Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Беседы со старообрядцами начальника Забайкальской противораскольнической миссии


архим. Михаил (Козлов)

Беседы со старообрядцами начальника Забайкальской противораскольнической миссии

Содержание

Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила

I. Поездка в русское селение Майнос в Малой Азии II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима Первое письмо старообрядческого епископа Иосифа нижегородского, к соболевскому попу Акиму Карпову. Егоже письмо второе по поводу запрещения священнодействия Акиму к крестьянину Сергею Петрову. Статья первая Статья вторая Статья третья Воззвание, статья 4-я ІІІ. Беседа с безпоповцем об антихристе IV. О необходимости Таинств в церкви Христовой (Против безпоповцев) V. Беседа с забайкальскими старообрядцами о перстосложении для крестного знамения VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос VII. Беседa с глаголемыми старообрядцами о том, что символ веры нисколько не поврежден в нашей православной церкви VIII. Появление у забайкальских старообрядцев беглопоповщинского толка лжепопа белокриницкой иерархии и скорое бегство его оттуда вследствие нерасположения к нему и к нововымышленной лжеиерархии беглопоповцев  

 
Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила

30 Января 1884 года в Троицком селенгинском монастыре скончался архимандрит Михаил. Забайкальская противораскольническая миссия в лице этого подвижника веры и благочестия, первого начальника этой миссии, лишилась самого опытного и энергичного деятеля-миссионера. Это почти невознаградимая утрата. Он знал раскол по опыту, сам благодатью Божиею вышел на путь истины из заблуждений раскола, через чтение священных и святоотеческих книг, искренне убедившись в святости православной восточной кафолической церкви.

В формулярном списке почившего миссионера, сообщенном из казанской духовной консистории и за службу в иркутской епархии, его биография очерчивается следующими чертами.

Родом архимандрит Михаил был из г. Сычевска, смоленской губернии, из мещан, в мире назывался Макарий Козлов. Принадлежал от рождения к старообрядческому обществу беглопоповского согласия. В детстве научившись церковному чтению, он еще в молодых летах служил в часовне уставщиком – чтецом и подавал раскольникам надежду в последствии сделаться столпом древле-отеческого благочестия, но вследствие внимательного чтения священного и отеческих писаний, убедившись в неправоте верования своих предков, на 21 году от рождения присоединился к св. православной церкви через миропомазание в Святотроицкой Сергиевой Лавре, 8 ноября 1846 года. С того времени по 1856 год, по благословении преосвященного Тимофея, епископа смоленского и дорогобужского, исполнял миссионерскую должность, упражняясь в религиозных собеседованиях с прежде бывшими единомышленниками, глаголемыми старообрядцами в разных селениях сычевского уезда. В 1854 году по собственному желанию поступил в единоверческий первоклассный монастырь черниговской епархии и исполнял в нем клиросное и прочие разные послушания по 1856 год. По получении увольнения в монашество от общества сычевских граждан. по собственному желанию и усердию отправился на св. Афонскую гору, где и по ступил в число братства русского Пантелеймонова монастыря 15 апреля 1857 г. 21 марта 1858 г. облечен в малый монашеский образ (мантию), с переименованием из Макария Мелетием. С 1860 года по 1864 г., с Высочайшего разрешения и по благословению Святейшего Синода, находился по разным поручениям от Пантелеймонова монастыря в России.

29 октября 1866 года пострижен в монахи (схиму), с переименованием из Мелетия Михаилом. В 1872 году, по благословенно святейшего константинопольского патриарха Анфима, был посылаем старцами афонскими Пантелеймонова монастыря к русским раскольникам некрасовцам, проживающим в малой Азии, селении Майнос и на реке Дунае, для религиозных собеседований с ними, вразумления и обращения их к св. православной церкви. Потом, по письменному приглашению высокопреосвященнейшего Антония архиепископа казанского и свияжского, уволен настоятелем русского Пантелеймонова на св. Афоне монастыря в казанскую епархию и принят в казанский архиерейский дом 12 июня 1874 года. Тем же архиепископом Антонием в казанском кафедральном Благовещенском соборе 14 сентября рукоположен в иеродиакона, а 20 октября во иеромонаха. 27 ноября 1874 г., по распоряжению епархиального начальства, перемещен из казанского архиерейского дома в свияжский первоклассный Богородицкий монастырь с определением миссионером по обращению раскольников в православие. 15 декабря 1875 г. награжден набедренником. Указом Святейшего Синода, от 4 января 1879 года за № 16, назначен, по представлению высокопреосвященнейшего Вениамина архиепископа иркутского и нерчинского, настоятелем селенгинского Троицкого монастыря и начальником забайкальской противораскольнической миссии, с возведением в сан архимандрита, и 28-го 1879 года произведен в этот сан тем же архиепископом Антонием в казанском кафедральном соборе.

