Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Беседы синодального миссионера иеромонаха Арсения с сектантами, пашковцами о разных православных церковных обрядах
Распечатать
игумен Арсений

Беседы синодального миссионера иеромонаха Арсения с сектантами, пашковцами о разных православных церковных обрядах

Содержание

Беседа о делах веры Беседа о некоторых обрядах, совершаемых при св. крещении нашей Православной Церкви  

 

Беседа о делах веры

Миссионер: Побеседовав с вами, друзья, о многих предметах, мне теперь еще желательно побеседовать с вами о делах веры и о тех заповедях Господних, о которых Он говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин.14:21).

Из этих слов Христа Спасителя видно, что наша любовь к Нему должна выражаться в соблюдении заповедей Его, а не в одной вере; поэтому, скажите мне, как вы понимаете эти слова Спасителя и какие заповеди Его вы исполняете?

Пашковцы: Мы эти слова понимаем и все Его заповеди соблюдаем.

Миссионер: Какие же вы заповеди Его исполняете?

Пашковцы: Те самые заповеди, за исполнение или неисполнение которых Он будет судить на страшном Суде, на котором исполнителей их оправдает, а нарушителей таковых осудит; скажет Господь на суде праведникам: «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» (Мф.25:35–37).

Вот главные заповеди евангельские, которые мы в точности исполняем; а кроме этих заповедей мы никаких других не признаем.

Миссионер: Если вы кроме этих заповедей никаких других не признаете, то скажите мне: от Христа ли Спасителя только эти заповеди явились и получили свое начало, или они были и в Ветхом Завете до пришествия Его?

Пашковцы: Может быть, и до пришествия Христова эти заповеди были, но нам заповедано их соблюдать и без исполнения их никто не может наследовать Царствия Небесного, по слову Спасителя.

Миссионер: Значит, по вашему мнению, собственно об этих заповедях Иисус Христос и говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя»?

Пашковцы: Да, собственно об этих заповедях Он сказал это.

Миссионер: Неправда ваша, не об этих только заповедях Он сказал, но и о Своих, которые Он вновь заповедал для нас, христиан, и которых не было в мире до Его пришествия. А эти упомянутые вами добродетели не от Христа заповеданы, так как они существовали еще до Его пришествия и эти добродетели, как иудеи исполняли – то и среди язычников были исполняемы и в настоящее время все отступники от церкви Божией также имеют эти добродетели и исполняют их, как то: подают милостыню, принимают странников и совершают разного рода благотворения для угождения ближнего. Если судить по вашему, что чрез исполнение этих заповедей можно получить Царствие Божие, то в таком случае можно думать, что все отступники от церкви и все язычники будут в Царствии Божием, а если так, то не для чего было Иисусу Христу и в мир приходить для нашего искупления, так как добродетели эти существовали еще ранее Его, и чрез них получалось бы спасение. Но, как видно, эти добродетели были недостаточны для нашего спасения, и Искупитель наш по пришествии на землю дал нам новые Свои заповеди: и в исполнении новых Его заповедей выражается наша к Нему любовь. Вы же не новыми заповедями Ему благоугождаете, но ветхими, но я вас спрашиваю не о ветхих, а о новых заповедях, которых, как видно, у вас нет, и вы об них вовсе не знаете.

Пашковцы: Какие же новые заповеди? объясните нам.

Миссионер: На это я должен вам сказать: какие же вы после этого христиане, если не знаете христианских заповедей? Если в вашем обществе находятся лица с высоким образованием, то почему же они не объясняют вам о новых Христовых заповедях, без исполнения которых ни один верующий не может именоваться христианином: ведь христианство преподается не чрез одну веру, но и чрез дела ее. Если, например, – кто переходит в вашу пашковскую веру, то скажите, какой над ним обряд у вас по вере совершается, чтобы чрез этот обряд переходящий в вашу церковь получил право именоваться христианином?

Пашковцы: У нас никакого обряда не совершается над вновь вступающим, а только заповедуется ему не почитать икон, не ходить для молитвы в ваши храмы и при молитве не совершать рукой крестного знамения. Наши образованные наставники поучают вновь вступающих, чтобы они все свое спасение сознавали чрез одну веру во Христа и Его искупление нас от грехов. Это главное наше учение о спасении нашем без всяких других дел.

Миссионер: Вы говорите, что спасение ваше безо всяких других дел, то судя по этому вы не должны совершать и дела милостыни, а также и другие добродетели для своего ближнего; но, как видно, ваши образованные наставники усердно совершают дела милосердия для угождения ближнему, а дел любви к Богу и знать не хотят. Чрез творение одной милостыни невозможно получить спасение. Корнилий сотник творил милостыню и совершал молитву к Богу, но спастись чрез это не мог, и даже не мог именоваться христианином, почему Бог и послал к нему Ангела, чрез которого возвестил ему путь спасения, повелев призвать к себе Апостола Петра, который и научил его вере во Христа. Когда же он уверовал во Христа, то Апостол повелел ему принять со всеми домашними водное крещение, после которого он и получил право называться христианином (Деян.10:1). Подобно этому и каженик после уверования во Христа принял водное крещение от Апостола Филиппа (Деян.8:36–39)? Также в день Пятидесятницы, когда Апостолы получили благодать св. Духа, то вследствие их проповеди уверовало во Христа около трех тысяч иудеев, которым Апостолы также повелели принять крещение; а также и Апостолов Иисус Христос послал проповедовать не одну только веру, но повелел вместе с тем принимать в христианское общение чрез крещение, и уже после крещения Он повелевал Апостолам поучать крещаемых в христианских добродетелях, сказав им: «и учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28:20).

Поэтому, кто не приемлет крещения, тот не христианин и не спасен. Таковой, как не выразивший своей любви к Богу чрез неисполнение заповеди о крещении, по слову Апостола, хотя бы все Священное Писание изучил, и все имение свое роздал бы нищим и хотя бы даже и тело свое дал на страдание за веру, ничтоже успеет и никакой пользы не получит (1Кор.13:1–3).

А любовь наша к Богу состоит в исполнении заповедей Его, по слову Христа Спасителя: «Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает».

Ваши же высокообразованные наставники говорят, что Господь чрез одну веру вселяется в них, то за это Сам Иисус Христос обличает их, говоря: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим. Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает» (Ин.14:23–24).

Не о соблюдении веры говорит Господь, но о соблюдении словес, т. е. заповедей Он говорит, и не через веру одну обещается вселиться со Отцем в верующего, но чрез исполнение заповедей Его. Таким образом на основании вышеупомянутых слов Спасителя, все ваши наставники, отвергая крещение и другие заповеди, находятся безбожны, безблагодатны, погибельны и не христиане.

Иже веру имет и крестится, спасен будет, сказал Господь. Ваши же образованные наставники противоречат в этом Ему, учат и так говорят: кто из верующих крестится – погибший будет, а не принимающий крещения спасен будет. Также и в другом месте ваши наставники разрушают эту же заповедь, о которой повторил Христос, сказав Никодиму: «Аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Ваши же наставники учат противное, говорят: если кто родится водой и духом, тот не внидет в Царствие Божие, а кто отметает это духовное возрождение, таковой войдет в Царствие Божие.

Подобно сему и другие заповеди Спасителя они отвергают: «Аминь, аминь глаголю вам, еще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день», и еще сказано: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин 6:53–56).

Вот с каким повелением заповедует нам Господь исполнять Его новые заповеди, подтверждая необходимость их исполнения двоекратным словом «Аминь». В этих словах, касающихся св. причащения Тела и Крови Его, Он обещает вселиться в исполняющего эту Его заповедь; чрез одну же веру, без причащения Его Тела и Крови, невозможно получить живота вечного, так что отвергающий сие не воскреснет на суд со святыми, но с нечестивцами осудится.

Ваши же ученые заправилы противоречат Господу, учат, что все причастники Тела и Крови Его погибнут, а отметники святейшего причащения спасутся, и в таких только отметниках будто бы обитает Бог.

Не есть ли ваши учители явные враги Христовы и не есть ли они ученики другого учителя – древнего змия?

Припомните: древле Бог заповедал нашим прародителям не вкушать от заповеданного в раю древа, а змей, явившись к нашим прародителям, научил их нарушить заповедь Божию и тем погубил их.

Ныне тот же Бог явился во плоти для нашего спасения, вручил нам новую заповедь, повелев для нашего спасения вкушать Тело и Кровь Его, но тот же враг спасения нашего ныне является к христианам и внушает им нарушить эту заповедь, – не слушать Бога и не вкушать Тела и Крови Сына Его; и этим он ныне погубляет христиан.

Не есть ли ваши учители орудие диавола, которым он погубляет всех последователей пашковской ереси?

Еще есть новая заповедь Спасителя, которая выражается следующими Его словами, сказанными Им Своим Апостолам, а в лице их и всем пастырям Своей церкви: «Аминь глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будет связано на небеси и елика аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.18:18).

В одном месте одному Апостолу Петру обещал Он дать ключи царства (Мф.16:19); а здесь всем Апостолам дал ключи для разрешения грехов и для вязания их, а по воскресении Своем Он это обещание исполнил, когда дунул на них и сказал: «Приимитв Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им; а имже держите, держатся» (Ин.20:22–23).

