Азбука веры Православная библиотека священномученик Дионисий Александрийский Павла самосатского, еретика, десять вопросов с ответами на них св. Дионисия

Павла самосатского, еретика, десять вопросов с ответами на них св. Дионисия

Источник

ПАВЛА САМОСАТСКОГО, ЕРЕТИКА, ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИМ ПАПЕ ДИОНИСИЮ1.

Содержание

Первый вопрос Самосатского Первый ответ Дионисия Второй вопрос Самосатского Второй ответ папы Дионисия Третий вопрос Самосатского Третий ответ папы Дионисия Четвертый вопрос Ответ Пятый вопрос Самосатского Пятый ответ папы Дионисия Шестой вопрос Самосатского Шестой ответ папы Дионисия Седьмой вопрос Самосатского Седьмой ответ папы Дионисия Восьмой вопрос Самосатского. Восьмой ответ папы Дионисия Девятый вопрос Самосатского Девятый ответ папы Дионисия Десятый вопрос Самосатского Десятый ответь папы Дионисия  

 

Приветствую и почитаю вас за долголетие и за то, что вы носите на теле своем язвы Христа2, тем более, что все удивляются вашей мудрости и благоразумию. А об обидных словах ваших ко мне не буду говорить, хотя ты и называешь меня пресмыкающеюся змеею и притом змеею, пожирающею землю, и даже извержением3. Вступление, написанное вами ныне, как бы приглашает меня откровенно высказать свои мысли4. Итак ничего не буду говорить от себя, но от Божественного Писания.

Первый вопрос Самосатского.

Как ты говоришь и пишешь, что Христос по естеству есть Бог апостолов, а не человек, как и мы? Мы знаем, что он шествует на страдание и говорит: ныне душа моя возмутися5. Скажи, разве это естество Бога?

Первый ответ Дионисия.

Голос Бога, а не человека,-такого же, как и мы. Да и не свойственно святому человеку говорить: ныне душа моя возмутися (τετάρκται). В самом деле, Бог говорит устами пророка Осии: что тя устрою, Ефреме? Ефремом называется Израиль; Адама же и Севоим-города Содомские. Защищу ли тя Исраилю? Что тя положу? Якоже Адаму устрою тя и якоже Севоим. Превратися сердце мое в нем, смятеся [ταράχθη]раскаяние мое. Не сотворю по гневу ярости Моея: не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог Аз есмь, а не человек, к тебе свят6. Итак, не очевидно ли, что Тот же Самый, Который сказал это устами Осии, говорит снова во время страдания: ныне душа моя возмутися? Ясно, что не принадлежат какому-либо святому пророку ни слова во время страдания: душа моя возмутися, ни слова у Осии: смятеся раскаяние Мое. Согласись же, что не человек был распят на кресте, но единый Святый, единый Единородный Сын Божий и Слово.

Второй вопрос Самосатского.

Слова: прискорбна есть душа Моя до смерти7 о ком, по твоему, должны гласить? Не человек ли по естеству тот, кто скорбит душою?

Второй ответ папы Дионисия.

Людям свойственны страсти: ненависть, еще любовь и, кроме того, печаль. Но, конечно, не человек Тот, Который говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти. Иначе и о Духе Святом Самосатский скажет, что Он подвержен страсти потому, что Павел пишет: и не оскорбляйте Духа Святого (Божия), имже знаменастеся в день избавления8. И по словам Исаии, Бог говорит: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя9. Очевидно, не как человек ненавидел Бог субботы иудеев, и не как человек огорчается Дух Святый, а равно (не как человек скорбел) и Единородный (Сын Божий), имеющий шествовать на страдание. Но как творящие неправду оскорбляют Духа Святаго. подобно этому скорбит и Единородный. Прибавлю еще и то, что сказано у Исаии. Кто говорит: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене10? Пусть скажет Самосатский: Кто отвергнут, Кого оставили люди Израильские, прогневавшие Святого Израилева? И в другом месте: еда         неправеден Бог, наносяй гнев: по человеку глаголю11 Итак, когда Его оскорбляют, Он гневается. А если бы, оскорбляемый, Он не гневался на неповинующихся, то не было бы у Него и радости. И как сказал бы тогда неложный Бог Иисус: аминь, аминь глаголю вам, Яко радость будет на небеси о едином грешнице кающемся12? Написано также: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину Божию в неправде13. Это гнев Божий против оскорбляющих Сына Божия, Бога Истинного, поточу что они оскорбили и Отца, собезначального Сыну, и Духа Святого.

Третий вопрос Самосатского.

Когда Иудеи требовали знамения от Христа, он сказал им: разорите церковь сию (храм сей), и треми денми воздвигну ю. И евангелист прибавляет: Он же глаголаше о церкви тела Своего14. Так как в писаниях твоих говорится, что образ раба не имеем ипостаси (νυπόστατος) подобно точу, как (не имеют ее) слово человека и премудрость, и ты признаешь одну только ипостась (πόστασιν) и одно лицо в Распятом на кресте называя Его Словом и Мудростью Отца и Богом совечным Отцу15, то ты не можешь дать ни образа, ни вида, ни ипостаси тому телу, которое есть храм Бога. Между Тем не Слово разоряется иудеями, – этого не может быть, –  но храм Слова, как сказал Сам Иисус.

Третий ответ папы Дионисия.

Как не знает Самосатский ничего в Священном Писании, так не знает, и силы предложенного вопроса. Снова называя образ раба ипостасным (νυπόστατον) рабом и признав слово и премудрость человека ипостасным человеком, измыслив ныне свои несуществующие ипостаси-образ раба, или слово и мудрость человека, он не знает ни разоренного храма Божия, ни Бога, Который воздвиг разоренный храм тела Своего. Покажу сначала, что такое разоренный храм. Первый храм тела Его-святые апостолы Его, в которых обитало тело Бога и кровь (Его). Первый храм тела Его, как я сказал,-святые ученики. Самосатский в своем вопросе умолчал о заключительных словах евангельского повествования. Евангелист пишет, что ученики Его поняли эти слова только тогда, когда Он воскрес из мертвых: и веровали Писанию и словеси, еже рече Иисус16. Ученики не уразумели того, что они поняли только тогда, когда Господь воскрес из мертвых; они не понимали слов: разорите церковь сию. Какому же Писанию поверили ученики Его? Какое Писание говорит: разорите церковь сию? Один Господь Своими собственными устами произнес: разорите церковь сию. Между тем написано, что ученики вероваша Писанию. И опять прибавляет евангелист: И словеси, еже рече Иисус. В Писании есть слова: зиждай Иерусалима Господь, рассеяния Израилева соберет17. На третий день воздвиг Он камение свято18, сдвинутое с основания. Оставили основание святые камни и рассеялись поодиночке; посему и сказано у пророка Захарии: мечу, восстани на пастыря (Моего) и на мужа гражданина его; порази Пастыря и расточатся овцы стада19. Необходимость заставляет меня сказать, на какого пастыря поднимается меч и кто муж гражданин его. Как меч Гедеона на Мадиама, так и наказание Божие на Иуду. Меч Гедеона на Мадиама, а меч (Божий) на Иуду, который пас мужей царства своего. Обрати внимание на то, что муж гражданин обозначает Иуду, который пас, т. е. указывал путь во время предания Господа, а мужи царства его-это как бы мужи нечестия его, Иуды,-те, которые шли по его указаниям и повиновались ему; и он получил награду, достойную дел его, когда поражен был мечем Божиим. Пророк предвидел это духом и произнес пророчество. И смотри, как невидимо поразил его меч Божий, и разверзлись внутренности его, рассеченные мечем Божиим за то, что по его вине Пастырь Израиля поражен был иудеями, достойными царства самого предателя. Поражен был Пастырь, и рассеялись овцы стада; но Бог Израилев Господь, воскресший в третий день, рассеянных воссоздал в Себе, как храм святый, камение честно20, а плевелы предал неугасимому огню. Храм Божий, разоренный иудеями, это апостолы, как написано: вселюся в них и похожду: буду им Бог и тии будут мне людие21И при жизни22…    

Четвертый вопрос.

В евангелии написано: и приим чашу, хвалу воздав, рече: приимите сию а разделите себе: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается23 Но может ли быть нетленною кровь, если она разделяется и проливается?

Ответ.

