ІІІ. Беседа с безпоповцем об антихристе
Января 10 дня 1880 г.
Зная сдержанность безпоповцев при публичном собеседовании с ними, в присутствии прочих сектантов и православных слушателей, при которых ни один безпоповец не решится говорить откровенно о своих неправильных убеждениях об антихристе, я, по окончании публичной беседы в деревне Чирках, тотюшского уезда, пригласил к себе в квартиру одного из наставников этого толка, порядочно начитанного, и начал с ним разговор о воцарении антихриста следующими словами: вчера беседуя с тобою публично, я не мог слышать твоей откровенной признательности относительно вашего убеждения о царстве антихристовом: поэтому сегодня пригласил тебя сюда, в той надежде, что ты здесь, келейно, один на един со мной, выскажешь мне свои понятия об антихристе не стесняясь и никого не боясь. При сем скажу тебе, друг мой, что только при откровенной беседе ты можешь познать истину.
„Это правдиво ты говоришь, что истину можно познать при откровенной беседе, и я согласен с тобой теперь говорить то, что чувствую и во что верую, понеже тут ни кого нет, кроме нас двоих да третьего Бога,“ ответил безпоповец.
Предварительно прошу тебя, друг мой, признаться мне, те какому ты принадлежишь согласию: Федосеевскому или брачный, „Я Федосеева согласия. Мы в нынешнее время браков не признаем, понеже теперь нет на свете священства, – венчать не кому.“
По вашему мнению теперь уже царствует антихрист?
Во истину признаюсь тебе, отец, что мы признаем теперь что антихристово царство уже давно настало, – отчет патриарха Никона, который переменил все отеческие книги, церковные обряды и установил веру в иного Бога, вместо истинного Исуса назвал „Иисусом“.
По свидетельству многих св. отцов, антихрист будет царствовать только три года с половиною, а от времени патриарха Никона прошло уже слишком двести лет; поэтому ваше убеждение об антихристе есть не правильное убеждение, друг мой. Равно неправильно вы понимаете и о священстве которое, по обетованию Христову, вместе с церковью будет существовать на земле до скончания мира. На каком писании основываясь вы так веруете? В каких именно старопечатных книгах есть писано, что антихрист будет царствовать неопределенное число лет и что священство, установленное Христом Богом, в Его церкви когда нибудь прекратится?
Хотя я ни где не читал, что антихрист будет царствовать много лет, но мы смотря по делам ваших властей, думаем, что в них царствует антихрист; а что не будет на земле священства, об этом прямо говорит пророк Аввакум:
„Зане смоков не плодо принесет и не будет рода в
лозах, солжет делю мыслинное и поля не сотворят
яди, оскудеша овцы от пищи и де будет волов при
яслях6. Сиречь, овцы христиане теперь оскудеша, понеже не стало духовной пищи, тела и крови Христовой.
„ Не будет волов при яслех, сиречь, попов при церквах. А что, можно христианам жить и без священства, то о сем явно говорит святый Мелетий, патриарх Александрийский:
сего ради толико вам мало обнажим отстутиков благочестия, дася ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша, яко и нам не мощно ся без
них сохранити, но несть тако, несть; мощно бо быти без них, занеже Бог их из церкви изгнал и обезчестил.
Вот видишь теперь ты сам, на чем мы основываемся и чего ради несогласны с вами? Самодовольно проговорил Федосеевец.
Основание ваше есть не прочно, потому, что оно находится не на твердом камне слова Божия и не на свидетельствах святых отцов, а на песке, т. е. на вашем неправильном мудровании. Антихрист будет не духовно царствовать, как вы понимаете, а чувственно, как и Христос не духовно только или не привиденным, а действительным явился миру Богочеловеком, так и антихрист явится в мире человеком. Христос воплотился в утробе Пречистой Девы, а антихрист родится от жены не чистой, жидовки от колена Данова, и блудницы, и будет не простой человек а царь, который по свидетельству Даниила пророка, Апокалипсиса и Богоносных отцов церкви: Ипполита священномученика, преподобного Ефрема Сирина и проч., будет царствовать на земле, попущением Божим, только три года с половиною, а не много лет, как вы понимаете. Приведенные тобою слова пророка Аввакума ни кто из учителей церкви и Богоносных отцов так не толковал, как толкуете на свой лад вы. О словах же, приведенных тобою из Мелетиева 10-го послания, должно понимать, что они ни сколько не служат к вашему оправданию, потому что Мелетий говорил не обо всех по вселенной пастырях и учителях, а только о тех шести белорусских епископах, которые уклонились от православия к римскому папе, дав ему свои заручные грамоты, с обещанием следовать учению римской церкви.
