Брак
Совершается общим изволением и благословением священническим.
а) Малый Катихизис, л. 37 об. «Вопрос: которая есть шестая тайна? Ответ: достояние брака, иже бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякия пакости, и благословением священническим: егда же обручают взаимно, веру честь, и любовь брачную соблюсти молитвою и благословением утвержено есть, и тайною именуется по реченному: тайна сия велика есть. Таковое достояние брака и писание святое похваляет: честен брак и ложе нескверно».
б) Симеон Солунский, ч. 2, гл. 246,. стр. 357–358: «О том, что совершение брака – дело собственно архиерея. Ибо и это – дело иерарха, и он совершает его у царей, вельмож и других лиц. Впрочем, оно предоставляется и иереям: потому что онo – только таинство и не имеет силы передать благодать, как таинство священства. Предоставляется однако же иереям, с разрешения архиерейского, и при том на каждый случай брака: так как совершать брак – дело собственно епископа, и без согласия его брак не может состояться. Ибо отец церкви – только архиерей (в слав. гл. 278, л. 227–228).
в) Кормчая, гл. 51, л. 522, о тайне супружества (оз. 1, 151): «Изряднее же да весть иерей, яко супружества... не с благословением церковным и чинным от своего си пастыря, сие есть, от епископа, или от той парохии священника, венчанием при двух или триех поне свидетелей свершаемая, по соборному установлению, и св. отец учению, не законна, паче же беззаконна и ничтоже суть».
г) Там же гл. 43, л. 336 (оз.1:150): «Елико же аще без священных молитв, своя рабы на сочтание брака совокупляюще, не боголюбив брак составляют им, но блудническое смешение утвержают; их же бо не совокупи Бог священными молитвами призываемь, тии вси сходятся на грех».
...л. 341: «Веруем же и самому Богу на сих востати, яко блудно изволение яве посреди юных ввести не постыдешася».
д) Амвросий Медиол., Письмо к Вигил. 19, (Алекс. Вып. 195): «Если сам брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры».
е) Житие преп. Василия Нового и видение ученика его Григория мытарство 17 – любодеяние, л. 30 и об. (Почаевск. изд.): «И обретохом мытарство 17, еже есть любодеяние. Вскоре же убо слуги того при скочиша, и испытоваху со тщанием дела моя; понеже прежде егда не работах св. отцу нашему (Василию), имех супруга, его же предаде мне госпожа моя, и живях с ним, падохжеся некогда от него со другими юношами, и сего ради тии много на мя клеветаху. Реша же им святая ангела, яко сия раба бе; ми от иерея благословися, ни в церкви Господни венчася с мужем, его же взят, да не прелюбодеяние будет сицеви греси: но и паче блуд подобает сия глаголати. Они же (слуги сатаны) противу глаголаху... сия убо у своего владыки сочетася с мужем, подобно есть прелюбодеяние глаголати грех ея, a не блуд». Беспоповцы тоже вместе с бесами, говорят, что без священнического венчания брак законный. Кому же верить: беспоповцам с бесами или ангелам?
ж) Писания мужей апостольских, посл. Игнатия Богоносца к Поликарпу, стр. 310: «А те, которые женятся и выходят за муж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (по сл. п. л. 38: оз. I, 103).
з) Бароний, лет 57, л. 49 об.: «К ефесеем пишущь той же апостол Павел тайною брак святый нарицает, его же чести ради, и сей закон от апостолов произыде, дабы в церкви и с ведением епископским венчание брачное совершалося. Тако бо Игнатий пишет к Поликарпу: подобает сим, иже жены поемлют, или брак восприемлют, с ведением епископским сие творити, дабы ведали, яко к браку идут, не похоти ради телесныя, но тако, якоже Господь повеле, и то есть, еже апостол глаголет: да посягают токмо о Господе: сие есть по закону и правилам церковным от святых апостол преданным».
i) Григорий Богослов ч. 3, стр. 238, слово на крещение: «Если ты еще не сопрягся плотию, – не страшись совершения; ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель».
и) Кормчая, гл. 8. л. 57 об., правило I Гангрского соб.: «Аще кто законный брак порокует, ти верну сущу жену и благочестиву и говейну, смешающужеся с мужем своим ненавидит, или поречет глаголя, яко сия не может внити в царство небесное, да будет проклят».
