Азбука веры Православная библиотека священник Савва Богданович Миссионерские семена, или решение некоторых религиозных вопросов из области штундизма

Миссионерские семена, или решение некоторых религиозных вопросов из области штундизма

Источник

1) Штундист. Миссионеру желательно, чтобы его и всякого вообще православного все слушали, а нас никто, чтобы мы не говорили о вере или уповании нашем. Это обидно и крайне досадно. Судите только праведно и тогда кто угодно судите.

Миссионер. Напрасная претензия и странное желание ваше. Кто станет слушать или учиться у дитяти, когда о том же говорит старик? Ведь, вы, штундисты – дети, чуть ли не вчера родившиеся, а мы православные – все мафусалы. За нами двухтысячелетний период, за нами опыт, который мы приобрели, воюя, так сказать, со всеми стихиями поднебесными, земными и преисподними, нас не горсть как вас, а целый облак миллионы-миллионов (Рим.8:35–39; 2Кор.11:23–24; Евр.11:2–40, 12:1) 0 том же просим: Кто угодно, но только праведно о нас судите.

2) Штундист. Выше всякой несправедливости миссионерская несправедливость отстранять нас от себя и смотреть на нас или приравнивать нас к жидам или язычникам, а мы держим, как и православные, в руках ту же самую библию – свет и учение истины.

Миссионер. На одном и том же цветке садятся пчела и паук; но одна дает мед, а другой несет яд. Разумей: Библия одна, а пользование ею, понимание и толкование её не одно. (Иак.3:9–10; 2Пет.3:16).

3) Штундист. Есть у нас желание спасаться, есть у нас Богом данный ум, в руках имеем Священное Писание. Что же за нас православным, особенно духовенству, так бояться? Очевидно, что тут у них «искание своих сил», а не наше какое-либо благо или спасение.

Миссионер. Вот море, удобное к плаванью, и корабль хорошо оснащенный и вполне надежный. Если вы уже сели на него, с желанием плыть, то это еще далеко не значит, что плаванье ваше должно быть удачно и вполне безопасно (Деян.27:10).

4) Штундист. «Дерево по плодам, а человек по делам у Бога ценится». Думаем, что по нашей жизни мы достойнее у Бога, чем православные.

Миссионер. Увы! намъ грешным и смиренным пред Богом! Увы! язык ваш велеречивый и злоречивый, увы падшие и одичавшие души! Не у вас ли шея железная и лоб меден (Ис.48:4)? Не вы ли ослеплены сердцем и умом (2Кор.3:14–15)? Не вы ли отступники от веры, внимаете духом обольстителям и учениям бесовским (Рим.1:23; 1Тим.4:1)? Лжеучители, губители-еретики, отвергающиеся искупившего их Господа, которых учение – разврат (2Пет.2:1–2) – Не вы ли? Невежды, неутвержденные в вере, увлекающиеся различным ветром учения (Евр.12:9), поддающиеся всякому ветру учения и всякому обольщению (Евр.4:14). Кто это – не вы ли? злые делатели (Флп.3:2), непокорные церкви, беззаконные клеветники и лжецы (1Тим.1:6–10), подобные Корею, Дафану и Авирону, Ианию и Амврию (Иуд.1:11). Кто это? непокорные (Евр.13:17) поставленным Богом – Духом Святым пастырям (Деян.20:28). Кто это – не вы ли сами? Попирающие бисер Христовъ (Мф.7:6) и готовые расстерзать тех, которые предлагают вам сей бисер. Кто это, – скажите: не вы ли? Кто это имеет уста, говорящие гордо и богохульно (Откр.13:5–6), кто это извращает истину Божью в ложь (Рим.1:25), кто это враги Креста Христова (Флп.3:18), ругающие ту любовь Христову, которая превосходит разумение человеческое и явлена на кресте (Еф.3:19), скажите: кто это мы или вы? Кто это псы, лающие на Христа и на дела Его: Его церковь, Его слуг, Святыню, Его Таинства (Флп.3:2), Закону Божию непокоряющиеся и немогущие (Рим.8:7), идущие путем Каиновым, путем упорства, отвергающие и злословящие высокие начальства (Иуд.1:8) – Кто это? Кто это так горд, что якобы не имеет нужды ни в воспитании себя, ни в школьном научении, ни в удержании, ни в освящении? Кто это так упорен и непослушен, что его равняет Пророк Божий Иеремия с идолопоклонниками? Кто это совратители с прямых путей Божих, кто исполнен всякого коварства, всякого злодейства, кто это враги всякой правды, сыны дьявола, (Деян.13:10), говорящие хульно на имя Божье, на храм – жилище Божье, на живущих на небе – Ангелов и Угодников Божьих (Откр.13:6)?