По этому вы неправильно, друг мои, понимаете об антихристе, который будто бы, по вашему мнению, царствует от времен патриарха Никона??
Нет отец, мы правильно понимаем, что с того времени начал царствовать антихрист, понеже святое писание в книге о вере прямо говорит: когда исполнится 1666 год по рождестве Христовом, тогда воцарится антихрист.
Писатель книги „о вере” был белорусец – некто Стефан Зизаний. Он не признан святым, следовательно нельзя его писание называть святым писанием; при том же он писал об антихристе не прямо, как ты сейчас сказал, а предположительно. Вот именно что писано в книге „о вере“, слушайка со вниманием! При этих словах я открыл книгу о вере и прочел следующие строки: „Дети, последняя година есть яко же слишacme, яко антпхрист грядет, и быть
антихристи мнози. О правде! яко много предотечев,
но и сам уже близь есть по числу, еже о нем 666;
число бо человеческо есть антихристово. Кто весть.
аще в сих летех 1666-ых явственных предотечев его или того самого не укажешь“7.
Ну, вот, видишь, ты сам разумный человек, отец, что- тут прямо сказано: антихрист явится в 1666 году! Воскликнул безпоповец.
Нет, здесь прямо не говорится, а предположительно, да при том творец книги чо вере» к числу „666“ прибавил от себя целую тысячу лет, а пониже он действительно говорит следующее: „а той антихрист человек будет,
беззакония сын и родится, яко же глаголет Ипполит
римский, от девицы нечистыя жидовки от колена
Данова и будет исперва смирен и доброе житие проходя и сотворит чудеса не истинныя, но привидением, и все действо диаволе воспримет…. и возлюбит жиды и возвысит их, а правоверных прелюте изгоняти будет и 7 лет, по Ксанфопулу Калисту, или пол четверти лета, по Зизанию, царствовати будет, и многих прельстит, и отлучит от правды и проч. Вы же понимаете совершенно напротив, что будто бы антихрист воцарился во время исправления книг, при патриархе Никоне, которые были исправлены не в 1666 году, а в 1654, и утверждаете, что он царствует не чувственно, а духовно.
«А ну ка, дай мне книгу, я сам почитаю.» – проговорил собеседник.
Изволь, друг мой, читай сколько тебе угодно, сказал я.
Беспоповец надел очки и переворотил один лист, начал читать следующие слова: „Яко по тысящи лет от
воплощения Божия слова Рим отпаде со всеми западными странами от Восточные церкви: в пятьсотое
же девять десять пятое лето по тысящи жителие в Кнрилюво 10 аосиан. Мелетия Патриарха, малой России к Римскому костелу приступили и те
всей воли Римского папы заручную грамоту дали ему.
Се второе оторвание христиан от Восточные церкви.
Оберегая же сие пишет егда исполнится 1666 лет,
да нечто бы от прежде бывших вин зло некаково не
пострадати, и нам, но покаянием Бога умилостивити
и милость его нам себе привлещи“.
Ну теперь, кажется, понятнее сказано, что в эти лета антихрист воцарится,8 возразил старообрядец и закрыл книгу.
Здесь опять писано не прямо, а предположительно: да не что бо от прежде бывших вин зло некаково не пострадати и нам, и это предположение сбылось на самом деле, именно: за исправление книг и обрядов, согласно с греческими книгами и обрядами, которое было одобрено двумя соборами Русских святителей в 1666 году и другим большим собором в 1667 году, православная русская церковь не мало была оскорбляема вашими предками, которые, по неведению и упорству, не хотели принять новоисправленных книг и обрядов, и отделились совершенно от нея, потом не соблюли и между собою единения, но разделились на разные секты и толки. А что в церковных греческих книгах и обрядах, с которыми согласно наши славянские книги и обряды были исправлены, нет никакой догматической погрешности, то об этом удостоверяет нас сия же книга о вере. Послушай-ка, что я из нея сейчас прочту, проговорил я.
«Читай, – буду слушать», – ответил собеседник.
