Азбука веры Православная библиотека священник Савва Богданович Миссионерская беседа со штундистами по поводу наименования священников отцами и учителями

Миссионерская беседа со штундистами по поводу наименования священников отцами и учителями

Источник

Штундист. Почему вас – священников величают отцами и зачем целуют у вас руки? Так же – почему учителями зовут вас, тогда как, по Слову Христа, Отец у нас один – на небесах, а учитель лишь Христос.

Миссионер. Рассуждайте о сем так. Отцы плотские потому отцы, что рождают детей для жизни земной, телесной, – заботятся о детях своих, кормят, поят их и вообще воспитывают. Священники называются отцами духовными потому, что они рождают своих чад – пасомых в жизнь духовную, заботятся о душах их, и тоже поят и кормят их, только пищею духовною, т. е. учением Христовым, таинствами и вообще всем, что даровано церкви от Самого Бога ко спасению чад ее. Если же в Свящ. Писании, по-видимому, и запрещается именовать себе отца на земли, потому что один есть для всех Отец – Сам Бог на небеси, то это сказано для того, чтобы мы знали, что Бог есть для всех нас не только Бог, Творец и Судия, но и для всех – милосердый Помощник, Защитник и Благодетель, как отец для своих детей – добрый и скорый на все Услышитель, – что Он есть Отец и для всех отцов земных и чад их, Отец общий.

Если бы никого не нужно было величать этим именем – «отец», то зачем бы Господь давал заповедь о почитании родителей – «отца» и матери; тогда, я думаю, даровавшие нам жизнь люди и не назывались бы этим именем, потому что Отец Небесный всегда же был там – на небесах и всегда для нас – для всего мира благодеял; и прежде дарования заповеди о почитании отца, Он, как всеведущий, иначе назвал бы этого человека, который именуется теперь отцом, чтобы не сбивать нас с толку или не вводить просто в заблуждение. Апостол Павел приказывает Тимофею, своему ученику и епископу, обращаться со стариками, как «с отцами». Значит, на земле нужно некоторых величать «отцами», не смотря на то, что у нас есть Отец на небе. Это в плотском отношении, именовании и понимании. Теперь читайте, что говорит ап. Павел об Онисиме Филимону: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (ст. 10) или к Тимофею, называя его своим чадом – сыном, все равно. И тот и другой (Тимофей и Онисим) им были крещены; значит, они были ему сыновья, но не плотские, а духовные, следовательно, Павел для них был «духовным отцом». Так бы они взаимно и называли один другого, если бы им пришлось обращаться друг к другу. Св. Павел писал бы: «сыне мой»! Как это он и делает, обращаясь к Тимофею: «чадо Тимофее», а это совершенно одно и тоже, – такое обращение и буквально встречается в слове Божием, напр. «Сын мой» (в «Премудр. Соломон.»); а они к Апостолу своему духовному отцу писали бы: «Отец ты наш духовный». Или вот апост. Иоанн Богослов, очень часто, обращаясь к своим пасомым, называет их нежно: «чадца мои». Естественно, значит, они, обращаясь к нему, писали-бы: благодетель ты наш, или еще, скорее «отец ты наш духовный». И тут, как видите, совершенно нет никакой натяжки, или принуждения, – названия эти сами собой прилагаются к Павлу и Иоанну просто и совершенно естественно.

Теперь Апостолов нет на земле, а дело их все-таки продолжается также, как было и при них. И теперь имя Божие благовествуется нами священниками, как и ими – Апостолами, – преподается верующим во Христа та же благодать Божия нашими руками и мы имеем также духовных чад. Как бы их мы должны иначе называть или они нас? И нужды нет изменять как самых отношений между пасомыми и пасущими, так равно и названий этих людей – Пастырей величать нужно отцами, а пасомых чадами или детьми.

Целуют же наши руки духовные дети наши, в знак уважения и благодарности за те блага, которые они получают через нас. Не стану слишком распространяться о том, как много благ миряне получают от Бога через наши руки, а скажу лишь, что таких благодеяний они не могут получать ни от кого на земле. Через пастырей они приемляют – от руки их, в таинстве миропомазания дар, укрепляющий их в жизни духовной, чрез них получают прощение грехов в таинстве покаяния, и сподобляются самого пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа. И так, не стоит ли получающему такие блага целовать руку священника, если он (получатель) целует даже руку отца плотского или благодетеля своего малого, за дары плотские или даже за доброе слово пожелания? Несомненно, стоит, и если кто не делает этого, то не священник тут теряет, а скорее прихожанин его, или вообще мирянин, так как целование это не священнику нужно, а больше мирянину.

Имя учителя также не может быть уничтожено на земле только, хотя в Евангелии сказано, что «один у нас учитель – Христос». Нельзя этого сделать потому, что Иисус Христос над всеми общий Учитель, – но у нас есть же лица на земле, которые нас научают и наставляют на все доброе. Так мы их и величаем, помня, однако, что им и нам учитель один – Христос. И в слове Божием говорится: «все ли учители»? или: «не мнози учители бывайте». Зачем это сказано? Затем, чтобы признавать учителей, но только настоящих, законных учителей, а не всех безразлично, или многих. Сам же Христос говорит к Апостолам так: «Идите, научите все народы» (Мф.28:19). Значит, по слову Христову, Апостолы учители всей вселенной, хотя Он же Сам сказал: «один учитель у вас Христос».

