Источник

Центр "Единение""Зеленое братство"

Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и язычество"

«Бажовцы»

Руководство: Основатель – Соболев Владимир Викторович, называет себя «пророком бажовской веры».

Месторасположение центров: Челябинск.

Доктрина

Религиозное учение бажовцев, по существу, представляет собой попытку русификации рерихианства 557 и является компиляцией из: учения Рерихов, зороастризма, русского язычества, оккультизма и, как написала об этом газета «Русская мысль», паранаучных идеологем, а также произведений известного сказочника Павла Бажова.

Доктрина бажовцев является мессианским, эсхатологическим религиозным учением. Согласно их представлениям, Урал находится на стыке Европы и Азии и потому является «энергетическим сердцем России». Недалеко от Магнитогорска (Челябинская область) находится местечко Аркаим, где археологами обнаружены руины языческого тенгрианского храма (тенгрианство – доисламская языческая вера тюрков, – прим. ред.), разрекламированного не столько учеными, сколько астрологами Павлом и Тамарой Глоба 558 , 559 . Бажовцы считают, что здесь некогда проживал таинственный темнокожий народ чудь, обладавший немалыми знаниями и силой. Народ этот якобы был связан с жителями Беловодья – страны, расположенной в горах Тибета. Жители Беловодья объединялись в Белое Братство, воспетое Н.Рерихом, а затем М.Айванховым (и возрожденное на практике Мариной Цвигун со своим супругом Кривоноговым). Любопытно, что среди современных башкир бытует вера, что Аркаим – прародина башкир 560 . «Но вот в этот край пришел царь, и расцвела белая береза, и племя скрылось в горах, засыпавшись каменьями; прийдет время, и оно снова выйдет к людям, и тогда на земле воцарится рай», – гласит легенда, гуляющая среди бажовцев 561 . Бажовцы верят, что Аркаим – это своего рода «пуп Земли», который сегодня равен по эзотерическому смыслу Шамбале, а завтра, после ряда мировых катастроф («страшного суда»), станет центром России и всей планеты 562 .

В качестве священных текстов используют сказы советского писателя, лауреата Сталинской премии Павла Петровича Бажова. Его сказы называют «Евангелием от Урала» 563 . Бажовцы верят, что в сказках Бажова скрыто сокровенное знание. Персонаж Хозяйки Медной горы (Хозяйки Урала) приобретает значение божества. Л.Пальчикова, сотрудник Бажовской академии, в газете «Атлантида» 564детально раскрывает представления бажовцев о Хозяйке Урала 565 .

Согласно доктрине бажовцев, как Алтаем и Гималаями «управляет» Зороастр, так покровительницей-демиургом Урала является Хозяйка Медной горы – Хозяйка Урала, являющаяся помощницей Матери Мира (связка с учением Рерихов). Она – «куратор всей духовной жизни людей Урала». Л.Пальчикова пишет: «Хозяйка Урала – сотрудница Иерархии Света. Великие Учителя планеты и их сотрудники работают в научных лабораториях, занимаются исследованиями в масштабах не только планеты, но ч Солнечной системы. Хозяйке подвластны и животное, и растительное, и минеральное царства. Руководить всем этим можно, только имея великие знания» 566 . Ее помощниками являются Великий Полоз, бабка Синюшка, Огневушка- поскакушка и прочие бажовские персонажи 567 , 568 . Все эти персонажи, кстати, уже навевают мысли о возможной принадлежности бажовцев к сатанизму (Полоз – змей, бабка Синюшка – ведьма и т.д.), хотя ставить точный диагноз пока рано.

Хозяйка Урала, по представлениям бажовцев, обладает психической энергией, способной превращать фекалии в золото; бажовцы мечтают, что Хозяюшка со временем откроет это умение своем последователям 569 (тут почему-то возникают ассоциации с «материализацией» Сатьей Саи Бабой золотистого цвета лингамов и вытаскиванием их из своего рта).

Параллельно поклонению Хозяюшке бытует поклонение покорителю Сибири Ермаку, который среди бажовцев считается «великим воплощением», поскольку он соединил Европу и Азию, открыл «путь на Восток, откуда всегда идет свет, где находится таинственное Беловодье, всегда притягивающее искателей Бога и смысла жизни. Обо всем этом знал Ермак» 570 .