Из приведенных евангельских слов видно, что все пастыри церкви облечены Божественною властию отпущать грехи, – и что Сам Бог не простит и не разрешит грехов без разрешения пастырей. Свидетель на небеси верен, не Сам Он прежде судит наши грехи, но священники, которым Он дал суд, и по их суду Он утверждает на небеси. Пастыри разрешают на земли, по их разрешению и Бог разрешает на небеси; раб Его – священник на земли судит, а Владыка горе на небеси суд его утверждает. Как Господь есть един, так и церковь Его есть едина; следовательно, и суд Его находится во единой церкви; оставляя сей суд, другого подобного нигде не обрящешь.

Поэтому должно рассуждать так: как отметники истинного Бога но могут найти другого подобного Бога, так и отметники истинного священства не могут найти другого подобного священства. Отметники же священства есть отметники и Самого Бога, по слову Спасителя, Который сказал пастырям Своим: «Слушаяй вас, Мене слушает и отметаяйся вас, Меня отметается» (Лк.10:16) и Апостол говорит: «Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость. Тем же убо отметаяй не человека отметает, но Бога давшаго Духа Своего Святаго в нас» (1Фес.4:7–8).

А у вас – пашковцев – нет законных пастырей. Если бы полковник ваш Пашков знал евангельское учение и смирение христианское, то он никогда но дерзнул бы открыть такую противобожескую ересь и не стал бы отметаться благодатных пастырей; но он по своему умопомрачению и по своей гордости, по примеру диавола, водрузил свой отдельный законопреступный престол. Он по своей гордости и непокорности к пастырям решился лучше идти во тьму и быть там князем, нежели находиться во свете и быть в повиновении у пастырей. Хотя он вас обольщает надеждой на Бога, говоря вам, что Сам Бог вам прощает грехи без священнического разрешения, но это его учение резко противоречит Христу.

Поэтому ваши лжеучители хотя и обещают дать вам освобождение от грехов, но они не могут, потому что сами суть рабы тления, по слову Апостола (2Пет.2:19).

Пашковцы: Вы, отец Арсений, привели нас в страх и ужас своими обличениями, и мы боимся даже слушать ваши грозные и жестокие обличения на нашего Пашкова и всех наших наставников. По вашему суду нет нам уже никакой надежды ко спасению; ведь вы приводите вас в отчаяние, и мы страшимся уже продолжать беседу с вами.

Миссионер: Не страшитесь моего обличения, так как не я вас обличаю, но евангельская истина, против которой я сопоставил ваше учение, и вы теперь сами увидели, насколько противоречив ваше учение учению Иисуса Христа. Если одно только мое напоминание о вашем противоречии приводит вас в страх и ужас, то что будет, если вы явитесь на суд к Тому, Чьи заповеди вы ныне попрали и обесчестили? какой тогда страх и ужас обымет вас от слов разгневанного вами Судьи? Не временное горе вас встретит тогда, но вечное. Послушайте, что Он говорит о всех отступниках от Его учения: «отметаяйся Мене и не приемляй глаголов Моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день». «Яко Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю: и вем, яко заповедь Его живот вечный есть: яже убо Аз глаголю, яко же рече Мне Отец, тако глаголю» (Ин.12:48–50).

Вот ясное обличение Господа за отвержение вами Его заповедей, так как суд Его будет совершаться по евангельскому слову. Заповеди же Свои, евангельские, Он оставил нам по воле Отца Своего, пославшего Его. Если едина иота или черта не должна погибнуть от закона, доколе небо и земля будут существовать по воле Его, то и от Его евангельских заповедей без воли Его ничто не может погибнуть, а дерзнувший хотя бы едину из малейших Его заповедей разорить, и к таковому разорению других научить, повинен всему закону, как об этом и Апостол Иаков говорит: «Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен» (Иак.2:10; Мф.5:18–19).

Вы же, пашковцы, не одну только малейшую евангельскую заповедь нарушили, но почти все. Вы не признаете заповеданных Спасителем: крещения, причащения, покаяния, священства и друг., которые даны нам под самым строгим приказанием и подтвержденные двоекратным словом Его «Аминь». Подумайте, друзья, о вашем столь великом преступлении пред Богом, которое превышает всех ветхо-заветных нечестивцев, которых Он за поругание Свое казнил смертию.

Прошу у вас, друзья, терпения – выслушать мои доводы, которые я приведу из Св. Писания; из них вы увидите, как страшно разорять заповеди Божии.

Мне вас жаль, потому что вы по неведению вашему удалились от истины, чем и оскорбили своего Господа и будущего Судию, Который только до времени терпит все ваши оскорбления. Выслушавши же меня, вы, может быть, и раскаетесь в своем великом согрешении. Если же вы не раскаетесь и не обратитесь к истине, то я буду чист от вашей погибшей крови, эти мои слова да послужат мне оправданием на Суде Божием. Вы, ведь, сами пришли ко мне для познания истины, поэтому я, по мере сил моих и разумения, должен выяснить вам истину от источника истины – Священного Писания.

Пашковцы: За такое ваше попечение о спасении нашем мы премного благодарны: с полной охотой будем выслушивать все ваши доказательства и просим вас начинать.

Миссионер: Св. Апостол Петр упоминает о лжеучителях, которые будут по примеру лживых пророков входить самочинно в чин учительства и будут учить не по евангельской истине, а по своим похотям, и внесут ереси погибельные и искупльшаго их Владыки будут отметаться, и похулят путь истинный, и этим учением они многих прельстят; но таковым за это будет великое наказание. При этом он упоминает о казни Ангелов, которые возстали против Бога, о допотопных нечестивцах и о содомлянах, а в заключение всего говорит: «образ хотящим нечествовати положив» (2Пет.2:1–6). К научению нашему благоволил Бог о казни всех нечестивцев в Своем слове написать, чтобы мы знали, насколько страшно преступать заповеди Божии. Чрез Иова Бог сказал всякому: «Не отвергай суда Моего, мниши ли Мя инако тебе сотворша» (Иов.40:3).

Как Бог един Судия Наш, то и законы у Него одни для всех, поэтому нам не должно в Его заповедях самоуправно распоряжаться, и одни из них принимать, а другие отвергать. Тогда мы по слову Апостола уже не исполнители закона Его будем, но разорители и ругатели Бога (Рим.2:23–25).

Сказавши вам это, я приступаю к рассмотрению деяний ветхо-заветных нечестивцев, преступивших заповеди Божии, и сопоставлю с ними ваши преступления заповедей евангельских.

Об Адаме и Еве

Прародители наши в бытность свою в раю нарушили едину заповедь, вкусивши от заповеданного древа плод, и за нарушение этой одной заповеди они лишились вечного живота и сожительства с Богом.

Вы же не едину евангельскую заповедь отвергли, но все, а потому за такое большое ваше преступление, вас и ожидает большое наказание.

О Каине

Если Каин за неправедную жертву лишился милости Божией и отвержения своей жертвы, то примет ли Бог ваши молитвы и внемлет ли Он вашим добродетелям и милостыням, когда вы не исполняете Его заповедей?

Каин убил единого своего брата и не сознался перед Богом в своем преступлении, за что Бог и предал его вечному проклятию.

Вы же, пашковцы, не одну душу христианскую погубили и погубляете своим душеубийственным учением, в чем вы, обличаемые от нас, православных, подобно Каину, не сознаетесь; поэтому, не будете ли и вы преданы вечному проклятию на Суде Божием и вечному трясению – геенне огненной?

О допотопных

Допотопные нечестивцы погрязали в плотских гнусных делах, не послушав увещевающего их праведного Ноя (2Пет.2:5–6).

Вы же, пашковцы, по своей гордости и непокорности Церкви и евангельской истине, согрешаете горше тех нечестивцев, ибо ваш грех происходит не от немощи человеческой плоти, но от гордости и непокорности, и чрез это вы уподобляетесь отпадшей деннице.

О Хаме

Хам, сын Ноя, был предан своим отцом вечному рабству за осмеяние его.

Вы же, пашковцы, чрез отвержение евангельских заповедей осмеяли и обесчестили Иисуса Христа и Отца Небесного, поэтому согрешаете сугубее Хама, так как вы обесчестили не человека, а Самого Бога. Пророк говорит: «Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем?» (1Цар.2:25).

О вашем же преступлении страшно молиться Богу, Которого вы бесчестите перед всем миром и клевещете на Него – будто бы Он кроме веры никаких заповедей не требует от нас. Бог не ложен; если Он дал нам заповеди, то и не отменяет их, будучи Сам неизменяем. Такой поступок не свойственен не только Богу, но даже и земным царям, которые от своих законов никогда не отказываются и всех преступников закона наказывают. Неужели Он, по вашему, нас, исполнителей заповедей, предаст наказанию, а вас – отметников, оправдает?

О жене Лотовой

О жене Лотовой Сам Иисус Христос говорит: «Поминайте жену Лотову» (Лк.17:32).

Вспоминайте и вы, пашковцы, о ней, которая по-видимому нарушила малую заповедь Божию – обернулась назад посмотреть на погубление Содома, отчего моментально же была поражена казнью от Бога, будучи превращена в соляной столб (Быт.19:26).

За малое преслушание, но великая казнь последовала жене; кольми паче вы, друзья, и подумайте о себе, какой казни вы достойны за отвержение великих евангельских заповедей?