Мы знаем, что (апостол) Павел для доказательств пользовался и словами языческих мудрецов24, а премудрый Моисеи записал не мало предсказаний иноплеменного человека Валаама25Посему и говорит апостол: бых несмыслен: вы мя понудисте26. Если же я предлагаю то, чего (у языческих мудрецов) нет, то уже Самое дело, – независимо от того, что ты говоришь по настоящему вопросу,-понуждает меня обсудить данный вопрос не от мудрости языческих писателей27. В Самом деле, кто из языческих мудрецов, с тех пор как они начали составлять басни, наименовал проливаемое или разделяемое Духом Святым нетленным или животворящим, помимо одного боговдохновенного Писания? Впрочем, ты не знаешь ничего, – не знаешь даже человеческой науки. А от боговдохновенного Писания ты отстоишь, как небо от земли, как изрек Бог чрез пророка Исаию: якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моея28. Нас же верных и познавших истину, напоил Бог потоком сладости Своей, как написано: Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак; правда Твоя яко горы Божия, судьбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи, яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу твоею надеятися имут.  Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим тя и правду твою правым сердцем29. Я-в крове крил Его надеющийся: не поколеблет меня то, что написал Самосатский, ибо написано: да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати30. Не забуду о потоке сладости, ибо Он есть источник живота: и во Свете узрю Свет от Света. Надеюсь на нетленные Его крила: что руки божественные, создавшие человека31 и подающие жизнь. Они создали очи, коснулись мертвых, и мертвые ожили, они насадили ухо32. Это-руки Бога Израилева, Который есть Иисус, поток сладости, источник жизни, сущий у Отца. Он есть Христос Иисус, поток, возвративший на юге пленение наше33; южные страны это – то же, что Палестина, если, по словам апостола, и Египет прилагается к нынешнему Иерусалиму34, ибо именем Агари Он назвал Египет с Аравией.

Пришел (на юг) преднаписанным перстом Божиим козел35, так как они были во всем однообразны по ипостаси (καττς ποστάσεις) и по виду, ибо так заповедал Бог Моисею. На головы козлов возлагались руки священников, ибо две ипостаси козлов приводились к жертвеннику вместе; и брал священник одного из двух и закалал; и после принесения в жертву одного из двух козлов, один живой,-тот, который был участником крови и жребия другого, принесенного в жертву,-отсылался в горы. А до тех пор, пока не совершили всего написанного, он находился вместе, с подобным ему козлом. И тот, кто был в то время священником, приносил в жертву (того козла), которого хотел. Это предначертание было образом Отца и Сына. Намереваясь быть веденным на Свой святой и животворящий крест, на жертвенник Божий, Бог Израилев Иисус Христос веден был не один, но с Ним был и Отец. Действительно, прежде чем войти на крест, Он сказал святым апостолам: вот наступает час, когда все вы оставите Меня одного, но Я не один, потому что пославший Меня Отец-со Мною36 и не оставил Меня одного. Итак, образ оказался истиною в том отношении, что не восхищением непшева быти равен Богу37 Тот, Который претерпел крест,. Это-образ, открывающим (нам) истину; он преднаписует (ее) у Моисея так. Ради отпущения (грехов) и жертвеннику приводились два похожие по виду козла. О двух козлах ме-

dorf, Vetus testamentum graece juxta CXX interpretes, tomus primus, Lipsiae, 1850, p. 134, где в примечаниях помещено чтение текста по Александрийскому кодексу (Ср. ibid, Prolegomenorum index, p. LX.). В нашем тексте также для обозначения жертвенного козла употребляется сначала слово χείμαῤῥος, тождественное с χείμαῤῥος -поток, а потом уже χίμαρος, как всюду в Ватиканском кодексе перевода LXX. Может быть, и в нашем тексте первоначально всюду стояло χείμαῤῥος, как в Александрийском кодексе. Который есть Слово и Сын Самого Отца и наш Бог Господь, Который есть Господь Саваоф, вознесенный на крест и возвративший пленение наше не выкупом и не подарками, как некогда сказал Господь Вседержитель чрез пророка Исаию38 и как ныне Он же говорит чрез блаженного Петра: не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития, отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа39 И если в образе предначертания повелено было Моисею Духом Святым избирать непорочных козлов, то не тем ли более-мысленный [козел и поток] сладости40 имеет единый образ со Отцом, как собезначальное Слово, как Христос, совечный Родившему Его? Мы возрождены водою нетленною и Духом, ибо написано: [порождени] не от семене истленнна, но неистленна41-как я сказал выше, -водою и Духом Святым. И трие во едино суть: вода и кровь и Дух42. Но мне скажет кто-нибудь: козлам ты уподобил Отца и Сына? Как научен я: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому43, и как Моисей приводил к жертвеннику, образу истины, двух непорочных козлов одного вида, так и Отец, когда агнец непорочный, как овча, веден был на заклание44, не отделялся от единообразного с Ним Слова; это-две неразлучные ипостаси и (вместе с Ними) ипостасный (νυπόστατον) Дух Отца, который был в Сыне. Ибо открылось всем, что Он был в Нем и сошел на Него в виде голубя45 и Сам Утешитель Дух Святый принимал участие в страдании.

Подобно двум единообразным козлам, предписывалось приносить и двух птиц для очищения, и одна приносилась в жертву, а другая, не принесенная в жертву, омывалась в воде, смешанной с кровью птицы, принесенной в жертву. Рассмотрим, с помощью Божией, этот образ еще подробнее на основании Божественного Писания ветхого и нового. Святые ученики, умудренные Духом Святым, изъясняя ветхозаветное Писание, видели, что (этот) образ предначертан был истинно, и что вода наливалась в сосуд, а потом одна из чистых птиц приносилась в жертву, и кровь птицы, принесенной в жертву, смешивалась с водою живой, и затем живая птица, не принесенная в жертву, омывалась в чистой воде и чистой крови,-так совершалось жертвоприношение для очищения. Посему и сказал апостол: как (бывает) в жертвоприношении очищения, подобно этому вода, и кровь, и Дух Святый в виде голубя суть одно. В самом деле, Христа блаженный Иеремия наименовал Духом, когда, оканчивая свой плач и оплакивая народ иудейский, сказал: Дух лица нашего, помазанный (χριστός) Господь ят бысть в помышлениях их, (а в одном издании растлениях их46). Христос единообразен с Духом Святым, (явившимся) в виде голубя; единообразен (и) с Отцем Дух-Христос Господь, ведомый для принесения в жертву, ибо так говорит о Нем Иеремия: Аз яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех47. Ипостасный (νυπόστατος)всегда сущий Христос, равный Отцу по непреложности (καττὸ ἀπαράλλακτον) ипостаси, совечен и Господу Духу; а солгав Духу, Анания и Сапфира солгали не человеку, но Богу, и испустили дух48 Бог Утешитель, как и Отец Христа, совечен Христу. Когда при блаженном Моисее; восстали два мужа из народа, Елдад и Модад, и стали пророчествовать, и когда Иисус, сынь Навина, сказал Моисею: «господин мой, Моисей, запрети им, чтобы они не пророчествовали»,  то Моисей отвечал Иисусу, сыну Навина: еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним (быти) пророки? Когда даст Бог Духа Своего Святого на народ Свой, тогда они становятся пророками49.

Но истинно пророчество апостола Павла, сказанное им в Милете: восстанут мужие, глаголющие развращенная, еже отторгати ученики во след себе50. И восстал первый Самосатский, говорящий неправду и называющий тленною кровь Иисуса, Который есть Иисус Бог Израилев, разрешение всякого тления, страдания и смерти, – разрешение, освобождающее нас от рабства тлению. Он называет ее кровью смертного и подлежащего страданию человека, ссылаясь на то, что Господь славы сказал ученикам: примите сию и разделите, (сия чаша) новый завет Моею кровию; сие творите, и еще: яже за вы проливается51. Услышав это, Самосатский думает в этом возгласе Господа найти опору против истины. Он не знает того, что сказал апостол: колико мните горшия сподобится муки,-в сравнении с тем, кто преступил закон, данный Господом Моисею,-иже Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возомнив, ею же освятися и Духа благодати укоривый?52. Так сказал апостол: отвергся кто закона Моисеева, при двоих или триех свидетвлех умирает53. Попрал Его Иуда, и предал; Иуда Галилеянин погиб сначала, а вслед за ним (погибли) и его единомышленники54. А теперь Самосатский, чтобы угодить избравшему его сатане, восстал против животворящей крови и против Духа Святого и попрал Их. Если кровь святая тленна потому, что она проливается, то и Дух Святой окажется таким же, как и кровь жизни. Евангелист Лука пишет в Деяниях апостольских: егда скончавашася дние пятидесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть (внезапу с небесе) шум, якоже носиму дыханию бурну, так что поколебался весь дом, где они находились, затем он прибавляет: и явишася им разделени языци, яко огненни, седе же на едином коемждо их55. А когда они начали говорить и каждый из всех народов услышал, что они говорят на собственном его языке о великих делах Божиих, то (все) изумлялись, а вероломные иудеи стали смеяться над святыми апостолами и, называя Духа Святого сладким вином, говорили, что святые апостолы напились сладкого вина. Но блаженный Петр сказал им в ответ: мужие иудейстии, не якоже вы непщуете, сии пияни суть: есть бо час третий дне; но сие есть реченное пророком Иоилем: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши ιι дщери и т. д.56. Вот Дух Святый делится на каждого из апостолов и изливается на всякую плоть, и пророчествуют сыны благодати и дщери. Действительно, и дшери пророчествовали, как это написано о дочерях Филиппа. Но, спрашивается, назовет ли кто-нибудь Духа Святого тленным,-чего, конечно, быть не может, потому, что Он изливается, или потому, что Он был разделен? То же Самое можно сказать и относительно животворящей крови; ведь написано: вода, и кровь, и Дух, – три суть единое они были предначертаны еще Моисеем в очищении. Очищение это пред изображало купель, в виде сосуда, содержащего воду живую, кровь птицы, принесенной в жертву, и живую птичку. которая крещается, спускаясь в живую воду и кровь. Этот сосуд есть Единый некий источник, в котором совершается спасение чрез крещение в живой воде, животворящей крови и Святом Духе, пребывавшем в виде голубя на живом Слове Христе и сошедшем при крещении на Иордан, как в сосуд. Зачем же Дух Святый (сходит) в виде голубя? Это-затем, что бы мог сделаться учителем57. Тот, Кто послал Его и принял Того, Которого послал. Ной послал из ковчега голубя и сам же опять принял его; согласно с этим образом, и нам должно помышлять, что Ему принадлежит совечный Дух и что Он даровал нам то, что Ему Самому принадлежало, когда разделил и излил Его на всякую плоть верующих; и конечно, Бог и Господь есть Тот, Кто разделил нам кровь Свою и Духа.

