Источник

О достоинстве природы человеческой1 Св. Григория Нисского

Видимое преимущество человека пред прочими тварями земли состоит в том, что он царь и Владыка над ними. Но это видимое преимущество часто было оспариваемо или неправильно понимаемо; поэтому св. Григорий с особенным воодушевлением говорит об этом предмете.

Творец дал человеку двоякую природу, то есть природу чувственно-духовную, и это для того, чтобы мы имели общение с Богом и с природой видимой, чтобы могли наслаждаться и временем и вечностью. Получив такую природу, человек делается существом, соединяющим в себе весь мир: он имеет и душу растительную, общую с растениями и душу животную, общую с животными; но при этом есть у него и душа разумная, которая делает его владыкою земли (в строгом же смысле слова человек имеет не две или три души, а одну душу – бессмертную и разумную). В человеке заключается единение противоположностей между высшим и низшим, небесным и земным, разумным и неразумным, свободным и несвободным духом и материей.

Все – небесное и земное – должно соединиться для гармонического прославления Триединого Бога, – единого несозданного, неизменяемого, источника всякой жизни и бытия; и человек имеет высокое назначено – быть посредником между небом и землей, между неразумными тварями и высшим миром Ангельским.

* * *

1

Труды Киевск. духовн. академии. Окт. 1865 г.


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle