Беседа священника с наставниками молоканскими (те же штундисты) о священном предании с доказательствами из Свящ. Писания
Священник приветствует всех в собрании: «здравствуйте! Мир, вам, православные; и вас, братия, благослови Господь миром»!
Все отвечают: «благодарим покорно на добром слове. Милости просим побеседовать с нами».
Свящ. Желательно побеседовать, с вами ради пользы душевной. Дело это, братцы, святое и, добавлю, весьма важное; так сначала призовём Господа Бога на помощь, да пошлёт нам Святого Духа, который научил бы вас постигнуть истину, а для этого очистил бы нас от всякой скверны греховной и паче всего от гордости, которая более всего помрачает разум человеческий. Пропоём молитву все едиными устами и единым сердцем: «Царю небесный»...
После того священник, имея при себе помощника (из прихожан) для собеседования, пригласил и сектантов избрать из среды своих одного или двух собеседников – с тем, чтобы с ними одними дело иметь, а прочим ни с той, ни с другой стороны никому не вмешиваться в эту беседу. Притом договорились, чтобы та и другая сторона имели терпение выслушивать друг друга, не перебивая начатой речи до конца её. При таком порядке только и может быть собеседование разумное, полезное.
Свящ. Господи благослови! И с какой любовью Он – Отец небесный – принял бы в своё царство тех, которые обратились бы от заблуждения пути своего.
Мол. Не знаем, кто заблуждается, – мы, или вы. Нам кажется, вы не туда идёте; соблюдаете больше предания человеческие, а заповеди Божии оставляете. О таковых Сам Христос сказал словами пророка: всуе чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим, – это в Евангелии Мф. 15:9.
Свящ. Вам, други мои, угодно знать, каких преданий мы держимся? Мы Священным Преданием называем то учение и уставы церковные, которые апостолы передали своим преемникам – пастырям не письменно, а на словах, или на деле показали, например: как отправлять богослужение, как совершить св. таинства...
Мол. На что нам знать такие предания, когда они бесполезны и осуждаются самим Христом. Вы говорите нам – что нужно по Божию писанию, – мы послушаем с удовольствием.
Свящ. Чтобы Предания, какие мы держим, назвать человеческими, как вы называете, и осудить их, как бесполезные, для этого надо прежде узнать их. Не так ли, православные? Разве можно осуждать то, чего не знаем. Прежде суда всегда бывает дознание. Собеседники наши не хотят даже и слышать, какие у нас в церкви Предания, человеческие или Божественные, а уже осуждают их.
Мол. Ну, пожалуй, послушаем, что вы скажете о своих преданиях; только опять повторяем: доказывайте от Божьего писания, мудрований человеческих слушать не будем.
Свящ. Мы начнём с тех, пророческих слов, сказанных Спасителем, которые вы к нам приложили. Тут надо обратить внимание на то, кого и за что обличал Христос, – нас, или ещё кого? Возьмём сначала эту главу и евангелие от Матфея; для ясности прочитаем по-русски: Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. – Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? – Знайте, – ни у Моисея и нигде в Библии нет запрещения брать хлеб неумытыми руками, а книжники и фарисеи иудейские, по Преданию своих старцев, считали это за грех. У нах были даже Предания, противные закону Божьему. Читайте дальше: Бог заповедал: почитай отца и мать; и злословящий отца или мать смертью да умрет (Исх. 20:12, 21:16), А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или матерь свою. Таким образом, вы устранили заповедь Божью преданием вашим.
Мол. Так ли? Тут что-то не понятно.
Свящ. Извольте, я поясню. Книжники и фарисеи, под видом благочестия, учили юношей так: если отец или мать твоя попросит у тебя на пропитание себе овцу или тельца, или что другое, – ты скажи только: это я обрёк в дар Богу. Таким образом, можно ничего не давать отцу – матери, и за это Господь не взыщет. По этому-то случаю Христос и сказал им: вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далече отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. А мы разве так учим? Слышали ль и вы, православные, от нас подобное учение – против закона, против совести? Никогда не услышите. Предание в нашей православной церкви совсем не то, какое имели иудеи от старцев своих. Предание мы храним, говорю, апостольское, а св. апостолы получили его от Христа Спасителя. Значит Предание у нас не человеческое, а Божественное. На это есть доказательства в Св. Писании.