Смотрите, Смотрите, Штундисты, чтобы вам не быть богопротивниками (Деян.5:89), чтобы вам от скверных уст, от нечистого сердца, от оскверненного языка, по действию сатаны, во всеуслышание извергающим на Духа Святого запечатанны печатью антихриста хулы, – смотрите, смотрите, чтобы вам не потерять прощения Божья в сем веке и будущем (Мф.18:17; Ин.20:23; Мф.10:15). На диком дереве много колючек и шишек; но кто признает их за что-либо доброе, если они растут и на большом зеленеющем дереве? А хвалящийся всегда своими якобы добрыми делами, знаете ли, кому подобен! Подобен, по слову боговидца Пророка, тому, кто ест свой кал (Иез.4:12). – Господи, помоги нам смиренным и грешным, якоже мытарю «яко бремя тяжкое отяготе на нас и яко беззакония наша превзыдоша главу нашу» (Пс.37:5); а их, превозносящихся и высящихся больше всякого фарисея (возводят себя в саваофы и богородицы), вразуми и направи на путь истины!

5) Штундист. Хотя бы и хотел возвратиться в православие, так нельзя потому, что в православии все состоит на предании.

Миссионер. Да, у нас все на предании. Отвергнете Свящ. Предание, должны будете отвергнуть и Свящ. Писание, которое велит чтить и держаться Свящ. Предания (2Фес.2:15), должны отвергнуть всех тех Апостолов, которые ничего не оставили в писании, а все (свое учение) в предании, должны отвергнуть и Самого Христа Спасителя нашего, Который не написал ни единого слова, а все Свое Божественное учение оставил в Предании, ибо все Евангелия и есть предание: Апостолы писали, что помнили из Его устного учения (Лк.1:2); должны отвергнуть все те времена, в кои Господь руководил Свой богоизбранный народ без писания, а посредством предания, т.е., от Адама до Моисея и от пришествия Христова в мир до появления Евангелия в письмени. Но разумно ли это, а главное возможно ли в домостроительстве человеческого спасения? Восставать против предания значит восставать против Бога, так благоволившего управлять нами и благоустроять наше спасение; это значит крайне быть неверным Богу, ибо какие добрые дети станут возмущаться против словесных распоряжений Своего благого Отца, не признавая таковых за законные и необязательные, а почитая для себя таковыми только письменные; это значит крайне противоречит самим себе на каждом шагу: ведь и в жизни внешней, как и в духовной, штундисты руководятся преданиями и в последней даже больше преданием, чем Свящ. Писанием притом не Апостольским или Христовым, как мы, а чисто человеческими, от которых Евангелия нас предостерегают, а Пророк Иеремия угрожает проклятьем. Ибо что такое все толкования штундистов на Свящ. Писание -не предание ли их грешных лжепресвитеров, ложных законоучителей (1Тим.1:7), которых Апостолы именуют волками, зверями, псами, свиньями (Флп.3:2); а Самого Христа слово зовет их ворами и разбойниками (Ин.10:8). Смотрите, штундисты, в вере ли вы и как вы опасно ходите (Еф.5:15).

6) На вопрос штундиста о том: что существенно необходимо в жизни каждого христианина, без чего никому нет спасения? От миссионера последовал такой ответ: «уверовав во Христа (Мк.16:16) и от рук святителя или священника восприяв св. Крещение (Мф.28:19), нужно в земной жизни идти узким и тесным путем (Мф.7:13), с сыновней покорностью пребывая в послушании церкви Христовой (Мф.18:17), где благодать Христа и Духа Святого на все (Еф.2:5, 10, 15:18–19), которую с верой глубокой и надежной приемля, в простоте сердца, со страхом и трепетом содевать свою славу, т.е., спасение (Флп.2:12). О своей самостоятельности или каких бы то ни было заслугах здесь не можетъ быть и малой речи (Флп.2:13), иначе напрасно и Христос приходил к нам.

7) «Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь, если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» (Пс.61:10). Это, мне кажется, наиболее приложимо к нашим штундистам и вообще ко всяким еретикам. Не будучи в церкви, где благодать Христа и Святого Духа, они остаются плотью, – какой рождаются, такой и умирают, даже худшей, ибо к прародительскому греху прибавляют множество своей собственной греховной скверны, губящей душу и тело; а при таком их состоянии, не имея права называться и быть сынами благодати и сынами света – не суета ли это? Руководители их – сыны мужей – ложь, ибо проповедуют путь, который не от Господа и не ведет к Богу, ложь и проклятие, ибо все свое упование возлагают на человека – друг на друга и на собственные дела свои (Иер.17:5), а это такая пустота, легче которой нет и быть не может, и имя таковых написано на прахе, разносимом ветром. Но, о Господи и Отче Премилосердый, ради праведников спаси сих грешников; а если не довлеет к сему совершенство сынов Твоей благодати, то ради Единородного Твоего возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа даруй им разумение ко спасению, благодатью Своей покрой их грех отступления и направь их на путь к познанию истины!