Написано: дети мои, якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша58. Коль скоро-антихрист, то, конечно, и противный ему поток, как написано: и потоцы беззакония смятоша мя59,-и воды святыя60, и воды непостоянные. Написано также: поток прейде душа наша; убо прейде душа наша воду непостоянную61. Итак, во всем показали мы потоку беззакония, что святая кровь Бога нашего Иисуса Христа нетленна и не есть кровь подобного нам смертного человека, но кровь Бога истинного, Который есть поток сладости для (всех), почерпающих из него.

Пятый вопрос Самосатского.

Написано в евангелиях: отроча растяше и крепляшеся62, а также сказано, что Иисус рожден от Духа Святого и Марии Девы. Как же ты говоришь, что возраставшее и укреплявшееся отроча предвечно, собезначально и совечно нерожденному (γεννήτῳ) Отцу?

Пятый ответ папы Дионисия.

Что Отец не рожден (γέννητον), об этом в Писании нигде не сказано; но божественное Писание чрез Духа Святого предало нам, и именно тот, кто благовествует нам радость великую, пишет: се Дева во чреве зачнет и родит сына и нарекут имя ему Еммануил63. В начале сказал: даст Господь Сам вам знамение, и затем прибавляет: се Дева во чреве зачнет; он показывает, что Богородица, т. е. Дева, зачала кого-то,-зачала Того, Кого мы признали Богом своим, совечным Отцу Сыном-Словом. И во Свете Его мы увидели Свет64: действительно, Он Сам сказал: Видевый Мене виде Отца Моего65. Повторю немного. Сам Господь говорить чрез Исаию: даст Господь Сам вам знамениe66. Выслушаем и слова ангела, обращенные к пастухам: благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь [Спас, Иже есть] Христос Господь в граде Давидове. И се вам знамение: обрящете младенца повита и лежаща в яслех67. Вот знамение, которое возвестил Он нам чрез Исаию и пастухам чрез ангела. Нo какова сила отрока, лежащего в яслях? Он Бог крепкий, властелин, князь мира, Отец будущаго века68. Если ты порицаешь евангелиста, зачем он говорит: Отроча растяше и крепляшеся, и спрашиваешь нас: зачем и как? то спроси Даниила, который говорит: отторжеся камень от горы без рук, и прибавляет: после того, как камень раздробил статую, он сделался великою горою69. Скажи же, как могло быть, что камень вырос, и сделался горою? У людей не бывает, чтобы кто-либо (постоянно) рос; муж, который вырос, уже после тридцатого года не говорит об увеличении своего роста. Но заметь, что говорит Иоанн Креститель: имеяй невесту жених есть, и затем немного ниже прибавляет о возрастающем Боге, сказав так: Оному подобает расти, Мне же малитися70. И даже до сего дня Слово Божие и распространяется, и славится, и растет, и умножается в церкви благочестивых. Человек, родившись и пришедши в мир,-даже если будет и един день жития ею71, т. е. двенадцать часов, все равно, по прошествии уже двух часов этого дня, убывает. Возрастание человека не есть прибыль лет; он ежедневно убывает. Отроча же Иисус, Бог Израилев, есть Сам Бог, и лета Его не оскудеют72. Он непреступное имать священство73. Если Самосатский скажет: не непреступное, то пусть он скажет, было ли оно сменено когда-либо. С тех пор как Царь мира благоволил соделаться священником мира, не усматривается,-и этого не может быть,-чтобы кто либо сменил священство Его. И в истинную скинию не вошел и не вышел никто, кроме одного Господа. И запечатаны были врата скинии целыми, несокрушенными и не оскверненными. Ибо они заперты были рукою Бога и запечатаны перстом (Его)74. Ни Архиерей наш не поставлен (κεχειροτόνητο)рукою человека, ни скиния Его не сооружена была людьми, но утверждена Духом Святым. Силою Всевышнего осеняется приснопамятная скиния Божия, Мария Богородица и Дева. Посему лукаво говорит Самосатский: «от Духа Святого и Марии»; он хочет ввести в обман, уверяя, будто и о рожденном Богородицею Писание говорит в том же смысле, в каком написано: не от крове, но от Бога родишася75. Если же он назвал Отца нерожденным, то он говорит это лишь с целью показать, будто (Христос) явился недавно и есть тварь. Он не соглашается сказать, что Христос есть совечный образ ипостаси76 Бога Отца. Между тем, (мы знаем, что) Богом взята была персть от земли, Адам, и создан был Адам Богом, и ребро Адама создано было в жену77; по закону плотской заповеди чрез смешение и соединение обоих Ева зачала и родила Сифа и других ранее его. Между ними не было никакой разницы: сыновья и дочери Адама были единообразны и ипостасны (νυποστάτους),как мы видим это до сего дня; и Сиф не отличался от Адама, ибо происходил от ипостаси (κ τς ποστάσεως)чресл Адама. Так – между людьми, из которых один был нерожден, а другой рожден; из творений, как написано, познается по соответствию (ναλόγως)и виновник бытия (γενεσιοργоς)78. Мы понимаем, например, что если кто возьмет от употребляемого нами вещественного огня, и зажжет свет от света, то он не произведет ни страдания, ни деления. Однако-при всем этом-нельзя еще сказать, что подобно этому (явлению) вполне можно постигнуть и вечное рождение Христа от Отца: в данном случае мы следуем одному только боговдохновенному Писанию. Отец открывает нам: во свете Его мы видели свет79,-как об этом сказали мы выше,-и мы знаем, что Слово Отчее есть Тот, Который родился в последние дни и возрастал и умножает свет Свой в нас. Возрастание Бога относится к церкви, как и написано: церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии была в покое, назидалась, и ходила в слове Господнем и умножалась, утешаемая Духом Святым80. Слово Господне возрастает ежедневно и Дух Святый умножается в церкви Божией. Итак, Тот, Который возрастал возрастом и премудростью, был не человек, как мы, но Бог, рожденный Отроком, данный нам в Сына вечного, существующего прежде (всех) век81. Он поистине возрастал и ежедневно возрастает и лета Его не оскудеют82. Ибо не изменен Христос, как Бог Слово. Да будет же стыдно приемлющему имя Господне всуе83. Человек суете уподооися84, как говорит Екклезиаст. Суетою назвал он труд людей, которым они трудятся под солнцем85. И Давид говорит: суета всяк человек живый86; дние его яко сень преходят87. Бог наш Иисус Тойжде есть и лета Его не оскудеют88.

Шестой вопрос Самосатского.

Написано, что ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Ею и бежи во Египет. Хощет бо Ирод искати душу Отрочате, да погубит е89. Но неужели ты скажешь, что Отроча, убежавшее с Матерью, совечно Богу и Отцу? И как ты называешь совечным Нерожденному Отроча, которое переходило из одного места в другое и рождено было в Вифлееме?

Шестой ответ папы Дионисия.

