преподобномученик Кронид (Любимов)

Источник

Благодать Святого Креста и богоявленской святой воды

Сила крестного знамения

Я осенил себя крестным знамением, и бутылка обратилась в песок

Священник села Локотня Можайского уезда, Никита Маркович Чеснов, рассказал нам из своей жизни о следующем случае. «В моем приходе, – говорил он, – был один крестьянин, человек зажиточный. Он торговал лесом. О нем по всему приходу ходил слух, что он занимается чернокнижием, или колдовством. Когда настал Великий пост, этот крестьянин пришел ко мне на исповедь. Как пастырь, заботящийся о своих словесных овцах, я осторожно коснулся в беседе этого распространившегося в народе слуха. Выслушав меня, он помрачнел, сделался как черная туча. Вскоре после этого я слышу, что он стал распространять лично обо мне враждебные толки и приписывать мне то, к чему я, по милости Божией, не был причастен.

Настал день Святой Пасхи. Я прибыл в дом этого крестьянина с иконами. Принял он нас всех ласково и внимательно, а по окончании молебна всему причту предложил откушать у него хлеба-соли. Лично я чувствовал в глубине своего сердца какое-то смущение, и мне не хотелось оставаться у него на угощение. Но видя по глазам причта непреодолимое желание остаться – в комнате стоял накрытый стол, сервированный по-городскому, – жаль мне стало, что я лишаю собратьев такого удовольствия. Вопреки желанию я согласился на предложение хозяина. Когда я читал молитву Господню перед вкушением пищи, то по какому-то внушению произносил молитвенные слова с особенной силой и верой, мысленно прося у Господа себе покрова и заступления.

Когда прочитана была молитва, хозяин любезно спросил меня: “Батюшка, можно вам предложить что-нибудь из этих напитков?” Я попросил налить мне рюмку рябиновки. Когда хозяин наливал ее, я в глубине души помолился Господу, чтобы Он силой креста Своего сохранил меня от всех бед и напастей. Хозяин уже доканчивал наливать рюмку, как я, осеняя ее крестным знамением, произнес мысленно слова: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. В этот самый момент бутылка в руках хозяина и рюмка превратились в песок, а водка – как бы в пыль. Как будто бы кто сильным молотом ударил посуду. Хозяин весь затрясся и оцепенел, а мы все в смущении духа попрощались с ним, встали и ушли из его дома».

Сила Животворящего Креста

Лицо мальчика вдруг просветлело…

В Киеве проживала молодая вдова, у которой был единственный сын, мальчик десяти лет. В нем она души не чаяла и буквально его боготворила. Однажды у нее за столом сидели гости. Речь зашла о красоте природы и Божием величии. Вдова, слыша такие слова, указала на своего сына, который сидел здесь же и ел котлету: «Вот мой бог и мое сокровище. Никого другого я не признаю». Не успела она произнести это, как раздался ужасный крик. Мальчик подавился котлетой и тут же, через несколько минут, скончался. Лицо его было искажено смертельными страданиями.

Отчаянию матери не было предела. Истерзанная душой и измученная, она ходила по дому как безумная. Мальчика приготовили к погребению. Няня заметила, что на груди у него нет креста, и, обращаясь к матери, сказала: «У Володи нет креста. Может, повесить ему крест на шею?» Но мать, услышав слово «крест», поспешно отвечала: «Нет, не нужно, к чему его вешать на грудь»,– и вышла в соседнюю комнату. Няня, как глубоко верующий человек, не могла примириться с мыслью, чтобы ребенок был погребен без креста. Она сняла с себя крест, который берегла от дней своего младенчества, и с глубоким благоговением возложила его на грудь отрока. И вдруг, о чудо! Лицо мальчика, до этого обезображенное конвульсиями, вдруг просветлело и улыбнулось. Няня, видя такое чудо, залилась горячими слезами умиления.

Мать, слыша плач няни, вошла в комнату и, видя улыбающееся лицо сына, вскрикнула: «Он жив, он жив!» – «Нет, Володя мертв. Но после того, как я возложила на него свой крест, благодать Божия просветила миром его душу и тело». Тогда мать, видя силу знамения Креста Господня, засвидетельствованную улыбкой на мертвом лице отрока, признала в этом знамении явление благодати Божией. Припав на колени к образу, она со слезами умиления и раскаяния молилась о прощении своих согрешений и упокоении сына.