8) «Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата всуе повинен есть суду?» (Мф.5:22). Грозное слово Сына Божия на тех, кто напрасно гневается на ближнего своего, брата по плоти, брата по благодати или вере. Какого же гнева и наказания Божья достойны те наши чада духовные, которые, восприяв от нас все спасительное, начиная с самого имени «Христианин», осыпают нас ругательствами, смотрят – дарят презрением, дышат злобой, мыслят мщение, в то время, когда мы, пастыри церкви, для них несравненно больше всякого брата (1Кор.9:11), больше всякого благодетеля (2Кор.6:10). И за что же? за вразумление и научение и за то, что отводим их от погибели, от проклятия и тяжкого гнева Божья, что говорим им часто эти слова Божьи, прямо к ним относящиеся: «К отступившим не благоволит душа моя», «Возненавидех церковь лукавнующих», «Законопреступные возненавидех», «Приходит гнев Божий на сынов противления», «Кто отвергнется Меня пред человеки, отвергнусь его и Аз пред Отцом Моим Небесным» и «Господь-мститель не пощадит противников своих» (Наум1:2) хотя эти грозные слова, мы всегда растворяем такими и подобными сладчайшими и милостивейшими словами Апостола, готового за спасение братий своих быть изглаженным из книги живота (Рим.9:3): «если есть какое утешение во Христе, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность: имейте одни мысли (с состоящими в союзе с церковью), имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомышленны. Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе каждый только заботься, но каждый и о других (Флп.2:1–4).

Господи, погаси пламень всяких страстей в сердцах братий наших штундистов, а наипаче ослепивший их, но напрасный против нас пастырей гнев их, и превыше всех страстей поднявшуюся в них гордость, достигающую до самого глубокого источника ее – сердца и утробы дьявола.

9) «Церковь есть столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), да такой столп, что и врата адовы – все силы дьявола не одолеют её. И естественно: потому, что в ней глава Христос, с ней Дух Святой, в ней тело и кровь Христовы, страшнее чего нет ничего для силы дьявольской. Господи, отверзи несчастным братьям нашим, отступившим от лона православной церкви, да видят против какой твердыни они подняли свои преступнейшие руки и против Кого воюют.

10) «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13:8) как вечный Бог, то значит, и пример Его житья на земле и учение Его, должны быть для нас, учеников Его, единственны и вечно святы. Но что же теперь не все Христиане смотрят на пример жития Его, зачем отступление, своеволие, зачем увлечения ученями различными и чуждыми (Евр.13:9), почему не один Он учитель (Мф.23:8), а многие учителя (Иак.3:1), имеющие только вид благочестия (2Тим.3:5), не ведующие истины (2Тим.3:7), проповедующие Христа не чисто (Флп.1:16), и лающие на Него Самого и на св. Его Церковь (Флп.3:2)?!

Нам спящим прииде дьявол и сеет дела свои, которые уже раз Всесильным разрушены (Ин.3:8). Господи, воздвигни силу Твою во еже спасти нас, и да расточатся врази наши!

11) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20), то значит со штундистами нет Христа, ибо Онъ обещал пребывать только с Апостолами, а, следовательно, теперь только в том обществе, где, вместо Апостолов, имеются их преемники. Так много погибло ересей, а древо церкви Божьей, насажденное Отцом Небесным, растет роскошно, все высясь, коренясь и ширясь по лицу всей земли Божьей, служа для неё и прочих обитателей её солью и светом, без чего всей вселенной грозит полное разложение – гниль и тьма, влияние которых в силе обнять и в будущем веке тех, которые подчинились ему в настоящем. Благодарим Тебя, Господи, всегда, что мы с Тобой в теснешем единении (Ин.6:52–69) и глубоко скорбим о тех, которые озлюбили и восприяли тьму вместо’ Тебя, единого Света, Господи наш.

12) «Истинно говорю Вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Штундисты успокаивают себя тем, что они «сознают грехи». Но мало сознавать, нужно, чтобы они были разрешены и прощены еще на землн: помутить лишь воду не значит очистить ее. Ты каешься пред Богом, штундист? А знаешь ли, простит тебя Бог или нет? где уверенность, где успокоение душевное насчет прощения, без чего никакое покаяние не удовлетворит мятущегося духа нашего? Вы веруете, штундисты, и ради веры надеетесь получить все? Ваша вера, что сок в дереве и по нем плоды. Вот и бесы веруют, но не почитают святых угодников, жилища Божья, т.е. Храма, Свя-тыни Христовой, т.е. честного Креста. Подумайте, братья, с кем вы сходствуете по вере: это такое сходство между вами штундистами и нами христианами, какое между демонами и ангелами. Ужасно это вымолвить, но это правда чистая, правда святая.