Отвечу возражающим мне сначала относительно Отца. Допустим, что перемена места указывает  на то, что Сын Отца не пребывает на небе,-хотя Сам Он говорит: истинно говорю вам: никтоже взыде на небо, токмо сшедший с небесе сын человеческий сый ни небеси90;-но ведь мы находим также, что в первой книге написано, что Бог сошел и говорил с Авраамом: и затем Священное Писание прибавляет еще, что отошел Бог от Авраама91. Что можно возразить на это? В писании говорится, что Бог отошел от Авраама. И эти слова истинны и лжи нет них напротив, должно было исполниться все, что написано в законе, и пророках относительно того, что Бог сойдет во облаце легце и приидет во Египет и потрясутся рукотворемния Египетская92, что Господь будет известен Египтянам и Эфиопия предварит руку свою к Богу93, и что Он опять воротится из Египта, дабы исполнилось написанное: из Египта воззвах Сына моего94. Сыном называется здесь Тот, Кому покланяется множество горних святых, единый неделимыйый Христос совечный Отцу, собезначальный соучастник Отца в творении, ибо Бог Израилев Иисус есть Слово Предвечное, как и Дух Святый. А если из того, что Иосиф бежал во Египет вместе с Мариею Богородицею, которая несла в объятиях прибежище наше, Бога и силу,-ты заключаешь, будто и Он, как один из подобных нам, убегает подобно тому, как Давид от Саула95, то пора сказать тебе, что (тогда) и Дух Святый убегает, как Агарь от госпожи своей или как пророк от Иезавели ведь написано: Святый Дух премудрости96 отбежит льстива, и отымется от помышлений неразумных и обличится от находящия неправды; человеколюбив бо Дух премудрости и не обезвинит хульника от устен его: яко внутренних его свидетель ест Бог. Об этом и Давид говорит: испытаяй сердца и утробы Боже 97; не обезвинит,говорит Писание, хульника от устен его98 Дух человеколюбивый, но испытует сердца и утробы.Как Бог, Дух знает и глубины Божия, подобно тому, как и яже в человеке не знает никто, точию Дух человека, живущий в нем99 . Здесь священный Павел ясно учит, что только Духу Святому известен Отец вочеловечившегося Слова; но Дух Святый знает и вочеловечившегося Христа, Слово, Иисуса, потому что Он (Отец) пребывает во Христе. Отец,-говорит Писание,-пребывающий во Христе Слове, Сам творить дела, как и Христос, пребывающий во Отце Своем100. Знает и Дух Святый, как Отец пребывает в Сыне и Сын во Отце. Человеколюбивый Дух Святый удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, как уклонился и Сын, убежав во Египет. Научает и нас тому же бегство Прибежища (нашего); (Оно как бы так говорит): вот я показал вам, чтобы вы поступали так же, как видели: если кто будет преследовать тебя, беги в другой город; ибо так поступали они и с пророками101. И сый над всеми Бог, Прибежище наше, не в чужих, но в своих [владениях быль, когда убегал], как научает нас евангелист. И еще, научая Клеопу любить гостеприимство, Он творяшеся далечайше итти102. Все это: и путешествие в Египет, и возвращение из Египта, и все Его странствование, и путешествие вместе с Клеопой, и отшествие на небо,-ибо апостолы, говорит Писание, взирающе бяху на небо103, – все эти путешествия Давид прозрел Духом и воскликнул, взывая и говоря так: видены быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моею Царя, иже во Святем104. Царя своего Давид называет Богом, когда говорит: шествия Бога моею Царя, иже во святем. Сына Божия в Духе Святом Давид называет Богом своим, иже во Святем. Свят Отец Христа, и в Самом (Отце) Святом,-говорит Давид, – пребывает Бог и Царь (его). Он есть Христос Бог во Отце чрез Духа Святого. О нем возвещает Давид когда говорит, что всегда пребывает Христом Тот, Который, будучи Словом, благоволил соделаться плотью, и пребыл Христом, Словом, Иисусом, Богом. О Нем воспевает Давид: в мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются105. Написано: не обезвинит хульника от устен его, яко внутренних его свидетель есть Бог. Не отпустил безнаказанными человеколюбивый Дух Ананию и Сапфиру, которые солгали: они потерпели наказание, так как солгали человеколюбивому Духу106. Пусть и Самосатский уготовляет дела свои к исходу; ибо не отойдет без наказания тот, кто клевещет на человеколюбивого Духа Святого. Дух же есть Бог107 как научил нас Истина-Христос, сый над всеми Бог, пришедший на облаце легце108 во Египет, Господь Бог Израилев, Иисус Христос.

Седьмой вопрос Самосатского.

Так как в Божественном Писании я не нашел того, что образ и премудрость суть безипостасные принадлежности человека, то я желал бы знать от вас, что написано у апостола, когда он говорит о Христе: иже во образе Божий сый, Себе умалил, зрак раба приим109. Если бы Христос принял образ безипостасный, то можно ли говорить, что он принял образ и вид, и что Бог воскресил Его110? Если же церковь не проповедует и не признала двух Богов, как и сам ты знаешь, то мы желаем, чтобы ты убедил нас из в писаний в том, что образ [у Христа] был безипостасный. Если он не имеет ипостаси, то, что же он? Как можно назвать образом то, что не было ипостасью? Апостолу належало бы сказать, что Он умалил Себя, приняв безипостасный образ раба, если бы он действительно был безипостасным.

Седьмой ответ папы Дионисия.

Говорит Самосатский: если образ, принятый Христом, не имеет ипостаси, то апостолу надлежало сказать: Христос умалил Себя, приняв безипостасный образ раба. И мне еще добавляет: убеди меня из Божественного Писания. Конечно, я буду отвечать, хотя он и старается не допустить и не дать мне возможности отвечать на его слова. В самом деле, когда он писал, то был убежден, что все написанное мною в сущности является несостоятельным, и, наоборот, то, что говорит Самосатский, не в состоянии никто опровергнуть. Но я сейчас опровергну слова (πρόβλημα) твои, и ты будешь обличен твоими же собственными устами111. В самом деле, если бы Христос принял образ раба ипостасный, и воспринятый (образ) был бы рабом,-ведь, конечно, таково значение твоей болтовни,-то святому апостолу Христову надлежало бы, -как выражаешься ты,-сказать, что Он Себя умалил, приняв раба-человека. Но чьего раба? У кого он купил его?-и за сколько? Где происходила покупка раба?-и по какой причине продал или подаривший подарил его? и зачем он подарил его тому, кто взял его, как будто сам он не нуждается в нем? если ты хочешь установлять правила, как писать Писание, то от меня не требуй, чтобы я говорил тебе от Писания; ибо написано: с преподобным преподобен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися112.

Впрочем, видишь, как уклонился ты и от слов Писания: сие да мудрсшвуется в вас,еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу113. Знаю твои обманы. Так как,-говоришь,-мы называемся образом Божиим114, то и Сам Христос есть как бы один из нас: ибо написано: се Адам бысть яко един от нас115. Богохульствуя и проповедуя нечестие о Боге, ты говоришь и думаешь, будто тот, кто называет Богом Иисуса, Единородное Слово Отчее, исповедует двух Богов; так что, по твоему мнению, никому не следовало бы называть Христа Богом предвечным. И ты, не исповедуя Его предвечным, и однако называя себя церковью, говоришь, что церковь не исповедует и не приняла двух Богов. Но именно ты и предал себе двух (богов): одного (Бога) проповедуешь предвечного и нерожденного, а другого Бога, поставленного в последние времена, именно Христа. Ты, правда, не писал мне этого, а слышавшие (тебя) писали мне, что ты учишь так. Но не буду говорить об этом и обращаюсь к тому, что написано тобою теперь. Ты говоришь, что образ раба, принятый Им, был ипостасный; но Христос пребывает во образе Божием и, действительно, обладает свойством Божиим. Он не восхитил его, но пребывает во образе Отца. Отсюда-два ипостасные образа Отца и Сына; но Христос, конечно,-не два образа. Скажи нам: когда Христос преобразился пред апостолами, то в чем, по твоему мнению, состояло это преображение? Писание говорит, что Он преобразился. Есть пять свидетельств том, что и Сам Он преобразился, и что вид Его сделался иным. Итак, скажи: неужели образ раба преобразился на святой горе? Здесь уже нельзя тебе сказать, что преобразился образ раба, ибо написано: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе,-иже во образе Божии сый; о Самом Иисусе Христе говорится, что Он пребывает во образе Божии; и о Нем же сказано: взяв Иисус Петра, Иакова и Иоанна, вошел на гору и преобразился пред ними116. Скажи же: образ, в котором Он преобразился, был ипостасный или безипостасный? Если ты не можешь дать ипостаси преображению, то не можешь дать ее ни образу, ни одеждам, ибо и они сделались как снег.

Впрочем ты, Самосатский, далеко уклонился здесь от вопроса. Ты говоришь, что Слово было прежде Марии, а Христа не было прежде Марии, и что Мария родила не Слово, ибо она не старше Слова, но родила Христа, по избранию удостоенного имени Сына Божия. А святой учитель языков Павел пишет всем: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Не сказал: еже и Христос Иисус мудрсшвует, но: сие мудрствуйте во Христе Иисусе, ибо о Нем мы живем, движемся и есмы117; в Него веруем, ибо предано нам, что во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу. Да и как ты, Самосатский, не признавая Христа предвечным, говоришь, что он принял образ раба? Если Христос не существует прежде веков, но (родился) от Марии, то, по твоему, раб принял раба, ибо всяческая работна Богу118. Тогда окажутся два образа рабов. Итак скажи нам, откуда Христос, роднившийся от Марии, взял ипостасный образ раба? По суетному измышлению Самосатского, Христос является похитителем, если не показано будет, откуда явился раб, которого принял Христос, родившийся от Марин,-как говорит клеветник.

