свящ. Николай Дубинин

Источник

Приложение 2. «Свидетелю Иеговы» для размышления

«Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от

Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто

его послал. [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, стр. 40.

Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, стр. 862

(стр. Шмот, стр. 277)]».

Эпиграф взят из классического иудейского комментария Торы, из которого можно увидеть, что даже иудеи признают наличие в Писании Некоего Ангела, который носит имя ЯХВЕ. Вдумайтесь – уникальное, единственное личное имя Бога носит Его творение! Этого просто не может быть. Однако Писание говорит, что может.

Наверное, для «Свидетелей Иеговы» труднее всего будет предположить, что Иисус Христос и есть воплощение Иеговы, что кроме Отца, именем ЯХВЕ обладает и Сын. Для них легче было поверить, что Он – архангел Михаил, но то, что Иисус есть ветхозаветный Яхве, равносильно безумию – об этом не говорил ни один руководитель секты и не написано ни в одной брошюре. Однако посмотрим, что об этом говорит слово Божие.

В первую очередь, немаловажно помнить, что в Ветхом Завете действует особый Ангел Господень («Мелеакс Иегова» – древнеевр.), который радикально отличается от других Ангелов и, по сути, Ангелом не является. Об этом «Ангеле» сказаны удивительные слова: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх.23:20). Обратите внимание, что Ангел может «не простить греха», а прощать и не прощать грехи людей – это прерогатива только Бога! Ангел субъективно наделен Божественной властью. Кроме этого, сказано, что священное имя Иеговы в этом таинственном Ангеле! А именем может называться только тот, кто соответствует ему. То есть Этот Ангел – Бог! И еще у Исаии в 63-й главе читаем: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их» (Ис.63:9). Кто же этот Ангел Лица Господня, о котором Господь говорит, что имя Его в нем? Христианское богословие повествует, что это еще неявленное миру второе Лицо Троицы – Сын Божий.

В том-то и дело, что Ветхий Завет – это также время откровения Сына Божия, Кого родит Дева Мария через сотни лет и назовет Иисусом. Чтобы убедиться в том, что этот Кто-то больший, чем Ангел, нужно присмотреться к библейскому тексту: «Явился ему Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил посмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих. Сего Моисея Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (Деян.7:30–35). Но именно Тот, Кто говорил из тернового куста, и назвал Себя Иеговой: «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста... и сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий[Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх.3:4,12–13)! Согласно апостолу Стефану, Моисей общался с «Ангелом, говорившим ему на горе Синае...» (Деян.7:30–36). Однако Моисей на Синае говорил с Богом: «Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы» (Исх.19:3)! Получается, в Ветхом Завете, кроме Бога Отца, действует Некто, который в книге Исход назвал Себя Иеговой. Тяжелый факт для «Свидетелей Иеговы».

И в Ветхом Завете немало таких мест, где Ангел оказывается Богом Иеговой: «Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков, Я Бог, явившийся тебе в Вефиле» (Быт.31:11–13). А в Вефиле ему являлся Яхве. И когда Авраам готовится принести в жертву Исаака: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам, не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт.22:11–12). Обратите внимание, Ангел говорит Аврааму: «боишься ты Бога», и тут же говорит о Себе, как о Боге: «и не пожалел сына твоего для Меня»!!! Ведь Авраам совсем не Ангелу приносил жертву, а Богу, как ему тут же и было подтверждено: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты... не пожалел сына твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя» (Быт.22:16).

А с кем боролся Иаков? «Ты боролся с Богом», – сказано ему (Быт.32:28). А пророк Осия говорит: «Возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом» (Ос.12:3). И своего сына Иосифа Иаков напутствует такими словами: «Бог, пред Которым ходили отцы мои..., Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт.48:15–16). Не сказано «да благословят», но «да благословит», – Бог опять оказывается тем же, что и Ангел.