Вы говорите, что такая власть – прощать грехи дана лишь Апостолам, которых теперь нет на земле, а потому и прощения не от кого получать, кроме как от Самого Бога? В таком случае, откажетесь совсем от звания христиан, ибо, где вы его взяли – от Апостолов? Но вы же их не видели! Так будьте же последовательны в рассуждении, если хотите рассуждать, а не веровать Христу. Апостолы видели Христа, преемники видели Апостолов, а не Христа, а мы видим не Апостолов, а их отдаленных (будучи сами отдалены по времени) преемников с такими же полномочиями и властью от Духа Святого, как и сам Апостол наставляет (Деян.20:28).

Господи, слава любви, снисхождению и милосердию Твоему к нам грешным!

13) «И прииде (Симеон Богоприимец)Духом в церковь» (Лк.2:27). Какие вразумительные для вас, штундистов (да и для всего мира – грешников и праведников) слова! Вы же хвалитесь, что вы все и всегда живете с Духом Святым. Почему же вас, как воистинну руководимого Духом Святым Симеона, Он не ведет в храм – Церков Божью? Тот же Дух Святой руководивший пророков и Апостолов (1Кор.11:12), учивших истине и спасению мир, сюда же приводил их. А Пресвятая Дева Мария, сделавшаяся достойнейшей обителью Христу, где, в каком наидостойнейшем на земле месте воспитала Себя – не в храме ли? А Христос какое место на земле наиболее возлюбил – не храм ли – дом Отца Небесного?

Значит, на земле не было и нет более достойного места для Бога, как храм. Зачем же штундисты бегут от него? Значит, не Святой Дух живет в них, а злой, когда он отводит их от храма Господня.

Смотрите, как опасно ходите (Еф.5:15). Смотрите, в вере ли вы, штундисты.

14) «Он (Симеон) взял его (Христа младенца) на руки, благословил Бога, а далее «и благословил их (Младенца и Матерь Его) Симеон» (Лк.2:28–34), видите, штундисты, величие наших священников, их благословения не возгнушался принять Бог во плоти и Пречистая Матерь Его, честнйшая Херувим и славнейшая Серафим; им же Христос – Господь передал Свою власть на земле, кого они введут, кому отворят двери Царствия Божья, тот и будет там, перед кем, затворят, тот во веки туда не попадет (Мф.16:19, 18:17–18) и хуже будет, чем Содомлянам и Гоморрянам тем, кто не послушает их (Мк.6:11). За непослушание Господь лишает таких ослушников всякой Своей благодати, Своих милостей, Своего братства и равняет их, – хотя бы они отличались всеми добродетелями – язычникам мерзким и нечистым, и хотя бы они положили за Него душу свою, не увенчает их Славой Своей (2Тим.2:5). А нам, возлюбленные во Христе братья, если пребудем своему Спасителю верными, готовятся такие блага, которых мы не можем представить никакими чувствами своими, и даст нам в пришествие Свое сесть рядом на престоле с Собой.

Господи, не лиши нас милостей Своих, паче же тех, которые будут уготованы в будущем веке любящим Его; но и братий наших, отступивших от Тебя, спаси, ими же Сам веси судьбами.

15) «Пьяницы царствия Божья не наследуют» (1Кор.6:10). Это место Свящ. Писания, требующее нравственной чистоты и трезвой жизни от последователей Христовых, сильно смущает некоторых Христиан, не по разуму ревнующих о благочестии. Видя некоторых братий, предавшихся пороку пьянства, так сильно возмущаются, что оставляют веру православную, вне которой, как вне ковчега Ноева во время потопа, нет спасенья, и не поймут несчастные, что здесь обольщение дьявола, который умеет губить людей, как посредством порока и греха всех, так и посредством добродетели некоторых. Если так смотреть на пьянство, то нужно совсем оставить мир, который весь во зле лежит, а грех – что для души, как не напиток, ее одуряющий? Да и зачем превратно смотреть на вино: разве оно сильнее Христа и Его благодати? – Удаляющиеся от церкви, якобы благодаря вину, погибли для Царствя Божья, и сим показывают, что вино будто бы сильнее самого ада, который, по слову Христа, бессилен против нас, идущих в Царство Божье.

Возмущаются штундисты, что начальство православное, не карает пьянствующих, не удаляет их от церкви. Церковь-любвеобильная матерь, а добрая мать всегда ласкова и терплива, и больше она учит и умоляет чад своих, чем карает. И церковь, в крайних случаях прибегает к каре таковых, как и других тяжких грешников. Не раскаянных пьяниц по смерти даже лишает чести христанского погребения, выше какой кары другую трудно и представить.

Но штундисты должны оставлять пьянство и пороки, а не веру, которая порицает пьянство и всякие пороки.

На помощь пастырям идет и Правительство, которое имеет законы, карающие пьянство, устанавливает «Общество Народной Трезвости»; но на все нужны время и наука, а не все кнут и палка: сознательно сделанное доброе дело имеет значение добродетели. Зачем же нам и дана свободная воля и разум, распознающий и различающий добро и зло? Наученный добровольно доброму делу и убежденный в его красоте и ценности более им дорожит и старается привить и передать его другому, а действующий по принуждению только и ждет, как бы, миновало время и лица принуждающие, а там пойдет все по собственной, а не по чужой воле.