Но оставим его и написанное им и обратимся к повествованию Божественного Писания; будем внимать чтению (Писания) с верою и истиной, как предлагает святой Павел верному сыну Тимофею119. Итак, вверяя нам в своем наставлении всю тайну о Христе, он пишет в Духе Святом, говоря так: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Есть во Христе и Отец Христа и Дух Святый; в Нем повелевается нам мудрствовать, дабы не выдумали мы чего-нибудь, помимо того, что приняли. Христос Божия сила и Божия премудрость всегда пребывает во Отце; и в Нем мы мудрствуем, что Отец пребывает во Христе Иисус, о чем знает Дух Святый, испытующий глубины Божия120. Он знает, как Отец пребывает в Сыне Своем Христе Слове, и как пребывает во Отце Христос, иже во образе Божии сый. Слова святого мужа о пребывании Иисуса Христа во образе Божием, как я сказал выше, обозначают пребывание в Боге, Отце, а слова: не восхищением непщева быти равен Богу указывают на то, что во образе Божии пребывает Сын Отца. Это говорит он потому, что Иисус Христос соделался равным Богу не так, как те, которые восхищают царство Божие добродетелью, трудами, бедствиями и борьбой, – ибо написано, что царствие небесное нудится, и нудници восхищают е121, не усовершенствованием в трудах добродетели; но покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля, и сияние Его яко свет будет122. И Сим Он, воистину всегда сущий во Отце свидетельствует, говоря; Аз есмь свет миру123.

Он-Владыка мира, имеющий в Себе Отца и Животворящего Духа Господа, но Он Себе умалил. Посему и неизреченное таинство, в котором Он дает нам Себя Самого в таинственной трапезе, Он Сам называет новым заветом Божиим124. Некогда священники по закону Ааронова священства возлагали на жертвенник мясо бессловесных; и Моисей пишет, говоря, что мясо святое-на жертвеннике и народ будет есть его, и всякий, кто прикоснется к нему, будучи нечистым, погибнет125. Ныне же не так; но Сам Господь Бог Израилев, Спаситель наш, говорит: ядый Мя, и той будет жив Мене ради126 . И так Бог обитает в нас по завету, который он заключил с нами, говоря: приимите сию (чашу) и разделите себе: сия чаша-новый завет; cиe творите127. Бог оно умаление Бога для нас, дабы мы удостоились вместить Его. Об этой именно страшной тайне говорит апостол в словах: Себе умалил. Обитая с нами, не оставил Он Отца,-этого не могло быть. Я представляю тебе слова Самого Бога: Я и Отец приидем к нему и обитель сотворим у него, т. е. у верующего в Меня, как говорит Он128. Видите, как точно выражается учитель истины, сосуд избрания: зрак раба приим, в подобии человечестем быв.

Умаление для нас, как я сказал выше, (указывает на) принятие таинства жизни из пречистых, и нетленных, и божественных рук Его: Он Себя умалил, дабы мы, верные, могли вместить Его и соделаться обителью Божией после того, как весь Он будет принят нами. Это и было предначертано некода Моисеем в агнце без пятна и без порока, которого, по заколению его, съедало все собрание сынов Израилевых, когда они совершали «τφασέκ», то есть пасху. Повелевалось им тщательно съедать мясо агнца, испеченное на огне, съедать голову с ногами и внутренностями129. Но им нельзя было съесть головы с ногами. Каким образом могли иудеи съесть голову во время пасхи, когда закон предписывал, чтобы кость не сокрушалась от него130? По причине грубости и жестокосердия их не позволялось им принять в пищу даже целое бессловесное животное. Между тем умаливший Себя Христос Иисус, имея в себе Главу – Отца, – ибо глава Христу – Бог131, дабы Всевышний вселился в них и обитал в нас по своему человеколюбию и благости, которой Он  возлюбил нас. Таково умаление десницы Всевышнего. Итак умаление обозначает не перемену в Нем, – этого быть не может,  – но восстановление нас чрез умаление Его, которое дал нас умаливший Себя. Дух Святый, изливаясь на вскую плоть, остается целым, как и святая и животворящая кровь, излитая из глубины Божественного ребра; пребывает целым и умаливший Себя Иисус Христос, изливший в нас нетленную живую и животворящую кровь Свою.

Перейдем  теперь к дальнейшим словам: зрак раба приим, в подобии человечестем быв; как я говорил уже много раз, зрак раба не есть раб. Если господин захочет облечь раба в кожу овцы или посадить его на первом месте, но не желает освободить его от служения себе, то, нося кожу, раб не получил еще овцы и, сев на первое место, не получил еще свободы от того, что сел на первое место. Приняв зрак раба, Иисус Христос, Господь и Бог апостолов, во время тайной встречи поднимается от трапезы, полагает одежды Свои и, взяв полотенце, препоясуется132. Вот зрак раба, вот Тот, Который образом обретеся, яко человек. Но рабом казался Он только тем, которые не искали Его, ибо не за рабом последовали ученики, оставив все133,-и великим безумием было бы, если бы свободные люди оставили все и последовали за рабом, не имеющим в руках ни серебра, ни золота, – но последовали за Тем Самым Сыном Божиим Иисусом, Который благоволил препоясаться полотенцем, влить воду в умывальницу и омыть ноги рабов, и был Господом, а не рабом по естеству, и принял только  вид раба, сделавшись подобным человекам (ν μοιλωματι νθρώπων γενόμενος). Так говорит он потому, что в мире не один только раб, омывающий ноги господина, а много рабов; и чтобы не подумали, будто Он принял (в Себя) какого-то раба, он пишет о многих, говоря: сделавшись подобным человекам. Омыв ноги апостолов, Он полагает полотенце, образ и вид раба, берет одежды и тайноводствет, говоря: весте ли, что сотворих вам? Вы глашаете Мя учителя и Господа. Аз умыл ваши нозе, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите134. Как же можно называть пример ипостасным рабом? Только образ и вид раба показал Он, и о нем говорит: дах вам. Если же пример есть ипостасный раб, то пусть Самосатский заставляет считать и апостолов принявшими тот образ, который он называет ипостасным (νυπόστατον).

Затем апостол прибавляет; смирил Себе?135. Видишь, что говорит Он: смирил Себе? Раб себя не смиряет, ни его смиряет власть, которая требует, чтобы он служил подобно тому, как фараон угнетал рабством народ Израилев136. Здесь же [апостол] говорит: смирил Себе. Даже богохульникам не уместно отрицать то, что говорит здесь Писание. Уста их заграждает Тот, Кто смирил Себе, послушлив быв даже до смерти. Склонился Бог и услышал моление рабов Своих, преклони небеса и сниде137, и освободил нас, будучи свободным, как Бог и Господь Славы, Иисус Христос. Итак, если говорит [апостол]: послушлив быв, то, как я сказал выше, говорит потому, что услышал Он святых Своих и сошел до смерти,-смерти же крестныя, дабы избавить нас от смерти.

Темже и Бог его превознесе138. И это так. Бог говорит Богу моему Иисусу Христу чрез Давида: вознесися нл пебеса Боже, и по всей земли слава Твоя139 На это и указывают слова; темже и Бог Его превознесе и дарова Емуимя, еже паче всякаго имене. И [апостол] прибавляет: да о имени Его всяко колено поклонится140 и т. д. Прославил Его Отец, но и Сын прославил Отца, говоря; Аз прославих Тя не земли; явих имя Твое человеком141 Так и Отец явил нам вечно пребывающего с Ним Христа, в котором живет всяко исполнение Божества телесне142. Выслушайте, как говорит об этой тайне священный апостол Павел. Отец и Дух Святый обитают во Христе телесно, так как Христос Слово соделался плотью. Но когда Христос соделался телом, Отец не отступил и не отделился от Него, так чтобы Его не было в Соделавшемся плотью: Слово плоть бысть143. Апостол показывает, что не изменен Христос, соделовавшийся плотью,  и всегда совечен Родившему Его: в том живет всяко исполнение Божества телесне. И кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего в плоти, тот антихрист144. Не в раба вселился Он, но обитал во святой Своей нерукотворной скинии, которая есть Богородица Мария. В ней Царь наш, Царь славы, соделался архиереем и пребывает вечно, вошедши единою во святая, и вечное искупление обретый145. Из нее вышло Слово, соделавшееся архиереем не по закону заповеди плотския, но по силе живота неразрушаемого146. Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины147. Созерцания сей славы недостойны рабы низверженных демонов,-люди, которые говорят, что Господь славы есть раб или один из оправданных по избраниюб Не так учит нас Писание,-не тому, чтобы пред зраком раба мы преклоняли колена и клались им. И не научены мы иметь иного Бога, кроме Бога нашего. Не святой человек и не раб сотворил небо и землю; и боги, которые не сотворили неба и земли, да погибнут под всяким небом вместе с теми, которые им покланяются.

Восьмой вопрос Самосатского.