О братьях Иосифа

Братья Иосифа продали его в Египет по своему братоненавидению, чем сильно оскорбили отца своего Иакова и вместе с тем, как братоубийцы, согрешили пред Богом, Который послал на них в наказание 400-летнее проживание в Египте, где они со всеми своими потомками претерпели много скорби за свой братоубийственный грех.

Вы же, пашковцы, своим искажением истины евангельской погубили многие тысячи душ христианских, приведя их в свой мучительный новый египетский плен. За такое многочисленное ваше погубление христианских душ будет на вас и сугубшее осуждение.

О хулителях земли

Хулители земли обетованной возносили хулы не на закон Божий и не на священство свое, а только на землю, убоявшись язычников, проживавших на той земле; за такое их малодушие и неверие в помощь Божию они были наказаны Богом, и со всеми своими последователями не удостоились войти в обетованную землю, а поражены были в пустыне и погибли.

Вы же, пашковцы, согрешаете сугубее их пред Богом, так как хулите не одну святыню Церкви – этой земли обетованной, но многое. Так, истину евангельскую попрали, святилище христианское, обесчестив оставили, все домостроительство церкви Божией отвергли и хулите пред всеми христианами заповеди Христовы, храм и служителей алтаря: можно ли думать, чтобы вы за все эти дела достигли земли обетованной, небесной? Если вы получите живот вечный, то в таком случае все отступники от Церкви и все язычники будут в животе вечном.

О пагубе сынов Аароновых

Два сына Аарона, Надав и Авиуд, за внесение во святилище чуждого огня были сожжены от Господа (Лев.10:1–3).

Если за одно только преслушание Божия повеления – за внесение во святилище чуждого огня – так жестоко они были Богом наказаны, то как же вы, пашковцы, за свое внесение ложного учения в евангельскую истину избавитесь казни?

Имя Божие

За одну хулу на имя Божие Бог повелевал предавать смерти и без милосердия побивать таковых камнями (Лев.24:11–16).

О субботе

За одно нарушение праздничного дня субботы Господь повелевал побивать таковых всенародно (Числ.15:32–36).

О властях

За одно неповиновение властям церковным и гражданским Бог повелевает побивать таковых без милосердия камнями всенародно (Втор.17:12–13).

О Корее, Дафане и Авироне

Корей с единомышленниками своими за одно преступление – восстание на священство Аароново – получили великое наказание от Бога, провалившись в землю и низведшись во ад живыми с плотию (Числ.16:32–35), и не одни только эти преступники так погибли, но и все их семейства, и все, послушавшие их. Они не на закон Божий возстали и не на святилище Его, а только на одно священство. И за это получили от Бога великую казнь. Вы же, пашковцы, восстаете на все домостроительство Церкви Христовой и Отвергаете все евангельские заповеди: поэтому, какому страшному осуждению вы себя подвергаете?

О Мариам

Мариам, осудившая брата своего Моисея, была наказана за одно это осуждение от Бога проказой, и Моисей едва умолил за нее Бога, чтобы Он простил ей грех и исцелил бы ее от проказы (Числ.12:10–14).

Об Озе

Оза одним только небрежным прикосновением к кивоту святыни так оскорбил Бога, что моментально же был поражен смертною казнью и умер перед кивотом (2Цар.6:6–7).

О двух пятидесятниках

Два пятидесятника не воздали достойной чести служителю Божию Илье пророку, и за это одно преступление, они со всеми своими людьми погибли: ниспаде огонь с небеси от Бога и попали их (4Цар.1:9–13).

О пророке

Одного из пророков Господь послал в Самарию для обличения Иеровоама в идолослужении и заповедал Бог пророку в Самарии не вкушать хлеба и не пить воды; пророк же, быв обольщен там самарийским пророком, преступил заповедь Господню и вкусил хлеба, и за это только одно преступление был лишен жизни, – Бог повелел льву погубить пророка на пути его (3Цар.13:1–32).

Царь Озия

Царь Озия одним преступлением своим – взятием кадила священнического и входом во святилище настолько оскорбил Бога, что тут же был поражен проказой от Бога и лишился жизни и царства над Израилем (2Пар.26:16–21).

О нарушителях всех заповедей закона

В законе Бог повелел публично предавать проклятию всех нарушителей Его заповедей, и за нарушение даже одной заповеди нарушившие предавались проклятию (Втор.28:15; Гал.3:10; Иак.2:10; Пс.118:21).

Насколько Иисус Христос выше Моисея, настолько и Евангелие Его выше закона Моисеева; а потому и новозаветные заповеди выше ветхозаветных. Поэтому и преступники заповедей ветхих и новых между собою различны. Если за нарушение ветхозаветных заповедей преступники их предавались всенародному проклятию и побиению камнями, то кольми паче за преступление новозаветных заповедей преступники их подвергнутся жесточайшему осуждению; поэтому тайновидец в откровении своем говорит: «Сосвидетельствую бо всякому слышащему словеса пророчества книги сия: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв написанных в книзе сей: И аще кто отъимет от словес книги пророчествия сего, отъимет Бог часть его от книги животныя» (Откр.22:18–19).

Как отвержение пророчества или прибавление к нему подвергает виновных в этом страшному осуждению, так, следовательно, и кто заповеди евангельские отвергает или прилагает к ним свое, подвергается осуждению, как сказано тайновидцем: «Блажени творящие заповеди Его, да будет область им на древо животное и враты внидут во град» (Откр.22:14)

Не за соблюдение одной веры во Христа тайновидец называет блаженными, но за соблюдение заповедей Господних.

Пашковцы: Много вы нам привели доказательств из Ветхого и Нового Завета, и мы должны сказать вам правду, что мы никогда не слышали таких доказательств от наших наставников. Они нам объясняют только об одной вере во Христа, а о заповедях Его ничего подобного не говорят.

Выслушавши ваши объяснения, мы пришли в страх и ужас, но нас только одно приводит в смущение, а именно то, что у нас в обществе находятся лица и с высоким образованием, которым мы вполне доверяемся; не может быть, чтобы они этого не знали, ведь они в ваших же учебных заведениях учились и были под руководством ваших же законоучителей, поэтому им все это должно было быть известным.

Миссионер: На это я должен вам, друзья, сказать следующее:

Правда, все ваши заправилы люди образованные, но получившие свое образование и воспитание в светских учебных заведениях, в которых они духовные науки – т. е. Закон Божий – проходили кратко, более же занимались науками светскими, как пригодными для жизни века сего временного. А о таком учении Апостол говорит: «Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1Тим.4:8).

Следовательно, все ваши высокообразованные лица считаются знатоками своих светских наук, необходимых только для жизни земной, а не духовных, которые необходимы для жизни небесной; и потому, взявшись с плохой подготовкой за толкование слова Божия по своему разумению, а не по разумению церкви, и впали в заблуждения. Они, по слову Апостола, как: «Сущии по плоти, плотская мудрствуют. А иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир; зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может» (Рим.8:5–7).

В Новом Завете во многих местах в научение наше повторяются слова: Имеяй уши слышати, да слышит (Лк.14:35,24:45; Откр.2:11,17,29–36).

Не о плотском уме и ухе тут говорится, а о духовном, т. е. благодатном. Апостолы, доколе не получили благодати, имели плотской ум, а когда Иисус Христос явился им по воскресении Своем и отверз им ум, тогда они получили духовный, Богом просвещенный ум для разумения Священного Писания (Лк.24:45), Поэтому, каждый, хотя бы ученый человек, если не имеет сего Бого-просвещенного ума, то не может и познать тайны Божественного писания; при чем мы должны знать, что разумение тайн Царствия Божия не всем сообщается в одинаковой степени, как и Сам Иисус Христос свидетельствует: «И приступивше ученицы Его рекоша Ему: почто притчами глаголеши им·, Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго онем же не дано есть» (Мф.13:10–11). Поэтому-то как управление Церковью не всякому Господь доверяет, а только мудрым и верным лицам (Мф.24:45, Лк.12:42), каковых правителей Ангелами Церквей называет (Откр.1:20,2:1,8,12,18); так и тайну писания Своего Он не всякому верующему в Него открывает непосредственно, а только достойным пастырям и уже чрез посредство их и всем верующим преподается благодать истинного разумения слова Божия и хождения по заповедям Его. «О сем разумеем, говорит Апостол, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его и заповеди Его не соблюдает, ложь есть; и в сем истины несть: А иже аще соблюдает слово Его, поистине в сем любы Божия совершенна есть; о сем разумеем, яко в нем есмы. Глаголяй в нем пребывати, должен есть, якоже он ходил есть, и сей такожде да ходит» (1Ин.2:3–6).

Ваши же наставники по своей светской плотской жизни не хотят взять на себя ига Христова, посты и религиозную жизнь; они отвергли все заповеди Христовы и похваляются одной верой. Все это они делают для того, чтобы плоть свою не утруждать в деле спасения, а потому я вас прошу обратить ваше внимание не на те слова Св. Писания, где говорится о вере, а на те, где говорится о делах веры, в чем мы и должны подражать Иисусу Христу. Он ходил по земле и исполнял все заповеди Отца Своего и заповеди закона (Ин.6:38).

Если Иисус Христос не по Своей воле поступал, но по воле Отца Своего Небесного, то полюбит ли Он тех, которые не покоряются Его повелению и отметают Его заповеди? Как Он исполнял заповеди Отца, так мы должны исполнять заповеди Сына, – якоже Он ходил и мы такожде да ходим.