Господи, даждь нам жить по разуму Святой Твоей Церкви, тогда не будут страшны никакие наветы вражьи; Господи, изми и братий наших, которые уже в сетях давольских.

16) «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23). А штундисты хотят уже вознестись в своем мнимом совершенстве нравственном выше Апостолов. Апостол Апостолу – учитель вселенной своему ученику дозволяет пить понемногу вина, так как это полезно, а штундисты, под страхом отлучения от своего общества, воспрещают прикасаться к вину. «Оправдися премудрост от чад своих», желающие стать выше Апостолов являются отродьем мира. Не вино виновато, а премлющие его не в меру (Притч.20:1). «Вино, приемлемое в меру, полезно животу человеку» (Сир.31:31); «оно веселит сердце человека» (Пс.103:15).

Последуя Св. Писанию, будем братия, пить вино тогда и столько, как указывает нам слово жизни, памятуя при сем непременно, что оно жалит, как змея (Притч.23:32), оно начало блуда (Еф.5:8), источник множайших бед (Притч.28:21–35) и вина погибели вечной (Мф.24:51) для приемлющих его излишне. Но вреда немало для тела нашего, а следовательно и для души и от объедения, которое Самим Христом поставлено наряду с пьянством. (Мф.24:49–51), а, между тем, без пищи нам жить нельзя. И много говорить доставляешь боль языку и голове; при сем не обходится и без греха (Прем.). Смотри долго на свечу, почувствуешь боль в глазах; но не свеча же здесь виновата в появлении в нас боли.

Всему знай меру и имей разум.

Господи, всели в сердца наши страх Твой святой, который есть начало премудрости ко спасению, а заблудших братий наших вразуми, ибо они «боятся страха, идже несть страх».

17) «Мы все живем по Евангелию», – твердят штундисты. А откуда же спросить их нужно, взялся культ дьяволослужения, который явился и существует в Париже, столице западных христиан? Имеются там дьяволу алтари и службы ему отправляются и такие дьявольские сыны тоже имеют Евангелие и говорят, что они на основании Свящ. Писания веруют, и живут и действуют.

Тот, который сказал нашим прародителям: «будете яко, бози», уловил льщением и наших братьев и доводит их до крайней наготы духовной; но Возсиявый из Марии и спасый Адама, спаси и падших сынов его, открыв им разум освятив чувства и допустив к покаянию.

18) Дурная жизнь не значит того, что плоха и та вера, в которой состоят дурно живущие люди. И рассуждать так никак нельзя. Штундистам самим более всего нельзя так ни говорить, ни понимать, иначе они должны признать и свою хваленую штунду неправой верой, потому что и между ними больше нарушителей их веры, чем добрых исполнителей; да если так говорить, то на всем свете не окажется истинной веры потому, что в каждой вере есть много грубых и дерзких нарушителей.

Но, очевидно, такое мнение – несомненная ложь и нелепость, как ложь то, что если есть преступники в Государстве, то значити Царские законы излишни и никуда не годятся.

Подумайте, братья-отделенцы, сколько есть сект и самых гнусных и самых мерзких, а между тем, они возникают из того же источника, из какого вышло и штундовское учение – отделения от церкви и своевольного толкования и понимания слова Божья. Это и естественно очень: перестать в духовной жизни руководиться Духом Святым, значит невольно подчиниться духу злому: Симеон Богоприимец, сказано, руководимый Духом Святым, пришел в храм Божий, чтобы здесь встретить Христа Спасителя; а руководимые духом злым отходят от храма, чтобы не встретиться со Христом Спасителем. Да и поступают в штунду и вербуют в нее не истины ради, а по рассчету: одни ищут презренной иудиной корысти, другие скоропреходящей и фальшивой славы человческой, иные удовольствий мира сего – роскоши, пресыщения чрева, сладости страстной чувственности (едят мясо, пляшут и в Великий пост, тогда как в православии великое воздержание и тесный тернистый путь), ищут опьянения вместо вина табачным дымом, эфиром, морфием; иные же и с такой пустой целью суются в штунду, чтобы показать перед православными и штундистами особенную изворотливость своего ума и тем похвастать собою перед миром и хоть этим выйти из ряда людей обыкновенных – своих родных и знакомых.

Но это же не значит идти путем спасения, а теми путями своими, которые только им самим кажутся спасительными, а на самом деле они «зрят во дно адово».

Но, о Господи, Своей милостью и премудростью отведи их от сих путей погибельных!