В евангелиях мы читаем, что в праздник, когда Иисусу было двенадцать лет, отправились Иосиф и Мария, мать Иисуса, из Галилеи в Иерусалим: и, по окончании дней праздника, Иосиф и Мария ушли обратно в Галилею, а Иисус остался в Иерусалиме. Уходя они думали, что Он находится среди спутников. Когда же стали искать Его и не нашли между знакомыми, то возвратились опять в Иерусалим и нашли Его сидящим во храме. Затем евангелист прибавляет: и сказала Ему мать Его: что сотвори нама тако? Се отец твой и аз боляще искахом Тебя 148. Итак, если родители отыскивают Его среди знакомых и спутников, то скажи нам, как ты думаешь о двенадцатилетнем (отроке), Которого разыскивают, из-за Которого родители печалились, пока не нашли Его: безначален ли Он и совечен ли Отцу? Здесь,-я знаю,-невозможно из внешней мудрости выводить заключения о том, каким образом существует образ раба, который ты измыслил, говоря, что ни город не законодательствует, как царь, ни дом [не действует] вместе с строителем. Здесь двенадцатилетнего отрока ты не назовешь и не можешь назвать безипостасным, потому что в данном случае предмет доступен зрению, и ходит и ищут его и нашли.

Восьмой ответ папы Дионисия.

О чем же, о предмете ли разыскиваемом  споришь, Самосатский, или о слове? И если ты ищешь чего-нибудь одного, то зачем соединяешь ты несоединимое и говоришь так, как говорит человек, который старается спутать мысль того, кого он спрашивает, и смешивает одно с другим? Впрочем, все равно-о слове ли, о предмете литы спрашиваешь, вопрос, несомненно, предложен для того, чтобы я отвечал. Итак отвечаю с помощью Божией. Написано: в день скорби моея Бога взысках рукама, нощию пред Ним, и не прельщен бых149. Богородица (также) возвратилась искать Господа и Бога Своего, соделавшегося ее Сыном. Она ходила ногами и искала, но Тот, Кого она искала, не отсутствовал, как поучает Сам Господь, говоря: в тех, яже Отца Моего, подобает Ми быти150. Фома, прозванный близнецом, своими руками лицом к лицу искал Его, и не ошибся, когда осязал плоть Слово, отыскивал руками Бога и глубины Божии в глубине Божественного ребра151.  Ты же, Самосатский, ошибся, когда, услышав о зраке раба, стал представлять Его рабом и ипостасным человеком. Те, которые ищут Его, Господа, когда найдут, призывают Его; а ты, услышав о зраке раба, ищешь ипостасного (человека) и проходишь непроходимые пути и крутизны, отыскивая раба в зраке. Далее, еще пророком предсказано было, что искали Господа с плачем. И вот Матерь Бога моего говорит Богу моему: боляще искахом Тебе. А у пророка Осии написано в Духе Святом: «они плакали и молились Мне; в доме Моем нашли Меня, и там Я говорил с ними. Господь же Бог Вседержитель будет память их»152. Видишь, где нашли Того, Которого искали с плачем? Там говорил с ними уже Господь Бог, когда сказа им: что яко искасте Мене? Не весте ли, яко в тех, яже Отца Мо его, достоит Мне быти153? В доме Моем нашли Меня,-говорит Он чрез пророка, – а по евангелиям: в тех, яже Отца Моего, достоит Ми быти; действительно, все, что имеет Отец, принадлежит Ему. Итак, если о словах только спорит Самосатский, когда полагает, будто нельзя было искать Господа,-так как, по словам Самосатского, Он-человек,-то вот Писание показывает ему, что Тот, Которого искали и разыскивали, есть Бог. Ищущие нашли Его, а от приверженцев Самосатского Он скрылся. Мы же ищем (Его), как сказал Филипп Нафанаилу: Егоже писа Моисей и пророцы, обретохом Иисуса от Назарета154.

Девятый вопрос Самосатского.

Написано у Исаии: Бог великий, вечный не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его155. А об Иисусе написано, что Он и алкал156 и утруждался157. Господь же вечный, как я сказал: не взалчет, ниже утрудится.

Девятый ответ папы Дионисия.

Апостол пишет: потрудихся не аз, но благодать Божия, яже со Мною158 А благодать Божия не безипостасна, – этого быть не может,-так как безипостасное не трудится и не чувствует утомления. И если кто тысячу раз будет стараться найти безипостасное, которое двигалось бы и трудилось, все равно не в состоянии будет открыть его. Бездушные вещи не движутся сами собою,-будут ли это гусли или цитра,-и не чувствуют утомления. А святой Павел, сосуд избрания, пишет: паче всех потрудихся, и прибавляет: не аз яз, но благодать Божия, яже со мною159. Пишет и один из мудрецов, проси Бога послать премудрость, от святых престолов и с высоты славы, чтобы она пребывает и трудилась с нет160. Благодать же Божия, которая трудилась с апостолом Павлом, есть Господь Дух Святый. Как Бог алчет или не алчет. Есть или не есть,-этого сказать никто не может. Но я знаю слова Писания о том, что сказал Бог богов: аще взалчу, не реку тебе161. И мы видим, что Иисус Христос есть Сам Бог, ибо, взалкав, Он никому не сказал: алчу; но ангелы после искушения пришли и служили Ему162. Еще написано: еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию.163 Так говорит, Бог. Не сказал: не ел. А ведь не ложен Бог, но-Истина. Предложил Авраам Богу тельца, которого приготовил и пресные хлеба, которые испекла Сарра. И ел Бог и не скрыл от него, но сказал: возвращаяся приду к тебе в (определенные) часы, и у Сарры будет сын164. Послушайте Бога: возвращаяся прииду к тебе в часы. Не ясно ли, что это-Тот же Самый, Который сказал ученикам: иду и (паки) прииду к вам и поиму вы к Себе165. Он есть Бог, Который сказал: аще взалчу, не реку тебе166. Он-Тот же и не изменился. Когда Слово, пребывая Богом, соделалось плотью и добровольно взалкало, то не сказало: алчу, но переносит на Себя и голод, и наготу, и странствие нищих, говоря: кто сделает это одному из малых и малейших у Меня, тот сделал это для Меня167. Впрочем, и о людях написано, что они не взалчут  и не утрудятся, как говорит Исаия: терпящии Господа изменять крепость, пойдут и не взалчут; потекут и не утрудятся168 Время тебе Самосатскому, сказать, что апостол не надеялся на Бога; ибо они пишет: в алчбе и жажды169. Ты усматриваешь, что он не утолял жажды даже водою? А надеющиеся на Бога, как написано, пойдут и не взалчут, потекут и не утрудятся. Итак, почему же не случилось этого с апостолом, по словам его, но, как пишет он, три раза потерпел он кораблекрушение170. Так ниспровергается твое вероломство: Христос был не (просто) Святой человек, но Бог Святый. Святому Павлу доставляли пищу люди, и в числе их любивший апостола Онисим, который старательно служил апостолу171. Ничего такого мы не находим во Христе, но находим то, что написано было (о Нем) в ветхом завете. Именно возвратился к нам Тот Самый Бог, Который возвратился к Аврааму в (определенние) часы172; взалкал, пришедши к нам, Тот самый, Который сказал: аще взалчу, не реку тебе173. Соделавшись плотью, взалкало Слово, взалкал даяй пищу всякой плоти174. Итак, опять опровергнуты невежественные слова Самосатского.

Десятый вопрос Самосатского.

Полагаю, старец, что апостол Петр, как ученик Христа, более всех знал славу Его. Но для нас не тайна и вам более всех известно, как пишет Лука в книге Деяний о том, что стал Петр пред всеми и сказал: твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, сего Иисуса, Его же вы распясте175. Итак скажи нам, старец, почему ты обвиняешь нас в клевете, когда апостол предал нам, чтобы мы с твердостью и уверенностью признавали, что Тот, Которого распяли иудеи, от Бога [соделан] Христом и Господом? Написанное вами заключает в себе мысль, будто Распятый на кресте есть Бог и совечен Отцу. Между тем Сам Распятый говорит Марии: не прикасайся Мне, нe у бо взыдох ко Отцу Моему176 Но вы не можете сказать, что Он еще не вошел, но всюду пишете, что совечен был Отцу Тот, Который говорит: не у взыдох ко Отцу Моему.

Десятый ответь папы Дионисия.

Писал, пишу, исповедую, верую и возвещаю, что Христос, Единородный Сын и Слово Отчее, совечен Отцу; и никому из еретиков не писал, как и тебе не пишу теперь, что Отец-нерожден (γέννητον). Итак, зачем ты обвиняешь меня в том,177 чего я не писал тебе? А что я писал,-это я знаю, и оно находится при мне. Вот исполняется на тебе и на следующих за тобою (изречение): о мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино178. Не о себе говорю, но о Боге. Не знаю, кто внушил тебе это темное дело нечестия и омрачил тебя не понимать того, чтобы говоришь. И в том послании, на которое ты написал мне в ответ эти вопросы, я писал тебе, что ты, друг, умышленно притворяешься не знающим (истины)179. А другом я назвал тебя не как сопресвитера, но как того другого (друга), которому сказано было Господом: друже на сие ли пришел еси?180. Так с Божией помощью приступаю к исследованию того, что значат слова: яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть.