Учение организации имеет и более развитую религиозную модель, сформулированную Владимиром Соболевым следующим образом. Высший разум Вселенной – Логос. Космическим отцом Земли был некогда Люцифер. Он назывался «руководителем и воспитателем» Земли. Восемь миллионов лет назад по заданию Логоса с Венеры (сразу вспоминается Хаббард с его «миллиардами лет назад» и злодеем Ксену) на Землю прибыл десант великих ученых для дальнейшего усовершенствования землян и их постепенного расселения на Марс и Меркурий. Люцифер отнесся к этому мероприятию весьма ревниво и воспротивился. Однако Логос настаивал на своем, и тогда Люцифер, по выражению. Соболева, «взял курс на уничтожение Земли», превратившись из отца в злодея. Люцифер держит всю землю, все живые процессы, все интеллектуальные и духовные процессы в «своем биополе» и контролирует их. Логос, видя такое поведение Люцифера, дает Земле новых отца и мать: Великого руководителя и Матерь Мира. В начале XIX века Люцифер сконструировал «адскую машину», которая «собирает психическую энергию» злых и развращенных людей и с ее помощью стремится взорвать землю 571 , 572 (до Хаббарда Соболеву явно далеко).

Соболев учит, что в 1882 г. воплотился Антихрист. Его задачей, по замыслу Люцифера, была подготовка революции 1917 года. Однако Высшие Светлые Демиурги со всех концов Вселенной собрались в 1898 г. к Земле и спасли ее, придумав и запустив в действие разного рода контрмеры. Эти Светлые Демиурги послали В.И.Ленина с миссией ограничить и смягчить разрушительную силу революционеров. Ленина, кстати, через несколько лет признают святым, считают бажовцы (в некоторой степени это обуславливается той симпатией, которую испытывали к Ленину Рерихи, отчасти – своеобразным наслоением советской идеологии на мистические представления постперестроечной интеллигенции) 573 .

Говорится, что в 1928 году произошло второе пришествие Христа, но не в теле, а только в духе (явно заимствовано у «Свидетелей Иеговы»). Его задача – создание нового человека с тремя развитыми центрами. Согласно бажовской теории, в России соединились и главенствуют три основных народа – русские, татары и евреи. Русские владеют сердцем (доброта, любовь), татары – волей, а евреи – интеллектом. На этом замесе Христос к 1940 (???) году сформировал новый народ, из которого в дальнейшем возникнет человечество эпохи Водолея. Великой отечественной войне придается особый мистический смысл. Противостояние русских и немцев – это отражение «в физическом плане» противоборства Логоса и Люцифера. Иногда Соболев использует терминологию, свойственную только бажовцам: «противостояние Беловодья и анти-Шамбалы» и пр. Соболев заявляет, что победу в этой войне обеспечил Владыка Шамбалы Сергий Радонежский, ранее воплощавшийся в Соломоне и Моисее. После войны, по учению бажовцев, наступил пятидесятилетний период царства Христова на Земле, более конкретно – в России. Этот период Соболев трактует как «тысячелетнее царство Христово», ссылаясь на то, что «у Бога свои сроки» и свое относительное понятие времени. Этот период бажовцам необходимо выявить для того, чтобы логично привести свою мифологию к концу света в 1999 году, в результате которого после крупных катаклизмов спасенные переберутся в эру Водолея. Этот послевоенный период занимает у бажовцев очень важное. О нем они часто говорят и пишут. С ним прямо связан ежегодный Бажовский фестиваль 574 .

Весной 1995 года «пророк» бажовцев записал на аудиокассеты и активно распространяет следующие предсказания. С ноября 1995 г. по май 1996 г. будет длиться период Третьей мировой войны с использованием неких «астральных микробов», обладающих разумом и волей, которых якобы еще в 1970-х годах привезли американские космонавты из космоса. Весь этот период Россию и ее новое правительство будет возглавлять Михаил Горбачев, который является воплощением великого князя Михаила Романова, последнего формального царя. Метина на лбу – следы от пуль. Война будет сопровождаться землетрясениями и потопами. Спасутся только те, кто прислушается к голосу бажовцев и укроется в сельской местности. Одна из программ Бажовской академии посвящена сооружению «Экополиса Беловодье», то есть обустройству небольшого поселения, где бажовцы собираются пересидеть третью мировую войну 575 (а здесь – плагиат у Виссариона).

В самый критический момент, когда Люцифер вознамерится взорвать весь атомный арсенал планеты, Светлые Демиурги предпримут невероятный ход. Они повернут ось планеты на 15–16 градусов, в результате чего в Атлантике поднимутся невероятных размеров волны, которые смоют всю Западную Европу и всю Америку, «как в унитазе», со всеми их «черными ложами, банками и центрами». Одновременно с этим поворотом оси в Сибирь прийдет тепло, и она станет местом расселения шестой расы эпохи Водолея. В результате страшных землетрясений, по рассказам Соболева, погибнет Москва, а Санкт-Петербург будет накрыт ледяным панцирем, который образуется в результате замерзания громадной волны из Ладожского озера. Видимо, исходя из своих провинциальных комплексов, крах обеих столиц Соболев расписывает с особым сладострастием. Далее, считается, наступит расцвет России, территория которой увеличится значительно, а границы ее будут защищены некими огненными крестами, ибо по ту сторону границ останутся измудрившиеся выжить черные силы 576 .

