Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Фомич Красносельцев Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан

Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан

Источник

Содержание

Введение

I. Средневековые западные миссии против татар Общий характер миссионерства на западе в средние века Религиозное состояние татар в XIII веке Действия западных миссионеров в Чингиз-хановой монархии до ее разделения Действия латинских миссионеров среди татар, после разделения Чингиз-хановой монархии А) Миссии cреди татар западных а) в Персидско-татарском царстве б) В царстве китайском Б) Миссии среди татар восточных а) в китайско-татарском царстве б) В царстве джагатайском Завоевания Тамерлана и упадок западных миссий среди татар Западные миссии против татар в новое время Характер нового западного миссионерства История западных противо-татарских миссий нового времени а) Иезуитская миссия в империи великого монгола, в Индии, с 1576 г. б) Иезуитская миссия среди татар крымских в первой половине XVIII века в) Миссии протестантов среди ногайских и кубанских татар в начале настоящего столетия Заключение  

 
Введение

Забота о распространении Евангелия между всеми народами постоянно была одною из самых главных забот христианской Церкви во все времена ее существования. Апостолы всю свою жизнь посвятили делу просвещения неверующих светом евангельского учения и во многих местах насадили христианскую веру на незыблемом основании. После апостолов в христианской Церкви никогда не было недостатка в людях, которые также посвящали свою жизнь миссионерской деятельности и решались на все возможные лишения и опасности для того только, чтобы по возможности рассеять религиозное неведение между людьми и таким образом уничтожить нравственное развращение и все вообще беспорядки, обыкновенно порождаемые ложными религиозными воззрениями. Не вероисповедное тщеславие руководило этими людьми, не религиозная нетерпимость побуждала их заботиться об исправлении религиозных убеждений людей часто совершенно им чуждых, а дух всеоблемлющей христианской любви, – тот дух, который побуждает христианина смотреть на всех людей как на своих братьев, который внушает христианину желание, чтобы все люди пользовались высокими благами, доставляемыми христианской религией. Только этот дух самоотверженной христианской любви может сообщать человеку силу выносить все лишения, преодолевать все препятствия, какие обыкновенно представляются на поприще миссионерской деятельности и достигать благоприятных результатов. История распространения христианства может представить множество фактов в подтверждение того, как плодотворна бывает миссионерская деятельность, если она всецело проникнута духом христианской любви и совершенно чужда мирских целей. Из истории видно, что, по крайней мере, до X века нередко были обращения массами и целыми национальностями. В это время явились и утвердились многие великие национальные церкви, обратились в христианство многие великие нации, например, германцы, славяне и др.

Со времени разделения церквей успехи христианской миссии сделались менее заметными, хотя недостатка в веропроповедниках не было. Как восточная, так и западная церкви продолжали ревновать о распространении христианской веры. Но тогда как скромная миссия восточной церкви совершалась в тиши, мало говорила о себе и о .своих успехах, хоти эти успехи были довольно значительны, – шумная пропаганда западного христианства повсюду трубила о своих победах, действительность которых с каждым днем вее более и более заподозривается. Ныне многие с упреком указывают востоку на ревность западного христианства к распространению своей веры и на огромные будто-бы успехи западной пропаганды между неверными. Действительно, недостатка в ревности на западе ее было. Латиняне и протестанты постоянно высылали своих миссионеров во все части света. Эти миссионеры проникали в самые отдаленные страны, неутомимо проповедывали учение Христово, пренебрегая всевозможными лишениями и опасностями. Однако с тех пор не обращено к христианству ни одной нации в целом ее составе, не основано ни одной национальной церкви, подобной тем, какие возникали в древности вследствие трудов древних миссионеров. Частные обращения и иногда довольно значительные были, но они никогда не были прочны, не производили почти никакого существенного улучшения в общем настроении народов. Китай, Япония, Индия, Турция издавна служили предметом миссионерских операций католических и протестантских и однако до сих пор эти страны коснеют в том же неверии, в каком нашли их первые миссионеры. Христиане составляют там вечто в роде иноземных колоний, состоящих более из иностранных поселенцев, чем из обращенных туземцев.