Служение архимандрита Михаила за Байкалом в назначенном ему селенгинском Троицком монастыре продолжалось почти 5 лет. Все это время он неустанно трудился, успел многое сделать для старообрядческого мира, для убеждения раскольников в неправоте их действий отчуждения от св. церкви, и надеялся, при Божией помощи, направить их на путь истины. К сожалению, он не мог найти здесь себе, надежных и сведущих сотрудников в таком трудном деле. Везде должен был действовать почти единолично, хотя и приглашал к соучастию как единоверческих, так и православных священников в качестве свидетелей истинности учения и для приучения их к этой практике. Жатва многа, делателей же мало у нас для борьбы с расколом.

По статистике, сообщенной военным губернатором забайкальской области, раскольников считается в ней более 25 тысяч. Большая часть их беглопоповцы, выселенные из Ветки при Императрице Екатерине II, и две тысячи безпоповцев, живущих от них особняком. Среди их живут и единоверцы, принадлежащие к единоверческим церквам, коих до архимандрита Михаила устроено пять; из них одна в нерчинско-заводском округе – для единоверцев, выселенных из России на водворение в Сибири за участие в бунте с Пугачевым. 0. архимандрит посетил все эти селения до одного, где живут старообрядцы и единоверцы, сначала для ознакомления с тою почвою, на которой ему предлежало дело введения единоверия и устроения Божиих церквей, а потом уже специально для собеседований с раскольниками по предметам их разномыслия с православною церковью. Прежде всего он старался разъяснить начетчикам и вожакам раскола, что в догматах веры все согласны между собою – и старообрядцы и православные, а спор состоит лишь в некоей разности внешних обрядов, которые не составляют сущности веры, напр., в сложении перстов при крестном знамении, форме креста, имени Иисусовом, аллилуие, хождении по солнцу и т. д. Беспоповцам разъяснял необходимость освященного Богом и церковью брака и других таинств. Таких собеседований на году бывало до 50. Образцы этих бесед печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях», и весьма назидательны как для старообрядцев по убедительности доводов к соединению с Христовою церковью, так и вообще для любителей благочестия. по теплоте христианского чувства и любви к спасаемым. Масса народа, исключая, конечно, своекорыстных вожаков, вполне соглашалась с доводами проповедника истины, но сделать решительный шаг к вступлению на путь истины каждый боялся; это значило бы, заявлял сам миссионер, быть жертвою мести, какую обыкновенно испытывают одиночные, передовые ревнители правды от подстрекателей раздора.

Как действовало слово его на отщепенцев православия, лучше всего свидетельствует то, что когда в 1882 г. Высокопреосвященный архиепископ Вениамин в поездку с ним по раскольничьим селениям спрашивал мнимых старообрядцев: правда ли то, что проповедовал им архимандрит Михаил, то некоторые с искренностью и со вздохом отвечали ему: правда! Потом покойного архимандрита Михаила в последнюю поездку его сами старообрядцы спрашивали о том, каким чином будут принимать их в единоверие. Кажется, он оставил их уже недалекими „от царствия Божия.

Среди старообрядческого мира остался, впрочем, и видимый памятник его заботливости о приведении на пажить св. церкви послушных овец. Это бороховская Введенская церковь, состоящая из единоверцев, бывших Архангельского прихода. По представлению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Святейший Синод снабжает эту церковь древним святым антиминсом. Приискан и опытный деятель –священник Михаил Архангельский, вызванный из калужской епархии. Исходатайствовано ему жалованье и оклад на разъезды – 500 р. Да послужить это доброе начало залогом преуспеяния веры и благочестия в новом приходе, и к воссоединению прочих.

