Обзор русских сект и их толков

Источник

Содержание

Обзор русских сект и их толков Введение А. Секты мистические 1. Хлыстовство История секты Современное состояние хлыстовства Вероучение хлыстов Нравственное учение хлыстов Религиозный культ хлыстов Быт хлыстов и их внешние признаки Семья хлыста Разбор хлыстовского лжеучения 2. Шалопутство Отношение шалопутства к хлыстовству История происхождения секты Учение шалопутов Разбор шалопутского учения 3. Новохлысты Происхождение секты Вероучение новохлыстов Нравоучение новохлыстов Культ новохлыстов Краткий разбор новохлыстовского лжеучения 4. Новый Израиль или Лубковцы Происхождение секты Вероучение Новоизраильской секты Строй и характер новоизраильтянской секты 5. Беседники История секты Вероучение беседников Нравоучение беседников, их отношение к Церкви, их вид Общие замечания о беседничестве 6. Монтаны История секты Прием в монтанскую секту Вероучение монтан Религиозный культ монтан Внешний вид монтан и их отношение к Православной Церкви Монтанские беседники, называемые еще чернецами (по-народному – мнихи) и черничками 7. Марьяновщина 8. Серафимовцы 9. Калиновцы 10. Голубчики 11. Серые Голуби 12. Иоанниты 13. Панияшковщина 14. Подгорновцы 15. Скопчество История секты Современное состояние скопчества Учение скопцов Отличительные особенности скопцов Разбор скопческого лжеучения Б. Секты рационалистические 1. Духоборчество История секты Вероучение духоборцев Начатки духоборческого учения Семьдесят пунктов Религиозный культ Нравоучение и быт духоборцев Общее замечание о лжеучении духоборцев 2. Молоканство История секты Вероучение молокан О первом человеке О священстве О церкви Христовой О предании и обрядах О поклонении в духе и истине О ветхом и новом завете О значении заповедей десятословия Краткий разбор молоканского лжеучения Молоканские толки 3. Иудействующие или жидовствующие нашего времени: а) субботники, б) караимиты История секты Вероучение и богослужебный культ жидовствующих Нравоучение жидовствующих Краткие замечания о лжеучении жидовствующих 4. Прыгуны и скакуны Верования и религиозный культ прыгунов 5. Общие или секта общего упования История секты Начало появления секты Религиозный культ «общих» Чиноприем в секте общего упования Общие замечания о лжеучении общего упования 6. Молокане Донского толка История происхождения донского толка Вероучение и богослужебный культ молокан донского толка 7. Штундо-баптизм История секты Вероучение штундо-баптистов 8. Пашковщина История секты Вероучение и богослужебный культ пашковской секты 9. Малеванщина Происхождение секты Вероучение и культ малеванцев 10. Секта иеговистов Происхождение секты Вероучение иеговистов Религиозный культ иеговистов Краткие замечания 11. Адвентисты История секты Вероучение адвентистов Религиозный культ адвентистов Краткий разбор лжеучения адвентистов 12. Толстовство Происхождение секты Вероучение толстовских сектантов В. Секты недоразвившиеся 1. Мормоны 2. Новоявленные богомилы 3. Сютаевцы 4. Воздыханцы 5. Дунькино упование 6. Белоризцы 7. Еноховцы  

 

Ваше Высокопреосвященство. Высокопреосвященнейший Владыко. Милостивейший Архипастырь и Отец!

Не я, а будущий историк Русской Церкви сделает правдивую оценку Ваших Архипастырских трудов и Ваших заслуг. Моя нравственная обязанность – на первой странице этой книги кратко отметить лишь то, что Вами сделано для православной миссии в ее борьбе с сектантскими лжеучениями.

Еще в молодых летах, вскоре после окончания курса в Киевской Духовной Академии и непродолжительного служения в самом Киеве, Вы были назначены на должность ректора новооткрытой Таврической духовной семинарии. Таврическая епархия издавна была гнездилищем всякого рода сектантов – хлыстов, скопцов, духоборов, молокан, менонитов, баптистов, штундистов и шалопутов. Вы справедливо усмотрели в миссионерской деятельности духовенства единственное средство для спасения чад Православной Церкви от совращения в омут сектантства. Ввиду этого, Вы первый ввели в своей семинарии образцовые практически-миссионерские собеседования и, таким образом, из своих питомцев подготовляли для епархии опытных тружеников-миссионеров.

В 1882 году Вы были возведены на высокий и ответственный пост ректора нашей духовной академии. То было тяжелое время, которое суждено было пережить нашему отечеству. Страшное событие 1-го марта не положило предела распространению безумных теорий запада, легкомысленному вольнодумству, неверию, явной враждебности Церкви Христовой. Яд религиозно-нравственного растления проник и в низшие слои общества. Здесь не место говорить о Ваших ректорских и епископских трудах вообще. Но я не могу не отметить того, что и в Петербурге дело православной миссии было для Вас столь же близким, как и в Симферополе. Среди студентов академии Вы возбудили дух церковности, и под Вашим влиянием многие из них, ради служения Православной Церкви, отказывались от мирской свободной жизни, и уже в юношеских летах давали обет монашества. Мало этого. Вы ревностно внушали своим питомцам и любовь к непосредственной миссионерской деятельности. Как в Таврической семинарии, так и в стенах Петербургской духовной академии. Вы выясняли в своих речах и беседах высокое значение миссионерского служения Церкви Христовой; Вы устраивали для студентов образцовые миссионерские собеседования и принимали в них живое участие, лично и непосредственно руководя ими, а для ознакомления с практическими приемами и миссионерской методикой часто приглашали опытного и даровитого миссионера1... Добрые семена, посеянные Вами, не заглохли; они взошли и приносят плоды: и в настоящее время студенты С.-Петербургской духовной академии энергично борются с неверием, являются ревностными проповедниками веры и нравственности христианской в С.-Петербургских заводах, фабриках и мастерских