19) Штундисты говорят, что у нас есть Таинство Исповеди. Так, когда они исповедуют грехи свои пред обществом, Богъ им прощает. Но их исповедь недействительна хотя бы потому, что ведь не все же могут исповедовать грехи свои: немые как могут исповедывать грехи свои, не будучи в состоянии говорить? Глухие как получат от общества разрешение или прощение, не будучи в состоянии что-либо слышать? Значит, такие не могут иметь и прощения. Но главное дело вот в чем: для прощения грехов разрешающим их должна быть дана власть свыше, а такой власти обществу не дано, да и уверение в получении прощения прощенный должен иметь для своего успокоения, а такое уверение имеется только в Богоустановленной власти, данной Апостолам и их преемникам.

Порвавшие и утратившие всякую связь с Церковью Христовой и презревшие ее каким образом могут уповать на благодать церкви, подаваемую в хранимых ей как зеница ока, Таинствах Христовых? Оставивший навсегда дом и поселившийся в другом доме без сомнения оставляет и те блага, малые или чрезвычайно великия, которые имеются в оставленном доме.

Если старообрядцы, раскольники, желавшие сохранить все точно и неизменно относительно древней веры, однако, не имеющие законного священства, куда зашли, в какие заблуждения впали; то, естественно спросить: куда же можно зайти без таких руководителей, без желания сохранить точность древнюю, а напротив, с намерением повернуть все на свой лад, и там показать свой ум.

Да, такое покаяние, какое проповедуют штундисты, может иметь какая угодно вера, а спасительное дано Спасителем, и оно особенное и находится только в Церкви Христовой, где Апостолы – строители таин Христовых(1Кор.4:1) и их преемники, где Дух Святой дышит на дело спасения людей (Деян.20:28; Еф.4:31).Слава Господу Христу, что мы всегда можем сказать: мы плоть от плоти Его и кость от костей Его (Еф.5:30).

20) Читать Священное Писание и мудрствовать над ним и по нему могут и евреи и татары в таком духе, как штундисты,т. е. видеть, в нем только то, что нравится им и отвечаеъ их желаниям; но это не может же их спасти, как не спасет и штундистов их вера.

Слово Божье – глагол Христа. Когда мы его читаем, то все равно, что слушаем проповедующего Христа. Но разве все слушавшие Христа спаслись?

Истинные слушатели Христа крестились, приобщались Св. Таин, в чем и выражалось, что они были для Христа истинными Его учениками, а не мытарями и язычниками. Вот первая и последняя цель чтения Евангелия и всего Слова Божья братом христианином, а без сего он истый язычник, мытарь или еврей.

21) Кто станет отрицать из-за одного Иуды святость и высокое достоинство всех святых Апостолов, или из-за Каиафы уничижать или презирать Аарона, Захарию, Иезекииля и Иеремию-первосвященников и пророков, или за грехи некоторых христиан оскорблять всех христиан вообще? но так именно и поступают злые для нас братья наши штундисты: за грехи некоторых членов нашей церкви они бесславят всю нашу Церковь, которая есть чистая и непорочная невеста Христа Господа нашего (Еф.5:27). Держась правильного тока мыслей в этом направлении, самые же штундисты должны найти и свою веру несовершенной и должны осудить и оставить ее потому, что и между их (лже)пресвитерами есть воры и пьяницы, а между простыми штундистами, вообще больше скверны, чем праведности.

22) «Церковь лукавнующих» (Давид). Такова, именно, церковь штундистов, которые заповеди Божьи презрели, а бредни человеческие усвоили и чтут их; немецкие псалмы приняли, а Апостольские уставы отвергли. Их церковь изуродована. Истинная церковь состоит из многих и разных членов! Епископов, священников, дьяконов и мирян (Еф.4:11–13; 1Кор.12:12–14:27–29), а у штундистов все миряне, и в то же время все мнят себя священниками. Но тело Христово состоит из многих и различных удов, как и наше тело. Поэтому будут ли все члены священниками – это уродство, будут ли все зрячими – равно уродство.

В здравом теле здравый ум и такие же суждения о вещах.

23) Шундисты хвастают чистотой своих нравов и благочестем жизни. Им это и нужно непременно для того, чтобы привлечь в свою общину. Если бы они этого не делали, то кто бы обратил на них внимание, кто пришел бы в их магазин? Но это они делают – выставляют свою казовую сторону лишь на первых порах; а когда секта их увеличится, тогда безобразия между ними будет несравненно больше, чем среди православных. Это и вполне естественно: всегда клопов, блох и всякой нечистоты в том доме больше, который оставлен благороднейшим созданием – человком, в том доме, где больше грязи.

Что для обыкновенного дома человек, то для сердца нашего и для души – Божья благодать.

24) «Они (пророки и все вообще святые) имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их; и имеют власть над водами – превращать их в кров, и поражать землю – всякой язвой, когда только захотят» (Откр.11:6). Вот прекрасное и весьма убедительное доказательство для штундистов, толстовцев и всяких неверов, почему мы почитаем святых и молимся им.