Самое же главное в трудах почившего благовестника, – это голос истины, запечатленный в его письменных трудах, начиная с писем к друзьям со св. горы Афонской.

Нельзя не пожелать, чтобы все его подвижнические и миссионерские труды были собраны в одно целое и изданы на пользу любителей благочестия и ищущих истины, для спасения своей души.

Равно озабочивало настоятеля архимандрита Михаила благоустройство вверенной ему селенгинской обители. Во внутреннем устроении монастырского порядка и богослужения он применялся, сколько возможно, афонского устава и других образцовых монастырей. Богослужение отправлялось всегда чинно, благоговейно, не спешно. При хорошей экономии, внутренний и внешний быт обители был возведен до возможного усовершенствования. Сделаны новые необходимые постройки. Так, по исправлении каменных стен обители, начатом правда до его поступления, внутри двора выстроен на каменном фундаменте новый корпус с четырьмя удобными келлиями для братии, сложен каменный амбар для припасов. Все ветхости ремонтированы, даже колодезь, отличающийся минеральною, целебною водой, обнесен каменными стенами и покрыт железною крышею.

Умер архимандрит Михаил кончиною праведника. Назад тому 15 лет, еще на Афоне, во время тяжкой болезни, он слышал голос в откровении, что ему надлежит быть еще в Сибири и определено прожить еще 15 лет, – тогда Господь пошлет по его душу. Время это близилось, и он не скрывал этого, многим рассказывал, даже врачам, лечившим его, говорил об этом роковом пределе жизни, свыше указанном. Так и сбылось. Болезнь не уступала медицинскими пособиям. Потому он успел сделать все распоряжения на случай своей смерти, два раза был елеопомазан живущим на покое архимандритом Сергием, исповедовался и часто причащался святых Христовых таин. Кончина его была столь тихая, что попеременно сидевшие при его одре братия не заметили, как отец их архимандрит Михаил испустил последний вздох; это совершилось в день трех святителей (30 янв.), в 2 часа пополудни, после пятимесячной тяжкой болезни подвижника, которую он переносил в благодушном терпении. Погребение совершил прибывший к тому времени, как нарочно, из Читы преосвященный Мелетий епископ селенгинский, на пути в Иркутск, но также имевший по сему предмету некоторое предизвещение. Прибыв в обитель на другой день по кончине настоятеля, уже вынесенного из келлии в церковь, после полуночи на 1-е февраля владыка в легком сне слышал пение пасхальной песни, воспетой целым ликом иноков, и пробудившись в приятном ощущении, принял это, конечно за добрый признак торжества и победы почившего подвижника над врагами спасения. 3-го февраля, уже на 5-й день по кончине совершено архиерейским служением отпевание многотрудного тела архимандрита Михаила при сослужении братии монастыря и окрестного духовенства в числе 10 и 1 архимандрита, при многочисленном собрании почитателей его, собравшихся за полсотни верст, даже из г. Верхнеудинска. Владыка почтил почившего архимандрита Михаила надгробным словом, в котором проследил пути промысла Божия во все периоды его жизни и очертил благочестивую жизнь афонского подвижника, призванного благодатью Божиею для вразумления заблудших в отдаленной забайкальской стране.

Архимандрит Михаил погребен за алтарем главной монастырской Троицкой церкви, с южной стороны. Жизни его было всего 58 лет. Мир тебе и вечная память в роды родов, добрый пастырь и подвижник Христов.

Мы печатаем несколько его бесед с старообрядцами, сколько у нас нашлось под рукою, для руководства миссионерам, действующим среди раскольников, и для распространения между его бывшими слушателями старообрядцами.


Источник: Михаил, архимандрит [Козлов]. Беседы со старообрядцами начальника Забайкальской противораскольнической миссии / [Соч.] архимандрита Михаила. — СПб. : Изд. протоиерея Вознесенской церкви в СПб. Василия Михайловского, 1887. — 145 с.

Комментарии для сайта Cackle