Азбука веры Православная библиотека епископ Палладий (Пьянков) Обозрение Пермского раскола так называемого "старообрядства"

Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядства»

Источник

Содержание

Предисловие

Часть первая. История пермского старообрядства Первый период. 1656–1828 Начало раскола – беспоповщины и поповщины Распространение поповщинской секты в заводах а) Невьянском б) в Выйском и Нижне-тагильском Распространение раскола в Верхотурском уезде Начало раскола в Екатеринбурге Распространение раскола по Екатеринбургскому уезду В Камышловском уезде В Шадринском уезде В Ирбитском уезде В Красноуфимском уезде В Осинском уезде Начало раскола в г. Перми Распространение раскола в Пермском уезде Старообрядческие часовни в Пермском уезде В Оханском уезде В Чердынском уезде В Соликамском уезде В Кунгурском уезде Б. Распространение беспоповщинской секты, в уездах: 1. Оханском 2. Пермском 3. Осинском 4. Кунгурском 5. Красноуфимском 6. Верхотурском 7. Екатеринбургском 8. Шадринском 9. Камышловском Период второй. 1828–1850 Состояние раскола при открытии миссии Открытие Пермской Миссии О препятствиях к обращению раскольников Пособия миссии Действия и успехи миссии Часть вторая. О заблуждениях раскольников Пермской губернии а) вообще б) В частности А. Заблуждения общие всем Пермским староверам 1. О Символе веры 2. О перстосложении 3. О кресте Христовом 4. Об аллилуиа 5. Об имени Иисус 6. О хождении посолонь 7. О числе просфор 8) О бритии брады и усов 9. О змиях на архиерейских жезлах 10. О Стоглавом соборе 11. Кирилловой книге 12. Об употреблении мыла при освящении престолов 16. О патриархе Никоне Б. Отличительное учение поповцев 1. О епископстве 2. О беглых попах 3. О старшинах наставниках 4. О крещении 5. О миропомазании 6. О таинстве причащения 7. О таинстве покаяния 8. О сводных браках Отличительное учение Пермских беспоповцев A. Об Антихристе Б. Об оскудении благодати в Русской Церкви В. О перекрещивании Г. Об удалении в скиты и пустынные места О мелких раскольнических сектах в Пермской епархии О частных заблуждениях Пермских раскольников. О сотворении человека, Ангелов и мира О почитании 12 пятниц Сон Пресвятыя Богородицы Чернодневие О табаке, чае и кофэ О картофели О хмельном питии О новомодной одежде Часть третья. О религиозной жизни пермских раскольников А. Требоисправления у пермских раскольников 1. Крещение 2. Миропомазание 3. Причащение 4. Покаяние 5. Браки 6. Погребальные обряды 7. Поминовение умерших 8. Погребение Б. Общественные и частные молитвословия Принадлежности 1. Подручник 2. Лестовка 3. Поклоны 4. Крестное знаменование 5. «Начало» 6. Чтение 7. Церковное пение 8. Каждение 9. Иконы 10. Молитва Иисусова Обычаи Приложения к первой части № 1. Отпись о староверах в Обве Соликамскаго подъячева в 1684 г. № 2. Копия с рукописи, найденной у крестьянина, Оханского уезда, Дубровского прихода, Коротаева № 3. «Чин исправы» № 4 № 5 № 6. Стихи поемые пермскими раскольниками в честь пустынного жития Взгляд на пермское старообрядство 1) По своему основанию 2) По церковному устройству 3. По своему отличительному учению  

 
Предисловие

Пермская Церковь, основанная святым Стефаном Пермским и его преемниками в епископстве и апостольстве,1 с самого основания своего (XIV и XV столетия) не знала никаких разделений. Мирно и тихо паслись её простодушные чада на благодатных пажитях, никто не думал отделяться от её материнского лона. Но, к концу XVI столетия, в Пермской стране стали появляться разные выходцы из внутренней России, зараженные расколом. Эти злые сеятели многих совратили здесь с пути истины. Тогда мир Церкви был нарушен, – с расколом появились смуты и разделения.

Раскол есть зловредная болезнь, расстраивающая организм Церкви, язва, заражающая здоровые члены, самое гибельное порождение тьмы и слепых страстей, самое грустное явление в нашей Церкви. В самом деле, не прискорбно ли видеть, что и доселе многие, многие тысячи Пермских обитателей блуждают по темным путям раскола?2 Раскол и в гражданском обществе производит великие нестроения; это – возмущение, тайное или явное, противу всякой власти церковной и гражданской. Потому Пермский раскол заслуживает подробного изучения; особенно должны знать его те, на которых лежит святая обязанность обращать заблуждающих. Как обращать заблуждающегося, не зная его заблуждений? Это то же, если бы врач решился лечить, не зная болезни больного. Если с успехом желаете ратовать противу врага: потрудитесь наперед узнать силы и средства, неприятеля, а наш неприятель (раскол), надобно сознаться, не беден средствами к отражению.

С целью споспешествовать изучению раскола и обращению заблуждающих, мы намерены обозреть «Пермское старообрядство», как наиболее других заблуждений распространенное и укоренившееся в Пермской губернии, насколько помогут нам скудные наши средства. Вполне удовлетворительного обзора не обещаем – для этого нужны другие средства, – а проводим только первую борозду на невозделанном поле, полагаем начало разработки Пермского раскола, предоставляя дальнейшее его раскрытие более могущим.

Сначала рассмотрим распространение «старообрядства» в Пермской губернии, потом – заблуждения Пермских раскольников, их богослужение и религиозные обряды, суеверия и предрассудки; в заключение, бросим взгляд на все Пермское «старообрядство».

Сведения о Пермском расколе мы заимствовали частью из формальных дел о раскольниках, частью из частных, весьма немногих и неполных, записок о Пермском расколе, более всего – из раскольнических сочинений. Все эти источники будут указаны в своем месте.

* * *

1

Св. Стефан (сконч. 1396 г.), по преданию, с проповедью Евангелия доходил до Чердыни, которая называлась старою, а потом «Великою Пермью»; следовательно, мог положить здесь семена христианства. Преемники св. Стефана, особенно епископ Иона (сконч. 1470 г.) и Филофей, наиболее успели обратить пермяков, вогул, остяков и другие племена Вел. Перми, известные под именем «Чуди», около половины XV столетия. Русские Новгородские выходцы крещены были ранее. См. Ист. Р. Церкви, преосв. Филарета, пер. 2-й, Воскрес. Лет. у Карамз. т. XV пр. 629.

2

В 1860 г. всех раскольников явных в Пермской губернии считалось до 60 т. Многочисленнее и сильнее раскольники в уездах: Кунгурском, Красноуфимском, Пермском, Осинском, Оханском и Екатеринбургском, и преимущественно на заводах, которые, при самом основании, населены были «староверами».


Источник: Палладий (Пьянков), епископ. Обозрение Пермского раскола, так называемого старообрядства. — СПб.: Типография духовного журнала "Странник", 1863. — 285 с.

Комментарии для сайта Cackle