к) История русской церкви, Филарета, арх. Черниг. § 27, стр. 95: «Простой народ не относил к обязанности испрашивать благословения церкви союзу брачному: думал, что это благословение – преимущество князей и бояр. Такая вольность была собственно плод дикой языческой грубости, предоставлявшей брачный союз безусловному произволу, о чем писал преп. Нестор. У сербов, даже во время первого сербского архиепископа св. Саввы, простой народ брал жен без благословения в храме, и точно так же, как и в России, считал венчание отличием людей высшего класса. Христианство не могло терпеть таких обычаев. «Людям простым по имени и общему мнению, – говорит митрополит, – даем вразумление и говорим: только одни невежи в законе допускают для простых и невежд такое совокупление; – без церкви Божией, без благословения творят свадьбу, называя это тайным поимаинием: тем, которые так берут жен, налагать епитимию, как блудникам» (у Филарета приведены слова м. Иоанна).
л) Симеон Солунский кн. 2, гл. 88. л. 336 об. (Оз.1:63): «Тем же священническия молитвы отметаяй в Совершении таинств, ноже оную в священных всех таинствах совершательную молитву приемлет и не христианин той. Понеже ниже крещение, ниже хрисму ниже покаяние ниже елей святый ниже грехов оставление... или честный брак, или некое весма священие приемлет. Сия бо вся чрез священическия молитвы действуются».
м) Маргарит, сл. 10, л. 537 об.: ..He можеши ли быти девственник, брачися с целомудрием точию в церкви».
Синтагма Матфея Правильн., состав Г, гл. 8, стр. 113: «тогда брак был заключаем по одному соглашению, а у нас не может состояться без молитвословия» (по славянскому пер.: «кроме священнословия»).
о) Феодор Студит τ. 1, п. 50, стр. 299 (Алекс. Вып. 195–196): «Первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками, как нескверный, как чистый, как свободный от блудной страсти, и посему увенчиваемый, как победитель над грехом; от этого при нем бывает и приобщение святыни, и присутствие венчавшаго и всякаго другаго священника на таком браке».
О браке против странников
Странники отвергают брак.
История русского раскола м. Макария. стр. 281 (a по 2 изд. 308): «Сан свой странники считают саном иноческим и потому все мужчины и женщины – обязуются вести жизнь безбрачную и целомудренную, питаться только постною пищею... Брак странники совершенно отвергают и признают его большим грехом, нежели блуд».
У Ливанова «Раскольники и острожники» т. 4. стр. 160: «Жена дьяволом дана, а девка Богом, что детей не надо, что жить с женою грех, а со сторонней по любви – нет греха».
Такое учение не православное, а еретическое и осуждается св. отцами.
а) 1Тим.4:1–3: «Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят неции от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися».
б) Епифаний Кипрский ч. 2, стр. 316: «Многия из сих ересей возбраняют жениться. А святая церковь и девство прославляет, и похваляет иночество, чистоту и вдовство, – и честный брак чтит и приемлет, и воспрещает блуд, прелюбодеяние и распутство».
в) Амвросий Медиоланский, О девстве и браке, стр. 124–5. изд. 1901 г.: «Пусть не порицает целомудрия тот, кто избрал для себя брак: пусть не осуждает и брака тот, кто последовал целомудрию. Ведь церковь давно уже осудила противных истолкователей» (см. у Морозова «Секта странников» ст. 70–71.).
г) Кириллова, л. 190 об. – 191: «Церковь истинная Христова от начала веры и доныне яко женитися не возбраняет, глаголюще: честная женитва о всем и ложе нескверно; и паки: оженивыйся или посягшая несть согрешили. Тако же учением и преданием апостольским и действовати сие хотящим не бранит. Тако бо церковь Божия держит и учит: не возбраняет женитися, такоже не возбраняет и девствовати аще кто хощет и может».