„Сего ради святая, восточная во грецех обретенная церковь, правым царским путем, аще и вельми
тесным, но обаче от Иисуса Христа Бога нашего и,
истинных его наследников утлаченным ни направо, ни
налево с пути не совращаяся, к горнему Иерусалиму
сыны своя препровождает, и ни в чесом установление
Спасителя своего и блаженных его ученик и святых
отец предания и седми Вселенных Соборов, Духом
Святым собранных, устав не нарушает и не отменяет и в малейшей части отступает, не прибавляет не отнимая что, но яко солнце одинакою лучею
правды всегда, аще и в неволе пребывает, святится
правою верою.... Аще телесную чувственную, от телесного и чувственного врага неволю терпит, то веру свою чисту, и не скверну Царю надь, всеми цари и
Богу сохраняет и проч....
Вот эти: слова совершенно понятны, и ты, друг мой, должен их хорошенько затвердить, да и размыслить о том, что ваши предки и теперь вы, их потомки, отделились и отделяетесь, как от нашей российской, так равно и от греческой церкви, которые между собою всегда имели и имеют единение как до патриарха Иосифа, так и после него до сего времени. Значит никогда не было такого времени, когда бы русская православная церковь считала греческую повредившеюся в вере, как несправедливо утверждают отделившиеся от церкви старообрядцы.
Беспоповец выслушав эти слова, ничего не возражал и сильно задумался.
Я стал продолжать свою речь далее. Советую тебе, друг мои, более всего размышлять о своей смерти, которой никто из нас не минует, а не об антихристе, о котором никто не может знать, когда он придет, как не может знать, когда придет во второй раз Спаситель наш – Христос Бог судить живых и мертвых. К прискорбию нашей матери святой церкви, не одни вы неправильно понимаете об антихристе и втором Христовом пришествии на землю; ошибались во мнениях об этих сокровенных тайнах многие из христиан, бывшие ранее патриарха Никона. В доказательство сего я сейчас прочту тебе вот из этой книжицы, которая называется „просветитель,“ и которую написал Преподобный отец Иосиф Волоколамский, следующие несомненные свидетельства.
„Почитай, почитай, я послушаю, это дело хорошее, проговорил собеседник.
Я раскрыл книгу и начал читать следующие слова, взятые пренодобным Иосифом из книги под названием „Зерцало души зрительное“. Душа рече плоти: рабыня моя,
рцы мне мало о последних нынешнего века и о кончине его, когда и как антихрист придет, чаяние бо
его страшит мя и смущает, желаю бо истину уведати о сем, да не како обретя не научена прельстит
мя льстец.
Отвеща плоть: еже откуда и как придет, сие убо
реку тебе, а еже когда, никак, не видимо бо есть сие.
Многажды вопрошали о семь Христа Апостолы его и
ученицы, не рекл им, когда, но глагола никто же весть
ни како же оного дня, ни ангелы сами, но Отец мой
един (Матв. 24–36). И како, еже утаил есть Он, аз кажу? По домыслу убо реша мнози и многое, госпоже; неции убо мечташася от еже в шести днех миру всему создатися и бити от Бога содетеля и зиждителя всех, почиже в седмый день; шестой убо тысящи скончавающейся, бити окончанию общему и всякому, понеже рече: тысяща лет, яко день един от Бога вменяется и уже скончаваемой шестой тысящи, рекше шестому дню, скончатися самому миру и веку, еже в шести днех бившему. Солгаша тии, яко же яве бысть. Глаголют же паки друзии: понеже есть седмеричный настоящий век, убо лепо есть ему и пребывати, дóндеже вся седмая тысяща скончается, подобает убо седмеричному веку в седмое скончатися число, яко же Соломон рекл есть: дождь часть седьмым и тогда осьмым. Осьмый же будущего века образ носит, но сие речение неблагословно мнится мне. Инии паки и о Божественном откровении Иоанна Богослова глаголют, яко в нем явственно прорече, яко поклоняем
будет непорочный агнец 1000 лет, Христа проявляя, но и зверь убо диавол, глаголя связан будет на
тысящу лет, потом же разрешится, прельстить же
люди многи от язык и евреи, яко по кресте Христа
Бога моего, еже во ад сошествии связан бысть зверь,
и тогда прочее начать чтим быти Агнец, и считается о том тысяща лет, о душе.
Но ниже тии истину рекоша: лет бо тысяща неопределенным познавается, якоже навыкох от многих, госпоже. Се убо от Христа до ныне скончашеся
тысяща, лет, еще сто и тридесят над сим до нынешнего лета9.