Благодатная сила богоявленской воды

Больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды…

Одна мать о своей больной дочери, страдавшей беснованием, рассказывала следующее. Чтобы помочь ей духовно, она в приготовленную для дочери пищу непременно вливала несколько капель святой богоявленской воды. Это она делала скрытно от дочери. Но всякий раз, как только она подносила приготовленную таким образом пищу к столу, больная обычно кричала: «Мать, что ты нестерпимо мучаешь меня? Я не могу есть эту пищу, и даже смотреть на нее без ужаса не могу». С этими словами она выскакивала из-за стола и старалась уйти из дома. Так невыносима для диавола благодатная сила святой богоявленской воды.

Замечательно то, что больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды и всячески избегала ее. Мать же, призывая на помощь Бога, никогда не теряла надежды на уврачевание дочери святой водой. Через некоторое время больная стала намного тише и к Причащению Святых Христовых Таин подходила уже спокойнее, и даже со слезами. Через год она тихо, как истинная христианка, скончалась.

Благодать Великой Агиасмы43

Господи, не помяни греха юности моей!

«В 1881 году, – рассказывал один уважаемый московский протоиерей, – в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: “Господи, не помяни греха юности моей!” По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я был приглашен вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: “Господи, не помяни греха юности моей!” Она, глубоко вздохнув, ответила: “Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно.

Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своей собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих благочестивых родителей. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием он случайно увидел меня. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал и, по своему благородству, после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры.

Бабушка умерла. Мой муж с молодости своей одевался очень легко, обувь он всегда носил кожаную, на легкий носок. Однажды, в начале января, по обычаю, были сильные морозы. Мой муж собирался ехать в город в тех же легких сапогах и носках. Я с удивлением спросила: «Неужели тебе не холодно в такой легкой обуви?» Муж ласково взглянул на меня и с улыбкой сказал: «Эх, дорогая моя, если бы ты знала благодатную силу Единой Святой Православной Церкви и ее помощь верным чадам своим, ты бы мне этого не сказала!» Слова мужа показались мне весьма обидными. Ими он, как мне думалось, сделал намек на то, что я не единой с ним веры и что в моей вере нет благодатной силы. Кроме того, его обращение со мной представлялось мне нарушением клятвы, которую он дал бабушке. Я в волнении ушла в свою комнату и не выходила к мужу дня три.

Наступил канун Крещения Господня, или Крещенский сочельник. В этот день мой муж неизменно бывал в храме, получал там святую богоявленскую воду, с которой потом с великой радостью возвращался домой, неся с умилением, как он выражался, «великий дар неба». В день того памятного сочельника я страшно загрустила. У меня явилось непреодолимое желание видеть мужа. Часа в два дня, вижу, показалась наша серая лошадь. В санках сидит мой муж, в руках его голубой кувшинчик. Я, не отдавая себе отчета, спешу в переднюю встретить мужа, который, входя, с необыкновенным благодатным воодушевлением и радостью запел: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» – и открыл крышку кувшина. В этот момент из кувшина явились три огненных языка, исшедшие из воды. Песнь в устах певца замолкла. Он рыдал, как дитя, от радости и умиления.

Видя такое великое чудо благодати, почивающей во святой богоявленской воде, я познала душой и сердцем, что истина пребывает только во Единой Святой Апостольской Церкви, от которой я уклонилась по действию диавола. В тот же момент я в глубине души решила немедленно вернуться в лоно Святой Православной Церкви и тут же сообщила о том своему мужу. Радости его не было предела. В тот же вечер мы с мужем поехали в свой приходской храм. В нем я и была присоединена к Святой Православной Церкви. Состояние моей души было столь радостно, что подобная радость, думаю, возможна только на небе. В храме началось чтение великого повечерия; каждое слово слышимых мною святых псалмов как бы острым резцом глубоко врезывалось в мою грешную душу. И тогда особенно запечатлелись во мне слова: «Грех юности моей и неведения моего не помяни...» Только тут я поняла всю тяжесть своего отступничества от Святой Православной Церкви и до сего дня с упованием на милосердие Божие прошу прощения и помилования за свой великий и тяжкий грех”».

* * *

43

Великая Агиасма – литургическое именование воды, освящаемой в праздник Богоявления Господня (agiasma (греч.) – святая вода).


Источник: Троицкие цветки с луга духовного : Некоторые факты из жизни верующих по воспоминаниям архимандрита Кронида (Любимова), бывшего наместника Троице-Сергиевой лавры. – М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1996. – 174,[2] с.

Комментарии для сайта Cackle