А что вы думаете спастись через одну веру во Христа, то для вразумления вашего я еще приведу несколько слов из Св. Писания, в которых изобличается ваше заблуждение.

I. Апостол Иаков говорит: «Яко же бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак.2:26). Дела веры есть крещение по слову Спасителя, о чем и Сам Он говорит: «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:16).

Из этого мы должны судить, что как неверующие во Христа осуждены будут, так и верующие в Него, но отметающие крещение, одинаково осуждены будут и погибнут. Поэтому, всякому истинно верующему во Христа должно креститься и всем заповедям Его повиноваться и исполнять их, о чем и Апостол говорит к христианам: «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его?». Дальше говорит к тем христианам, которые похваляются одной верой, а дел веры не имеют: «Покажи ми веру твою от дел твоих и аз тебе покажу от дел моих веру мою». Из этих слов Апостола видно, что кто дел не имеет, вера того называется мертвою, суетною и даже бесовской (Иак.2:14–20).

И Сам Иисус Христос говорит: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.7:21).

И творителей Его воли Он уподобляет мужу мудру, который созидает дом свой на камени, а нетворящих воли Его – уподобляет мужу уродиву, который созидает дом свой на песке (Мф.7:24–27).

И на Страшном Суде, сказано, воздаст коемуждо по делом его, а не по одной вере. Знающие волю Господню и не творящие дел по воле Его, наказаны будут горше неверных язычников (Лк.12:47–48). Сказано: «Блажени слышащие слово Божие и хранящии е».

Иудеи услышали слово Божие от уст Апостольских и около трех тысяч человек уверовали во Христа, а по уверовании они обратились к Апостолам и спросили их, что теперь сотворим, на что Апостол Петр сказал им: «Покайтеся и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов», после чего они все и приняли крещение (Деян.2:37,38–41).

Услышали также самаряне слово Божие от уст Апостола Филиппа и крестились мужие и жены (Деян.8:12).

Услышал каженик слово Божие от уст Филиппа, уверовал во Христа и принял крещение от Апостола (Деян.8:35–39).

Корнилий сотник, услышав слово Божие от уст Апостола Петра, уверовал во Христа и со всеми домашними своими принял крещение (Деян.10:44–48).

Лидия порфиропродательщица, услышавши слово Божие от уст Апостола Павла, уверовала во Христа и со всеми домашними своими приняла Крещение (Деян.16:14–15).

Крисп начальник и коринфяне услышали слово Божие от уст Апостола Павла и, уверовав во Христа, приняли крещение (Деян.18:8).

Из всего вышеприведенного видно, что все уверовавшие во Иисуса Христа не оставались при одной вере, без крещения, а крестились. Вы же, пашковцы, учите одной вере, не принимая крещения, чем отвергаете явно заповедь Божию.

***

После продолжительной нашей беседы, я нахожу нужным сказать вам следующее.

Вы, друзья, по совету ваших наставников предложили нашим пастырям, а также и мне свои вопросы, которые вами составлены не на основании Св. Писания, а от своего вымысла, и на которые нам не следовало бы и отвечать. Вы этими вопросами желаете нас уличить в преступлении евангельской истины. Это я узнал из настоящей моей беседы с вами. Как вы для вразумления нашего двоекратно подносили нам свои вопросы, то так и я желаю для вразумления вашего дать вам свои вопросы, на которые и прошу вас подготовить мне ответы из Священного Писания. Вопросы мои следующие.

Вопрос 1-й о крещении

Вы, пашковцы, отвергаете христианское крещение от воды и духа, поэтому прошу вас найти место Св. Писания, где оно запрещает принимать христианам крещение, а повелевает спасаться без крещения, чрез одну веру во Христа?

Вопрос 2-й о причащении

Вы, пашковцы, отвергаете наше христианское причащение Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа; укажите нам место Св. Писания, где оно воспрещает причащаться христианам Тела и Крови Господней и повелевает спасаться чрез одну веру во Христа?

Вопрос 3-й о покаянии

Вы, пашковцы, отвергаете совершать исповедь грехов пред священнослужителями, – укажите нам место Св. Писания, где оно воспрещает совершать исповедь пред священнослужителями, но повелевает одному Богу исповедоваться во грехах?

Вопрос 4-й о священстве

Вы, пашковцы, отвергаете наших церковных пастырей: епископов, пресвитеров и диаконов, как служителей алтаря, и учите, что можно без них спастись; поэтому прошу вас указать из Нового Завета, где воспрещается христианам находиться при этих трех церковных чинах, и без них спасаться?

Вопрос 5-й о храме

Вы, пашковцы, отвергаете наши христианские храмы, которые Иисус Христос дал своим верующим в домы молитв; прошу вас найти нам место Св. Писания, где оно воспрещает христианам устраивать храмы с алтарем и святилищем для молитвы, а повелевает молиться в простых житейских домах?

Кроме сего прошу вас на все свои данные нам вопросы подыскать тексты Св. Писания, а без этого на ваши вопросы не нахожу нужным давать вам ответы.

Пашковцы: Выслушавши все предложенные вами вопросы, мы должны сказать вам откровенно, что на них трудно и даже немыслимо дать ответы, особенно же подтвердить их буквою Св. Писания: разве Иисус Христос будет Сам Себе противоречить и отказываться от Своих заповедей?

Миссионер: Вот вы теперь, друзья, и подумайте о своем уповании, которое почти во всем противоречив Иисусу Христу, и если на предложенные мною вопросы нет ясного опровержения в Св. Писании, то вы должны убедиться в том, что для вашего спасения нет никакой надежды, а следовательно ваше упование основано не на евангельской истине, но на своем умозаключении. Итак, прошу вас принять мои вопросы и передать их своим наставникам, от которых и требовать ответа: я надеюсь, что чрез эти вопросы выяснится истина и изобличится всякое лжеучение, Тогда ваши заправилы и учители невольно должны будут о себе подумать, какую они брань с Самим Иисусом Христом совершают и кому помогают в разрушении евангельской истины. Сопоставьте тогда свои преступные дела со всеми древними преступниками, о которых я вкратце упоминал вам в беседе, и вы увидите, что все те нечестивцы ничтожны в сравнении с вами, – те нарушали ветхозаветные заповеди, а вы новозаветные заповеди разрушили и отвергли, как я раньше сказал и еще повторял. Насколько Ветхий Завет ниже Нового в рассуждении полноты, настолько и ваши преступления горше ветхозаветных. Если св. Апостол Петр, ради смирения своего не хотевший дать Иисусу Христу ног своих для умовения, едва не лишился живота, как сказал ему Господь: «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною» (Ин.13:8); то как же вы думаете быть со Христом, отвергши не по смирению, а по гордости своей все его заповеди, данные Им не просто, но с подтверждением "Аминь».

Высказавши все это, в заключение обращаюсь к вам, друзья, и братски всех вас прошу и умоляю именем Будущего Судии, оставьте вы свое богоборное учение и с чувством глубокой признательности обратитесь ко Господу и просите у Него прощения по примеру блудного сына, и Господь по Своему человеколюбию не отвергнет ваше чистосердечное раскаяние в столь великом своем прегрешении.

О настоящей беседе моей с вами скажу вам словом апостольским, который при разлуке с верующими говорил: «Темже свидетельствую вам во днешний день, яко чист аз от крове всех не обинухся бо сказати вам всю волю Божию» (Деян.20:26–27), по примеру сего Апостола и я, недостойный защитник Церкви и пастырей, высказал вам волю Божию и приведенными многими свидетельствами уяснил вам ваше заблуждение; после всего, если вы не обратитесь опять к Церкви, то я буду чист в день судный от вашей погибшей крови. Молю Бога, да просветит вас в познании Его истины.

После этих слов, – собеседники мои сильно задумались и, взяв от меня предложенные им вопросы, обещали еще прийти ко мне для бесед.

Беседа о некоторых обрядах, совершаемых при св. крещении нашей Православной Церкви

Пашковцы: Мы еще пришли к вам, о. Арсений, для бесед, желательно нам получить от вас ответы на некоторые наши вопросы, если мы не затрудним вас в этом.

Миссионер: Благодарю вас, друзья, за ваше доброе расположение ко мне и радуюсь желанию вашему познать истину. Я не дорожу своим временем и готов еще с вами вести беседу. Скажите мне, о чем еще вы желали бы спросить у меня?

Пашковцы: Нам желательно спросить вас: почему при таинстве вашего крещения вы над крещаемыми совершаете следующие обряды: во-первых, почему вы желающего принять крещение ваше обращаете сначала лицом на запад и заставляете его троекратно отрекаться от сатаны и дел его, а потом повелеваете плевать и дуть на воображаемого сатану; после сего обращаете крещаемого лицом на восток и заставляете его исповедовать веру во Христа; во-вторых, почему у вас при крещении имеются восприемники – кум и кума, которые и руководят крещаемым, а если крещаемый младенец, то эти лица сами выполняют за него все, как-то: отречение от сатаны, плюновение и дуновение на него и исповедуют веру во Христа. Кроме этих обрядов при вашем крещении, у вас есть еще и другие обряды, о которых мы вас спросим уж в другое время, а теперь просим вас объяснить нам указанные нами обряды, так как они очень занимают нас, а в Св. Писании мы не находим их.