Если мы много почитаем людей бренных, некоторую власть имущих на земле, то кто же – не дьявол ли ослепляет очи братьев наших, что они не хотят почитать нетленных – тех, которые на небеси и от Царя Небесного получили власть, как вот слышали и читали, над небом и землей и над судьбами живущих на ней.

Да, «Зело честни друзи Твои, Господи» (Пс.138:17) и «Ты исполняешь вся хотения их» (Пс.102:5); а «грешников Бог не слушает» (Ин.9:31).

Дай же, Господи, крепкий разум всем верным рабам Своим, чтобы они не слушались сих грешников – глумлений законопреступников, ибо они (глумления) не яко закон Твой, Господи (Пс.118:85).

25) Крайне печально видеть, как штундисты дичатся, уклоняются от всего православного, от всего, что напоминает им Храм Божий и все святое наше, особенно они сторонятся от нас – пастырей церкви, как бы от своих злейших врагов.

Я – недостойнейший из недостойных пастырь и на душе имею великую скорбь о заблудших братьях наших и готов выложить пред ними весь свой ум, отдать им все сердце свое, чтобы вразумить их и уверить, что они стоят на пути погибельном. Я бы желал, чтобы до сердца всех их дошло это мое воззвание: «подумайте, дорогие братья, смотрите и поймите, куда и к чему ведет вас дух-обольститель. Он – дух лжи и всякой нечистоты удаляет своих последователей от истины, от храма и его святынь, от священных лиц и от освящающих средств, от главы Христа и от святых на небе и на земле, чтобы оставить вас навсегда нечистыми потому, чтобы иметь в вас свою часть.

Отсюда да будет понятна ненависть ваша к нам. Священники – руководители, учители и вожди духовные, за которыми, как войско за вождем, следуют их полки пасомые. А куда же годится войско, если погиб его руководитель? И многочисленное, оно, в таком случае, бессильно и малозначуще. Потому то неприятель на войне, любезные, замечайте, прежде всего, старается сразить или удалить из войска предводителя его, тогда он многого достигает: а дьявол не мудрее ли всякого военачальника из людей?

Конечно, друзья мои, мудрее, а потому и старается разъединить стадо и его сло-весного пастыря, или старается, чтобы стадо возненавидело или не слушало своего духовного вождя. Тогда воины Христовы, христиане, представленные самим себе, пойдут какими угодно дорогами, пойдут, куда станут их вести приглашающие. Обольщение врага, что в руках у вас Библия, а с ней якобы все. Великое обольщение! Что поможет свеча человеку, лишенному глаз, в неизвестных опасных местах, без проводника, хотя бы он обладал какой угодно силой, смелостью и энергией: все равно устанет такой путник, заблудится, искалечится, опухнет, наконец, с голоду и умрет.

Не дайтесь же, друзья, в конец врагу. Поселив у вас пренебрежение ко всему, ненависть и злобу, знайте чего он хочет. Он хочет вынести из душ ваших все святое, а потом, пришедши вдвоем или всемером или и целым легоном вселиться в вас, да и показывать великий обман, что не вы отступники от Христа, а все другие отступники от Бога, – обманывая вас, как обманывается пьяный, считая, что не он, идучи по дороге, качается, а все и всё другое качается и не твердо стоит. Откройте же очи свои, мои друзья, и в конец поймите, куда клонится дело, как хитро опутывает вас враг наш и Божий для верной и вечной погибели вашей «а для своей бесовской потехи, чтобы сделать вас отверженцами на небе и на земле, лишив вас благодати Святого Духа, заступничества Ангелов и святых человеков, общения с ними, помощи, и общения со Святым нашим Господом, без чего мы так несчастны, что лучше бы нам было и не родиться».

26) «В церкви православной нет гонений, а потому она и не истинная церковь,ибо желающие благочестно жить гонимы будут (2Тим.3:12), а таковы и есть мы-штундисты».

Здесь нам, братья, нужно взять некоторое рассуждение. Когда-то на нас православных действительно было гонение, и много, весьма много было гонений, а теперь нам пора знать и покой. Прожили мы около 2000 лет, пора нам быть и победителями. Кто смеет и может нас теперь гнать? С 8-го века Господь даровал православному миру полное успокоение (Ис.58:17–19). Наши мученики и святые, наши преподобные и бессребренники, наши пустынники и праведники бесчисленные, мужья и жены, старики и отроки выходили на борьбу, на которую ад выводил все свои силы, и мы же православные победили, а не дьявол. Как же смеет он нас теперь гнать и преследовать, когда наши ратоборцы наступили его ратоборцам на голову и на шею?! И ничто же нам вредит вся эта сила вражья (Лк.10:19). Господь даровал нам победу и славу: Глава в православном царстве нашем Православный Государь, православное и все его правительство.