Мол. Какое бы ни было у вас предание, – ваших уставов нет в Божественном писании, значит и не надо их нам. Апостол Павел прямо запрещает это: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет; – читайте-ка послание Гал. 1:8. Против этого что вы можете сказать?
Свящ. И тут, братцы, Св. апостол сказал совсем не в пользу вашего толка. Прежде всего надо взять опять во внимание, к чему это сказало и с такою строгостью. Вы всё отрывками берёте из Божьего писания, потому и выходит неточно. Вы начните читать с 6 стиха: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас в благодать Христову, т. е. от апостольского учения – православной веры, скоро переходите к иному благовествованию... Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. В чём именно? Это апостол объясняет дальше в следующих главах. Вот в чём смущают их крещёные иудеи: принуждают обрезываться (см. Гал. 6:12), подобно как они сами обрезаны, тогда как закон обрезания дан был Аврааму только до времени пришествия Христа Спасителя (смотри в Гал. 3:19 и снеси с Быт. 12:7); для верующих же во Христа и получивших благодать крещения обрезание уже ничего не значит (Гал. 6:15) О несмысленные Галаты, пишет апостол далее в 3 главе, кто прельстил вас не покоряться истине! Таковым слабым в вере, которые слушали всякого проходимца – лжеучителя, св. апостол и пишет строго так: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, т. е. не то, что мы благавествовали вам, анафема да будет. Надо же убедить и укрепить слабоверующих, чтобы они не слушали лжеучителей. Тут он, как настоящий врач, огорчается на больных за то, что они, получивши спасительное лекарство, исцелились им, а потом начали принимать иное лекарство, во вред себе.
Мол. А вот предание-то у вас и есть иное лекарство, которое апостол запрещает с анафемой.
Свящ. Почему вы так судите? Вы прежде дослушайте, о каком именно благовествовании тут говорится, о том ли, которое было написано в книгах Свящ. Писания? Читайте-ка далее – Гал. 1:9: Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Видите; благовествование приняли Галатяне от апостолов лично, как Предание, т. е. усты во устам оно им было; о Писании же тут ни слова.
Мол. Всё не то вы толкуете. У вас какое предание! Это лишняя прибавка к Божию писанию, которая запрещалась и в Моисеевом Второзаконии (Втор. 4:2), а в Новом Завете ещё строже, под угрозою. В конце Апокалипсиса вот что сказано: аще кто приложит к сим, т. е. к писаниям, наложит Бог на него язв, написанных в книге сей (Откр. 22:18).
Свящ. Вот опять, как будто намеренно, вы пропускаете в Божием Писании то, что обличает ваше ложное толкование. В житейском быту на телеге без колёс не поедешь: одно колесо снять, и тогда ехать нельзя; так и в чтении: опусти впереди мысль, или позади не дочитай, то и понять писание верно нельзя. А вы тут сняли и передние, и задние колеса, и хотите ехать.
Другой мол. Мы сами знаем, что говорим. Вы инако учите, а не мы: аще кто инако учит, а не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничто же ведый, от таковых отступать надо, по учению апостольскому (1Тим. 6:3–5).
Свящ. Друг мой, слушай: Божие Писание обоюдоострый меч для малограмотных, которые по гордости не хотят слушать законных учителей, настоящих. Писания, которыми вы защищаетесь, наносят раны вам, же самим, вашему учению, а не нашему православному. От чего такое у вас нетерпение! Дайте досказать, о чём вы же прежде начали.
Молокане. Ну, говорите, говорите; послушаем.
Свящ. Вот в той же книге откровения и посмотрим, как надо читать и понимать слова: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв. Для этого надо весь стих читать, а не с половины, как вы берёте. Повторяю, без колёс, не уедешь. Вы читайте стих 18 с начала: свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, то есть, к словам книги сей, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. Далее стих 19: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни. Теперь понятно, что всё это относится к одной книге откровения, называемой Апокалипсис. Во всём Новом Завете только эта книга и называется пророчеством и в начале и в конце её, потому что в ней предсказывается, какая будет судьба Христовой церкви до кончины мира. Что же мы или вы можем прибавить к сему пророчеству, или убавить? Ничего. – Вот, православные, теперь и смотрите, кто из нас инако учит, кто не приступает к здравым словесам Господа нашего, – мы или они? – Жаль вас, други мои, что вы и сами упорствуете по гордости своей, очи имате, и не хотите видеть, и других, вводите в заблуждение.