О приеме в пашковскую секту

Миссионер: На эти ваши вопросы, при помощи Божией, я вам дам свои ответы; но, прежде чем ответить вам, мне было бы желательно узнать об обряде приема желающих вступить в ваше общество, и на каком основании вы совершаете свои обряды над вступающими к вам от нашего православия. Мне хорошо известно, что вы вступающих в вашу общину заставляете отрекаться не от сатаны и дел его, а от Православной Церкви и всех ее постановлений и обрядов: а также от почитания святыни ее, как-то: от почитания Богородицы, святых и их мощей, от св. икон и Креста Христова, от крестного знамения и всех православных молитв, от почитания храмов Божиих, пастырей церковных и даже от православных родителей, детей и сродников, которые остаются в нашем православии. По окончательном же их отречении от всего православного, вы от новообращенного в вашу секту берете подписку, которая делается им в вашей книге, и вместо чернил вы иногда употребляете кровь, выпускаемую из пальца левой руки вступающего, неграмотных же людей вместо подписей заставляете под клятвою сделать в книге три пятна своею кровью. Подпискою этою он обязывается вам за веру вашу положить даже жизнь свою и не отрекаться никогда от нее и стараться всеми мерами совращать в нее своих родных и знакомых. Вновь перешедшему в вашу секту вашими наставниками дается Евангелие с подчеркнутыми словами и внушается ему не читать никаких православных книг, а вместо их заниматься чтением брошюр, издания вашего общества. Молитвенные же песнопения Православной Церкви вы заменяете любимыми вашими стихами, именуемыми сионскими.

Вот мне и было бы желательно узнать, откуда ваши наставники заимствовали обряд приема в вашу секту; если они это заимствовали из Св. Писания, то укажите мне, где о сем говорится в Писании.

Пашковцы: Много вы наговорили нам, но то, что вы сказали, это неправда ваша. У нас нет никакого обряда для вступающих в наше общество. Вступившему же в него наши наставники предлагают только читать одно Евангелие, отречения же от православия и от всех упомянутых вами предметов и подписей кровью в книге они делать не принуждают никого. Еще повторяем, что это вы неправду сказали на нас.

Миссионер: Друзья, что вы кривите душою и скрываете от меня обряд приема в вашу секту? Мне об этом передавали многие совращенные в вашу секту, но не решавшиеся подписаться в книге вашей кровью, с трудом убежавшие из собрания вашего общества.

Кроме перечисленных мною отречений и особенно отречений от св. икон, ваши наставники вновь вступающих к вам заставляют делать поругание над образами Спасителя, Богородицы, над Крестом Христовым. На эти святыни, по внушению ваших наставников, вступающие к вам становятся ногами, топчут их и плюют, делая разные другие надругательства. Ваши наставники тайно строго следят за перешедшим, чтобы он в своей квартире не имел образов; в случае же замечания ими в ваших квартирах икон, тем от общества вашего прекращают выдачу всякого пособия; также точно поступают они и с теми из вас, которые будут относиться хладнокровно к вашей вере и придерживаться православия. Мне кажется, что вам это хорошо известно и вам против этого оправдываться невозможно. Еще замечаю вам в том, что вы не принимаете никаких преданий, кроме одного Св. Писания, то я и просил бы вас, не докажете ли вы мне из Св. Писания об этом обряде приема в вашу секту? Если же вы откажетесь привести мне доказательства о сем из Св. Писания, то вы не можете и нас зазревать в исполнении наших церковных обрядов, которые, как я после скажу, нами, православными, взяты из Св. Писания.

Пашковцы: Откровенно сказать вам, что хотя обряд приема и бывает у нас, но нам он не известен, его содержание знают одни только наши наставники, они наверно могли бы доказать вам, откуда этот обряд заимствован.

Миссионер: Неправда ваша, вы хорошо знаете все обряды и порядки вашего общества и вам наверно часто приходится присутствовать при приеме в вашу секту, да и при вступлении своем в секту вы сами исполняли перед вашим обществом сказанный обряд отречения, почему и прекратили всякое уважение к православию, усвоив хорошо содержание этого обряда. И так, Друзья, сознайтесь лучше, не правду ли я вам говорю?

Пашковцы: Может быть и правду вы нам говорите, но мы вам нашего обряда приема оправдать от Св. Писания не можем и просим вас не притесняйте нас в этом, но ответьте, пожалуйста, нам на наши вопросы и поясните нам ваши ответы поподробнее.

Миссионер: Вот теперь, друзья, и подумайте хорошенько о том, что одно Св. Писание удалило вас от нашего православия, или же вас удалили от него ваши наставники своими лжеучениями? Сознайте то, откуда ушли, что прияли и от чего отреклись. Ведь вы, не понимая, что делали, отреклись от Богородицы и Святых Божиих, с которыми вы не можете быть в вечности. Увы! горе вам, жалким и несчастным, отрекшимся от всех небожителей, с которыми вы не можете быть в вечной небесной славе.

Теперь приступим к рассмотрению чина св. крещения и всех обрядов, при оном совершаемых, но предварительно сего я должен вам сказать, что все, какие только существуют у нас обряды, все они получают свое начало от Ветхого Завета и какой бы вы нам ни предложили вопрос о каком-либо нашем церковном обряде или таинстве, мы должны ответить вам прежде от начала появления обряда при таинстве.

Всякий обряд, взятый нами из Ветхого Завета, уясняется от его прообраза, а потом из пророчеств, Св. Дух не умолчал ни о каком нашем православном обряде при таинстве, и как через прообразы уяснил, так и через пророков предсказал. О Иисусе Христе мы узнаем 1-е от прообразов о Нем, во 2-х от пророчеств, и из этих двух источников мы знаем о пришествии Иисуса Христа на землю, так равно о жизни, делах и искуплении Его нас. Но так как многие о Иисусе Христе предсказания находятся темными и иносказательными, то для неверных иудеев все это по сие время и является неясным и непонятным; для нас же, православных, озаренных светом истинного Его учения, все это является светлым и удобопонятным. Подобно предсказаниям о Иисусе Христе и все наши церковные обряды и таинства для отступивших от Церкви Православной являются темными и непонятными.

Благодать Божия всюду неверных и отступников не просвещает; тьма же неверия омрачает их умы.

Если вы отвергаете и такие наши церковные таинства, о которых ясно говорится в Св. Писании, то можете ли вы уразуметь об обрядах наших, о которых говорится более темно и иносказательно? Если евангельские свидетельства о таинствах наших, ясные, подобно солнцу, не просвещают вас, то могут ли просветить звезды, гласящие об обрядах наших?

Сказавши все это, я прошу вас, собеседники мои, выслушать от меня с прилежным вниманием мои доказательства на ваши вопросы.

Пашковцы: Благодарим вас за ваши пояснения о Св. Писании и просим вас начать приводить ваши доказательства, которые мы будем слушать с большим вниманием.

Миссионер: Наша Православная Церковь руководствуется Св. Писанием, состоящим из двух заветов: Ветхого и Нового. Подобно тому, как Бог сотворил два светила небесные, солнце и луну: одно для освещения дня, а другое – ночное, то и Церковь наша для полного созерцания и познания истины и заповедей Божиих руководствуется двумя заветами, или как Бог для человека, для полноты его зрения дал ему два глаза, так и для Церкви нашей два завета составляют полное ее зрение.

Итак, сказавши все это, при помощи Божией я постараюсь объяснить вам, на каком основании наша Православная Церковь желающего обратиться к вере Христовой и принять св. крещение совершает обряд обращения его лицом на запад.

Начну о сем доказательствами из Ветхого Завета.

О Эдеме

Из Св. Писания видно, что когда Бог сотворил первого человека, праотца нашего Адама, то ввел его в рай или Эдем, который был насажен Богом на востоке; в коем, как известно, наши прародители и пребывали до тех пор, пока не преступили заповедь Божию и не вкусили плода от заповедного райского древа. Когда же они по совету змия вкусили плода от запрещенного древа, то немедленно были изгнаны Богом из рая восточного на запад; от того же времени и все мы, в лице наших прародителей, сделались изгнанниками востока на запад и потому сделались вечными пленниками древнего змия-сатаны и не могли от плена сего избавиться до самого прихода в мир всеобщего Искупителя Нашего Иисуса Христа, Который Своим искуплением и смертию избавил нас от плена сатаны. Поэтому, всякий уверовавший во Иисуса Христа и желающий вступить в число чад Его Церкви и сделаться сыном, свободным от плена сатаны, при переходе своем от царства тьмы в царство света, от сатаны ко Христу: от запада к востоку, по руководству пастырей нашей церкви, и должен обращаться лицом на запад и прежде отречься от пленившего нас сатаны и после троекратного отречения плюнуть и дунуть на него в знак поругания над ним и разрушения его власти. Этим образом ясно и доказывается дерзновенное отречение от сатаны переходящего ко Христу.

О востоке

Восток есть отечество наше и есть начало дневного света, а запад есть начало тьмы ночной. Бог есть свет и во свете пребывает (2Тим.6:15–16), то посему восход солнца напоминает нам своим светом жилище Божие и светом своим привлекает нас к древнему нашему отечеству восточному Эдему, откуда был изгнан 1-й Адам, а с духовного востока прииде к нам 2-й Адам, Господь Наш Иисус Христос для взыскания первого Адама, погибшего на западе со всеми своими потомками, поэтому и Иисус Христос именуется Востоком (Зах.6:12) и Царем Востока (Иер.23:5).