Написано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своею Единороднаго дал есть181 в мир. Для нас соделался Богом Христос Иисус, Который всегда есть Христос Господь, и мы соделались Его народом; некогда мы блуждали, как овцы, а теперь мы возвратились к Пастырю и Блюстителю (πισκοπον) душ наших,-возвратились к вечно пребывающему Христу Господу. Для нас соделался Он Христом Господом, для нас родился Он Отроком, Сыном, хотя и пребывает во веки: так соделался Он,  для меня во спасение. Некогда мы не были народом Его, так как не знали Его. Не сотворено было Словом Слово Отчее, как множество горних святых духов; но, будучи Словом, Оно родилось из ипостаси (κ τς ποστάσεως) Отца. И не создано Слово, Христос Иисус. Поэтому мы и служим Ему, как истинному Христу. И можно ли обвинять нас за то, будто мы служил созданию паче Творца? Если Он не вошел ко Отцу, как думал Самосатский, то откуда же был Тот, Который сказал: Отец Мой во Мне пребывает182? Если Он не вошел, то, что значат слова: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе183? Разве, как друг беззаконников, он хочет сделать лжецом и Того, Который говорит: Аз есмь истина184. Мы же двема вещми непреложными185 будем защищать истину, за благаго бо

того, что десять вопросов были ответом на помещенное выше послание к Павлу самосатскому. негли кто и дерзнет умерети,186. Подобным же образом сказано (в писании): не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен187. Если Самосатский говорит: Дух Святый был прежде Марии, а Христос не был, то как же он письменно утверждает, что Дух Святый был прежде Христа и Марии, когда евангелист говорит: не у бе Дух (Святый), яко Иисус не у бе прославлен? Что скажет на это Самосатский? Это два изречения Самого Господа, а ложь в Нем не возможна188, ее быть не может: Сам Господь говорит, что тот, кто произносит ложь, – от лукавого189. Видите, братие, как велико ослепление (Самосатского)! Весь день и всю ночь он точил стрелы против Господа; (с Господом) пытается воевать человек, не умеющий и не наученный воевать. Впрочем, погибали во время битв и люди весьма высокие, искусные в войне190, и собственными их оружиями, на которые они уповали, отсекались у них головы вместе с устами, которые произносили беззаконное191.

Еще не был дан Дух Святый; еще не пришел Господь Дух Утешитель, чтобы воссесть на каждом из святых апостолов там, где они сидели192. Ведь написано было: явится Бог богов в Сионе193. И Он явился им, когда сошли они с горы, называемой Элеонскою. Отсюда пришли они в Сион, и исполнились слова Писания: яко тама седоша престолы на суд, престолы в дому Давидове194.

разумются обетование Бога о пришествии Искупителя и клятва, произнесенная Богом в подтверждение этого обетования.


Был с ними и великий дом Божий, явленная гора Божия, Богородица Мария. Престолами Давид Духом Святым назвал апостолов, так Был195 с ними и великий дом Божий, явленная гора Божия, Богородица Мария. Престолами же Давид Духом Святым назвал апостолов,

Как на каждом из них воссел Дух Святый, Который явился и воссел на них в виде огненных языков196. А если истинный Бог Израилев Иисус сказал: не у изыдох ко Отцу Моему197, то (это значит), что они еще не видели Его восходящим туда, где Он был прежде. Вот слово вочеловечившегося Бога Слова: аще убо узрите Сына человеческого восходяща, идеже бе прежде198 и еще: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси199. Иисус, единое Слово, единая ипостась (ὕπόστασις) и единое лицо (πρόσωπον),200 Сам соделался для меня Богом и Господом. Он есть Тот, Кому все покорено Отцом201; будучи не менее Отца, Он молился за нас, говоря: Отче Святый, святи их, соблюди их в мире202. Но теперь мы еще не видим, чтобы все покорено было Ему; не покорены Ему идолопоклонники и неверное собрание иудеев, уклонившееся от истинного Жениха и связавшее себя с Вараввою, а также Самосатский, сосуд гнева, уготовавший себя в погибель богохульством Артемы и опутавший себя его сетями. Как иудеи не исповедуют, что Он есть Христос, предвечное Слово, так и Самосатский; но как те называют Его человеком и как бы одним из пророков, так и Самосатский,-об этом писал я и ранее.

Когда Бог сказал Аврааму: «утаю ли Я от Авраама все, что хочу делать»?203 Он не сказал: «что поручено Мне», но опять говорит: «возврашаяся прииду к тебе в часы, и будет у Сарры сын»204 И так, что же скажет здесь несведущий? Так восходил Бог от Авраама? Неужели Он, восходя от Авраама, переменял одно место на другое? Бог (всегда) Тот же и слова одни и те же; они показывают, что Он пребывает на небе. Но всего важнее то, что Он пребывает в во Отце, а в Нем телесно (σωματικς) пребывает Отец и Дух Святый205. Священный ученик говорит о бестелесном Отце и Святом Духе, но в то же время называет Его обитающим телесно в Сыне.

Столько свидетельств находится в божественных Писаниях, и не смотря на это враг наш остается слепым, и исполняются на нем слова Писания: бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования206. Пусть рассмотрят они слова апостола: вместо предлежавшия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную престола Божия седе207. Сначала скажу, что значат слова: претерпе крест, о срамоте нерадив. Как я уже часто писал, Бог сказал: Аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся208. Уподобился Ионе Тот, Который вошел в гробницу и Которому покланяются вместе со Отцем209. Он вознесен был на крест нагим и босым, как говорит Исаия210, пророчествуя против синагоги иудеев. О прочем, как и об этом, говорил я в различных местах; остается только (указать), где предначертано было [то, о чем говорится в словах]: о срамоте нерадив. Когда Иуда по неведению совершил блудодеяние с невесткой своей, то немедленно, по обнаружении зачатия Фамари, Иуда, подозревая и думая, что она зачала от блудодеяния, осудил ее на смерть. Когда ее вели, она сказала: узнай эти-трость и перевязь; я беременна от того, чьи эти вещи. Тогда Иуда, о срамоте нерадив, признался, и сказал: Фамарь правее меня. И спасена была Фамарь от смерти211. Если бы Иуда не презрел срамоты, Фамарь умерла бы горькою смертью. Но Иуда не умер за Фамарь, а Христос умер за всех. Помыслим же о Том, Который претерпел такое над собою поругание за грешников для того, чтобы нам не изнемочь и не ослабеть душами нашими212. Он именно сходил к Аврааму213; Он же сошел и к Моисею для освобождения народа; и ныне в последние времена пришел Он ради нас не в образе огня, а был зачат во чреве Девы Марш, на которую сошел Дух Святый214; и один только зная образ зачатия и рождения Своего, Он соблюл благословенную Матерь (Свою) нетленною с ног до головы. Ее-то провидел Исаак, когда говорил Иакову: «даст тебе Господь благословение неба свыше и благословение всеобъемлющей земли»215. Ибо Единородный Бог Слово сошел с неба, был зачат и родился из девственного всеобъемлющего рая. Святый Дух сошел на Нее, и Сила Вышняго осенила Ее, и рождаемое Святое- отрок Иисус. Бог крепкий, властелин претерпел крест, о срамоте нерадив, чтобы спасти умерщвленных преслушанием Адама. Он воссел одесную престола Божия. Если скажет Самосатский, что Распятый на кресте не всегда был на небе, так как сказано о Нем, что Он сел одесную престола Божия, то соберет против себя волчны и тернии. Тогда скажет ему Бог: «если Единородный Сын Мой говорит: Я еще не восшел к Отцу216, если Он говорит: сошел Я с неба217, и Моисею говорит: снидох изъяти их218, то неужели ты скажешь, что я не имел Сына на небе?» А если, как думает Самосатский, об Отце говорится: «восшел Бог от Авраама»219, то опять-неужели без Сына был на земле Отец? Этого, конечно, сказать нельзя, и мы будем говорить то, что, согласно с преданием Единородного, надлежит исповедовать об Отце, и (Его) истинном Сыне, и Святом Духе. Прославляя Его таким исповеданием, благодать обрящем во благовременну помощь220. Кто будет исповедовать в Нем Отца, исповедает того и Сын пред Отцом Своим221 теперь, и тогда, когда придет воздать коемуждо по делом его222. Ему слава в церкви и во все роды века.

* * *

1

Под таким заглавием напечатан греческий текст десяти вопросов Павла самосатского с ответами на них св. Дионисии в издании Simona de Magistris (op. cit. p. 217–279). Этот текст и положен и основу нашего перевода.

3

В словах автора заключается явным намек на некоторые выражения предыдущего послания, где о Павле самосатском говорится: «ты ползаешь (ἕρπεις) на персях и чреве, снедая землю (γν σθίων) во все дни жизни своей», «ты совершенно опровергнут (κβέβληκας οὖν)», «опровергнуто все, сказанное тобою (κβέβληνταί σου πάντα τὰ ἀποφαντικς ερημένα)». Ср. эти выражения с подлинным текстом настоящего места: τν δπαρὰ ὑμν πρς με ὕβρεων οδείς μοι λόγος. φιν ρποντά με ποκαλν, γηφάνον πρς τοτο, καὶ ἐκβολήν, (Simon de Magistris, op. cit. p. 209, где вместо εκβέβλησας мы приняли чтение κβέβληκας, р. 213 et p. 217). Отметим грамматическую неправильность в словах: φιν ἕρποντά με ποκαλν, где последнее слово не имеет грамматической связи ни с предыдущими ни с последующими словами. В своем переводе вместо чтения ποκαλν мы приняли чтение ποκαλώντων.