д) Иоанн Златоуст т. 1, стр. 298–301: «О, вы более несчастны, чем даже язычники, пишет он еретическим девственницам. Хотя язычников ожидают мучения геенны, но они по крайней мере здесь пользуются удовольствиями, вступая в браки, вам же и здесь, и там предстоит терпеть мучения и скорби, – здесь добровольно, а там невольно. И язычникам за пост и девство награды никто не даст и не предложит наказание, а вы подвергнитесь крайнему осуждению за то самое, за что ожидали бесчисленных похвал, и вместе с другими услышите: идите от мене в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41), – за то, что вы постились, за то, что вы девствовали... стр. 299: Подлинно целомудрие еретиков хуже всякого распутства. Последнее причиняет обиду людяме, а первое восстает против Бога и оскорбляет бесконечную премудрость; такие сети расставляет диавол своим служителям. А что девство еретиков действительно есть изобретение его лукавства, это говорю не я, а Тот, Кому не безызвестны его замыслы. Что же Он говорит? «Дух явственне глаголет» (1Тим.4:1-З). Но что мне до этого (стр. 300), –скажешь ты, – когда я совершенно отказалась от брака. Вот это, – о несчастная, – это и погубило тебя, что ты думаешь, будто это учение не имеет никакого к тебе отношения. Оттого ты, увлекшись непомерным презрением к этому предмету, и оскорбила Божию премудрость и оклеветала все создание. Если бракосочетание – дело нечистое, то нечисты и все рождающиеся от него, нечисты и вы, чего я не сказал бы о природе человеческой. Как же нечистая будет девственницею? Вами придуман этот второй, или – лучше – третий род осквернения и нечистоты: вы, избегая брака, как нечистого, чрез это самое удаление стали сквернее всех, изобретши девство, которое гнуснее прелюбодеяния (стр. 301): С кем мы поставим вас наряду? С иудеями? Нο они не потерпят этого, и ο тому что почитают брак и восхищаются созданием Божиим. С нами? Ηо вы не захотели послушать Христа, говорящего чрез Павла: «честна женитва и ложе нескверно». Остается, наконец, поставить вас на ряду с язычниками: но они так же оттолкнут вас, так как вы нечестивее их. Ηо не пугайся: общниками в таком учении ты имеешь диавола и апелов его, или, – лучше, – и не их, ибо хотя они и внушили тебе такое безрассудство, не думай, чтобы они и сами так рассуждали. Они знают что Бог благ. Неужели вы еще будете упоминать о своем девстве, и хвалиться им, вместо того, чтобы удалившись, плакать о самих себе и рыдать о безумии, которым диавол связал вас, как пленниц и увлек в геенский огонь».
е) Просветитель, сл. 11, гл. 4. стр. 283 (2 изд.; по 4 изд. – стр. 454: по 1 изд. стр. 505): «А еже глаголет апостол: «возбраняющих женитися» – еретицы убо нарицаемии воздержницы и мархионите, и манихее, иже изобретше и составиша многи ереси, от них же едина еси сия: глаголют убо и пишут, яко брак убо не от Бога предан бысть, но то от диавола и ничто же от блуда разнствует. Подобно тому и моссалиане мудрствуют».
ж) Бароний, лето 120, ч. 3, л. 93 об.: «во время Адриана, по отшествии от мира сего всех апостолов Христовых, начаша распространятися оные мерзкие еретики, под именем христианским, ученики Менандровы: Василид и Сатурнин. Василид... судружество и рождение мняше быти от диавола».
з) Там же, лето 174, ч. 1, л. 109 об. – 110: «Того же века воста ересь енкратитов, начатая от Татиана, иже ученик святаго Иустина мученика, по его же смерти возгордевся, начат заблуждати, и от Рима изшед, сущ от христиан в великой чести. Нача учити, яко брак зол есть и от кровосмешения и нечистоты не разнствует, а сам тайно нечистое житие провождаше».
Брак пребудет вечно, до конца мира
а) Иероним ч. 4, стр. 149: «Если преходит мир, в котором все заислючается, то преходят, как облака, и образ, и жизнь мира сего, а между прочими отношениями мира прейдет и брак, ибо по воскресении не будет супружеств. Смерть есть предел брака».
б) Благовестн. ев. Марка, Мк.12:24–25, стр. 122 (по 3 изд.): «И отвещав Иисус, рече им: не сего ли ради прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божии? Егда бо из мертвых воскреснут, ни женятся ни посягают, но суть, яко ангели на небесех. Толк.: «ибо мы уже не будем подлежать тлению, но будем жить вечно, a по этой причине тогда и брак уничтожится. Ныне брак существует по причине смертности, чтобы поддерживаясь преемством рода мы не изгибли».
