Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества
священник Александр Кандарицкий

Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества

Источник

Содержание

Предисловие

Отдел первый. Предварительные понятия Краткий очерк из истории христианской церкви 1. Ереси и секты в первые века 2. История вселенских соборов 3. Догматические заблуждения глаголемых старообрядцев от возникновения раскола до нашего времени 4. Отпадение Западной Церкви от союза с Восточной Из истории Русской Церкви 5. Введение унии в юго-западных епархиях 6. Раскольническая недобросовестность 7. Ереси и расколы в Русской церкви I) Ересь стригольников II) Ересь жидовствующих 8. Понятие о русском расколе 9. Состояние богослужебных книг и опыты исправления их до Стоглавого собора 10. Стоглавый собор 11. О каноническом значении Стоглавого собора Возражения старообрядцев 12. Попытки исправления богослужебных книг от Стоглавого собора до патриаршества Никона 13. Суждение православного о книгах старопечатных 14. Исправление книг при патриархе Никоне и начало раскола 15. Церковный суд над расколоучителями I) Собор 1666 года II) Вправе ли церковная власть наказывать хулителей церкви? III) Большой Московский собор 1667 года 16. Справедливо ли старообрядцы обвиняют патриарха Никона в ереси? 17. Раскольнические волнения и меры против раскола I) Соловецкое возмущение II) Возмущение раскольников в Москве 18. Общая характеристика раскола 19. Общие начала беспоповщины и характеристика беспоповщинских сект I) Поморцы или даниловцы II) Адамантовы III) Федосеевцы IV) Согласия, отделившиеся от федосеевства V) Филипповцы VI) Согласия, выделившиеся от филипповщины VII) Странники или бегуны VIII) Нетовцы или Спасово согласие IX) Распадение нетовщины на толки X) Рябиновцы XI) Самокрещенцы или бабушкино согласие XII) Дырники XIII) Средники XIV) Мелхиседеки XV) Любушкино согласие XVI) Двигаловская вера или коммерсантов рай XVII) Левяки или левшаки XVIII) Лучинковцы 20. Общие начала поповщины и характеристика поповщинских сект I) Беглопоповцы перемазанцы II) Дьяконовцы III) Лужковцы IV) Часовенные 21. Краткая история белокриницкой, или так называемой австрийской, иерархии 22. Что побудило митрополита Амвросия перейти в раскол? 23. Окружники и противоокружники 24. Учреждение единоверия 25. Единоверие и уния 26. Значение единоверия Отдел второй 27. Книги, необходимые при собеседовании с старообрядцами а) Старопечатные книги б).Пособия по обличению раскола 28. Чем каждый христианин может служить делу миссии 29. О смысле и значении миссионерских собеседований 30. Общеметодические указания при собеседовании с старообрядцами 31. Что отвечать старообрядцам на их отговорки от бесед с православным миссионером или священником 32. О праве церкви изменять недогматические предания а) Возражение старообрядцев 33. Положительное учение о символьной церкви I) Изъяснение изречения Господня: созижду церковь Мою... II) Разнообразный смысл и значение слова «церковь» III) Признаки Христовой церкви а) О вере в святое Евангелие б) О таинствах в) О составе церкви и церковной иерархии Отдел третий (полемический) 34. Примерный план вступительной речи о церкви 35. Может ли церковь состоять из одних мирян? а) Возражения старообрядцев 36. Следует ли удаляться от священников за их нравственные недостатки? б) Возражения старообрядцев 37. Могут ли человеческие грехи служить препятствием исполнению Божиих обетований? в) Возражения старообрядцев 38. Прекратятся ли священство и таинства в антихристово время? г) Возражения беспоповцев 39. Есть ли оправдание расколу в творениях блаженного Иеронима? 40. Выписка из книг блаженного Иеронима 41. В Христовой церкви должны быть и храмы 42. Действительно ли российская церковь порабощена гражданской властью? 43. Общее замечание на учение беспоповцев об антихристе 44. Обличители антихриста Илия и Енох а) Возражения беспоповцев 45. Об антихристе а) Возражения беспоповцев 46. О таинствах и законных совершителях их 47. О Таинстве крещения а) Возражения беспоповцев 48. О крещении поливательном 49. О чиноприёме приходящих от ереси 50. Как принимают беспоповцы (перекрещенцы) в свою секту приходящих к ним 51. О Таинстве миропомазания 52. О Таинстве святого причащения а) Возражения их: 53. О Таинстве покаяния а) Возражения беспоповцев. 54. Епитимия и её значение 55. Неправда, что срок запрещения на епитимиях сокращать невозможно а) Возражения старообрядцев 56. Как совершается исповедь у беспоповцев 57. О Таинстве священства или хиротонии а) Оправдания беспоповщинских наставников 58. О соборных правилах, определяющих возраст для посвящения в священные степени 59. Общее замечание на учение беспоповцев, не приемлющих брака 60. О Таинстве брака а) Возражения беспоповцев 61. Необходимо ли перевенчивать обратившихся из раскола супругов? (Из письма архимандрита Никольского единоверческого монастыря о.