Именословное перстосложение
В этом перстосложении православные пастыри благословляют народ именем Христа, слагая персты и изображая ими начальные буквы имени Христова: Ис. и Хс. О благословении именем Христа предсказано в ветхом завете: «И благословятся о семени твоем вси языци земнии (Быт.22:18). А семя Авраама и есть Иисус Христос. Что же дурного в том, чтобы благословлять народ именем Христа и где запрещено благословлять именем Божиим? Иисус Христос учил: «еже аще чесо просите от Отца во имя Μое, то сотворю» (Ин.14:13).
На древних иконах это перстосложение нередко встречается, напр., в Софийском Константинопольском соборе, где священномученики Анфим, Дионисий Ареопагит, Григорий Арменийски изображены с именословным перстосложением. Подробно о сем см. у Озерск. ч. 2, стр. 317–362, где сделаны в этом роде многочисленные указания.
Скрижаль, л. 741 об, – 742 (Из грамоты патр. Паисия к п. Никону): «Которыми персты подобает начертавати архиерею или священники благословение... глаголем, яко, понеже обеща Бог с клятвою Аврааму, да благословятся вси язы́цы земстии в семени его, еже есть Иисус Христос... благословляет церковь всех, начертавающи рукою священническою имя Мессиево. еже есть Иисус Христос, изображающи I и С, еже являет вкратце Иисус, X и С, еже глаголет Христос... и которыми персты начертавает кто сия четыре письмена, ничто же разнствует, токмо да имать мысли благословляяй и благословляемый яко благословение сие сходит от. Христа рукою священническою».
Николай Малакс, Навплийский протопоп: «Подобает бо благословению начертанию сему глаголемому, ничто же ино являти, токмо благословеннаго Иисуса Христа имя, в немже благословляются вси язы́цы... Подобаше убо и начертаванию благословящия руки, благословляемыя во Христе Иисусе, ничтоже ино знаменовати, токмо самое имя того, в нем же благословляемся». (Скрижаль, несчетные листы, после 817 листа).
Старообрядцы это свидетельство Николая Малаксы отвергают, считая его не заслуживающим внимания и вероятия и даже почитают его неправославным. Но это ошибочно, ибо в старопечатной Филаретовской Минеи за м. ноябрь в службе св. Андрею Первозванному (30-го числа) литийная стихира приписывается Николаю Малаксе, при чем на поле замечено: «творение Малакса».
Читаем о нем в Летописи церковных событий Арсения, лето 1539, стр. 598 (1 изд.): «В числе переселенцев был и протопоп Навплийский Николай Малакс; в продолжение двадцатилетнего пребывания в Венеции он занимался изданием богослужебных книг, помещая там и свои творения – каноны и тропари. Скончал дни свои на о. Крите (после 1573 г.)».
В кн. «Истинно-древняя Христова церковь»: митр. Григория на 136 стр. читаем: «Навплийский архипресвитер Николай Малакс... в священной книге Анфологион, печ. в 1619 г. в православной типографии в Киеве и правленной известными православными лицами Захарием Копистенским и Памвом Берындою, означен в числе песнописцев церковных, и вместе с другими назван блаженным».
В Евангелии патриарха Ермогена 1606 года у евангелиста Иоанна Богослова рука сложена именословно и обращена к его ученику Прохору...
Возражения о именословном перстосложении
1) В этом перстосложении пастыри господствующей церкви не исповедуют Св. Троицы, ни двух естеств во Христе.
Разбор: Пастыри церкви благословляют народ не только именословным перстосложением, но еще благословляют иконой, евангелием, крестом и т. п. Разве можно на этом основании говорить, что пастыри не исповедуют св. Троицы? И благословляя именословно пастыри исповедуют св. Троицу, ибо «Христос имя в Себе являет Отца помазавша и, помазание Дух, и помазана Сына» (Благов. ев. Луки зач. 114, л. 259 об.).