4

Ср. вступительные слова предыдущего послания:          «и прежде писали мы в ответ на твое письмо, приглашая тебя откровенно высказать свои мысли». Сопоставляя эти слова с началом ответа Павла самосатского («вступление, написанное вами ныне, как бы приглашает меня откровенно высказать свои мысли»), можно было бы подумать, что Павел отвечает на другое несохранившееся послание св. Дионисия, а не на то, которое заключает в себе только упоминание о приглашении откровенно высказать свои мысли, а не самое приглашение. Но «обидные слова», о которых несколько выше упоминает Павел, заключают в себе явный намек на выписанные места из сохранившегося с именем св. Дионисия послания к Павлу самосатскому и потому в «Десяти вопросах» Павла можно видеть ответ его на упомянутое послание и в «Десяти ответах» св. Дионисия новое послание к Павлу самосатскому. Последний и простое упоминание о приглашении к открытому изложению своих мыслей мог принять как бы за новое приглашение, на что, по-видимому, и укалывает не совсем определенная форма выражения его вступительных слов.

9

Исаии I, 14.

10

Исаии I, 2.

14

Иоанн II, 19–20.

15

Ср. слова предыдущего послания: «слово, мудрость, сила и образ человека являются его безипостасными принадлежностями человека»; и несколько ниже: «Христос сущее во Отце совечное Слово, един, одно у Него лицо».

22

Фрагмент с ответом св. Дионисия на третий вопрос Павла самосатского оканчивается начальными словами нового предложения: καγρ ζντος..., о содержании которого из сохранившихся слов нельзя вывести никакого заключения.

23

Луки XXII, 17. 20, Греческий текст четвертого вопроса не сохранился до нашего времени и, можно думать, помещенный в изданиях творений св. Дионисия (Maxima bibliotheca, t. III, p. 343 v, и Simona de Magistris, op. cit. p. 225) латинский текст это то вопроса составлен первым переводчиком Франциском Туррианом на основании ответа св. Дионисия. Но, вероятно, в вопросе Павла самосатского заключалась не одна только ссылка на приводимый и текст, а и предложение решить вопрос не на основании языческих мудрецов, а на основания Священного Писания. Ср. начальные слова ответа.

27

Так перевели мы не совсем ясные слова подлинника: ὅταν οὖν τὰ ὄντα προράλλοι (или как предлагает Simon de Magistris, ор. at, p. 225, nota,-προβάλλω), ναγκάζει με τπρᾶγμα πλν ν ταύτῃ τῇ προτάσει λίγεις, ἵνα μή ἀπτς σοφίας τν ξωθεν συλλογίσωμαι τν πρότασιν. Нам кажется, что такой перевод более соответствует словам подлинника, чем латинский: cum igitur proponas(?), quae non sunt in exteris, cogit me res, ut m hac quaestione, quam nonis(?), non a sapientia externa conclusionem propositionis petam.

28

Исаии LV. 9.

30

Ibid, cт. 12–13.

33

Псал. CXXV, 4: возврати Господи пленение наше, яко потоки югом.

34

Галат. IV, 25. Агарь бо Сина гора есть во Аравии, прилагается же нынешнему Иерусалиму, работает же с чады своими. Рабство Агари апостол сопоставляет с рабским состоянием тех, которые считали обязательным исполнение закона Моисеева и после явления  Спасителя. Таких людей всего более было в Иерусалиме, почему апостол и находит соответствие между Агарью, Синайским законодательством и земным Иерусалимом. В ответе Павлу самосатскому указание на внутреннее соответствие, по-видимому, понимается как внешнее (географическое) объединение упоминаемых в словах апостола стран.

35

После сравнения Христа с потоком (χείμαῤῥος) сладости, в ответе на вопрос Самосатского речь идет об одном из ветхозаветных прообразов Христа,-приносившемся в жертву очищения козле (χίμαρος-слово, имеющее иногда тоже самое значение, что и χείμαῤῥος – поток). Поводом к этому переходу послужило, очевидно, созвучие слов χείμαῤῥος и χίμαρος. Замечательно, что в Александринском кодексе перевода LXX и там, где речь идет о приносимом в жертву козле, мы видим чтение χείμαῤῥος, а не χίμαρος. См. Tischienтали один жребий1

36

Ср. Иоан. XVI, 32 по русскому переводу.

39

Петр. I, 18–19.

40

В подлинном тексте: πς ομᾶλλον λογικς τς τρυφς (χίμαρος) τοπατρς μοειδής.

41

Петр. I, 23

46

Плач Иерем. IV, 20. Отмечаем указание на различные издания текста по переводу LXX. Нет сомнения, что в александрийской школе было много списков Священного Писания и что преемники Оригена вслед за своим учителем, занимались сличением различных списков.

51

Лук. XXII, 17, 19. 20. Отдельные предложения, взятые из слов Спасителя, приводятся не в том порядке, в каком находятся они в Евангелии.

57

Подлинный текст: ὅπως ήμᾶς μυσταγωγήση, что значит: дабы тайноводствовал нас.

60

СР. Иезек. XLVII. 12.

69

Даниила II, 34–35.

74

Ср. Иезек. XLIV, 1–2 и XLVI, 1.

84

Ср. Псал. CXLIII, 4 и Еккл. I, 14. Экклезиасту приписывается здесь изречение, взятое из псалма.

96

Прем. Сол. I. 5–6. В славянской Библии вместо Святый Дух премудрости читаем: Святый Дух наказания (παιδείας, как стоит в Ватиканском кодексе перевода LХХ). Но замечательно, что и Александрийском кодексе этого перевода вместо παιδείας стоит σοφίας, как и в нашем тексте. См. Tischendorf, Vetus testamentum graece juxta LXX interpretas, tomus Secundus, Lipsiae. 1850, p. 153, примечание к стиху 5.

98

Не обезвинить хульника от устен его или, как в русском переводе: не оставит безнаказанным богохульствующего устами.

101

Ср. Матф. X, 23 и V, 12.

106

Деяy. V, 4.

107

Иоан. IV, 24. Слова Спасителя понимаются здесь не в ближайшем, а в отдаленном и несобственном смысле.

119

Тим. IV, 13.

128

Иоанн. XIV, 23.

139

Пс. LVI, 6 и CVII, 6.

142

Колс. II, 9.

143

Иоанн. I, 14.

147

Иоанн. I, 14.

152

Осии XII, 4–5. Слова пророка в данном случае приводятся по переводу LXX и ближе к Александринскому кодексу этого перевода, где читаем ν τοκῳ μου εὕροσάν με. В Ватиканском кодексе это место читается так: ν τοκῳ Ὦν εἶροσάν με-и это чтение лежит в основе славянского перевода: в дому очове обретоша Мя. Ср. Tischendorf, op. cit., t. II, p. 220.

155

Исаия. XL, 28.

157

Иоан, IV, 6.

159

Ibid.

160

Премудр. Сол. IX, 10: посли ю (Премудрость) с небес святых, и от престола славы Твоея, посли ю: да сущи со мною трудится.

176

Иоанн. XX, 17.

177

Хотя в 10 вопросе и нет упоминания о «нерожденности» Отца, однако в пятом вопросе Павел самосатский укоряет св. Дионисия в том, что он проповедует учение о совечности Христа «нерожденному» Отцу. Может быть, этот вопрос и имеется в виду в 10 ответе. Заметим кстати, что слова десятого ответа: «никому из еретиков не писал, что Отец нерожден» расходятся со словами св. Дионисия в первой книге его против Савелия (Евсевий, Praeparatio evangelica, VII, (19), где самая сущность Божества полагается в Его «нерожденности».–

179

В этих словах можно видеть новое подтверждение

180

Матф. XXVI, 50-по славянскому перевожу Московского издания 1890 года, см. примечание к Матф. XXVI, 50.

185

Евр. VI, 18, где под двумя непреложными вещами

186

Римл, V, 7.-По-видимому, слова апостола приводятся в объяснение решимости защищать истину из благодарности к благодетелю людей Христу. Ср. русский перевод слов апостола: «за благодетеля, может быть, кто и решится умереть».

195

Фрагмент, сохранившийся на сирийском языке.

197

Иоанн. XX, 17.

209

В словах: ονν πατρι προοκυνονμενος Simon de Magistris видит указание на молитву Ионы во чреве кита, в которой, по толкованию Кирилла александрийского, Иона исповедал славу Спасителя. Simon de Magistris, ор. cit, p. 276, nota a.

212

Ср. Евр. 3, в русском переводе.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Павла самосатского, еретика, десять вопросов с ответами на них св. Дионисия. 123-165 с.

Комментарии для сайта Cackle