Джихад на Западе: мусульманские завоевания с 7-го по 21-й век
Содержание
Словарь полезных арабских и турецких терминов
Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография
Примечание переводчика
Книга Paul Fregosi – английского журналиста (+2001) переведена на русский язык, чтобы ознакомить интересующихся с джихадом, религиозной войной ислама, направленной на расширение мира ислама.
Поскольку автор использует цитаты из корана и хадисов, так, как они звучат в переводе с арабского на английский, то переводчик, чтобы избежать двойного перевода (арабский – английский – русский) и искажения смысла, там, где имелась возможность, обращался к цитируемым местам и давал их так, как они звучат по прямым переводам с арабского на русский. В ряде мест, для подкрепления мысли автора, показалась полезным подкрепить написанное ссылками на книги ислама.
В качестве таких книг использовались:
1) Коран, в основном, цитируется по переводу Крачковского. Иногда используется иные переводы.
2) Хадисы аль-Бухари приводятся по электронной версии сборника редакции «Сайта Крымской Молодежи», перевод с арабского: В.М. Нирша, кандидата философских наук.
3) Хадисы имама Муслима приводятся по изданию М91. М.: Умма, 2011. 1216 с. (Исламские науки). ISBN 978–5–94824–070–1, перевод с арабского Абдуллы Нирша.
4) «Жизнеописание пророка Мухаммеда», составленное Ибн Хишамом, цитируется по изданию УДК 297 ББК 86.38 перевод. Н.А. Гайнуллина; Издательский дом «УММА», 2003.
Paul Fregosi
Jihad in the West
Muslim Conquests from the 7-th to the 21st centuries
Я посвящаю эту книгу памяти 25-летнего Боско Брчика, христианского серба, и его невесты, 25-летней Адмиры Исмик, боснийской мусульманки, застреленых неизвестным снайпером, когда они пытались бежать из осажденного Сараево 20 мая 1993 года, и которые умерли в объятиях друг друга на берегу реки Миляцка. Да пребудет с ними Бог.
Словарь полезных арабских и турецких терминов
Аль-Андалус – часть Испании, находившаяся под мусульманским владычеством. Её границы колебались в зависимости от военных успехов.
Альмохад – династия берберов (1130–1269), придерживающаяся политики религиозной чистоты. Потерпела поражение в Испании в 1212 году.
Альморавиды – берберская династия из Сахары, правившая большей частью Марокко и Испании в одиннадцатом и двенадцатом веках.
Ансары – коренные жители Медины, принявшие ислам, и помогавшие Мухаммеду и первым мусульманам после того, как те переехали из Мекки в Медину в 622 году.
Бурак – животное с телом мула и головой женщины, на котором Мухаммед совершил путешествие из Мекки в Рай через Иерусалим в ночном путешествии в 619 году.
Визирь – главный министр и военный лидер османского султана.
Гази (турецкий термин) – борец за веру, участвующий в джихаде против неверных.
Дар-аль-харб – земля или область войны, где нет исламского правления и которая враждебна мусульманам.
Дар-аль-ислам – территория, где господствуют исламские законы и правила.
Зимми – неверующий (особенно из евреев, христиан и зороастрийцев), проживающий на мусульманской территории, и находящийся под защитой исламского закона. В землях, под властью турок-османов, зимми именовались райя.
Имам – лидер мусульманской религиозной общины. Среди шиитов – это Али и его потомки, которых шииты считают законными лидерами ислама.
Кади – мусульманский судья, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.
Кафир – неверный, тот кто отвергает ислам.
Коран – мусульманская священная книга, открытая Аллахом через ангела Джибрила Мухаммеду в Мекке и в Медине.
Курайшиты – влиятельное племя Мекки, к младшей ветви которого принадлежал Мухаммед, выступавшее против ислама и боровшееся с новой верой.
Мавали – не арабы, принявшие ислам.
Малики – ученики Малика, ученого восьмого века, который проповедовал суровую школу ислама, особенно сильную в Северной Африке и среди Альморавидов.
Махди – для суннитов – долгожданный Мессия. Однако шииты ждут двенадцатого имама.
Миллеты – немусульманская религиозная община, живущая в исламе.
Моджахед – воин ислама, участвующий в джихаде.
Мозарабы – испанские христиане, живущие в мусульманском аль-Андалусе. Они сохранили свою католическую веру, но их повседневный язык и культура были арабскими.
Мориски – мусульмане в христианской Испании, главным образом в Кастилии, которые внешне приняли христианство, но продолжали тайно исповедовать свою мусульманскую веру.