Это опять-таки указывает на отношения научающих и научаемых. Научающий должен называться учителем, а научаемый учеником и только; а истинный Учитель и Учитель для всех – и научающих и научаемых Сам Христос. Наставление же Христа, чтобы не многие величались учителями, дано для того, чтобы все этим именем дорожили и не все им величали бы себя.

Итак, и на земле должны быть отцы и учители, и их должно уважать, почитать и лобызать. Апостолы больше учили устно, а писали и не все, и не многие из них. – Сам же Христос положительно ничего не оставил написанного. Что не написано в книгах святых, то написано в сердце и уме каждого из нас: ум и совесть этот Божественный глас и закон невидимый и сокрытый от наших глаз прекрасно диктуют, что нам делать и как поступать и как относиться и жить с ближними нашими, – со старшими, с равными и младшими. Что не обо всем в слове Божием сказано, то об этом во многих местах там и упомянуто, напр. Ин.21:25 ст. и др. места. Так ли все это, что я говорил?

Штунд. Да, совершенно так, если бы ваши священники достойно назывались этим именем и заслуженно величались отцами. Между тем, многие из православных пастырей живут нечестиво, заботятся больше о себе, чем об овцах, – своих пасомых. Как стать почитать нам их, величать отцами или целовать их руки! Не уважая и не почитая, мы оставляем их и думаем даже, что греха нам не может быть, если мы отступим, через вину их, и от самой веры вашей, хотя бы она была и действительно истинной, как вы ее обыкновенно величаете, а наше учение, которое мы исповедуем, – и ложь, как тоже вы его называете.

Мисс. Вы ошибаетесь, друзья, если так думаете и поступаете; сами же вы сказали, что не все пастыри не добры, а заметили – «многие». Нельзя допустить, чтобы даже большинство их было все люди худые, и только лишь немногие – хорошие, – такие, какими и должны быть пастыри. Напротив, мне кажется, да, я в этом и уверен, что всегда лучших больше, чем худых, как и вообще это между людьми мы видим. Не большинство же, в самом деле, из христиан пьяницы, развратники, воры и разбойники, – таких между ними немного, всегда незначительный процент, и их всегда во всяком звании меньше, чем людей порядочных. Возьмите какую угодно службу или должность, и увидите, что то справедливо что я говорю. Вы священников обвиняете. А разве священники, в самом деле, люди уже наихудшие из всех? Нет, и потому уже нет, что кто же вас учил и учит доброму знанию о Боге и о всем добром, как не они? Потом – разве священники такие люди, что над ними нет никакого надзора? Тоже – нет, потому что у них есть высшее начальство, которое не милует, а карает нерадивых из них, ленивых и не порядочно проходящих свое священническое служение.

Строго вы слишком судите об их жизни и поведении «Ты кто еси судяй рабу чуждему», – вопрошу я вас словами Свящ. Писания? «своему Господу они стоят или падают». В самом деле, если священники и не отвечают своему званию, то знайте, что не ваше же дело судить их, так как вам не дано власти над ними от Bora; напротив – им вручен от Него суд над вами. Знайте лучше вы свои обязанности пасомых, да будьте больше снисходительны к ним, а к себе строже: никогда вы не ошибетесь, если так поступать станете. В этом случае, лучше всего следуйте таким словам Господа: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же (злым) их не поступайте» (Мф.28:3), вот и все.

После же этого замечу вам, что тяжко вы ошибаетесь, если, отступив от истинной нашей веры, хотя бы и по вине и соблазну наших священников, станете думать или утверждать, что за ваш грех – отпадение ответят пред Богом бывшие ваши пастыри, а не вы сами: это тягчайшее из множества ваших заблуждений. Спасение души дороже нам всего на свете и его всегда нужно искать усиленно, – идти тесным путем, нести много крестов, нужно много терпеть, иногда нужно и страдать до смерти за истину. Если вы знаете, что истина – в православной Церкви, как и сами выговорились о сем, а уклоняетесь от нее ради соблазна, видимого в лице одного или многих пастырей, то можете ли вы получить царство Божие? – не получите его, ибо где ваши усилия, ваши труды и усердие ради его? А ведь в Евангелии-то сказано так: «царствие Божие берется с усилием и только нуждницы восхищают е».

Соблазн же, друзья мои, встретите везде, на всяком месте, а не в лице только священников. Звание-же и служба священническая сами по себе достойны глубокого почтения и много полезны. Пусть священник будет и не хорош, но поведению (хотя это не желательно, и высшею властию преследуется), но его руками все-таки совершается спасение многих. Совершаемые им спасительные таинства остаются спасительными, благодать Божия не отступает от дела, которое совершает такой священник для спасения своих пасомых. Не соблазняйтесь поведением священников, если оно не всегда надлежащее, хорошее. На земле нет совершенства и среди тех, которые всегда его ищут и всеми силами к нему стремятся, – которые удалились от мира и его соблазнов, и, кажется, близки к совершенству; священники же живут среди мира и его соблазнов и потому, неудивительно, если не всегда они совершенны. Да и ничто в мире несовершенно, и самый пресветлый солнечный луч не свободен от некоей части тьмы.

Будьте же к нам – священникам, отступившие наши братия, хоть несколько снисходительны, помня всю трудность нашего служения и вместе слабость и немощь нашей природы!

Миссионер свящ. С. Богданович


Источник: Миссионерская беседа со штундистами по поводу наименования священников отцами и учителями / [Соч.] Киев. епархии свящ. Саввы Богдановича. - 5-е изд. - Киев : тип. Киево-Печ. Усп. лавры, 1907. - 12 с.

Комментарии для сайта Cackle