архим. Михаил (Козлов)

IV. О необходимости Таинств в церкви Христовой (Против безпоповцев)

Не смотря на важность Божественных Таинств, были и в настоящее время есть такие еретики и вольнодумцы, которые, руководясь лжеименным разумом, крайне заблуждаются в своих мнениях о таинствах.

Таковые например: Лютеране, Кальвинисты. Социниане,

Квакеры, наши беспоповец и проч. Некоторые из них признают Таинства простыми знаками Божественных обетований для возбуждения веры во Христа; другие принимают Таинства за знаки Божественной благодати, которыми удостоверяется избранный в принятой им вере, или еще более, удостоверяет всю церковь в своей вере; иные же, отвергая совершенно видимую сторону Таинств, признают только внутренние духовные действия небесного света. Приписывая такое значение Таинствам, ослабляя их важность и необходимость, они не ограничиваются еще сим, но дерзновенно утверждают и то, что не все Таинства необходимы в церкви и по сему силятся сократить число Таинств. Почти все эти еретики, с большим или меньшим разногласием, признают только два Таинства: Крещение и Евхаристию, да и то в превращенном виде. Наши русские беспоповец довольствуются только крещением и покаянием, прочие-же оставляют, говоря: и без них можно спастись. Кроме сих еретиков, появлялись и таковые, которые совершенно отвергали необходимость благодати Божией для человека. Таковы Пелагиане и другие, которые говорят: так как Адам через свое грехопадение ни мало не повредил своей природы, и следовательно потомки его рождаются без всякой естественной порчи и прародительского греха, то они и могут одними естественными силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются в сверхъестественной помощи Божией. Рационалисты говорят, что человек естественными силами способен избегать зла, а посему и не имеет нужды в сверхъестественной помощи Божией. Все сии вольнодумцы направляли и направляют свои стрелы против православной нашей церкви, которая признает всесовершенно необходимыми семь Таинств единственными средствами для достижения цели своего назначения.

Посему, чтобы нам, как сынам православной церкви не уклониться на сторону еретиков рассмотрим необходимость седьми спасительных Таинств для православной церкви. Иисус

Христос пришел в мир для спасения людей. Вся его жизнь, все учение, все учреждения, крестная смерть, воскресение и вознесение – имеют целию вечное спасение людей (Мф.8:11, Ин.10:28). А для того, чтобы каждый человек мог усвоить себе вечное спасение, Иисус Христос основал церковь, которой вверил все средства ко спасению, из коих главные суть спасительные Таинства. Все семь спасительных Таинств ведут свое начало от Основателя церкви Иисуса Христа. Таинство крещения, предобразительно совершаемое еще в пустыне Иорданской Иоанном Крестителем, установлено было Иисусом Христом. Евангелист Иоанн повествует, что Иисус Христос во время пребывания своего в земле Иудейской, через учеников своих крестил многих. „Прииде Иисус, говорит он, и ученики Его в жидовскую землю, и ту живяше с ними и крещаше” (Ин.3:22) и в другом месте: „услышав Фарисеи, яко Иисус множайшия ученики творит и крещает, неже

Иоанн“ (Ин.4:1–2). Наконец, по воскресении Своем, Иисус

Христос послал Апостолов в мир, повелевая им крестить и учить: „Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя

Отца и Сына и Св. Духа.”

Таинство миропомазание установлено И. Христом в следующих словах: „Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы.“ Сие же рече, изъясняет св. Евангелист, о Дусе, его же хотяху приимати верующие во имя Его. Потом пред вознесением на небо, дал обетование Апостолам: „вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше (Лк.24:49). И они действительно облеклись силою свыше в день Пятидесятницы, по сошествии на них Св. Духа.

Получивши же Святаго Духа, Апостолы низводили Его и на всех верующих (Деян.18:17).