Муваллады – коренные испанцы, перешедшие в ислам в аль-Андалусе, в отличие от арабов или мавританцев.
Мудехары – мусульмане, оставшиеся на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у мусульман в ходе Реконкисты.
Мусульмане – все лица в целом, исповедующие ислам.
Муфтий – религиозный эксперт по шариату, мусульманскому праву.
Мухаджир – мекканские последователи Мухаммеда, перебравшиеся в Медину вместе с пророком во время хиджры. Это слово означает «эмигрант»
Муэдзин – человек, призывающий верующих на молитву в мечети.
Райя – турецкий аналог зимми.
Сура – глава корана. Имеется 114 сур, каждая из которых содержит от нескольких до нескольких сотен стихов.
Тайфа – один из многочисленных мелких мусульманских эмиратов, продукт феодальной раздробленности могущественного в прошлом Кордовского халифата. Их совокупность современные историки называют аль-Андалус. Основными тайфами были Кордова, Севилья, Толедо и Гранада.
Улема – ученый знаток теории и практики ислама.
Умма – мусульманская религиозная община.
Фетва – религиозный или судебный указ, принимаемый халифом, муфтием или судьей (кади).
Хадисы – поучительные истории из жизни Мухаммеда или его высказывания. Их насчитывается многие тысячи. Они были оформлены в сборники хадисов, через десятки, а то и сотни лет после смерти пророка и многие считаются исторически подозрительными1.
Халиф (=калиф) – преемник Мухаммеда на посту главы мусульманской (суннитской) общины. Последний халифат, имевший столицу в Стамбуле, упразднен Кемалем Ататюрком в 1924 году.
Хиджра – переселение Мухаммеда и его первых учеников в Медину в 622 году из Мекки, где они подвергались нападкам. Это событие знаменует начало мусульманского календаря.
Шариат – законы ислама, берущие свое начало в коране и Хадисах.
Предисловие
Джихад присутствует на планете, начиная с 600-х годов, когда Мухаммед начал проповедовать коран, правил Мединой и посылал своих последователей сражаться против языческих арабских племен полуострова, требуя, чтобы они признали его власть и приняли ислам. Терроризм под названием джихад, известный нам сегодня, связан, как минимум по названию, с этими мусульманскими священными войнами, которые начались более 1300 лет назад в Аравии и распространились в последующие 13 веков на Ближний Восток, Европу, Африку и Азию, и даже на страны Северной и Южной Америки. Войны прошлых веков, которые мусульмане называли джихадом, и террористические кампании последних десятилетий, которые некоторые экстремисты также считают джихадом, носят не только одно и то же название. Они также показывают отвращение и противостояние, которые ислам всегда проявлял по отношению к немусульманскому миру, будь он атеистический, языческий, индуистский, сикхский, зороастрийский, еврейский, буддийский или христианский, и часто демонстрировал это, ведя с ними джихад. Мы забыли об этом факте международной жизни, поскольку большинство мусульманских стран в течение последних полутора столетий были политически бессильны, являясь в основном колониями или протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании и Голландии. Все они восстановили свой суверенитет в конце XX века. Недавние события напомнили нам об их существовании и об их независимости. Ислам вернулся.
Джихад, сила ислама, – это слово, которое еще пару десятилетий назад практически не существовало в лексиконе западного мира2. Это слово было смутным и неясным, из эпохи забытого противостояния между мусульманским Востоком и христианским Западом. В состоянии эйфории Организации Объединенных Наций, стремлению к доброй воли, и рук, протянутых друг другу с предложением дружбы и братства, мы забыли, что «битва между свободой выражения мнений и исламом все еще продолжается», как прямо выразилась лондонская «Таймс» в редакционной статье от 18 июня 1994 года. В отличие от других, более робких издателей, эта газета вспоминала «свирепость фундаментального ислама перед лицом предполагаемых оскорблений.» В данном случае, то что воспринималось как оскорбление, стала критика корана со стороны мужественной бангладешской писательницы Таслимы Насрин, и эта критика вывела 10 тысяч разъяренных исламских фундаменталистов на улицы Дакки с требованием ее смерти. Несколько лет назад точно так же разъяренные мусульмане штурмовали улицы европейских и азиатских городов, требуя смерти Салмана Рушди, за его роман «Сатанинские стихи», который, по их мнению, порочил пророка и его жен.
Столкнувшись с этим зрелищем фанатизма и ярости, «Таймс» мягко заметила, что конфликт между двумя конфликтующими культурами ислама и христианского мира вряд ли легко разрешится, и предупредила Запад о будущих суровых противостояниях. Остается надеяться, что пессимизм «Таймс» окажется неоправданным.