Миссионерские отношения западных христиан к племенам известным под именам татар1 представляют с этой стороны одну из особенно интересных и поучительных страниц в истории западной церкви. Явившись в Азии и Европе в качестве всемирных завоевателей, татары вскоре заняли среда народов того времени такое положение, что вызвали к себе особенное внимание со стороны западных христиан. Папы, занятые в то время священною войною с мухаммеданами, вскоре поняли, какую выгоду можно извлечь из союза с татарами, особенно из союза религиозного, основанного на их обращении в латинство, для войны с мухаммеданами и начали употреблять всевозможные усилия к их обращению. Тысячи латинских миссионеров устремились к татарам, ревностно и неутомимо трудились между ними почти с самого начала появления их на сцене истории. И однако христианство сделало между татарами самые незначительные успехи, несмотря на то, что они были в то время еще язычниками и не имели никакой особенной склонности к мухаммеданству и кроме того имели даже с политической точки зрения интерес быть в союзе с христианами запада. Здесь западно-христианское миссионерство явилось и действовало в одно время с мухаммеданской пропагандой и оказалось менее успешным чем эта последняя. С обращением же татар к мухаммеданству дело христианской миссии между ними сделалось еще более трудным и было наконец совершенно оставлено. В новое время среди татар пытались трудиться миссионеры латинские и протестантские, снабженные большими материальными средствами и хорошо подготовленные, но опять безуспешно.... Какая же причина этой безуспешности? Бесплодность ли почвы, или искусство миссионеров, или другие какие обстоятельства? Изучить это грустное явление очень важно и полезно, особенно, в виду того обстоятельства, что значительная часть татар занимает русскую территорию и с довольно давнего времени составляет предмет русской православной миссии.

Приступая к обозрению деятельности западных миссионеров среди татар, мы имеем в виду прежде всего собрать в одно целое разрозненные и необъединенные еще до сих пор факты и потом, сколько возможно, оценить их по достоинству, показать их истинное значение. Чтобы достигнуть этой цели, мы будем излагать историю западных миссий против татар в связи с общей историей западного миссионерства. А так как каждый частный факт всегда заимствует значительную долю своего характера от общих условий своего существования, то в этой истории мы и будем искать ключ к истинной оценке деятельности западных миссионеров среди татар, к разгадке тайны ее успехов и безуспешности. Таким образом, может быть, хотя отчасти, хотя только с отрицательной стороны выяснится еще очень неясно сознаваемый ныне идеал истинного противомухаммеданского миссионера.

Вся история западного миссионерства после разделения церквей удобно разделяется на два довольно большие периода: период средневековый – до реформации и период новый – с реформации до наших дней. Западное миссионерство обоих этих периодов отличается одно от другого, хотя и несущественно, главным образом только по характеру своих внешних проявлений и по силе напряжения, но тем не менее довольно резко. Средневековые западные миссии не были строго организованы; новые же были организованы с высшей степени стройно и строго. Средневековые миссии характеризуются военным насилием и дипломатическими интригами, новые же – иезуитством. Эти и подобные черты западного миссионерства вообще необходимо должны были отразиться в частности и на миссионерстве противотатарском. Поэтому западные миссии против татар мы в своем изложении разделим на два отдела: на миссии средневековые и миссии новые и будем рассматривать их в связи с общим состоянием миссионерских методов и средств на западе в данную эпоху.

При составлении настоящего исторического очерка, мы старались по возможности основываться на первичных источниках, на различных современных описываемым событиям документах и исторических известиях.