Павла к одному из вопрошавших его преосвященных) 62. О Таинстве елеосвящения Отдел четвёртый. Об учении поповщинских толков 63. Примерный план вступительной речи о церкви 64. Учение беглопоповцев 65. Антиканонический характер общества беглопоповцев Учение приемлющих австрийское священство 66. Может ли церковь Христова временно быть без епископа? 67. «Церковь» австрийская по суду беспоповца 68. Противоречия поповцев по вопросу о чиноприёме еретиков-клириков Безблагодатное и противоканоническое австрийское священство 69. Значение церковных канонов в церковной дисциплине 70. О посланничестве митрополита Амвросия а) Возражения старообрядцев б) Рассмотрение 15 правила Двухкратного Собора 71. Где еретики-клирики получают благодать священства? 72. Исторический обзор различных способов чиноприёма приходящих к православной церкви еретических клириков 73. Канонические нарушения при чиноприёме беглых иереев и митрополита Амвросия 74. Рассмотрение 8-го правила I Вселенского Собора а) Возражения старообрядцев 75. Рассмотрение 69 правила Карфагенского собора 76. Рассмотрение 1-го правила Василия Великого 77. Чиноприятие митрополита Амвросия беглым попом Иеронимом с канонической точки зрения а) Возражения старообрядцев 78. Было ли у старообрядцев святое миро? 79. О единоличном рукоположении епископа а) Возражения поповцев 80. Дальнейшие беззакония, творимые митрополитом Амвросием по переходе в раскол 81. Заключение 82. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской церкви Отдел пятый (апологетический). Рассмотрение общих всем старообрядцам мнений 83. Наставление архимандрита Павла по вопросу о перстосложении 84. Сущность вопроса о перстосложении 85. Вступительная речь о перстосложении а) Возражения старообрядцев б) Мнимо-Феодоритово Слово в) Слово преподобного Максима Грека г) Определение Стоглавого собора д) Наставление о перстосложении в старопечатных книгах и разбор его е) Сказание о святом Мелетии ж) Прение Панагиота с Азимитом з) Доказательство от святых икон 86. Возражение старообрядцев против троеперстия а) Учение старообрядцев о происхождении троеперстия б) Возражение старообрядцев 87. О перстосложении именословном а) Возражения старообрядцев 88. О кресте четвероконечном и восьмиконечном а) Возражения старообрядцев 89. О печати на просфорах 90. Об имени «Іисус» а) Возражение старообрядцев 91. О летах воплощения Господня 92. О разночтении 8 члена Символа веры а) Возражения старообрядцев 93. О тройственной и двойственной «аллилуіа» I) Свидетельство списателя жития преподобного Евфросина II) Постановление Стоглавого собора III) Слово Максима Грека а) Возражение старообрядцев 94. О молитве Иисусовой 95. О количестве просфор на проскомидии а) Возражение старообрядцев 96. О хождении посолонь а) Возражение старообрядцев 97. О различии уставов о поклонах I) О седмипоклонном начале II) О поклонах на службах III) О поклонах на молитве святого Ефрема Сирина IV) О молитве Ефрема Сирина 98. Что такое лестовка? 99. О некоторых изменениях в новоисправленных богослужебных книгах 100. О присяге а) Возражения старообрядцев 101. О зачатии человеческом 102. О соборных клятвах I) Действительно ли клятвы соборов 1656, 1666 и 1667 годов дают старообрядцам законную причину и твёрдое основание к отделению их от православной церкви? II) Нарушила ли православие святая церковь, соборно предав проклятию своих противников и хулителей? III) Находятся ли под клятвой помянутых соборов святители Русской церкви, жившие раньше этих соборов, и опорочены ли соборами прежние книги, чины и обряды? IV) Находятся ли под клятвой соборов и состоят ли в противоречии им (соборам) единоверцы, употребляющие старые обряды? а) Возражения старообрядцев по вопросу о клятвах 103. О порицательных выражениях в полемических книгах прежнего времени Возражения старообрядцев Отдел шестой 104. О недостатках, допускаемых православными в религиозной и нравственной жизни 105. Об отчёте П. Мельникова о православном духовенстве и расколе 106. Небрежное изображение крестного знамения 107. Опущение в службах 108. Новое искусственное пение 109. Новое иконописание 110. Нарушение постов 111. О содержании духовенства 112. Общение с иноверными Возражение старообрядцев 113. Брадобритие 114. Курение табаку Отдел седьмой 115. О подлогах и обманах 116. О «Соборном деянии» на Мартина еретика 117. Об Остромировом Евангелии 118. О руке святого апостола Андрея Первозванного 119. О «Православном исповедании» митрополита Петра Могилы и подложности присяги патриарха Иоакима 120. Кощунственный подлог австрийцев (раскольнические мощи)  