Мол. Что об этом говорить! У всякого своя воля и разум свой. Слепых тут нет. Мы всё видим, это надо ко спасению, и всё сами знаем. Здравые словеса Господа нашего Иисуса Христа все находятся в Божием писании, в Евангелии и посланиях апостольских, – это всё мы принимаем, а чего не указано в Божественном писании, того значит и не надо.
Свящ. Только на словах вы принимаете, а на деле – увы! много отвергаете даже из учения самого Христа Спасителя, какое находится в Евангелии, или превращаете Его благовествование, толкуете по-своему. Не правда ли? Христос Спаситель, например, говорит в Евангелии; иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк. 16:16); аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Ин. 3:5). По сему благовестию Спасителя и апостолы заповедали, чтобы каждый крестился (Деян. 2:38). Мы так, и делаем, а вы нет. Далее по прямой заповеди Христовой надо и причащаться Святого тела и крови Его во оставление грехов, – смотри в Евангелии Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24; и 1Кор. 11; Ин. 6:48–68. Мы и эту заповедь соблюдаем, а вы и тут по-своему превращаете, как Галатяне, благовествование Христово.
Мол. Что до этого, мы согласны; сами видим, что креститься надо, как следует, и причастие Христом, установлено. Мы против этого нейдём; даже и в церковь вашу пошли бы. Но вот что нас смущает: у вас всё не так, как надо по Божию писанию. Где, например, Христос учил или апостолы, что на молитве надо по вашему креститься рукою, на шею крещёного крест надевать. У вас ничего не делается без креста; а без икон, и Богу не молитесь. Христос сказал в Евангелии: истинные поклонницы поклонятся Отцу в духе и истине (Ин. 4:23).
Свящ. Вы не правду говорите, что мы Богу не молимся без иконы. – Православные! Разве у нас в дороге, в поле на работах не молятся, если нет иконы? – Зачем такая клевета! Нам и Св. икона не мешает, а напротив, – помогает молиться. А крест Христов что вам противен? Вы ведь не враги Христа, не жиды, которые распинали Его. Как вы хотите, а мы, скажу словами св. ап. Павла, не желаем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа; потому и в почёте у нас крест Его и крестное знамение (Гал. 6:14). Даже слово о кресте нас радует: погибающим оно есть безумие, а нам, спасаемым, – сила Божия. Это сказал также апостол Павел в 1Кор. 1:18. Мы, следовательно, на стороне его, а вы становитесь на сторону погибающих, идёте против Божьего писания. И – всё от того, что много полагаетесь на свой разум, не хотите принять за руководство Священное Предание. К чему в деле спасения такая самонадеянность!
Мол. Какое это руководство! Мы знаем, откуда ваше предание: архиереи ваши написали вам всю веру. Значит оно человеческое, о котором апостол вот что говорит, Колоссянам: блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестью, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2:8). Вот оно – ваше Предание.
Свящ. Плохое же основание вы нашли для своей защиты. Знаете ли вы, други мои, что такое философия? Какая есть тщетная лесть?
Мол. У вас такие книги имеются. Писали их такие же грешные люди, как все мы, а вы называете и эти книги божественными.
Свящ. Опять клевета на православных. Есть у нас писания св. отцов и не святых пастырей и учителей церковных, но такие писания мы не считаем божественными, а по настоящему – или церковными, если верховною церковною властью признаны они такими, или считаем просто душеполезными, и то под условием, если духовная власть найдёт их согласными со Св. Писанием и Св. Преданием. Но чтобы мы верили всякой философии и тщетной лести, – этого никогда у нас быть не может. К чему говорить то, чего вы совершенно не знаете! Есть философы, которые как безумные, говорят: нет Бога, нет будущей жизни, и суда Божия над людьми, по смерти их, не будет. Значит: добывай побольше денег всеми мерами, хотя бы обманом, воровством, грабежом, и – живи в своё удовольствие; только умей концы прятать, чтобы не угодить к мировому или следователю, а суда Божия не будет. Вот какая лживая философия была во времена апостолов, и теперь можно слышать эту тщетную лесть от новых лжефилософов. Это действительно выходит по Преданию человеческому, по стихиям мира, и вы такую философию нам навязываете. Зачем такая клевета? Оказывается, вы хотя и всегда читаете Божие Писание, но никогда не можете дойти до познания истины, как сказал апостол о подобных людях в 2Тим. 3:3–9. Потому не дойдёте, что много надеетесь на свой разум. Стоит на те слова апостола обратить внимание. Только тогда откроется ваш смысл и вы уразумеете Св. Писание, когда примете за руководство Св. Предание.