Для средневекового отдела такими источниками служили для нас:

1) Переписка пап и европейских государей с татарскими ханами. Эта переписка помещена частию в сочинении Одорика Райнальда, продолжателя Барония: Annales ecclesiastici (изд. 1788 – 1750. Lueae), частию в сочинении Ваддинга: Annales Minorum (изд. 1642 – 1648. Lugduni. I – VII). В этих сочинениях письма пап, государей и ханов приводятся в различных местах при рассказе о сношениях упомянутых Лид между собою. Из сочинений Райнальда и Ваддинга эта переписка была выбрана Мозгеймом и издана им в приложении к его сочинению: Historia Tartarorum ecclesiastica (1741. Helmst). Здесь напечатаны в хронологическом порядке, за исключением весьма немногих, почти все письма пап, европейских государей, татарских ханов и других лиц, относящиеся к истории взаимных отношений татар и христиан в средние века. Этим изданием Мозгейма мы по преимуществу и пользовались, по местам дополняя его другими письмами опущенными у Мозгейма, но помещенными у Райнальда или Ваддинга.

2) Разные записки миссионеров и путешественников, бывших в то время у татар, как то: Плано-Карпини, Асцелина, Рубруквиса, Марко-Доло и других. Полный текст этих путешествий был издан Бержероном и его издание до сих пор считается лучшим, но мы не имели его под руками и пользовались большею частию русскими переводами и изложениями, именно: Путешествиями Плано-Карпини и Асцелина мы пользовались по переводу Языкова (Путеш. к татарам 1825 г. с подлинным текстом), Путешествием Марко-Поло по переводу в Чтениях общества истории и древностей 1862 и 1863 г. Путешествием Рубруквиса мы пользовались по довольно подробному и обстоятельному изложению его в статье: «Средневековые путешественники, посещавшие Россию» (перевод Шемякина из книги: Länder und Volkerkunde in Biographien v. Külb, в Чтениях общества истории и древностей 1864) и по выдержкам из него у разных церковных историков, по преимуществу у Флери. Для нового периода и именно для истории латинской миссии в Крыму источниками служили несколько миссионерских писем, помещенных в издании Aimè-Martina: Lettres edifiantes et curieuses (Paris. 1838 – 43. I – IV); для истории протестантских миссий – миссионерские письма, помещенные в периодическом миссионерском издании 1804 – 1807 г. «Nachrichten von der Ausbreitung des Reiclies Jesu (t. I – V); известия полного собрания законов и другие. Кроме указанных источников немаловажными пособиями для нас служили разные исторические сочинения общего и частного содержания, напр.: BIumhardt, Versuch einer allgemeinen Missionsgeschichte (t. I – III. Basel. 1828 – 37); Heirion, Histoire general des missions catholiques (t. I – JI. Paris. 1848); Mишo, История крестовых походов (pyc. nep.); Fleury, Histoire ecclesiastique; Schröekh, Christliche Kirchengeschichte, и многие другие, указанные ниже.

* * *

1

Название татар не есть точное родовое название какой-нибудь народной группы; оно, как прежде употреблялось, так и ныне употребляется неправильно и произвольно. В средние века это название было собирательным именем, которое усвоялось многим совершенно различным по языку и происхождению племенам, и имело значение подобное тому, какое древние соединяли с названием скиф, варвар. В настоящее время значение этого названия менее обширно: татарами ныне называются инородцы тюркского племени, обитающие большею частию в России. Это последнее словоупотребление еще более произвольно, чем средневековое. По исследованиям ученых, название татар (китайская форма: татань) первоначально было специальным названием одного из монгольских племен обитавшего в северо-восточной Азии и отличавшегося особенною храбростию и свирепостию. Со времен Чингиз-хана, первое и самое страшное войско которого принадлежало к этому племени, название татар стали прилагать вообще ко всем монголам, а потом, по китайскому обычаю – называть народ и страну по имени царствующей династии, это название перенесли и на все покоренные Чингиз-ханом и входившие в состав его империи народы. Риттер. Землеведение Азии. Русский перевод Семенова. стран. 178, 678 и след. Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка. Ильминского. Казань. 1862. стран. 12 – 13.


Источник: Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан / Соч. воспитанника Казанск. духовной акад. Николая Красносельцева на степень магистра богословия. - Казань : Унив. тип., 1872. - 244 с.

Комментарии для сайта Cackle