Первое самостоятельное епископское служение Ваше в Риге было миссионерским, по-преимуществу. Большинство населения рижской епархии – протестантское. Со стороны православного духовенства, Вы противопоставили ему благоговейное, уставное богослужение и усердное проповедание слова Божия. Но в Риге свел себе гнездо и другой враг Церкви Православной – фанатический раскол старообрядства. Сказалась нужда в миссионерской борьбе с ним. Но, не довольствуясь деятельностью миссии епархиальной, Вы вызывали в свою епархию издалека опытных и энергичных миссионеров2, в самом кафедральном соборе устраивали публичные собеседования с раскольниками, сами открывали их, своими одушевленными речами принимали в них личное участие, выясняли наиболее трудные вопросы и непосредственно руководили всем делом миссионерской борьбы

Казань, по самому географическому положению своему, есть истинный центр нашей внешней и внутренней миссионерской деятельности. Населенная и язычниками, и татарами-магометанами, и раскольниками, и разного рода сектантами, Казанская епархия всегда нуждалась в опытных и искусных руководителях миссии. Не трудно, поэтому, разгадать пути Божественного Промышления и ответить на вопрос: почему после смерти архиепископа Владимира, на кафедру славных святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа, этих приснопамятных проповедников веры Христовой среди мусульманских татар, были назначены именно Вы, как опытный и испытанный руководитель православного миссионерства?

С большим прискорбием я должен сказать, что не для отдыха и покоя взошли Вы и на харьковскую кафедру. Она потребовала от Вас трудов тяжелых и постоянных. Харьковская епархия справедливо называлась долгое время «Украиною». Как на окраине России, в ней легко зарождались и распространялись самые разнообразные и самые враждебные Православию лжеучения. И язычество печенегов, и магометанство татар, и католичество поляков, воодушевленных иезуитами, и протестантство немецких колонистов, и раскол великороссийского старообрядства и полуязыческое-полухристианское сектантство, – все здесь находило для себя приют и свободу. Правда, казаки любили православную веру, были преданы ей и нередко проливали за нее свою кровь. Но их потомки, вследствие неблагоприятных исторических и бытовых условий жизни, не были достаточно утверждены ни в догматах православной веры, ни в обрядах православной церкви, а потому и легко были увлекаемы всякими сектантскими лжеучениями. Я затруднился бы сказать, какого, враждебного вере Христовой, лжеучения нет в Харьковской епархии. Здесь есть и раскольники разных толков, и хлысты, и скопцы, и духоборы, и молокане, и адвентисты, и жидовствующие субботники, и ииеговисты...

При этом, нужно принять еще во внимание отличительный характер населения: малоросс в своих религиозных заблуждениях так же прямолинеен и упрям, как и в своей жизни: а потому, бороться с ним миссионеру чрезвычайно трудно. Такое безотрадное религиозно-нравственное состояние народа не могло не привлечь к себе Вашего особенного внимания и Ваших Архипастырских попечений. Вы направили свои заботы на надлежащую постановку в семинарии преподавания науки, служащей к обличению лжи расколо-сектантства, реформировали деятельность Совета по миссионерским делам епархии, кроме епархиального миссионера, учредили должности районных и уездных миссионеров, улучшили их материальное содержание и приняли на себя непосредственное руководительство их деятельностью. Этого мало. По Вашему справедливому утверждению, деятельность православной миссии не может быть ограничиваема только некоторыми лицами (миссионерами); «каждый священник, – говорили Вы,–должен быть миссионером в своем приходе». С этой целью, Вы неоднократно лично устраивали миссионерские собеседования с епархиальным духовенством или таковые были ведены в Вашем присутствии и под Вашим непосредственным руководством епархиальным миссионером. Такую же цель преследуют и назначаемые Вами ежегодно миссионерские съезды духовенства в благочиннических округах. Вы настойчиво убеждаете духовенство самообразованием достигать того, чего не дала ему школа. С этой целью, Вами рекомендуются ему различные противосектантские руководства и периодические издания.

Вам, Высокопреосвященнейший Владыко, обязана своим появлением в свет и настоящая книга. Она написана не только по особому Вашему желанию, но и по указанному Вами плану. Я рад, если мне удалось, хотя в незначительной степени, исполнить то, чего Вы были вправе от меня требовать. Недостающее, да восполнит сила Божия. Цель моего труда – слава Божия в обращении заблудших. Прошу для него Вашего Архипастырского благословения.

С беспредельным почтением и совершенной преданностью, честь имею быть,

Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего моего Архипастыря и Отца нижайший послушник, Протоиерей Тимофей Буткевич.

1-го октября 1909 г. Харьков.

* * *

1

Известного протоиерея о. Ксенофонта Крючкова.

2

Напр., иеромонаха Арсения и протоиерея Крючкова.


Источник: Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. Типография Губернского Правления, 1910. – 637 с.

Комментарии для сайта Cackle