В) Там же на ев. Луки 102 зач. стр. 347 (изд. 3, 1897 г.): «здесь потому и брак, что есть смерть, и потому смерть, что есть брак. А там, когда упразднится смерть, какая нужда в браке, ибо брак установлен в помощь смертности и в исполнение недостатка» (по слав. пер. л. 217).
г) Евфимий Зигабен, на ев. Матфея, стр. 331 (изд. 1886 г.: у Морозова «Секта странников» стр. 82): «В воскресение бо ни женятся, ни посягают. И женятся мужчины и женщины не отдаются в брак, т. е. не имеют брачных связей, потому что нет там и самой похоти такой... Брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие; – а, где нет смерти, там нет и брака».
д) Кириллова, гл. 6, л. 57 об. – 58 и об.: «Пошлет ангелов своих с трубою великою, и изберут избранные его от четырех ветр... аще и на ниве будеши, возмут тя ангели. Аще и в работе у жернов муж или женаа, хотя и дети имаши, и у жерновах работаеши, не презрит Бог тебе, иже изводит окованных мужеством. И тебе избавит от утеснения в царство небесное, токмо имей надежду».
е) Феодор Студит ч. 2, стр. 304: «Здесь существует рабство, равно как и брак, а в будущем веке упразднится то и другое, и все будут, как ангелы».
ж) Симеон Солунский ч. 2. стр. 14: «Брак есть дар снисхождения Божия, ради чадородия, имеющий продолжаться, доколе будет существовать этот тленный мир. И так будет до тех пор, доколе не воскресит и не соделает бессмертным естества нашего Нетленный и Умерший за нас, и Воскресший, который ради этого (ожидающего нас состояния) Сам благословляет брак» (По слав. гл. 38, л. 69 и об.). Беспоповцы, которые брака не отвергают, а принимают так наз. «бессвященнословные» браки, обращают внимание на слова: «Который (т. е. Бог) Сам благословляет брак». Следов., неправильно заключают беспоповцы, венчание священника и не нужно. Но ведь на этом основании и «венчание» мирянина следует отвергнуть. Что же значит: «Сам благословляет?» Значит ли это, что посредство священника лишне, не нужно и что Бог непосредственно так сказать сочетавает в брачный союз? Св. И. Златоуст, объясняя слова Притчей Соломона: «от Господа сочетавается жена мужеви» (Притч.19:14), говорит: «Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви, разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак» (т. 9, стр. 774–775).
з) Его же т. 2, стр. 351: «Теперь поговорим о браке, который, по Божию снисхождению, совершается у людей, желающих жить по мирскому, единственно для деторождения, и дозволен по причине последовавшей за преслушанием смерти, .чтобы длилась настоящая тленная жизнь, до тех пор, пока не придет жизнь и бессмертие чрез Христа, – чтобы и зачатие, и начало, и продолжение жизни людей не были без благословения, и чтобы, так как брак получает благословение, от непорочной церкви, то и вступление в брак, старались, сколько возможно, быть в нем нескверными»... стр. 358: «Во второй молитве (иерей) молится, чтобы Сам, и ныне сочетавающихся браком сохранил в мире и единомыслии... и возглашает, что Он все благословляет и освящает».
и) «Внутренние вопросы в расколе» Смирнова, стр. 174–5: «Не возбраняй, господине, женитися; по Апостолу, брак честен, и ложе мужу со своею женою нескверно. До скончании века быти. тому так» (слова Аввакума).
Нравственность странников
А). Ивановский: Руководство по истории и обличению стар. раскола, стр. 116–117: «Летопись страннической секты наполнена самыми возмутительными и ужасными фактами разврата, соединенными с грубыми изнасилованиями и истязаниями. Начиная с Евфимия, по показаниям странников, нет ни одного наставника, который не имел бы наложниц. К этому присоединились воровство и грабежи, подавшие повод к самому открытию секты в 1852 году, а также убийства».