Мол. В писании всё понятно каждому, обо всём растолковано хорошо; только исполнять его трудно.
Свящ. И вы говорите, всё понятно. Вот и здесь что ни читали в защиту свою, – ни одного стиха не могли правильно сами понять. Нам ли говорить, что всё понятно в Божием писании; ап. Пётр во 2 послании своём на конце прямо сказал, что в посланиях ап. Павла есть места не удобовразумительные, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания. Итак, вы, говорит, берегитесь заблуждений. Если бы в Св. Писании было всё ясно и понятно, то вы, сектанты, принимающие за руководство одно Писание, все бы говорили одно и были согласны во всём. Однако ж, какое разногласие у вас! Одни принимают водное крещение и причащение под видом хлеба и вина, другие толкуют, что крещение есть учение, и причащение разумеют духовное. Коренные молокане, именующиеся духовными христианами, на молитвенных собраниях редко обходятся без шумного спора.
Мол. А у вас с преданием-то мало разногласий? Тоже есть всякие расколы.
Свящ. Когда же и где нет врагов Христовой церкви, или невежд, не твёрдых в вере. Но, при руководстве Св. Предания, православные целыми миллионами живут в согласии по вере: во всех концах света, у разных народов вы найдёте одни церковные порядки, услышите одно и то же учение; а вас в ином селе несколько десятков, и вы не можете сойтись в один толк.
Мол. Пусть это правда. Но вы вот не доказали ещё из Божия писания, что предание о ваших церковных порядках идёт от самих апостолов, или даже по вашему от Христа.
Свящ. Вы, други мои, только ищите этих доказательств с искренним желанием найти св. истину ко спасению, то непременно Господь откроет её. В начале Деяний написано, что Иисус Христос по воскресении своём сорок дней являлся апостолам и говорил о царствии Божием. В писаниях апостольских не сказано, о чём именно говорил Он, и – где им было записывать всё подробно, а на словах они всё передали своим ученикам. Так ап. Павел говорит в Деяниях, что Он возвещал всю волю Божию (Деян. 20:27), – значит, изустно передал, а не письменно. Он три лета, ночь и день, не преставал, уча пресвитеров Ефесских (Деян. 20:31), ведь десять таких книг не вместят всего этого учения; а чему учил, из этого пресвитеры, конечно, иное записали для руководства, а иное усвоили на практике. Такое именно учение и есть Апостольское Предание.
Мол. Быть не может, чтобы такую важную статью апостолы передавали только изустно. Что нужно к руководству, – вероятно, всё написано ими в книге. Если чего они тут не написали, то значит, сами сочли не нужным для нас.
Свящ. Так по-вашему – Христос и апостолы Его многое говорили без нужды? Други мои, грех так думать. Всякое слово, какое они произнесли пред народом, должно быть для верующих всяким сокровищем: поскольку всё учение их было ради нашего спасения. Но из этого сокровища многое мы потеряем, если отвергнем личные Предания апостольские. Так, кроме указанного устного учения ап. Павла к Ефесским пресвитерам, он ещё в Коринфской церкви лично устроил – что нужно (1Кор. 11:34) и хвалил тех, кто держит предания так, как он лично передал им (1Кор. 11:2); а что именно устроил он в церкви и за соблюдение каких Преданий хвалил Коринфян, об этом в посланиях тоже не написано. Но для нас разве это не нужно к руководству?
Мол. Нам кажется апостол называет преданием то, что в посланиях передавал: чего не допишет, в одном послании, то передаёт в другом.