Восточная страна с древних времен была предпочитаема и прославляема, почему все древние праведники с молитвою к Богу всегда обращались на восток, как о сем и упоминается: «Да знаемо будет (всем), яко подобает предварити солнце на благодарение тебе и к востоку света тебе поклонитися» (Прем.16:28).

Как всякий град именуется названием его основателя, или созидаемый дом именуется именем его основателя, так точно по имени Основателя нашей Церкви Иисуса Христа, как духовного востока, Церковь Православная именуется восточною, а посему и все чада Его Церкви именуются чадами востока.

О западе

Западная страна знаменует нам место удаления от востока и света, удаления от Бога, и представляет нам жилище князя тьмы – диавола; поэтому наша Церковь приходящего к ней от запада, от царства сатаны, обращает его лицом на запад к жилищу сатаны, и повелевает отречься от него, чем и разрывается наш союз с ним, а после сего повелевает обратиться на восток, к месту древнего нашего отечества – раю, жилищу Бога, и исповедать веру свою во Христа, о чем и апостол говорит: «Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий со освященными» (Деян.26:18).

По исповедании же веры мы приступаем ко св. крещению, которое омывает ветхого человека и облекает в нового, во Иисуса Христа (Рим.6:6; Еф.4:22–24; Кол.3:9; 1Кор.15:49).

Из этого видно, что все отступники от восточной Церкви находятся в царстве тьмы, во власти сатаны, и им нет никакой надежды на спасение душ их.

Как кроме Единого истинного Бога нет в мире другого подобного Бога, так и кроме единой Церкви восточной нет в мире подобной спасительной церкви; все же церкви, кроме ее, есть лукавнующие и душегубительные и как едино солнце в мире для света дневного, так и едина Церковь Христова, основанная для спасения всех сынов Адама, едина есть в мире.

Прежде враг человечества и спасения нашего отводил язычников от истинного Бога познания и обольщал их разными кумирами и идолами, так равно и ныне отступников диавол отводит от единой Церкви Христовой, чем и погубляет их, как язычников.

О плюновении и дуновении

Плюновение и дуновение на сатану пред св. крещением совершается на том основании, что в древнем законе существовал таковой обычай, и это делалось над преступниками закона, которые осуждались на смертную казнь; по осуждении им плевали и дули в лицо в знак большого поругания над ними (Втор.25:9; Числ.12:14) и как известно, иудеи по своему неразумению, неведению и неверию во Христа, по осуждении Его на крестную смерть, совершали над Ним такой же обряд поругания, плевали и дули на Него (Ис.50:6–7; Мф.27:30; Мк.15:19); мы же, уверовавшие во Иисуса Христа, повелеваем всякому, приходящему ко св. крещению, исполнить этот древний обычай наоборот, и по отречению от сатаны плюем и дуем на него, как на главного виновника, внушившего иудеям плевать и дуть в лицо Нашего Спасителя.

Отречение от сатаны бывает троекратное и совершается от духа, души и тела. Апостол свидетельствует, что человек имеет дух, душу и тело, говоря о сем так: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23), поэтому при обряде отречения человеком от сатаны им и совершается от духа – слово отречения, от плоти – плюновение, от души – дуновение.

Как отречение от сатаны требуется от трех частей человека, так и исповедание своей веры во Христа требуется нашею Церковью троекратное, о чем Сам Господь говорит: «Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею мыслию твоею» (Мф.22:37). Из этого мы видим, что Сам Бог требует от человека совершенной любви от сердца, души и мысли.

О языческом отречении

Из Св. Писания также видно, что все язычники по внушению бесовскому от приходящих к идольскому служению требовали отречение от истинного Бога, в чем Сам Господь обличал их чрез пророка: «О чем от сих милосерд буду тебе? сынове твои оставиша Мя и кляшася теми, иже не суть бози» (Иер.5:7). Почти то же самое языческое отречение мы видим и теперь у отступников от нашей Православной Церкви, которые, подобно древним язычникам, требуют от вступающих в их секты отречения от всего православного и обещания принять и хранить их учение.

Примеры отречения

Иудеи от Иисуса Христа троекратно отреклись пред Пилатом и, не признав его царем своим, признали за царя своего Кесаря (Лк.23:24), мы же, православные, исповедуя Господа нашего Иисуса Христа своим Царем и Богом, отрекаемся также троекратно от духовного Кесаря сатаны.

Чин отречения от сатаны существовал еще при Апостолах. О сем Апостол Павел говорит так: «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес.1:9; Тит.3:12; Еф.22:24; Кол.3:9; Рим.6:6).

Обращение на восток и исповедание веры во Христа

После обряда отречения и плюновения на сатану, хотящего принять крещение обращают лицом на восток; причем требуется от него устное исповедание веры во Христа и поклонение Ему, как Царю и Богу, после сего читается символ исповедания веры. Этот обряд совершается нами на основании слов Иисуса Христа, сказавшего: «всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф.10:32; Мк.8:38; Лк.9:26,12:8), и от крещаемого это исповедание требуется непременно, о чем и Апостол говорит: «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим.10:10).

О древнем народном исповедании веры

Прообраз исповедания веры мы видим в Ветхом Завете, когда люди от заблуждения языческого обращались и приступали к истинной вере в Бога. По закону того времени обращавшихся заставляли совершать исповедание веры в Бога пред всей Церковью, как о сем пишется: «И кляшася Господу гласом великим в восклицании и в трубах и в рожаных. И возрадовася весь Иуда о клятве, яко от всея души кляшася, и всею волею взыскаша его, и обретеся им, и даде им Господь покой окрест» (2Пар.15:14–15).

О древнем царском исповедании веры

Подобно народному исповеданию веры, таковое же исповедание требовалось в древности и от царей, когда они вступали на престол своего царства, о сем пишется так: «И ста царь у столпа, и завеща завет пред Господем еже ходити вслед Господа, и хранити заповеди Его, и свидения Его, и оправдания Его всем сердцем и всею душею, еже возставити словеса завета сего, яже писана в книзе сей, и сташа вcu людие в завете (4Цар.23:3). И ста царь на столпе и завеща завет пред Господем, ходити пред Господем, хранити заповеди Его, и свидения Его, и повеления Его всем сердцем и всею душею еже творити словеса завета написанная в книзе сей. И постави всех, иже обретени бяху во Иерусалиме и Вениамине, и сотвориша обитающии во Иерусалиме завет в дому Господа Бога отец своих» (2Пар.34:31–32).

Примеры

1)      Всякий земной царь, восходя на престол своего царства, для верности служения ему требует от своих подданных присяги.

2)      От всякого воина, вступающего на царскую службу и защиту своего отечества, требуется присяга в верности служения его царю и отечеству.

Из этих примеров мы и можем видеть, что если земными царями от подданных их требуется клятвенное обещание в верности служения им, то кольми паче всякий, вступающий в служение Царю Небесному, обязан дать в вере своей обещание хранить ее строго, без нарушения.

Иисус Христос для уврачевания апостола Петра от троекратного от него отречения, требовал троекратного исповедания Петром любви к Нему (Ин.21:15), тем более всякий сын Адама, пленник сатаны, при обращении своем в христианскую веру, должен совершить исповедание в Него своей любви и веры.

О восприемниках при Св. Крещении

Пашковцы: Долго мы слушали ваши доказательства о ваших обрядах при крещении, и для нас было это очень любопытно, и мы благодарим вас за эти объяснения, но нал еще желательно спросить вас о восприемниках, которые бывают при вашем крещении.

Миссионер: Извольте! При помощи Божией и это я надеюсь вам также подробно объяснить, но я должен прежде всего узнать, нет ли и у вас восприемников? Мне известно, что каждого, вступающего в ваше общество, первое время руководят и учат вашим порядкам особо приставленные к ним лица, которые от начала приема их в ваше общество и до окончательного усвоения вашего учения не оставляют их. Такие лица очень походят на наших восприемников.

Пашковцы: Да, у нас действительно такие лица имеются, которые и назначаются к вновь вступающим для руководства и научения их вере.

Миссионер: Вот вы, друзья, обличаете нас за то, что мы имеем у себя восприемников, а сами также имеете. Ведь вы помимо Св. Писания ничего не делаете, поэтому-то скажите мне, на каком основании вы имеете ваших руководителей в вере и учении? Я прошу вас, оправдайте вперед сами себя, а потом я вам объясню, почему мы имеем у себя восприемников.

Пашковцы: В Св. Писании хотя и нет на это повеления, но ведь для руководства человека, не знающего веры, и для объяснения учения евангельского должны же быть у нас такие лица, и без которых обойтись нельзя, да и самое дело веры этого требует.

Миссионер: Так. А теперь скажите мне, мои собеседники, для вступающего в вашу веру у вас бывает над ним крещение или нет?

Пашковцы: Бывает.

Миссионер: И руководители вступающего при вашем крещении присутствуют?

Пашковцы: Как же, присутствуют.

Миссионер: То поэтому, и у вас есть восприемники, и следует ли вам зазревать нас, что мы при св. крещении поставляем себе восприемников?

Пашковцы: Мы вас, отец Арсений, спрашиваем на том основании о ваших восприемниках, что ваши восприемники для крещаемых становятся духовными отцами и матерями и именуются крестными родителями; наши же руководители этим званием не именуются; что нас и удивляет, а поэтому нам и хотелось бы узнать от вас, почему ваши восприемники именуются духовными родителями?

