Зачатие человека
Сущность обвинения по этому, не имеющему никакого отношения к вере, вопросу состоит в том, что в кн. Жезл, возобл. 5, л. 31 об. (3 изд.) о зачатии человека говорится: «егда вообразится зачатое, тогда Богом одушевляется». Обвинение свое будто бы в Оригеновой ереси подтверждают Б. Катехизисом л. 352. Но заблуждение Оригена состояло в том, что он учил о предсуществовании душ за несколько тысячелетий и что они посылаются в тела в наказание. Читаем Деяния 5 всел. соб., стр. 233–234 (слово имп. Юстиниана, посланное к Мине... против Оригена). «Его (Оригенову) баснословию принадлежит и то, полное всякаго нечестия, мнение, что все роды и виды совечны Богу; и что разумные существа, которые согрешили и вследствие этого лишились своего прежнего состояния, по мере своих грехов, для наказания ввергаются в тела... Чем отличается от Манихея он, который говорит, что души человеческие в наказание за грехи посланы в тела? что будто бы они были прежде умами и святыми силами, потом получили насыщение богосозерцанием, и обратились к худому, и потому охладели в любви к Богу, а отсюда названы душами, т. е. холодными, и в наказание облечены в тела»... стр. 244: «Ибо что говорит этот злохудожник и безумец? Была, говорит, душа прежде тела и предсуществовала на небе. Там, говорит, она согрешила и заключена под стражу, то есть, послана в тело, для очищения говорит, и заглаждения сделанных его на небе грехов».
В Жезле Правления автор в вопросе о зачатии ссылается на «имеющих искусство естественных тайн»: «Ведати подобает, яко общее составление плоти нашея сице бывает: якоже естественных таин имеющии искусство глаголют: первее зачинается отроча из семене, еже по малу огустевает, и действом естества мужеск пол чрез 40 дний воображается, приемля по малу образы всех членов, и возраст достойный одушевления... Женск же пол чрез 80 дний, и растет, и воображается по малу. Таже егда вообразится зачатое, тогда Богом одушевляется» (л. 31 и об., возобл. 5).
А о том, что прежде созидается тело, а потом воодушевляется, говорят следующие свидетельства:
1) Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского, л. 202 об. (озерск.1:481): «По Моисеове повести тело души прежде бысть... и ныне младенцем в утробе, прежде бывает тело влиянием семенным. словесем промысльным естество. послежде же душу вдаст».
2) Б. Соборник, слово Кирилла мниха в среду 5 нед. поста, л. 446: «Прежде бо созда тело адамле, и потом вдуну душу, такоже и во утробе женстей, первие от семене зиждит тело и потом творит душу».
3) Кирилл св. Туровский, его творения, стр. 87 (изд. 1880 г.): «Прежде создал (Бог) тело Адама, а потом вдуну в него душу, так и в утробе женской Бог первоначально созидает тело от семени, а по прошествии пяти месяцев творит душу».
4) Феодорит бл.: Церковь, веря божественному писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самим семенем, из которого образуется тело, и она получала бытие, а так, что, по воле Творца, тотчас является в теле, по его образовании» (Опыт правосл. догмат. богословия еп. Сильвестра т. 3, стр. 324–325; у Феодорита – Divin decret. epitom. с. 9; у Озерск. 1, 482 – из 6 ч. Феодорита, гл. 9, стр. 38).
5) Симеон Солунский т. II. стр. 538: «На третий день после того, как семя принято утробой матернею, образуется младенец; в девятый день сгущается, а в сороковой – получает жизнь и начинает зреть». (Здесь приведено мнение некоторых, почему умершие поминаются в третий, девятый и сороковой день: они приводили, что это бывает в соответствие рождения человека). И это мнение св. Симеон не отверг, а дальше добавляет: «Можно так же думать, что в третий месяц обнаруживает движение (Быт.25:2, сн. Лк.1:44), в шестой становится уже совершенным, а в девятый рождается» (там же).
6) Деяния 5 всел. соб. стр. 236–237 (изд. 3): «Согласно с Григорием Богословом учит нас и св. Иоанн (Златоуст): «но, может быть, скажет кто: для чего же, если душа выше тела, низшее созидается прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Нe видишь ли, возлюбленный, что и с (прочим) созданием было тоже самое? Небо и земля, солнце и луна... сотворены прежде, а после всех их и человек... Подобным образом и при сотворении самого человека, прежде является тело, а потом уже и превосходнейшее существо, душа. Как бессловесные, имевшие быть полезными на службу человеку, созидаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу: так и тело созидается прежде души, чтобы когда, по неизреченной мудрости Божией, создана будет душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела».
7) Бытия, гл. 2, ст. 7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
8) Августин ч. 8, стр. 171: «Если все души рождающихся людей Бог творит так же, как сотворил первую душу, то Писание умолчало о прочих потому, что рассказанное об одной благоразумно понимать в приложении и ко всем остальным».
9) Иероним ч. 17, стр. 124: «За природу недолжно краснеть; наоборот она должна быть предметом почтения... Как в недра женщины сперва вводится безобразное семя... а потом в течение девяти месяцев при действии крови будущий человек затвердевает, получает тело и внешний вид, питается и становится заметным, так что движется после того во чреве и в определенное время появляется на свет».