Свящ. Надо иметь основание, чтобы так говорить. Апοстол ясно различает своё Писание от устного Предания: стойте и держите, говорит, предания, имже научистеся. или словом, или посланием нашим (2Сол. 2:15), – видите, не посланием только, но и словом. Также Тимофею заповедал передать верным человеком то, что слышал от него при многих свидетелях (2Тим. 2:2). Св. Иоанн Богослов во 2 и 3 Посланиях, смотрите, отказывается даже писать верующим на бумаге чернилами и находит лучшим о многом передать усты ко устам. Да и можно ли полагать, что апостолы во всю жизнь свою только и успели сделать, что написали Евангелие и послания, какие читаем в Новом Завете, – только это и нашли нужным для спасения людей? Из них некоторые очень мало написали, например Иаков, Иуда, а бо́льшая часть их вовсе ничего не писали, таковы: Андрей, брат Петра, Филипп и Варфоломей, Иаков Зеведеев, Фома, Фаддей и Симон Кананит; а из 70 апостолов только двое – Марк и Лука написали – первый Евангелие, а последний кроме Евангелия, ещё Деяния апостольские1. В чём же состояло апостольское их служение? Как они проповедовали? Рассудите это. Очевидно, и главным образом, проповедь их была устная, а когда устрояли церкви Божии, то показывали что нужно и на деле. Это видно особенно ясно из Послания Фил. 4:8–9; тут не сказано: чему вы научились из писаний, а – что приняли, и слышали, и видели во мне (значит, – на деле), то исполняйте. Мы знаем, что до восьми лет после вознесения Господа Иисуса на небо у христиан не было ни одной новозаветной книги Св. Писания2. Все научались богооткровенной вере и святой жизни от устного слова и от примера апостолов и тех пастырей и учителей, которых они поставляли на церковное служение.
Мол. Не верится, чтобы апостолы так долго – восемь лет ничего не писали. Ваши отцы так говорят, а в Божьем писании не видно. А вот и в Евангелии Иоанна есть сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его (Ин. 20:31), Значит, кто верует только писанию, тот уже имеет жизнь во имя Его; о Предании тут не говорится.
Свящ. Зачем прибавлять слово "только»? Эта прибавка даёт совсем иной смысл. Вот именно за такую прибавку Божье писание грозит анафемой. Говорите так, как в Евангелии; а чтобы понять истинный смысл этого стиха, начните выше – с 30 стиха. Тут оказывается, nucaнa быша не о вероучении, а о множестве чудес, сотворённых Спасителем, из которых не многие апостол записал в Евангелие, считая и это достаточным для убеждения в том, что Иисус есть Христос Сын Божий.
Мол. Чем же вы докажете нам, то апостолы проповедовали долгое время без писаний только словесно.
Свящ. Это видно из самого их Св. Писания, из вышеприведённых слов апостола к Солунянам во 2 послании: братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или, словом, или посланием нашим (2Фес. 2:15), Видите, прежде сказано, – они научились словом, потом посланием. Так, и должно быть. Читая какое угодно послание апостольское, вы видите, что оно написано не для обращения неверующих, а уже верующих. А как и когда они были обращены к вере Христовой из язычества или иудейства? Очевидно, были обращаемы тем или другим апостолом лично устной проповедью, и церкви для верующих устроялись также лично. Потом апостолы со своею проповедью шли далее, в другие города и страны. Но в то же время заботились, чтобы новообращённые, оставленные ими, твёрдо стояли в вере и содержали все уставы так, как научены ими. Им-то апостолы посылали свои писания, и только по особой надобности, именно: для большего утверждения важных истин, для разрешения недоумений, для ограждения верующих от заблуждений. Вот пример, – читайте в 2Фес. 3:6, 10–12, 14: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас... Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам... Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно... (после Предания). Таковых увещеваем и убеждаем... Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании. Вообще из Писания видно – оно было продолжением того, что устно проповедовано и на деле показано, или напоминало верующим, что она уже приняли от апостолов лично, что слышали и видели, как пишет апостол Павел в послании Фил. 4:9.
Мол. Что вы ни говорите, а в Божьем писании можно всё найти, что нужно для спасения. Апостол говорит: всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим. 3:16–17). Чего нам большее этого надо!