б) Ливанов: «Раскольники и острожники» т. 4, стр. 64–65: «Безнравственность бегунов до глубины души возмущает всякаго, кто хотя мало-мальски слыхал что-либо о нравственности... «Тело играет, a душа непорочна», говорят странники, предаваясь разного рода оргиям. По единогласным показаниям бегунов оказалось, что нет ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц, которому усвояется право первому начать разврат с невинною девушкою, вступающею «в странство». И чем важнее наставник, тем больше гордости внушается связью с ним несчастной жертве. Один наставник жил со своею родною дочерью. Но судя по тому, что странники бросают своих детей, где лопало, есть основание рассчитывать, что подобных случаев не мало. Из собственноручной исповеди одного страннического наставника Александра Васильева оказалось, что все содержание ее заключается в перечислении с разными гнусными подробностями грехов против 7 заповеди».
в) Там же, стр. 160–161: «Нравственность в других отношениях ужасна. Нет лютее странника в ревности и жестокости, нет мошенника и вора ловчее в искусстве пожить на чужой счет, ради Христа... Пьянство странников доходит до крайних пределов: эти вселенские монахи проводят время в кабачных увеселениях. Наконец, в случае опасности, даже мнимой, убить кого бы то ни было у странников нипочем».
г) Там же, стр. 169: «У всех бегунов по их правилам и по уверению людей, близко их знающих, убивать детей не только не считается грехом, но еще заслугой пред Богом, как у нынешних индейских тугов. Для чего теперь рождать, говорят бегуны, чтобы подводить дитя под антихристову печать? Лучше ему не рождаться и не видеть этого Вавилона, не дышать его заразой, не подвергаться гибели неминуемой и скорой. Избавить от этого кого бы то ни было, следовательно и дитя, – лучшая жертва Богу. Вдовы и особенно девки «спроваживают» поэтому детей в каждой местности по своему: выдавливают, вытравливают, бросают в воду, зарывают в землю и т. п.»
д) Пятницкий: «Секта странников», стр. 158: «Зародыш обыкновенно или вытравливается или посредстве каких-либо снадобий, или в случае, если последние не подействуют, детей подкидывают, или же просто бросают в лесу, или, наконец, в каком другом удобном для того месте. В одной местности, изобилующей странниками, при чистке пруда было найдено более 30 младенческих тел. Известный уже нам наставник Александр Васильев, в своей исповеди рассказывает о себе, что он два раза практиковал подкидывание незаконно прижитых им младенцев и раз добывал снадобья, чтобы вытравить незаконный плод... Да и вообще, по убеждению странников, детей, прижитых в странстве, нужно умерщвлять».
е) Свящ. В. Морозов, ознакомившись с подлинными деяниями страннических соборов, сообщает следующее из деяния «собора» 1909 г.: «В нынешний великий пост позволил себе («старец» Григорий Иванович) каждый день чрезмерное винопитие, чем соблазнил не только «христолюбцев», но и жителей деревни Харлушей. Даже сиделец винной лавки стал зазирать, говоря: «вот так странники-хрыстиане! Когда же вы, страннички, успеваете»! К Рождеству Христову видовая молодая девица Марина Петровна, a по «святом» (бегунском) крещении Мария, приносила, ему уже не по одной бутылке, а сразу по четыре. Он кушает гусятину (это монах-то!). У него целая корзина гусиных голов и лапок. В Рождество Христово позвал к себе молодых «стариц» Анисью Диеву около 20 лет и другую около 30 лет, приехавших из Челябинска. После моления Григорий Иванович выдворил из избы «видовых», а со «старицами», оставаясь в келье, занимался таким бесчиинством и чрезмерным пьянством, что едва ли кто и в мире живущие могли это сделать» («Секта Странников ο. В. Морозова, стр. 87–88; слова принадлежат самим бегунам).
Возражения странников о браке сводятся к некоторым выдержкам, и то неправильно понятым, из творений блаж. Иеронима.