 
Предисловие

Борьба с иноверием и инославием, в разных его видах, всегда составляла исконную задачу церкви. До последнего времени в борьбе с расколосектантством принимало у нас участие и гражданское правительство изданием разных ограничительных законов, пока не вступил в действие новый государственный закон об устранении стеснений в области религии и укреплении начал веротерпимости, обнародованный 17 апреля 1905 года. С этого времени каждому дарована свобода веровать «по велениям его совести».

Отныне, таким образом, все заботы по ограждению чад церкви православной исключительно падают на рамена вождей святой церкви, архипастырей и пастырей, делая их ответственными перед Богом и людьми за успех или неудачу этого дела. Нет сомнения, что враждующие против церкви православной, действовавшие до сего времени более или менее тайно, отныне явно и открыто будут стремиться к тому, чтобы привлечь последователей православия на свою сторону, будут назойливо навязывать свои лжеучения и через то смущать неутверждённых в вере. Следовательно, теперь каждый, кому дорого учение Христа, заветы и уставы святой церкви, не щадя сил, должен выступить на духовную защиту святой церкви, должен всемерно стремиться поддерживать сомневающихся в православии и споспешествовать отражению разного рода нападок на дорогую нам святую веру православную. Сугубо это должен ведать каждый пастырь, на которого, кроме сего, если он живёт в сектантском приходе, возлагается и другая забота об иных овцах, ꙗ҆̀же не сꙋ́ть ѿ двора̀ сегѡ̀, и҆ ты̑ѧ мѝ подоба́етъ привестѝ (Ин.10:16) Привести во двор овчий овец, ушедших на страну далече, дело умения, любви, снисходительности, терпения, знания Слова Божия, отеческих писаний и, кроме того, знакомства с учением иномыслящих, против которых выступает он с проповедью истинного учения Христова. Вот те качества, какие предъявляет к современному проповеднику православная миссия.

При изучении науки расколосектанства в большинстве духовных семинарий современные пастыри, при желании, способны быть пастырями-миссионерами; но в каком положении могут очутиться перед запросами гордых старообрядческих книжников те пастыри, или вообще ревнители православия, которые не знакомы ни с историей христианской и русской церкви и русского расколостарообрядчества, ни с приёмами и средствами борьбы с ними? А раскол, как известно, там только успешно и процветает, где не находит противодействия своей пропаганде, которой широко отворены двери со времени объявления закона о веротерпимости.

Издание настоящей книги имеет своей задачей служить практическим пособием начинающим полемистам при рассмотрении самых разнообразных вопросов, пререкаемых с старообрядцами. Мы стремились дать рассматриваемому материалу, насколько это возможно, систематическое расположение, – в этом заключается главная цель нашего труда. Хотя мы имеем в настоящее время, по-видимому, и весьма почтенную литературу по части раскола, но вся она разбросана по разным книгам, журналам и брошюркам, без всякой иногда системы, а она-то всего более и нужна в миссионерском деле. Быстрота живого дела нередко приводит в затруднение и опытного миссионера при отыскивании соответствующих доказательств в массе всевозможных книг, приобретение которых, при том же, не всякому доступно.

Я не выдаю своего скромного труда за оригинальное сочинение и открыто признаюсь, что при составлении настоящей книги широко пользовался произведениями всех известных писателей-полемистов, у которых усерднейше прошу извинения как в этом, так и в том, что не везде делал ссылки на страницы их трудов: не для себя я это делал, но хотел принести посильную лепту в защиту православной веры и церкви.

Сознавая свои немощи, я прошу просвещённых полемистов-миссионеров и прочих людей учёных, да не будет строго судим этот мой посильный труд. Если же где усмотрены будут существенные недостатки, то прошу указать на них: с полной готовностью и благодарностью постараюсь исправить таковые.

Священник-миссионер А.Кандарицкий


Источник: Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества / Сост. свящ.-миссионер А. Кандарицкий. - Стерлитамак: тип. А.В. Кузнецова, 1907. - [2], X, 724 с.

Комментарии для сайта Cackle