Свящ. Тут сказано, что Божие Писание полезно для научения для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Против итого никто не говорит. Но сказано ли где во всём Новом Завете, что в нём всё написано и кроме этого ничего не потребуется для спасения? Напротив, даже апостол Павел, который более всех других написал, и тот, как мы видим, часто ссылается на свои Предания. Где вы, например, найдёте, как устроять новозаветное церковное богослужение, чтобы всё в церкви было благообразно и по чину, по учению апостола (1Кор. 14:40), как совершать Св. Крещение и другие таинства? Да позвольте, спрошу я вас, на каком, основании вы принимаете за богодухновенное Писание всё, что есть в Библии?
Мол. Тут прямо сказано, от кого и что написано: какие Моисеевы книги, какие пророческие, кто писал Евангелия и послания, и сказано: это писание богодухновенно.
Свящ. Мало ли что можно написать и напечатать. Надо знать, на каком основании всё, что в Библии признаётся Священным Писанием. Были и подложные писания выдаваемы за Священные.
Мол. Разве начальство дозволит зря печатать и назвать какое-нибудь простое писание Божьим?
Свящ. Священные книги печатаются по рассмотрению и дозволению нашего духовного начальства. Оно, если уж что дозволяет, то непременно имеет на то законное основание. Вы-то знаете ли, какое именно?
Мол. Не знаем. Мы только верим, что в Библии написано слово Божие.
Свящ. Никогда и не узнаете без Священного Предания. Только по Преданию можно удостовериться, какие книги, когда и кем, были написаны, какие из них действительно богодухновенные, какие нет.
Мол. Это в Библии-то! Разве можно допустить, чтобы тут было и простое какое писание, не от Бога?
Свящ. Да, православная церковь отличает канонические книги, то есть Богооткровенные, от неканонических. Мы по Священному Преданию знаем, что ни древние христиане, ни самые иудеи не считали за Боготкровенные следующие книги в Библии: Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, вторую и третью книги Ездры, все три книги Маккавейские. Мы по Преданию знаем, что эти книги написаны уже в течение последних 400 лет пред Рождеством Христа Спасителя, когда не стало в Иудее Святых Пророков, следовательно после Ездры и персидского царя Артарксеркса, потому книги эти и не признаны Православной Церковью за Богооткровенные, о коих говорится в Евангелии Мф. 5:18; Лк. 24:44; 2Тим. 3:16. Так осторожны наши святые отцы и учители церковные3.
Мол. Зачем же такие книги в Библии? Она ведь все именуется Священным писанием.
Свящ. Священными книгами и это можно назвать, но не богодухновенными. Поймите разницу. Православная Церковь освящает их для чтения, наравне с церковными книгами, только потому, что они душеполезны и читаются издревле для назидания верующих4, но писали их не пророки, а благочестивые ветхозаветные мужи.
Мол. Как поверить-то вам: этак вы, пожалуй, и в Новом Завете найдёте что небожественное.
Свящ. Други мои, в таком важном деле возможно ли что утверждать без всякого основания. Кому не дорога истина, кому не нужно спасение! Богомудрые пастыри, бывшие свидетели деяний апостольских, и последующие за ними святые отцы церкви, что признали за Богооткровенное Писание, то и мы признаём. Как и не верить тем, которые сопутствовали Св., апостолам на проповеди и, по примеру их, душу свою положили за правое слово, за веру во Христа Спасителя. Счастливы мы, что приняли от них в целости не только Священное Писание, но и Предание апостольское. Они именно в Предании утверждают богодухновенность всех книг, заключающихся ныне в Новом Завете. Появлялись тогда, говорю, и подложные писания под именами апостолов, но святые преемники их учения обличали этот подлог и тогда же отвергли в своих Писаниях. Так, по Преданию, мы знаем, отвергнуто было евангелие о младенчестве Христа, евангелие евреев и др.5 Конечно, без Предания апостольского мы не могли бы различить, что от Бога и что от человека.
Мол. А почему вы знаете, что в Предании нет ничего подложного? После апостолов прошло 1800 лет слишком: за это время от разных еретиков могли быть и повреждения и подлог.