Таинство причащения предсказано Иисусом Христом еще за долго до установления, оно ясно установлено было на тайной вечери. Евангелисты: Матфей, Марк и Лука ясно повествуют об установлении таинства евхаристии на тайной вечери. „Ядущим же им, повествуют они, прием Иисус хлеб, и благословив преломи и даяше учеником и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, и прием чашу и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя Нового Завета.“ Евангелист Лука говорит, что Господь Иисус Христос повелел творить сие Таинство и после Себя в Его воспоминание: сие творите в Мое воспоминание“ (Лк.22:19).

Таинство покаяния предобразовано было еще в Ветхом

Завете (Чис.5:7Лев.5:5); но со всею ясностью и подробностью установлено в Новом Завете. По воскресении Своем из мертвых Иисус Христос сообщил Апостолам и через них всей церкви сие Таинство: Мир вам, говорит Он им, якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вы: и сие рек дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся, и имже держите, держится“ (Ин. 20:21–28).

Божественное установление Таинства Священства ясно раскрывается в свящ. писании: Иисус Христос, избрав Апостолов предварительно для проповедания Евангелия и совершения Таинств, по воскресении, торжественно посвятил их на сие служение: „Яко же посла Мя Отец, говорил Он, и Аз посылаю вы, и сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух

Свят, и имже отпустите грехи, отпустятся им“. (Ин.20:4).

Шедше научите вся языки крестяще их (Мф.28:19).

Брачный союз первоначально установлен и освящен Самим Богом еще в раю. Моисей повествует: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог глаголя: „раститеся и множитеся и наполняйте землю” (Быт.1:27–28). Потом в Новом Завете Иисус Христос дал всю силу сему закону, когда сказал фарисеям: еже убо сочета Бог, человек да неразлучает“ (Мф.19:6).

Хотя не сказано в св. писании, когда именно и как установлено Таинство Елеосвящения, однако нет сомнения, что оно ведет свое начало от Самого Иисуса Христа. Ибо Апостолы, посланные Им проповедовать во Иудеи, без сомнения, по Его же воле помазывали болящих елеем. „И мазаху маслом, замечает св. Марк, многи недужные, и изцелеваху“.

Если же все сии Таинства установлены Самим И. Христом, то нет сомнения, что они существенно необходимы для церкви. Сомневаться в этом, значит сомневаться в божественном происхождении Таинств, или еще хуже не верить словам И. Христа. Конечно, Господь, основав церковь, сообщил ей то, что для нее существенно необходимо: в противном случае, для чего бы Иисус Христос сообщил ей то, что, не принося пользы, только бы тяготило ее. И если бы возможно было спастись без Таинств, то Господь не угрожал бы лишением царства славы тем, кто не принимает сии Таинства I. Христос, беседуя с Никодимом о духовном рождении, сказал: Аще кто но родится водою и духом, не может внити в царствие Божие“. Равным образом и о Таинстве Евхаристии сказал: „Аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его, – живота не имате в себе“. И. Христос установил церковь, указав цель ее (назначение), конечно, по Своему всеведению ясно ведал, что для нее существенно необходимо, что может привести к известной указанной Им цели.

Святая церковь должна дорожить таинствами потому, что они преподаны ей Тем, Ето основал ее и поддерживая продолжает существование ее. Св. Таинства не есть дело человеческое, а есть дело Божие. Важны дела и установления земных властей, но несравненно важнее дела и установления Спасителя – Царя царствующих и Господа господствующих. Далее, необходимость Таинств для церкви открывается из того, что они суть существенные средства к достижению цели. Цель церкви – освящение людей грешников, а затем воссоединение их с Богом может быть достигнута единственно только при посредстве спасительных таинств. Представим себе несколько таких людей, сердца которых коснулось слово Божие, и они возжелали сделаться сынам церкви и просят ее, чтобы она приняла их под свое покровительство, спасла от явной погибели. Что она должна делать? Конечно, она знает, что они сыны падшего Адама, все заражены первородным грехом, следовательно, для них нужно предварительное очищение, дабы соделаться сынами Божиими, необходимо оживление человека, умерщвленного по душе грехами, нужно введение в него нового начала жизненного – Небесного. Но где найти ей врачевание для страждущих? В крещении, – отвечает на сие Господь. И так первый шаг в церковь должен быть не иначе совершен, как при посредстве Таинства. Только в крещении человек омывается от грехов, как от первородного, так и от произвольных, соделанных до крещения. Апостол Петр к уверовавшим Иудеям говорил: „покайтеся, и да крестится кийждо в вас во имя И. Христа во оставление грехов.‘‘ (Деян.2:38). Также Апостол Анания говорит Павлу: „Воставь, крестися и омый грехи твоя, призвав Господа Иисуса“ (Деян.22:16). .