Согласно Соболеву, в 1999 году состоится приход Христа в физическом теле и Страшный суд. Россия будет спасена, а ее центром станет Аркаим. Одновременно воскреснет таинственный народ «уральская чудь», что явится началом Воскресения мертвых 577 .

Публично бажовцы балансируют на грани фольклора и культурных инициатив, но все чаще и смелее начинают говорить о своих реальных религиозных представлениях 578 .

Судя по косвенным данным, Соболев считает себя воплощением Конфуция 579 .

Характеристика

Как религиозное движение бажовство возникло в начале 1990-х годов, отпочковавшись от движения Рерихов. Организационное оформление завершилось к 1992 году 580 .

Движение имеет поддержку со стороны государственных органов власти Челябинска, фонда культуры, государственных и коммерческих предприятий. Бажовцы содержат свое учебное заведение – Бажовскую академию сокровенных знаний, издают собственную газету «Атлантида»,активно занимаются книготорговлей, имеют выходы на местные средства массовой информации, включая радио и телевидение.

Бажовская академия сокровенных знаний имеет два направления. Одно – публичное – организация фольклорных фестивалей, конференций и симпозиумов, посвященных культуре и общественным проблемам.

Поскольку членами Бажовской академии являются руководители Челябинского фонда культуры, эта публичная деятельность осуществляется с большим размахом 581 . Они тесно сотрудничают с челябинским отделением «Демократический выбор России» и все свои ключевые материалы печатают в ее партийной газете «Акция». Организация имеет свой гимн: «Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка...» Движение основало Уральский евразийский клуб, в котором вырабатываются « концептуальные идеи развития уральского региона». В работе этого клуба наряду с астрологами, уфологами и экстрасенсами принимают участие крупные чиновники челябинской администрации 582 .

Другая сторона – собственно религиозная; она не афишируется, осуществляется полуконспиративно 583 .

Важнейшей частью религиозной жизни бажовцев является проведение ежегодных, начиная с 1993 г., Бажовских фестивалей. Внешне они выглядят как обыкновенные фольклорные выступления мастеров искусств, самодеятельных коллективов, как демонстрации работ народных умельцев – кузнецов, вышивальщиц и пр. Но Бажовский фестиваль несет и главную нагрузку – мистическую. Проводится он в течение недели на озере Чебаркуль под Челябинском во время дней летнего солнцестояния (отчего-то и сатанисты эти дни тоже празднуют). Для бажовцев Фестиваль является прообразом «тысячелетнего царства», которое началось в послевоенный период и пришлось на молодость активистов бажовского движения. Поэтому помимо фольклорных действий, за которыми явно проступают языческие ритуалы (скакания через костры, купания в ночь Ивана Купалы, сжигание чучела, установка по лагерю деревянных идолов – персонажей бажовских сказов) и пропаганда неоязыческих ценностей, фестиваль ставит перед собой задачу возрождения «духа тысячелетнего царства». Летом 1995 года Бажовский фестиваль собрал 6000 участников. Фестиваль был организован с размахом при помощи Бажовской академии сокровенных знаний, Российского фонда культуры, администрации Челябинской области, министерств культуры Казахстана, Узбекистана, Башкортостана 584 .

* * *

557

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

558

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

559

Лебедева З. В лабиринтах лжеучений // Православная Москва, февраль 1995 г.– №5–6(29–30).

560

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

561

Лебедева З. В лабиринтах лжеучений // Православная Москва, февраль 1995 г.– №5–6(29–30).

562

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

563

Лебедева З. В лабиринтах лжеучений // Православная Москва, февраль 1995 г.– №5–6(29–30).

564

Пальчикова Л. // Атлантида.– 1995.– №1.

565

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

566

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

567

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

568

Лебедева З. В лабиринтах лжеучений // Православная Москва, февраль 1995 г.– №5–6(29–30).

569

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

570

Атлантида.– 1995.– №2.

571

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

572

Лебедева З. В лабиринтах лжеучений // Православная Москва, февраль 1995 г.– №5–6(29–30).

573

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

574

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

575

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

576

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

577

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

578

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

579

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

580

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

581

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

582

Щипков А. Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка... // Церковно-общественный вестник (Приложение к газете «Русская мысль»), 27 февраля 1997 г.– №10.

583

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.

584

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература.– 1996.– №8.– С.201–219.


Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1). ).

Комментарии для сайта Cackle