1) В мире теперь скорби, скорбь потому, что царствует антихрист. Мы видим, что во времена разрушения Иерусалимского храма было «горе непраздным и доящим в тыя дни», а бл. Иероним (ч. 3, стр. 181) этот текст относит к концу мира: «В какие это дни? В те, когда мерзость запустения будет стоять на месте святе. Нет никакого сомнения, что здесь буквально предсказывается пришествие антихриста, когда жестокость гонения заставит бежать, a бег беременных и кормящих грудью детей очень медлен». В 1 томе, на 120 стр. он пишет: «что это за нужда, которая отнимает удовольствия брака? – вблизи Навуходоносор. К чему мне послужит супружество с приходом прегордого царя? К чему дети?» В ч. 4, на 147 стр.: «много убо сие быти за настоящую нужду (1Кор.7:26). Толк.: Какая это нужда, которая, разрушая брачный союз, требует свободы девства? Горе непраздным и доящим в тыя дни. Здесь осуждается не блуд, не распутство... а зачатие во чреве, детский плач, плоды и дела брака». Брак то, м. б., и будет, но он осуждается, потому что только девство может вступить в брань с антихристом.
Разбор: Берем 4 том сочинений Иеронима. Те слова об осуждении «плодов и дел брака», которые приводятся странниками, здесь действительно есть. Ho по поводу чего и против кого он их пишет? Речь бл. Иеронима идет против Иовиана, который восставал против девства и ухудшал его в сравнении с браком. Против него то бл. Иероним и написал две книги, где защищая девство, он однако говорит, что хотя девство Христос и поставил выше брака, однако не осуждал ни того, ни другого состояния. «Если бы Господь повелел девство, то, казалось бы, что он осуждает брак и уничтожает рассадник людей, из которого рождается и самое девство. Если бы он подсек корень, то как стал бы ты требовать плодов? Если бы наперед не положил основания, то каким образом построил бы здание и сверху положил бы кровлю, имеющую покрыть все здание?» (стр. 144). «Подвигоположник предлагает приз, побуждает к подвигу, держит в руке награду девства» указывает на чистейший источник и говорит: «жаждай, да грядет ко мне и да пиет. Могий вместити, да вместит». Не говорит: хотите ли, не хотите ли, – вы должны пить и подвизаться, но кто, говорит, захочет и кто сможет подвизаться и испить, тот победит, тот насытится·и потому то Господь и любит более девственников, что они добровольно исполняют то, что им не было повелено. Исполнять то, к чему не обязываешься, эта заслуга выше, чем делать то, что от тебя требуется. Апостолы, понимая бремя супружества. говорят: «аще тако есть вина человека с женою, – лучше есть не женитися». Одобряя их мысль, Господь говорит; правда, неудобно человеку, стремящемуся к царству небесному, жениться, но это дело трудное и не все вмещают это слово, а те, которым дано» (стр. 145–146)... «Каждый из нас имеет свои права: дай мне мое и владей своим. Если привязался к жене, не давай ей развода. Если я отрешен от жены, я не должен искать жены. Как я не расторгаю браков, которые однажды связаны, так и ты не связывай того, что разрешено» (стр. 147).
Следов. у Иеронима осуждаются «плоды и дела» брака только для тех, которые наложил на себя подвиг. т. е. которые, дав обет иноческой жизни, изменили потом этому обету, отвергнув его, как еретик Иовиан. Ясно, что брак сам по себе бл. Иероним не осуждает, что видно еще из следующих его слов: ч. 4, стр. 124–125: «Мы не унижаем брака, следуя учению Маркиона и Манихея, и не считаем всякий союз нечистым, увлекшись заблуждением Татиана, главы енкратитов, который осуждает и порицает не только брак, но и явства, которые Бог сотворил для употребления... Знаем мы: «брак честен и ложе нескверно», читаем мы первое определение Божие: раститеся и множитеся и наполняйте землю»; но брак мы принимаем так, что девство, которое родится от брака, предпочитаем. Неужели серебро не будет серебром, если золото ценнее серебра, или неужели унижение для дерева и жатве, если корню и листьям, соломе и колосьям предпочитаются плоды и зерна? Как плод из дерева, зерно из соломы, так девство из брака».
Таким образом, по учению бл. Иеронима девство без брака быть не может, как плоды без дерева. зерно без соломы. «В настоящее время, когда еретики принялись осуждать супружество и презирать Божие создание, мы охотно выслушиваем похвальные отзывы о браке. Ибо церковь супружества не осуждает. но дает ему не первое место. и не отвергает его, но благоразумно употребляет, зная, как мы выше сказали, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные».