Кто посмеет нас гнать?! Поймите это, что все так понятно всякому и малосмыслящему. У нас настали или приблизились уже те времена, о которых св. прор. Исайя говорит (Ис.33:6), и теперь у нас только нечестивым нет мира (Ис.48:22).

Вот между язычниками и православными, проповедующими христианство миссионерами, еще идет борьба: там миссионерам приходится терпеть все они действительно терпят, и много терпят. Приходится им испытывать и тяжкие гонения, и приходится знать муки и принимать мученическую смерть.

А мы православные штундистов, жалующихся на нас, якобы на гонителей и обидчиков, совсем не преследуем, а лишь удерживаем, не дозволяем им вносить в единое и благоустроенное на земле православное Русское Царство разделение, смуту и несогласие. Мы хотим, чтобы они подчинялись, а не противились Церкви Святой и законам Царским, которым мы все с такою любовью, готовностью и ревностью, для своего же блага, подчиняемся.

Штундисты, как все видят, противники и изменники Богу и Царю. Но не напрасно же Царь носит свой меч, а на страх делающим злое (Рим.13:4). Он им угрожает, а ты хочешь не бояться власти, благое твори (Рим.13:3). Или вы, штундисты, думаете и в самом деле, что любите Помазанника Божья, – возлюбленного нашего Государя?! Вы слушаетесь Его?! А где же то у вас, что требуется вот сим местом Слова Божия: «прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы намъ проводить жизнь безмятежно во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»(1Тим.2:1–4). Где же ваши молитвы за Царя и за властей? Прочитайте нам православным хоть одну из них. Когда мы их совершаем в нарочитые дни и ежедневно, то, что вы читаете и совершаете? Молчите!.... да и молчать должны, как безответные преступники: нет у вас, значит, того, «что угодно пред Спасителем нашим Богом».

Нет гонений, а вам их хочется? Вы их сами себе можете во спасение устроить: изберите узкий и трудный путь, распните плоть со страстями и похотями, покорите плоть духу, свою волю Божьей воле, свой гордый и кичливый разум вере, умертвите уды, дабы не работали греху, воспитайте любовь к Богу и любовь к ближнему, откажитесь от гордости, самолюбия, превозношения. Если всего этого добра христанского вы станете достигать, то мало ли натерпитесь мук, мало ли понесете страданий от своей плоти, от своего себялюбия? От этого иногда не менее, а более будет больно, чем от тех мучений, которые терпели христиане от язычников.

На себе испытайте, доверьтесь на пути к спасению св. Церкви и её пастырям: откажитесь от самомнения, от религиозной гордости, злобы, ненависти ко всему Святому, от всего того, чем дорога вам штунда. Вот вы будете христиане и мученики, хотя никто вас и гнать не станет.

27) «И дал ему (зверю-антихристу) дракон (веельзевул-князь бесовский) силу свою и престол свой и великую власть»... И ‹он действует пред ним (вельзевулом) со всей властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми, творит чудеса... И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»(Отк.13:12–15).

Штундисты и разного рода неверы, не признают в иконах Божьих чудес и вообще говорят против всего таинственного и чудесного в вере нашей, находя все чудесное невозможным. Как будто чудеса-несообразность какая, как будто в чуде не сказывается милость Божья к падшему роду человеческому и как будто чудесность не приличествует Божеству, которое само в себе все чудо и милость.

Да и человек сам по себе ни более, ни менее, как истинное чудо, вышедшее из рук совершеннейшего Создателя его и Творца, равно как и мир весь также есть чудо.

Но меня крайне возмущает и удивляет такое тяжкое ослепление говорящих так, особенно потому, что они привыкли говорить всему миру: «мы во всем руководствуемся Свящ. Писанием». Почему же выше писанного, читая, не видят? Не ясное ли дело, что очи их ослеплены и уши смежены им обольстителем так, чтобы они не разумели того, что нужно разуметь, или разумли все по своему.

Так разумейте же, несчастные и буии, что если злая сила ко вреду человеческому, по допущению Божью, может творить чудеса, творит их с великой властью и эти чудеса может творить и икона этой нечестивой силы, то не естественнее ли Самому Творцу Богу творить чудеса, что так Ему свойственно и прилично, и давать эту силу во славу Свою и нам на пользу и спасение Своим угодникам друзьям, и такую же силу и с такой же благой целью сообщать и иконам Своим Святым и иконам Своих угодников друзей.

Каждый из таких ослепленных должен ежечасно молитвенно взывать: «Господи, даждь ми веру, да прозрю и уразумею чудеса от закона Твоего»! (Пс...)

Окружной миссионер Священник Савва Богданович


Источник: Миссионерские семена, или Решение некоторых религиозных вопросов из области штундизма / [Соч.] Киев. епархии свящ. Саввы Богдановича. - 4-е изд. - Киев: тип. Киево-Печерск. Успенск. лавры, 1907. - 39 с.

Комментарии для сайта Cackle