.1301.
Уст. гражд. суд. 1302.
Уст. гражд. суд. 1304.
Уст. гражд. суд. 1303.
Уст. гражд. суд. 1305.
Уст. гражд. суд. 1306.
Уст. гражд. суд. 1307.
Уст. угол. суд. Ст. 33 п. 2, ст. 187, 954, 974. По уставу о наказ. налаг. мировыми судьями большая часть проступков наказывается денежным взысканием (Уст. о наказ. ст. 1 п. 2, 7, 29–49, 52–129, 145–153, 158–168, 179–180); и по уложению о наказ. за некоторые преступления полагается тоже денежное взыскание (Улож. о наказ. 30, 8:41, 585, 596, 630, 632, 680, 745, 749, 754, 845, 860, 978, 1024, 1039, 1040, 1122, 1124, 1125, 1169, 1175, 1176 и др.).
Уст. угол. суд. Ст. 6, 31, 32, 34, п. 2, 42, п. 1, 48, 121, 122, 187, 954, 986. Улож. о нак. 59–64.
Уст. угол. суд. Ст. 121, 122, 130. Уст. о наказ. мир. суд. 24, 25.
Уст. угол. суд. Ст. 977–996.
Уст. гражд. суд. 136.
Уст. гражд. суд. 133, 711, п. 4.
Уст. гражд. суд. 103, 104, 120–124, 133.
Уст. гражд. суд. 201
Уст. гражд. суд. 857.
Уст. гражд. суд. 858.
Уст. гражд. суд. 860–862.
Уст. гражд. суд. 863.
Уст. гражд. суд. 866.
Уст. гражд. суд. 867.
Уст. гражд. суд. 840, 844–847.
Уст. гражд. суд. 841, 848–859.
Уст. гражд. суд. 842, 854–856.
Уст. угол. суд. 122.
Уст. угол. суд. 121. «Уплата судебных издержек обращается или на обвинителя, если обвинение признано недобровестным, или на обвиняемого, если он признан виновным» (Уст. угол. суд. 194).
Уст. угол. суд. 130 п. 5.
Уст. угол. суд. 181–183.
Уст. угол. суд. 188
Уст. угол. суд. 187.
Уст. угол. суд. 189.
Уст. о наказ. налаг. мир. суд. 25.
Уст. угол. суд. 196.
Уст. угол. суд. 776, п. 2, 3.
Уст. угол. суд. 954.
Уст. угол. суд. 974.
Уст. угол. суд. 976, 977.
Уст. угол. суд. 993.
Уст. угол. суд. 994.
Уст. угол. суд. 995.
Уст. угол. суд. 996.
Уст. угол. суд. 997.
Уст. угол. суд. 999.
Уст. угол. суд. 780.
Уст. угол. суд. 781.
Уст. угол. суд. 782.
Уст. угол. суд. 783.
Уст. угол. суд. 784. Уст. гражд. суд. 1316–1336.
Уст. гражд. суд. 135.
Уст. гражд. суд. 133, 142, п. 5.
Уст. гражд. суд. 136.
Уст. гражд. суд. 137.
Уст. гражд. суд. 157.
Уст. гражд. суд. 158.
Уст. гражд. суд. 711, п. 4.
Уст. гражд. суд. 723.
Уст. гражд. суд. 868.
Уст. гражд. суд. 870.
Уст. гражд. суд. 869.
Уст. гражд. суд. 896, 897.
Уст. гражд. суд. 898–923.
Уст. гражд. суд. 924–932, 937–940.
Уст. гражд. суд. 933, 935, 948.
Уст. гражд. суд. 942.
Уст. гражд. суд. 943.
Уст. гражд. суд. 968–1070.
Уст. гражд. суд. 1071–1083.
Уст. гражд. суд. 1084–1090.
Уст. гражд. суд. 1094–1181.
Уст. гражд. суд. 159.
Уст. угол. суд. 974
Уст. гражд. суд. 1223–1255.
Уст. гражд. суд. 1225, п. 5.
Уст. гражд. суд. 1246, п. 2.
Уст. гражд. суд. 952.