Но если прошлое – это своеобразный путеводитель по-настоящему, то чрезмерный оптимизм не уместен. Джихад, как прокомментировала «Энциклопедия ислама» в 1913 году, будет продолжаться пока «ислам не покончит с собой.» Пока никаких признаков этого нет. На самом деле, если события в Алжире, Египте, Судане, Индонезии, Пакистане и других мусульманских странах являются каким-либо ориентиром, фанатизм только растет. На Западе так называемый джихад распространился даже за пределы Европы и достиг Америки в 1993 году. Это – взрывы, совершённые совершены против евреев в Буэнос-Айресе, а 26 февраля того же года, группа исламских экстремистов попыталась взорвать две 110-этажные башни Всемирного торгового центра на Манхэттене. Если бы два здания рухнули, как планировалось, то число жертв достигло бы десятков тысяч, так как почти 100 тысяч посетителей или сотрудников находятся там каждый день3. К счастью, последствия взрыва не распространились за пределы подземной парковки, так как взрывчатка была помещена рядом с фундаментами, поддерживающими конструкции. Однако шесть человек погибли и более тысячи получили ранения.
Противостояние между Западом и воинствующим исламом приобрело новую и неожиданную остроту в августе 1998 года, когда саудовский миллионер и террорист Усама бен Ладен приказал своей группе взорвать американские посольства в Найроби, Кения, и Дар-эс-Саламе, Танзания. В результате взрывов погибло около 260 человек, в том числе двенадцать американцев, и почти пять тысяч получили ранения.
Бен Ладен, штаб-квартира которого находится в Афганистане, является основателем и спонсором экстремистского «Исламского международного фронта борьбы с евреями и крестоносцами», который в феврале 1998 года издал приказ: «Убивайте американцев!» Соединенные Штаты незамедлительно нанесли ответный удар, направив семьдесят пять крылатых ракет «Томагавк» для бомбардировки учебной базы движения в Афганистане, а также того, что, по утверждению президента Клинтона, было объектом по производству химического оружия близ Хартума в Судане. Таким образом, Соединенные Штаты оказались одной из первых целей джихада. Сезон охоты на Америку открылся. Современный джихад может начаться в ближайшее время, перспектива, которая вызывает значительную озабоченность в мире, и очень понятна в свете 1300-летней деятельности джихада, которую уже пережил Запад и которая описана в этой книге. Американцы заметят, что бен Ладен выбрал самый пренебрежительный термин в словаре правоверного мусульманина для описания своих американских и других врагов и вернулся на сотни лет назад, чтобы найти его. Этот термин: Крестоносец!
Набожные последователи Мухаммеда считают Крестовые походы ответственными за противостояние между христианским миром и исламом. Они считают, что именно крестоносцы вынудили ислам создать самооборону джихада. На самом деле, факты говорят об обратном. Когда в 1096 году начались Крестовые походы, джихад вёлся против христианского мира уже почти пятьсот лет. Именно недавние успехи джихада в Испании вдохновили, так сказать, Папу римского на организацию Крестовых походов и отправку крестоносцев в Святую Землю.
Для всего мира эти последние взрывы в Африке были просто современным терроризмом в действии; но некоторые не мусульмане увидели в них связь со старым, историческим джихадом, который восходит к 600-м годам, к Аравийскому полуострову и основателю ислама, провозгласившему тогда же джихад для защиты своей веры. Многие современные мусульмане осуждают этот новый фанатичный джихад даже сильнее, чем западные люди. Сегодняшний джихад для них – это политический джихад, не имеющий никакой связи с религиозными джихадами прошлого. Они не видят ни себя в этом новом джихаде, ни своей религии, ни проповедей своего пророка. Однако у не мусульман имеются другие мысли. Они удивляются, задают вопросы и опасаются. Проблема в том, что практикующие этот новый, фанатичный и кровожадный джихад считают себя наследниками воинов прошлого. Один мусульманский экстремист из партии исламского освобождения напомнил своим собеседникам незадолго до международного митинга партии в Лондоне в августе 1994 года, что «в коране есть 123 стиха об убийствах и борьбе.» И он добавил, совершенно излишне: «Наша религия не будет терпеть.»
* * *
С точки зрения достоверности, хадисы делятся на достоверные (высшая степень), хорошие и слабые (низшая степень).
Книга написана в 1990 годы.
Автор имеет в виду теракт 26 февраля 1993 года, устроенный в подземном гараже Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Взорвался заминированный грузовик, начинённый 606 кг взрывчатых веществ.