Свящ. Могло бы это случиться тогда, когда бы не было на земле благоустроенной Христовой церкви. Эта церковь нерушимо существует как у нас, так и во всех концах света. Она, по слову Божию, имеет одну главу – Христа (Еф. 1:22, 23; 4:15; Кол. 1:18), охраняется и освящается одною благодатию Св. Духа (2Тим. 1:14; Деян. 20:28). В этой-то православной церкви во всех странах и у всех народов вы найдёте Святое Предание, записанное или напечатанное на разных языках, но совершенно одно и то же, без прибавки и убавки. Если какая церковь прибавила – сверх апостольского Предания, как, например, Римская, или убавила – как Лютеранская, такая церковь не есть православная. Истинно православная церковь Христова есть столп и утверждение истины, по слову апостола (1Тим. 3:15), Иначе и не могло быть; Сам Христос Спаситель сказал о своей церкви: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18), Притом не забывайте, – святые преемники апостолов, что видели и слышали от них, всё это передавали своим преемникам лично и всё это непременно ими записывалось, потому не может быть тут ни повреждения, ни подлога. Позвольте, други мои, я немного прочитаю, как об этом говорит один из святых епископов того времени. Это весьма интересно.
Мол. и правосл. Читайте, читайте. Послушаем.
Свящ. Святой Ириней, ученик свят. Поликарпа, который сопутствовал апостолам, вот как пишет о преемстве Предания с епископством: «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать Предание апостолов, открытое во всём мире; мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас; но поскольку было бы весьма длинно в такой книге, как эта (его III книга, гл. 3), перечислять преемства всех церквей, то я приведу Предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме6 двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещённую людям веру, которая чрез преемство епископов дошла до нас... Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклет; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и Предание их пред глазами своими. При этом Клименте, когда произошло немалое разногласие между братьями в Коринфе, церковь Римская написала к Коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру и возвещая недавно принятое от апостолов Предание... Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр; потом шестым от апостолов был поставлен Сикст; после него Телесфор, который славно претерпел мучение. Потом Гигин, потом Пий, после него Аникита. Ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Елевпер. В «таком порядке и в таком преемстве церковное Предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас... Об этом свидетельствуют и все церкви Азийские. Также и церковь Ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времён Траяна, есть истинная свидетельница апостольского Предания. При таких доказательствах не до́лжно искать у других истины, которую легко получить от церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё всё, что относится к истине»7.
Так пишет о преемстве Предания святитель Ириней, ученик св. Поликарпа, епископа Смирнской церкви, который сам учился у Иоанна Богослова и других апостолов. А о себе самом вот как он пишет к Флорину8: «я был отроком, когда видел тебя у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило и теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп; могу описать образ жизни его, вид тела, наставления, которые говорил он народу, близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и всё, что вспоминал он о сих наставлениях, что слышал от них о Господе»... Такие-то св. отцы церкви сохранили для нас Предания апостольские, составили из Преданий, между прочим, 85 правил апостольских, которыми православная церковь руководствуется доселе.
Мол. Это всё на самом деле хорошо, и есть интерес – знать, только есть ли предание такое от Бога, как Святое писание?
Свящ. Вам уже доказано самим Писанием, что апостолы не всё писали, а большею частью передавали на словах и на деле показывали, и сами внушали это Предание соблюдать наравне со Св. Писанием. Значит, то и другое от Бога. Жаль, что вы, други мои, не хотите ближе узнать Священное Предание и учение Св. Отцов церкви. Вы сами убедились бы, что это Предание действительно апостольское и святые отцы имели свыше благодать на учительство, – вы уверились бы, что они, руководясь Преданием, не только согласуются во всём со Священным Писанием, но ещё, говорю, помогают нам понимать это Писание как следует, поясняют то, о чём только вкратце упоминается в Писании, например, как надо судить о Пресвятой Деве Марии, Матери Христа Спасителя, как ублажать её. В Евангелии только сказано, что Она, по внушению Святого Духа, произнесла: се бо отныне ублажат мя вcu роди, то есть все народы (Лк. 1:48); а как ублажать или прославлять, это апостолы показали своим примером, а до нас дошло в Предании. Тут в своё время записано и то, как призывать ангелов и праведных людей на помощь в молитве, согласно слову Божию (Иак. 5:16–18; Евр. 1:14) – как судить о состоянии душ по смерти, как совершать святые Таинства и прочее церковное Богослужение, чтобы всё было благообразно и по чину, согласно внушению апостола в 1Кор. 14:40; также указано относительно постов и праздников. Вам кажется то или другое несогласным со Священным Писанием только потому, говорю, что здесь об этом упоминается кратко, или умалчивается, как о предметах довольно известных, а Священному Преданию вы не верите, писаний богомудрых отцов церкви не читаете и ничего знать не хотите, кроме Библии.