Миссионер: Как ваше крещение совершается не законно и самочинно и не имеет такого высокого достоинства, какое имеет наше св. крещение, то так точно и ваши руководители, не Богом поставленные, не могут быть законными духовными родителями и восприемниками. И крещение ваше есть не св. крещение, а простое купание, которое не омывает грехов крещаемого вами и не перерождает в нового человека, а потому крещенные в вашей вере остаются, на погибель душ своих, такими же греховными, какими были и до крещения. А так как у нас все законное и Богом преданное и совершаемое от законных Его пастырей, то и восприемники при крещении именуются законно духовными родителями, подобно тому, как св. Апостол Павел называет Апостола Тимофея (1Тим.1:18), Тита (Тит.3:8), Онисима чадами своими (Флм.1:10), и именует их чадами не по плотскому рождению, а по духовному, потому что св. крещение именуется от Иисуса Христа рождением свыше (Ин.3:3), где Он, сопоставляя плотское рождение с духовным, говорит: «Рожденное от плоти плоть есть и рожденное от Духа дух есть» (Ин.3:6).

Как в плотском рождении у нас бывают родители, так и в духовном нашем перерождении должны быть духовные родители.

Всем сказанным теперь ясно доказывается, что в вашем обществе духовного перерождения не бывает. А если нет духовного перерождения, то вы и не можете именоваться христианами, потому что имя христианина получается, как я раньше доказал, чрез одно только рождение свыше – от воды и духа. У вас же при крещении вода имеется, а благодати и даров св. Духа нет, без чего и вода ваша не животворная, а простая и мертвая, от которой не может явиться жизнь и святость. Для более ясного понимания я приведу вам пример о нашем плотском рождении.

Если родители детей состоят в законном браке, освященном таинством церкви, то и дети их будут законные, а если родители детей живут не в законном сожительстве, то и дети будут родителей незаконных и у таких чад родителей нет, и как сами родители стыдятся называть чад своих детьми своими, то и дети стыдятся называть их своими родителями. Подобно сему и ваши лжевосприемники, в лице руководителей ваших, не могут именоваться вашими духовными отцами и матерями. Мы же, православные, имея при св. крещении законных своих восприемников, именуем их, не стыдясь, своими духовными родителями.

Итак, по слову Христа Спасителя, у нас, православных, бывает два рождения – одно плотское, а другое – духовное. В плотском рождении мы являемся на временную земную жизнь, а в духовном рождении мы являемся на вечную небесную жизнь. В первом рождении мы облекаемся во образ перстного и смертного Адама, а в другом – мы облекаемся во образ небесного Христа, о чем и Апостол Павел, свидетельствуя, говорит так: «И как мы носили образ смертного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49).

Я приведу вам следующие мои доказательства о восприемниках.

Прообразы о восприемниках

Прообразом нынешних наших восприемников служат ветхозаветные восприемники. В Ветхом Завете о них упоминается так: в законе Господь повелел Израилю, что если родится младенец мужеского пола, то после 40 дней очищения его матери, – должны были принести ко храму Господню и посвятить его Господу, и по закону принести о нем жертву. Такой древний обряд, как мы знаем, совершался и над Господом нашим Иисусом Христом.

Восприемники как свидетели при крещении

Когда новорожденного младенца приносили для посвящения Господу, то тут же поставлялись и два свидетеля – мужчина и женщина. То же самое мы видим, что и при Божественном Младенце, когда Его приносили ко храму в 40 день по Его рождении, то в ту минуту к Нему явились два свидетеля, которые были: праведный Симеон и Анна Пророчица, и так как Младенец был мужеского пола, то на руки свои Его и воспринял праведный Симеон (Лк.2:22–38; Лев.12:4–7).

Вот эти-то свидетели и служат нам ясно примером наших восприемников, и по этому примеру, при посвящении нашем Господу младенца или обращающегося ко Христу, должны быть два свидетеля или восприемника.

Кроме этого приведенного мною, я приведу вам еще несколько доказательств о следующих свидетелях.

О свидетелях при крещении Господа Нашего Иисуса Христа

При крещении Господа Нашего Иисуса Христа были также свидетели. Бог Отец с небеси свидетельствовал гласом о Сыне, св. Дух в виде голубя явился над Крещаемым (Мф.3:16–17; Мк.1:10–11; Лк.3:22; Ин.1:32). Следовательно, при Его крещении были два небесные свидетеля, при нашем же крещении поставляются два земных свидетеля, по примеру, как я раньше сказал, Симеона и Анны.

Господь Иисус Христос о Своей земной жизни также поставил Себе свидетелями Апостолов Своих, сказав им: «Будьте ми свидетелями во Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли» (Деян.1:8–9).

Апостол Петр поставляет себя свидетелем в видении Преображения Господня (2Пет.1:16–18), подобно ему и св. Иоанн свидетельствует о сем, что он свидетель земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа.

В Ветхом Завете Сам Господь повелевает приводить свидетелей для уяснения истины на суде (Ис.43:9–10; Втор.17:6–8). Если Господь повелевает иметь на гражданских судах свидетелей, то кольми паче при св. крещении должны быть свидетели для того, чтобы видеть, как человек совершает свой переход от власти сатаны к служению истинному Богу и перерождается из ветхого человека в нового. И эти свидетели не только должны быть восприемниками его от купели крещения, но должны быть и руководителями во всей его духовной жизни.

Приведя вам несколько слов о восприемниках при таинстве нашего крещения, я думаю, что для вас будет достаточно доказательств о них.

Пашковцы: Благодарим вас, отец Арсений, за ваше объяснение на все наши вопросы, но просим вас разрешите нам еще один вопрос, который мы желаем предложить вам.

Миссионер: Прошу вас сказать мне свой вопрос, на который я охотно готов дать вам ответ.

Вопрос пашковцев: почему наше православное духовенство носит длинные волосы

Пашковцы: Мы желали бы спросить вас, откуда ваше духовенство взяло обычай носить длинные волосы? Если можете нам разрешить этот вопрос, то дайте нам на это объяснение от Св. Писания.

Миссионер: Да, вопрос ваш давно назревший, и я постараюсь вам разрешить его теперь же, но прежде, чем его разрешать, я предложу вам следующий вопрос:

Вы и многие из вас зазревают наше духовенство за ношение волос и упрекают его в этом, но найдите мне букву (буквальное выражение) из Св. Писания, где оно строго бы воспрещало пастырям Христовой Церкви носить долгие волосы?

Пашковцы: Извольте: мы докажем вам это буквою Св. Писания. Апостол говорит об этом так: «Яко муж убо аще власы растит безчестие ему есть» (1Кор.11:14); из этого видно, что от апостола вам за это не похвала, а бесчестие. И так, что вы нам скажете на это?

Миссионер: У нас, по словам Апостола, в точности сие и исполняется, и мужчины из мирских длинных волос не растят, и по малом даже отращивании они остригают их. Но вы найдите мне из Св. Писания, где строго бы воспрещалось церковным пастырям растить долгие волосы. Так как наша беседа идет не о простых мирских людях, а о духовенстве, то я и прошу вас доказать о воспрещении ему растить длинные волосы.

Пашковцы: Не все ли равно, что муж или священник, ведь ваши же духовные лица не из женского пола, а из мужского.

Миссионер: Это хотя и правда ваша, что духовенство наше избирается из мужеского пола, а не из женского, но оно по своему сану от мирских людей во многом отличается; в Деян.5:1 сказано: Муж некий именем Ананий. Здесь Св. Писание называет Ананию мужем, а не священником, отличая мирского человека от духовного. В послании же к Тимофею Апостол Павел служителей церкви разделяет на три чина: на епископов, священников и диаконов (1Тим.3:1–8,4:14,5:17–19). Поэтому в оправдание свое прошу вас найти ясное доказательство из Св. Писания, где оно воспрещает прямо этому духовенству ращение волос.

Пашковцы: Извольте, мы вам укажем: в откровении гл. 9 пишется о пругах, сходящих с мрака студеничного, о которых и говорится, что они имеют женские волоса. То поясните нам, что это за пруги, которые имеют женские волосы, и не о ваших ли духовных лицах тут упоминается?

Миссионер: Вы, друзья, опять отвечаете не на мой вопрос, у нас речь идет не о пругах, сходящих с мрака студеничного, а о священнослужителях, предстоящих пред престолом Божиим, которым по указанию Его и повелено растить свои волосы, а не стричь.

Пашковцы: Где же находится такое повеление Божие носить вашему духовенству длинные волосы? объясните нам.

Миссионер: Мое доказательство о сем будет после, а прежде сего оправдайте вы сами себя и докажите, где есть воспрещение церковным пастырям растить свои волосы?

Пашковцы: Мы, кроме приведенных вам двух доказательств, других доказательств не имеем, а потому и просим вас доказать нам о ращении длинных волос церковным пастырям.

Миссионер: Если вы не находите ясных доказательств из Св. Писания в обличение того, что наше духовенство растит волосы, то вам не следовало бы и обличать его за это. Приведенными вашими последними доказательствами, а именно богомерзкими пругами, вы дерзнули уподобить наш Богом установленный священнический сан студеничным пругам, о чем страшно даже и помыслить. Посему во обличение ваше я и желаю дать вам ясное объяснение о том, почему наше духовенство растит волосы и почему у нас мирским людям мужеского пола не дозволяется носить длинных волос. На что и прошу вашего внимания и терпения.