Кто вывел Израиль из Египта? Конечно же, Бог: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта» (Суд.6:8). Но вновь – «пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю» (Суд.2:1). В чем же дело? Просто необходимо знать, что еврейское слово maleax и греческое aggelos не содержат в себе указания на некоего тварного духа, участника небесной иерархии. Они значат просто «посланник, эмиссар». Эти слова могут прилагаться к людям, которые представляют интересы пославших их владык. Поэтому именование кого-то ангелом не означает непременную принадлежность к иерархии небесных тварных духов. Христос есть Ангел по отношению к Отцу: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин.17:18). Христос Сам есть апостол Отца, посланник Отца, Ангел Отца. Именно Он называет Себя в Ветхом Завете «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», и Он есть Иегова. И этот же Ангел стал человеком во Христе. То есть, если выразиться проще, то можно сказать, что ветхозаветный Бог Иегова есть не только Отец, но и Сын Божий, воплотившийся в Иисусе Христе. Тому есть и другие указания из Священного Писания.

В книге пророка Исаии говорится: «Ибо Я Иегова, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой» (Ис.43:3) – Перевод архимандрита Макария, и далее: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня»( Ис.43:11). То же сказано и у пророка Осии: «нет спасителя, кроме Меня» (Ос.13:4). То есть Бог Иегова в Ветхом Завете называет Себя Спасителем, причем подчеркивая, что единственный Спаситель.

Но давайте обратимся теперь к Новому Завету. Наверное, сложно и сосчитать, сколько раз назван Иисус Христос Спасителем. Назван апостолами, прекрасно знающими Писания, и что единственный Спаситель – Иегова. Отсюда можно заключить, что апостолы отождествляли Иегову со Христом.

Не может же Библия противоречить: в Ветхом Завете говорить, что единственный Спаситель Яхве, и нет другого, кроме Него, а в Новом Завете много раз называет Спасителем Христа? Да и Сам Христос неоднократно относит к Себе это имя: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий (Яхве – евр.), как и говорю вам» (Ин.8:25) Ответ очевиден: и в Ветхом и в Новом Завете Иегова – это не только Отец, но еще и второе Лицо Троицы, Сын Божий, ставший человеком в Иисусе Христе. Потому и сказано у пророка Исаии: «Я Иегова, сие Мое есть имя, и не отдам славы Моей другому» (Ис.42:8, перевод арх. Макария), и в другом месте: «славы Моей не дам иному» (Ис.48:11), и одновременно говорится уже в Новом Завете, что Христос имеет эту славу:

«И ныне прославь Меня Ты Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5).

«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:11–13).

Если Агнец (т.е. Иисус Христос) не есть Иегова, то тогда выходит, что Иегова позволил отдать часть Своей славы иному, что вновь ставит в тупик учение СИ.

Наконец, приведем еще одно доказательство того, что Иисус Христос – это Яхве в Писании. Имя ЙХВХ состоит из букв древнееврейского алфавита, которые являются начальными в глаголах гая – «был», говэ – «есть» и йигъе – «будет». То есть имя ЙХВХ может переводиться как «Тот, кто был, есть и будет» (у «Свидетелей Иеговы» – «Тот, кто дает становиться»). Однако именно к Иисусу Христу обращены такие глаголы, посмотрите: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8), и далее продолжает: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:18). «Был живым и мертвым» – это слова только о Христе, а значит именно Иисус Христос называется именем ЙХВХ! Против этого трудно что-либо возражать.

Эта тема весьма сложна для понимания, в ней мы вступаем в таинственную область – в область природы непостижимого по Своей Сущности Бога. Мы должны веровать, а не объяснять, как устроен Бог. Сказано в одном месте о Трех, а в другом о Едином – значит, Бог Триедин. Попытка рационализировать, «разложить по полочкам» устройство природы Бога – заведомо неверное действие, к тому же кощунственное. Мы должны знать то, что не можем проникнуть в эту Тайну Триединства до конца и рационально объяснить, как действует Бог в мире и в деле нашего спасения. По слову Христа Бога, увидят чистые сердцем, поэтому будем обращать больше внимания и усердия не на букву закона, а на его дух, чтобы чистота сердца и ума, а не знание сотен цитат были нашим приношением Творцу.


Источник: Издание кафедрального собора Александра Невского. Старый Оскол, 2008.

Комментарии для сайта Cackle