Мол. Да всё ли в вашей церкви по преданию Апостольскому? У вас часто исправляют моления по указу царя или архиерея. Пожалуй, и найдётся много такого, о чём совсем не знали ни апостолы, ни их преемники. Так, вы празднуете по указу по разным случаям, или в честь разных людей. На это, пожалуй, и в предании нет основания.
Свящ. Даже в Писании есть на это крепкое основание. Оно прямо велит воздавать всем должное; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7). Да тут совсем некстати ваше недоумение. Почему не воздать особенной чести, например, Святым Кириллу и Мефодию, которые дали нам родную славянскую грамоту. Они для русских – тоже апостолы. Мы честим их во славу Божию; пророк Давид, в Пс. 115 говорит: честна пред Господом смерть преподобных Его; и в Пс. 138 сказал: мне зело честни быша друзи твои, Боже. А в таких случаях, как победа над врагами, или семейная радость царя, он, как отец своего народа, только приглашает верноподданных разделить с ним народную или свою радость. Что же тут против закона Божия? Такие торжества и празднуются иначе: в эти дни после церковного моления дозволяется и работать. – Будьте уверены, други мои, в нашей православной церкви вы ничего не найдёте лишнего, а тем более нет ничего противного Священному Писанию или Закону Божию. Вот вы не нашли ни одной строки в Божием Писании в доказательство своего мнения, – все вами указанные места были вовсе не за вас, – не правда ли? А за нас – весь Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Сказать ли прямо, почему не угодно вам Святое Предание, то есть учение и правила христианства, которые апостолы передали на словах и показали на деле? Вот почему: в Предании они, конечно по научению самого Христа Спасителя, обязывают христиан признавать над собою власть церковных пастырей, повиноваться им и покоряться, как учит апостол (Евр. 13:17); по Преданию надо соблюдать много постов, немало особых праздников; поэтому надо много молиться, не только днём, а даже и ночью: вставать к заутрени, истощать плоть свою, обуздывать греховные похоти. Та ли жизнь по-молокански! Нет прямого указания в Божием Писании, – значит не надо. А другое, что не трудно, вы и по Преданию соблюдаете, например: вместе с нами празднуете Святую Пасху, воскресные дни, Благовещение Пресвятой Девы Марии, справляете поминки по усопшим.
Мол. Что же, справляем, в этом ничего нет худого.
Свящ. Да ведь этого не указано ясно в Божием Писании? – И оказывается, что я сказал правду: вы из Предания взяли только то, что полегче и вам самим угодно.
Мол. Так наши отцы – деды соблюдали и нас научили. Празднуем Воскресение Христово, поминаем, родителей: дело всё хорошее.
Свящ. Что же вы находите нехорошего в Православной-то церкви? Все церковные уставы мы приняли не от дедов, а, повторяю, от самих апостолов. – Очень жаль, что вы теперь и сами видите, где истина, где свет, и – закрываете очи; чтобы не видеть света. Значит, Богу ещё не угодно вас принять в свою Святую церковь. На этом мы заканчиваем беседу.
Други мои! Истинно говорю вам: нет дверей в царство небесное, кроме Православной церкви Христовой, которая совершенно не зависит от слабостей человеческих. Мы все грешные люди; тем более дорога́ нам эта церковь. Правда, она немало подвигов требует от нас на основании Святого Писания и Предания апостольского; зато нет греха, которого не омыла бы церковь Хростова, – нет грешника, который не мог бы в ней спастись. Господь благословит, – и на это мы и в другую беседу найдём доказательство в Священном Писании. А на этот раз спаси вас Христос за мирную братскую беседу! Ради такого братства, пропоём все вместе общую молитву Господню: Отче наш, иже ecu на небесех!..
* * *
См. у Феофилакта, архиепископа Болгарского, в том же предисловии, еже от Матфея, Св. Евангелие.
Там же.
См. Введение в православное богословие архиепископа Макария. § 127.
Там же.
См. fabr. codex apocryphuf Nor Τestam.
В «Православном Обозрении» ноябрьская книга 1869 г.
Церковная История. Евсевий. 5, 20.