Посему человек, омраченный первородным грехом, не иначе может вступать в общение с Господом, присоединиться к церкви Христовой и числу спасаемых, – как при посредстве крещения; ибо в, нем только возраждается, обновляется благодатию Св. Духа; в нем только освобождается от вечных наказаний за первородный грех; через него только становится чадом Божиим, членом тела Христова, и свободным от власти диавола; ибо Спаситель сказал: „Аще кто не родится водою и духом не может внити в царствие Божие.“ (Ин.3:5). Рожденный от Бога, говорит св. Иоанн: „блюдет себе, и лукавый не прикоснется ему“. (1Ин. 5, 18).

Далее необходимо, чтобы возрожденный для благодатной жизни; возрастал духовно, более и более успевал в христианских добродетелях. Но откуда займет и преподаст церковь человеку силы и средства к духовному преуспеянию? Таковая помощь преподается в Таинстве Миропомазания, через которое преподается верующему Божественный помошник и споспешник в духовном совершенстве. – Дух Святый, который наставляет на всяку истину Евангелист Иоанн учит: „И вы помазание имате от

Святаго, и весте вся, и вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание учит вы о всем“.

В Миропомазании подаются все те Божественные силы, которые потребны христианину к жизни и благочестию. Апостол Павел учит; что через Миропомазание Бог утверждает человека в вере во Христа и в соблюдении заповедей Его. Через Миропомазание полагается в сердце верующего уверение в том, что последуя водительству Духа Святаго, как наследник, он получает блага Отца Небесного; через помазание верующий получает освящение мыслей, желаний, чувств и чувствований, и всего внешнего поведения. Апостол Павел в 1-м посл. к Коринф. исчисляет несколько даров Св. Духа, которые преподаются верующему в Миропомазании.

Живя в мире. человек всегда находится в опасности удалиться от Господа, – он слаб, имеет нравственное бессилие Св. Апостолы свидетельствовали, что возрожденные могут падать и даже не редко согрешают: „Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем и истины нет в нас“ (1Ин.1:10).

„Много бо согрешаем вси, говорить св. Апостол Иаков“ (Иак.3:2). Оскорбивши Господа вновь соделанными грехами, нужно верующему возобновить общение с Господом, теснее соединиться с Божеством и святою церковью. Какое церковь должна употребить средство, чтобы заблудшему сыну доставить дерзновение снова соединиться с Господом? Единственными средствами могут служить Таинства: Покаяние и Евхаристия; только через них он может умилостивить и умолить грозного Судию; только в сих Таинствах человек получит отпущение грехов и возвратить невинность, приобретенную в Крещении; только через них грешник примирится с Богом и церковью. Необходимость

Таинства Покаяния на пути странствия человека очевидна: если бы не было сего благодатного пластыря, врачующего раны греховные, которым всякий верующий может врачеваться от болезней душевных, то как бы было жалко наше состояние!