Пашковцы: Начинайте доказывать: мы желаем выслушать об этом, так как мы давно этого ищем.

О назореях

Миссионер: В законе Господь повелел строго всякому человеку, обещающемуся Служить Господу, на известное время, и во время исполнения всего его обета, не стричь своих волос, как и сказано: «бритва да не взыдет на главу его, дóндеже скончаются дние, елики, обещал есть Господу: свят будет растяй власы главы своея. Во вся дни обета своего Господу, ко всякой душе скончавшейся да не внидет. Над отцем и над материю, и над братом, и над сестрою да не осквернится над ними, умершым им, яко обет Бога его на главе его. вся дни обета его свят будет Господу. Аще же кто смертию внезапу умрет у него, абие осквернится глава обета его, и обриет главу свою, в онь же день очистится, в день седьмый да обриется... И да обриет обещавый пред дверьми скинии свидения главу обета своего, и да возложит власы на огнь, иже есть под жертвою спасения» (Числ.6:5–9,18).

Из этого видно, что волоса в древности для человека служили символом его достоинства; и только вступившим на служение Господу дозволялось растить длинные волосы и воспрещалось их остригать. Когда же человек этот осквернялся, через прикосновение к мертвым, тогда волосы у него остригались и сжигались на жертвенном огне. Поэтому в древности волоса служили для человека, посвятившего себя Богу, большою честью и святостью. От согрешающих же и нарушивших обет Господу волоса отнимались и остригались. Вот поэтому тогда мирским людям и не дозволялось носить длинных волос.

О Сампсоне и Самуиле

Из числа ветхозаветных лиц, которые принимали на себя обеты служения Господу, были Сампсон и Самуил. Их родители обоих по обещанию отдали на служение Богу.

О Сампсоне Ангел Божий предсказал матери его, что родится у нее отроча, и будет назорей Богови, и железо не должно восходить на главу его (Суд.13:3–6) и доколе находились на голове Сампсона волосы, дотоле Дух Божий не оставлял его, и как только филистимляне остригли ему на главе волосы, то как сказано: «Отступи от него Дух Божий» (Суд.16:16–21) и тогда он был ими побежден. После же, когда снова возросли на голове его волосы, Дух Божий вновь сошел на него, и он, получив опять силы, разрушил здание дома филистимского, умертвив их и погибнув сам под развалинами дома.

Для древних назореев, как видно из вышесказанного, волоса имели большое значение. Дух Божий почивал над ними до тех пор, пока они при служении их Богу не стригли своих волос, но как только остригали их, то Дух Божий отступал от них.

Поэтому и в нашей церкви для давших обещание посвятить себя на служение Богу ращение волос составляет великое достоинство, острижение же ими волос будет им унижением.

В Ветхом Завете мы видим еще следующие примеры.

Когда царь Давид услышал о смерти царя сынов Амониных и о воцарении сына его Аннона, то он послал к нему честных своих мужей для утешения в печали, и сотворить с ним милость, но Аннон не принял этого себе в честь, а принял сие в бесчестие, и повелел всех мужей Давида обесчестить, остригши им половину бород и одеяний их. Когда же мужи эти возвратились обратно к Давиду, то он их не принял на лицо к себе, а повелел им находиться во Иерихоне, доколе не возрастут брады их (2Цар.10:4–5).

Вот и этот пример показывает нам, что острижение волос служило не в честь, а в бесчестие.

Сам Господь чрез пророка про царя ассирийского говорит, что: «в день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя ассирийска, главу и власы ног, и браду отъимет» (Ис.7:20).

Когда люди в древности оскорбляли Бога своими нечестиями, то Господь повелел пророку Иезекиилю обрить всю главу его и браду, и разделить волосы на четыре части, и некоторые из них сжечь, некоторые иссечь мечем и развеять на ветер и т. п. (Иез.5:1–14).

В знак будущей, лютой казни Господь повелел иудеям остричь все власы, из чего также видно, что острижение волос есть гнев Божий и бесчестие Его на нас.

Ветхо-заветным священникам, левитам, назореям и пророкам, как служителям Божиим, строго воспрещалось стричь и резать свои волосы – подобно им и Господь Наш Иисус Христос, как первосвященник, во время Своей земной жизни, по примеру древних назореев, волос Своих не стриг (Мф.2:23) и в откровении Иисус Христос явился св. Иоанну облаченным в подир, или одежду первосвященника, и на главе Его были власы белые, яко ярина (Откр.1:13–14), и пророку Даниилу Господь Бог явился ветхий денми, у Которого также были видны власы на главе белы, как волна чиста (Дан.7: 9).

Если Сам Господь Бог благоволил являться людям Своим в виде и образе Своих священнослужителей, имея длинные власы, то этим он ясно оправдывает то основание, на котором наше духовенство должно носить длинные волосы.

К сему я должен прибавить, что как древние священнослужители прообразовали нынешних священнослужителей, если те носили долгие волосы, то тем более нынешние должны носить волосы; насколько жертва нынешняя выше ветхой, настолько и жертвоприносители достоинством различаются и Апостол говорит: «Тако нас да непщует человек яко слуг Христовых и строителей таин Божиих» (1Кор.4:1), и этих строителей таин Иисус Христос назвал не рабами, а друзьями Своими (Ин.15:14–16); то ношение ими волос, по примеру Самого Господа Нашего Иисуса Христа, составляет для них славу, достоинство и честь.

Если о древних назареях было сказано: «свят есть растяй власы главы своея», то тем паче свято есть нашему духовенству и монашествующим растить волосы на голове своей.

Как раньше я сказал, в Ветхом Завете воспрещалось всем священнослужителям и людям, посвятившим себя на служение Богу, остригать свои волосы, то тем более воспрещается нашему духовенству и монашествующим, как новым назореям, остригать свои волосы; кои же за вину свою Церковью будут исключены и лишены своего сана, то таковым по правилам церковным волосы остригаются и после этого ношение ими волос ставится не в достоинство или честь, а в бесчестие.

Об острижении волос мирскими людьми

Мирским людям, не посвятившим себя всецело на служение Богу, ращение на главе волос, как в Ветхом Завете, так и в Новом, составляет не честь, а бесчестие. Апостол, говоря о жизни мирской, пишет, что если муж растит власы, то бесчестие ему есть; посему мирской человек, мужчина, растящий себе волосы, делает для себя бесчестие, а не честь, подобно тому, как он одел бы себя священническою или воинскою одеждою, не имея на это достоинства на право ношения, за что и подвергся бы законному наказанию, чрез что и получил бы для себя бесчестие, так точно и долгие волосы послужат ему не в честь, а в бесчестие.

Из вышеприведенных слов вы можете видеть, что в нашей Православной Церкви люди разделяются на два чина или класса: на духовных, т. е. священнослужителей служащих алтарю, и мирских – служителей мира. По различному образу служения их и образу жизни, они должны быть между собою различны и по внешности. Поэтому служителям святилища Божия, по Божественному предопределению, вменяется в обязанность ношение длинных волос, а мирским людям отращивание волос ставится в бесчестие.

Во всем этом видится тайна Божия, и я думаю, что мне непогрешительно будет сказать вам, что наш духовный чин ношением длинных волос напоминает нам первообраз праведности его в лице нашего прародителя Адама до его падения; а мирские мужи своим острижением волос напоминают нам уже второй образ прародителя, после его падения и преступления им Творческой заповеди, чрез которое он лишился всех благ и был лишен своей славы, чести и достоинства и был, так сказать, разжалован Богом, как бы расстрижен. Итак, еще повторяю, что наши священнослужители пред престолом Творца своего напоминают нам первый образ – первого человека, праотца нашего Адама до падения: – мирские же люди напоминают нам второй образ первого человека после его падения.

Ношение первообраза должно существовать только в Церкви Христовой одними истинными пастырями, а лжепастыри отступников от Церкви не имеют права носить длинных волос, да и самая совесть им внушает не носить длинных волос, почему они и стригутся и своим образом они не отличаются от мирских людей.

Вот мои вам, друзья, доказательства на ваш вопрос и желание узнать, почему наше православное духовенство и монашество носит длинные волосы. На этом я и прекращаю свою беседу. Если же вам угодно будет спросить меня еще о чем-либо относительно предметов веры, то приходите ко мне в следующий раз, и я вам и на все ваши вопросы, при помощи Божией, постараюсь дать ответы и пояснения.

Пашковцы: Выслушавши ваши ответы и объяснения на них, мы поняли, что ваши церковные обряды имеют действительно таинственное значение, и мы пожелали бы возвратиться опять к Православной Церкви, но нас смущают еще некоторые вопросы относительно ваших церковных обрядов и обычаев, о которых мы вас желали бы спросить в будущий наш к вам приход, на что и просим вашего позволения.

Миссионер: Я вам уже сказал, что я не стесняюсь вашего прихода и всегда готов буду дать вам ответы на ваши вопросы и убедить вас в истине. Приходите ко мне, когда позволить вам время.


Источник: Беседы синодального миссионера иеромонаха Арсения с сектантами, пашковцами о разных православных церковных обрядах. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Э. Арнгольда, 1902. - 56 с.

Комментарии для сайта Cackle