Такой же взгляд бл. Иеронима заключается и в 1 томе его творений. Здесь он действительно пишет: «к чему мне послужит супружество с приходом прегордого царя? К чему дети» (стр. 120). Слова эти находятся в письме к Евстихии, цель же письма – убедить ее до конца жизни хранить свято и непоколебимо чистоту девства. И вот, не смотря на такой предмет письма, когда бы, казалось, о браке не нужно и не может быть никакого слова, бл. Иероним все-таки пишет: «Быть может, кто-нибудь скажет: «и ты осмеливаешься говорить против брака, благословенного Богом»? Но предпочитать девство браку не значит еще порицать брак. Да будут досточтимы и вышедшие замуж, хотя они и уступают первенство девам. Сказано: «раститеся и множитеся и наполните землю». Пусть растет и множится тот, кто желает наполнить землю, a твое воинство на небесах. «Раститеся и множитеся». Пусть женятся и посягают те, которые в поте лица едят хлеб свой, которых земля рождает терния и волчцы, а трава заглушена колючим кустарником. А мое семя приносит сторичный плод. «He вси вмещают словесе Божия, но им же дано ести» (Мф.19:11). Иного делает безбрачным необходимость, а меня охота... Пусть шьют туники те, которые потеряли горнюю нешвеную тунику, которым приятен крик младенцев, при самом начале жизни горько плачущих о том, что они родились (стр. 117). «Я хвалю брак, хвалю супружество, но потому, что от брака рождаются девственные люди» (стр. 118). «Если бы девство было заповедано, то брак казался бы отвергнутым, и слишком сурово было бы принуждать вопреки природе, требовать от людей ангельской жизни и некоторым образом осуждать то, что создано» (стр. 119). Таким образом, бл. Иероним нигде не отвергает брака, а лишь предпочитает ему девство. Что же общего у него с учением странников? Ничего.
Теперь скажем и относительно выдержки из 3 ч., стр. 181 – «горе непраздным»... Сам бл. Иероним так объясняет этот текст: «Непраздные – это души, зачавшие от семени учения и Слова Божия, начатки веры и говорящие с Исаием: «от страха Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом; духи спасения Твоего, его же сотворил Ты на земли» (Ис.26:18). Ибо как семя во чреве принимает образ мало по малу, и до тех пор не почитается за человека, пока смешанные стихии не получат известные формы и не образуют члены, так и чувство, зачатое душою, если не проявится в делах, носится еще во чреве, и быстро погибает от преждевременных родов, когда увидит мерзость запустения, стоящую в церкви, и сатану, преобразующегося во ангела светла (2Кор.11:14). Об этих плодах чрева говорит Апостол: «чадца моя, ими же паки болезную, Дóндеже вообразится Христос в вас» (Гал.4:19). Понимая в смысле таинственном, я полагаю, что такие же и те жены, о которых писал тот же апостол: «жена прельстившися, в преступлении бысть, спасется же чрез чадородие, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием» (1Тим.2:14–15). Если же которая-нибудь родила в известное время от семени Слова Божия, то необходимо, чтобы рожденное возрастало и прежде всего. питалось млеком младенчества (1Кор.3:2), пока станет способно к твердой пище и достигнет зрелого возраста исполнения Христова (Еф.4:13). Ибо всяк, питающийся молоком, не сведущ в деле правды: потому что еще младенец. Поэтому души еще не родившие или еще не могшие воспитать рожденное, когда видят появление в церкви еретической проповеди, тотчас соблазняются и погибают, а во время бед и гонений устоять бывают не в силах, особенно, если не упражнялись в добрых делах и не ходили по пути, который есть Христос (ч. 3, стр. 182–183).
Таким образом «непраздные и доящие» это не в буквальном смысле беременные и кормящие грудью детей, а души человеческие, не могшие еще воспитать рожденное в них чувство веры; а горе этим душам предрекается потому, что они, когда видят в церкви появление еретической проповеди, соблазняются и погибают, а во время гонений не могут устоять. Понимать же буквально бл. Иероним не дает оснований, ибо здесь же (стр. 182) советует «сбросить кожурину буквы». О пребывании брака до конца бл. Иероним учит в положительном смысле (см. выше стр. 61, а). При изложении этой статьи мы пользовались книжицей о. В. Морозова «Секта странников».