И кто бы тогда мог достигнуть спасения? Кто бы мог сохранить драгоценный дар, полученный в Крещении?! Хотя в Крещении мы омываемся от всех грехов, но, возродившись от воды и Духа, верующий, как младенец, бывает слаб и преклонен ко злу, а посему снова грешит и очерняет белую одежду, полученную в Крещении, – значит снова заслуживаешь наказание Божие. Для уврачевания вот сих-то душевных болезней и установлено Таинство Покаяния. А для окончательного примирения человека с Богом, для очищения и попаления страстей, препятствующих соединению с Богом, необходимо Таинство Причащения. В Таинстве Покаяния врачующийся, хотя очищается от грехов, но, как оскверненный сосуд, требует освящения, хотя и излита из него нечистота. Таковое освящение и вместе умилостивление грозного Судии получается в Таинстве Евхаристии. Через сие Таинство человек получает снова благодать, потерянную им после Крещения, способствующую к духовному совершенству, через него теснейшим образом соединяется со Христом: „Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем“; через него получает залог бессмертия и живот вечный „Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день.“ Таинства – Священство и Брак, хотя не составляют необходимой принадлежности каждого члена, хотя и не все обязываются принимать их; однако важность и существенная необходимость их для церкви несомненна: Священство необходимо в церкви потому, что освящает в ней избранных на священническое служение, облекает властью верного сына церкви быть священнослужителем – совершителем Таинств и пастырем словесного стада. Все спасительные Таинства, необходимые для каждого сына церкви, могут быть совершаемы только священнослужителем (кроме Крещения, и то в крайнем случае); следовательно, если отнять сие Таинство у церкви, то, значит, лишить ее всех Таинств, и таким образом лишить верных благодатного царства, которое достигается только при посредстве Таинств. Члены церкви имеют нравственное бессилие, по которому они и узнавши путь к воссоединению с Богом и получив дерзновение и все благодатные средства шествовать истинным путем, могут останавливаться на нем, угашая в себе Духа благодати, могут уклоняться на десно и на лево, или даже обращаться вспять. В этом случае для людей грешников нужны верные руководители, которые суть священнослужители – пастыри церкви. И так Священство существенно необходимо для церкви.

Необходимость Таинства Брака открывается из того, что оно, освящая супругов, имеет в виду христианское рождение и воспитание будущих членов церкви, – что для церкви необходимо.

Сыны церкви за свою греховность и порочность часто подвергаются болезням, а посему, как страждующие, требуют врачевания; но где найти его? Таковое врачевание получается в Таинстве Елеосвящения. С верою принимающий сие Таинство, получает исцеление от болезней, как телесных, так и душевных. „Болит ли кто в вас, говорить Апостол Иаков, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь”.

И так необходимость Таинств для православной церкви, как сверхъестественных действий к совершению благодати, – очевидна.

Что касается до видимых действий Таинств, то необходимость их не подлежит никакому сомнению. Самое состояние в каком находятся члены церкви, ясно показывает, что Таинства, как видимые средства к сообщению благодати, для них, необходимы. Сыны церкви суть члены не просто духовные, но духовно-чувственные, а посему, как облеченные грубою плотию, неспособны созерцать тайные действия Св. Духа, требуют видимых действий, которые бы подлежали внешним чувствам. Члены церкви нуждаются также в освящении и уврачевании тела, но освящение чувственного не иначе может быть совершено, как при посредстве чувственного-осязаемого. Видимые действия спасительных Таинств напоминают членам церкви о важнейших истинах веры и тех священных обязанностях, которые требуются от них, живо напоминают о тех обещаниях, которые давали при том или другом Таинстве, и таким образом служат побуждением к исполнению их и предохраняют от осквернения себя грехами; совершенство духовное, твердая вера и любовь к Господу, чисто нравственная настроенность души приобретаются при посредстве видимого действия Таинств. Так, например, видимые действия Таинства Евхаристии напоминают нам о бесконечной любви Господа воплотившегося, пострадавшего и наконец давшего Пречистое Свое Тело в снедь верным. и побуждают любить Господа, изволившего по любви Своей вселиться в нас. О необходимости видимых действий Таинств для церкви Христовой говорит св. Иоанн Златоуст: „Если бы ты был бестелесен, то Бог преподавал бы тебе дары свои в их наготе; но поелику душа твоя соединена с телом, то подаются тебе дары сии в чувственных „видах“. И так вот почему необходимы Таинства в церкви Христовой.


Источник: Михаил, архимандрит [Козлов]. Беседы со старообрядцами начальника Забайкальской противораскольнической миссии / [Соч.] архимандрита Михаила. — СПб. : Изд. протоиерея Вознесенской церкви в СПб. Василия Михайловского, 1887. — 145 с.

Комментарии для сайта Cackle