К сим же и другие многие прорекоша, яко же
прилучашеся утылити о кончине века.. Но да престану сие, не лепо бо есть та писати, яко ничто же
в них известно обретиется; сущие бо басни и истины никто же отнюдь рекл есть. Покаряюся же
Григорию Богослову, продолжает старец, паче инех
всех речению сице глаголющему, яко подобает наполнитися вышнему миру, Христос велит и ни кто же
ин. Наполняет же от спасаемых святых и праведных подвизающихся. Сих всех души совокупляются тамо и место и число наполняют оное, от негоже испаде зле бывший иногда денница со всем воинством и множеством ангелов, ихже возможе зле привлещи с собою. Егда убо наполнится число оных отпадших ангелов, ожидай окончания века10.
Довольно для , тебя, друг мой, и этого доказательства, высказанного одним старцем, который жил в 12-м столетии, на сколько ошибались христиане, как и вы теперь ошибаетесь во мнениях об антихристе и о втором Христовом пришествии, в разных странах и в разные времена. Но я могу сказать тебе еще несколько слов об этом предмете.
В нашей России были и такие люди, которые более тех людей, о которых говорил старец, ошибались и тяжко согрешили в своих мнениях об антихристе и о втором Христовом пришествии. Перед окончанием седьмой тысячи лет от сотворения мира эти люди думали и воображали так: когда кончится, семь тысяч лет, тогда непременно должен быть страшный суд всему миру. Но по прошествии семи тысяч лет, не видевши исполнения ожидаемого, они пришли в такое пагубное заблуждение, что перестали веровать в Евангелие, в писание святых отцов и уклонились в жидовство. Ересь их появилась в Новогородской области и потом проникла и в самую Москву. Этой ереси следовали, кроме мирян, некоторые и духовные лица, даже держался оной сам митрополит московский Зосима. Эти еретики рассуждали так: „чего ради несть второго пришествия Христова, а уже время ему быть?“ Апостоли убо написали, что Христос родился в последние лета, а вот уже тысяча и пятьсот прошли, а второго пришествия нет. Знать, апостольское писание ложно есть. Говорили и сие: святые отцы написали, что семь тысяч лет здешнего жития, а восьмая тысяча будущего века, а теперь семь тысяч уже прошло, а конца нет; по этому святых отец писание ложно и подобает их писание огнем сожещи11.
Видишь, почтенный мой собеседник в какое пагубное заблуждение приходили люди, которые усиливались постигнуть то, что от них сокрыто! проговорил я.
„Мы, слава Богу, не еретики, – веруем всему святому писанию и ревнуем по вере во Христа”, возразил собеседник.
Да и я не равняю вас с жидовствующими, заметил я, но и не могу признать истинными христианами, потому что вы не причащаетесь тела и крови Христовых, отвергаете и прочие установленные в церкви Христовой таинства.
Беспоповец продолжал: „не приемлем тела и крови Христовых потому, что сего таинства теперь, по-нашему мнению, нет. Ипполит папа Римский говорит, что во время антихристово оное таинство не имать явитися.“
Действительно, в Ипполитовом слове, помещенном в большом соборнике, есть такое выражение.
„И честное тело и кровь Христово во днех онех не имать явитися“. Но эти Ипполитовы слова должно понимать не так, как вы понижаете, а иначе. То есть в царствование антихриста в три с половиною года тело и кровь Христова не могут являться миру так открыто и так торжественно, как оное таинство совершается теперь, и совершалось всегда при благочестивых царях.
Но вы, к прискорбию нашей святой матери церкви, не внимая ее материнскому и спасительному учению, беретесь толковать писание отцов церкви на свой лад и по этому заблуждаетесь.
А по сему советую тебе, друг мой, оставить свое неправильное мудрование о воцарении духовного антихриста, который будто бы будет царствовать многие сотни лет, но без сомнения верить святым отцам, которые свидетельствуют, что он будет царь и будет царствовать не духовно, а чувственно только три года с половиной. Еще более всего советую поскорее обратиться к святой церкви, которая просветит ум твой и направит к спасительному пути!
„Об этом нужно подумать, да подумать, отец“, сказал собеседник.
Подумай, только думай, друг мой, не просто, но с молитвою к Богу, с призыванием его помощи, без которой все твое усилие будет тщетно.
Этими словами я прекратил беседу. Беспоповец, при прощании со мной, просил меня еще приехать в это селение для духовной беседы.
* * *
Аввак. Песнь 4-я.
Кирилово 10 послан. Мелетия Патриарха.
Книга о Вере глав. 30-я.
Значит,статья эта составлена была в 12-м веке, именно в 1130 году.
Просветитель стран. (331, 332, 333, 334)
Просвет. стр. 375 и 400.