10) Макарий Египетский, беседы, стр. 131 (изд. 1904 г.): «Зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ».
11) Феодорит ч. 1, стр. 116, (изд. 2, 1905 г.) на кн. Исход: «вопрос 48. – Что значит: «младенец изображен (Исх.21:23)? Говорят что когда тело совершенно образуется во чреве, тогда уже зародыш делается одушевленным. Ибо и Творец образовал сперва тело Адамово, а потом уже вдунул душу. Посему законодатель повелевает, что, если имеющая во чреве жена в драке выкинет, и младенец выйдет изображен, т. е. совершенно образовавшийся: то называть сие убийством, и кто причиною сего, того подвергать равному с убийцей наказанию; а если выйдет еще необразовавшийся младенец, то не вменять сего в убийство, потому что младенец еще не одушевлен».
Возражения о зачатии человека
1) Б. Катихизис л. 352 (по друг. изд. 303): «Яко вкупе душа и тело создани от Бога. не едино первее, другое же последнее по оригенстей бляди».
Разбор: Здесь неточно говорится, будто Ориген учил, что прежде тело, потом душа; наоборот, он учил, что души существовали прежде тел и в наказание посылаются в тела (см. выше, стр. 158 из Деян. 5 всел. соб. 233–234). Хотя Катихизис делает ссылку на 23 слово Иоанна Дамаскина, но об этом там ничего не находится, а есть в 13 главе: «такоже тело и душа вкупе создашася, а не якоже Ориген мечтал, сия прежде, оное же последи». Но каким образом и что значит вместе тело и душа? – Читаем у него же: «Душа есть существо живущее, простое, и бестелесное... органочленного упοтребляюще тела, ему же она жизнь» (л. 43 и об.).
Следовательно, у Иоанна Дамаскина скорее всего можно видеть ту мысль, что тело с органами представляет орудие для действий души, а не только что брошенное и не образовавшееся семя, не имеющее даже никакого вида. Нет ничего противоречащего в том, если иногда говорится: «прежде тело, потом душа» а иногда так: «вкупе душа и тело». Стоит только спросить: какое тело? – Уже получившее известное образование членов. А можно ли назвать телом только что воспринятое семя? Нет. Св. отцы учат, что «зародыш не вдруг делается человеком» (см. Макария Египет.), сначала безобразное семя, потом будущий человек затвердевает, получает тело и внешний вид (у Иеронима). У Иоанна Дамаскина еще: «Такожде и душа связася телу вся всему, а не якоже часть части: и не от него обдержится, но сама оное обдержит аки огнь железο, и сице в нем сущий свойственная действует действа» (гл. 18, л. 21). Попробуйте-ка произвести опыт, чтобы огонь сразу же проник железо. Думается, что этого по законам физическим невозможно, потому что необходим промежуток времени для этого процесса, а это то и берется аналогией соединения души с телом, т. е. и там и здесь имеется расстояние во времени.
Не лишне обратить внимание и на дальнейшие слова Б. Катихизиса: «внегда бо человек зачинается, от сердца и от мозга начало свое приемлет, тогда абие душа сердце облобызает и мозг и погревает, и вею плоть животворит» (л. 352 об.).
2) Деяния 5 всел. соб. стр. 235: «Бог вместе и образовал тело и сотворил душу, создав таким образом полного человека».
Разбор: Прежде всего надо объяснить, что значит: «вместе». – «Ибо хотя, по спасительному учению, сотворивший внутреннее сотворил и внешнее, однако в один раз и в одно время, т. е. в тот же день, когда Бог сказал: сотворим человека по образу и по подобию нашему» (Деян. 5 всел. соб. стр. 239). К сему еще см. из Деяний – § 6, стр. 159. Следовательно, если и сказано где, что вместе душа и тело, но здесь должно разуметь тело уже получившее некоторое образование своих органов и слово «вместе» значит в один день, а не в один момент. Хотя и в один день душа и тело созданы, но все таки душа вторая по времени: «Другие же, держась описанного Моисеем порядка в устроении человека, говорят, что душа по времени вторая после тела. Поскольку Бог, сперва взем персть от земли (Быт.2:7), создал человека, а потом уже одушевил его вдуновением» (Деян. 5 всел. соб. стр. 241). А образ создания души первого человека блаж. Августин (8, 171) применяет и ко всем прочим душам.
3) Деяние 5 всел. соб. стр. 508. изд. 1875 г.: «Душа сотворена вместе с телом, а не так, как показалось сумасбродному Оригену».
Разбор: И на это возражение следует сказать то же, что и на 1-е и прочитать свидетельства из Деяний 5 всел. соб. (см. выше).
4) Григорий Богослов ч. 4, стр. 244 – (прежн. изд.): «Душа примешивается составу... сопривходит в состав».
Разбор: Это место, прочитанное полностью говорит более в пользу православной церкви, нежели в ее обвинение: «Как тело, первоначально растворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потоком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается.. в одном человеке заключая других; так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ» (стр. 243–244, ч. 4).