Источник

XIII. О почитании святых икон

Святая православная Церковь научает нас почитать святые иконы. Мы не смеем говорить, чтобы все крещеные евреи, без исключения, не оказывали почитания к святым иконам; есть очень многие, которые воздают им подобающую честь.18 Но тем не менее, есть и такие, для которых хоть и не будь святых икон. Нам раз как – то сознался один крещеный еврей, что он, становясь на молитву пред святыми образами, нередко смущается ими: «ну, что хотите, говорил он, а нет – нет, да мелькнет мысль заимствованная из Писания, внушенная каждому из нас родителями, против икон: «ты не потерпишь человеческих изображений, ни образов животных в обитаемых тобою местах». Хотя я соглашаюсь с вами, что приведенные мною слова Писания, может быть и не имеют никакого отношения к святым иконам, а грешен пред Богом, – они подчас не мало вредят мне в деле должного почитания святых икон; я всегда каюсь в этом пред моим духовником и только благодаря его внушениям, волнующийся и смущающийся дух мой постепенно успокаивается.

Другой крещеный еврей вот еще что высказал о святых иконах: «я, говорил он, пред такой иконой, которая писана на холсте, охотнее становлюсь всегда на молитву, чем пред образом, украшенным чеканною работою. И вот в чем особенно нужно вам сознаться: смущает меня хождение со святыми иконами и крестами по домам и нередко вокруг города. Таковое поклонение не привязывает ли уж слишком человека к видимому предмету, отвлекая мысль от Бога? Вот, недалеко сказать, моя жена, – человек неграмотный, а учит меня, чтобы я молился не иначе, как пред иконою. Этого мало, она требует, чтобы я каждый год, да и не раз, поднимал бы икону Знамения Божией Матери; и посмотрели бы вы, что делает она, когда по особому желанию ее отправляюсь просить к себе священника со святою иконою. Она соберет детей, выведет их на улицу; а глядя на нее, и набожная соседка выбежит с своим семейством навстречу святой иконе и, когда станут ее подносить поближе к дому, то они наклонятся все и изволь через них переносить икону; это, изволите видеть, также составляет важность в деле спасения. Грешный человек, я иногда выговариваю ей, а она мне в ответ говорит: «ты не в силах понять и чувствовать великую радость, которую чувствует мое сердце, в то время, когда приносят в наш дом святыню – Заступницу нашу Божию Матерь». Признаюсь, она нередко своими простыми, но весьма искренними словами так озадачивает меня, что приходится краснеть. Выслушав речь своего собрата, я дружески высказал ему все, что знал и сколько понимал о правильном чествовании святых икон. Он видимо был тронут моими словами и, вздохнув, сказал: «да, не вдруг избавишься от того, что нам натолковали против всего священного, существующего в православной Церкви, и в особенности против святых икон». Братия мои, старайтесь изгладить из сердца то, что натолковано вам против святых икон, будто бы почитание их противно 2 – й заповеди. Икона есть изображение Господа и святых Его. Мы уже видели выше, что и древние израильтяне, поклоняясь истинному Богу, преклоняли колена свой пред кивотом завета и святыней, стоящей в скинии. А кумир, о котором говорится во 2 заповеди, что такое? Это ни что иное, как изображение твари, или какое-нибудь вещество, которым служат вместо Бога, как делали язычники – идолопоклонники. Какое же может быть сходство между кумиром и святой иконой? Никакого! И скажите: зачем евреи в синагоге и в домах (преимущественно у набожных евреев) имеют изображение, например Моисея, Аарона, или просто какого ни будь нечесаного раввина? Кроме этого, в синагоге можно видеть над киотом, в котором находится Тора – сверток Пятикнижия Моисея, две руки первосвященника Аарона, изображающие его священнодействие, наконец, увидите начертанные десять заповедей, светильник с семью лампадками и прочее и прочее. К чему все это, если всякое изображение противно закону иудеев? «Ну, нет, скажет иудей, подобные изображения нисколько не противны закону Иеговы». А если так, то почему, повторяем, святые иконы могут быть противны закону? Потому ли, что они изображают, Господа и святых Его? Можем положительно сказать, что все те, которые не понимают почему христиане так благоговеют пред святыми иконами, если бы узнали из священных христианских книг о тех неисчисленных милостях, какие получили и доднесь получают, многое множество христиан, прибегающих с верою и молитвою пред святыми иконами, то, наверно, оставили бы свои предрассудки и сами сделались бы истинными почитателями святых икон. Есть целые города, которые в минуту бедствия, например, во время нашествия врагов, во время мора и глада, прибегали к священной иконе Богоматери и, единственно Ее заступничеством были спасены.

* * *

18

В Вольске я знал одного крещенного еврея по имени Тим. И – ча, который всегда усердно молился пред святыми иконами и так всегда благоговел пред ними, что ничего для него не было отраднее того, как иметь у себя священную икону. В Вольском соборе, им были поставлены два величественные серебрянные вызолоченные образа святых Петра и Павла; и нужно было видеть, как он, приходя в храм, всегда усердно молился пред ними. Лишь только я приехал в Вольск, он тотчас повел меня в собор, с невыразимою душевною радостно, указывая на сооруженные им иконы, сказал: «как я рад, что Бог помог мне выполнить давнишнее мое желание – поставить мои иконы в святой Его церкви».


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle