Косматые
Вопрос о ношении длинных волоc священнослужителями недавно стал предметом обсуждения на собеседованиях, с легкой руки начетчика А. Коновалова, по невежеству или по злому намерению, старавшегося в этом обычае церкви найти что-то противное писанию и даже именуя, ложно понявши слова бл. Иеронима (ч. 7, стр. 302), священников «косматыми».
Сначала приведем доказательства о том, что ношение длинных волос священниками не воспрещалось.
1) Феодор Студит ч. 2. п. 137 к Прокопию монаху, стр. 342 (1 изд.): «Зачем ты так поступаешь, ты, который удалился от мира чрез принятие монашеского совершенства, и опять возвратился домой, расторг узы пристрастия, – ибо это означает отречение от мира, – и опять связал себя сожительством с госпожею супругою и богохранимыми детьми, и, что еще страннее, остригся по обыкновению живущих в уединении и принял посвящение чрез божественное тайнодействие, и опять οтпустил волосы по примеру живущих в пустыне».
2) Св. Григорий Богослов монашествующих называет «наши назореи» (ч. 2, стр. 112, сл. 18 – «в похвалу отцу и в утешение матери»).
Назореям же Бог не велел стричь волос во все дни их назорейства (Чис.6:5).
3) Просветитель сл. 11, стр. 270 (изд. 2): «Преподобный же отец наш Милид с двема ученикома своима, живяше в стране персидстей, его же обрете царь перский в пустыни, их же видев косматы и страшны сущи, рече им: человецы ли еста, или звери».
Следовательно священники, по примеру пустынных отцов, могут и должны носить длинные волосы. Неужели беспоповцы будут и над преподобными смеяться?
4) Церковная история Созомена кн. 7. гл. 26, стр. 536: «(Епископ Феотим) постоянно носил длинные волосы – с тех пор, как начал прилежно изучать любомудрие».
5) То же у Тьерри в кн. «Иоанн Златоуст и импер. Евдоксия» стр. 134: «Феотим, происходивший из варваров, посвященный в епископы, являлся в собрания народные с густыми и длинными волосами готской прически».
6) Иероним ч. 5. стр. 288–289: «Иаков, называемый братом Господним... от утробы матерней был свят, не пил вина и сикера, не вкушал никакого мяса, никогда не стриг волос, не намащал благовонными мастями, не употреблял бани».
7) Акты, относящиеся к истории южной и западной России т. 2. стр. 211–212: «Чому ся ты, римлянине, смееши з духовнаго иноческаго чина? Ты же ми, ведаю, отповеси: для того ся смею... иже волосе долгое носить и не подголився... Тую таину иноческаго чина у биру я тобе открыю... Третья причина, – для того оброслую голову носит, абы был розный от облуденца и образом, и одеждою, и житием... для того, яко небо от земли, так голая голова от косматой мыслию, достоинством, годностию и утчивостию пред Богом далече отстоит. Се есть причина косматаго волося». Следовательно беспоповцы, смеясь над ношением длинных волос нашими священнослужителями, следуют в этом не святым отцам, а еретикам римлянам.
8) Апостол Павел отращивал волосы и обрезал их в Кенхреях ради язычников. По этому поводу бл. Иерони замечает: «Относительно этого опять спрашиваю тебя, Павел: зачем ты позволил убедить тебя остричься, зачем совершил очищения по обрядам иудеев» (ч. 3, стр. 73). Следов., по Иерониму, апостолу Павлу не нужно было остригать волос.
9) Иероним ч. 11, стр. 277: «Хочет же Господь, чтобы Его священники всегда имели освященные волосы и покрывали головы свои не каким либо внешним покрывалом, а своими натуральными волосами, и не для украшения и роскоши, а для благопристойности». А «священными волосами» бл. Иероним называет волосы назореев: «почтеный священными власами назорей» (ч. 5, стр. 196). В 11 части, на 277 стр. он волосы Сампсона называет, «посвященными» и «он (т. е. Сампсон) получил силу только тогда, когда отросли волосы».
10) Его же ч. 10. стр. 399: «Волосы же апостолов исчислены, потому что они, подобно назореям, посвятили свои волосы Господу (Mф.10, Лк.6). И Сампсон, пока имел волосы, обладал силою: утратив же волосы, был взят в плен иноплеменниками».
11) На иконах Иисус Христос, Его св. апостолы и св. отцы изображаются с длинными волосами.
Если беспоповцы осуждают православных священников за ношение длинных волос, то пусть они на своих иконах лики Господа и святых перепишут с короткими в скобочку подстриженными, волосами.
Патриархи Иов, Филарет, Иоасаф и Иосиф носили длинные волосы, как их изображают и сами старообрядцы – см. Календарь за 1913 г. стр. 52.
13) Первые расколоучители: Аввакум, Лазарь и другие несомненно, носили длинные волосы. В «Изборнике» народной газеты за 1900 г. № 8, стр. 3 помещен снимок с редкой иконы прот. Аввакума, хранящейся в Никольском единоверческом монастыре. Здесь Аввакум изображен с длинными волосами и подписано: «Священномученик Аввакум» (Подобное изображение Аввакума есть в «Материалах для истории раскола» τ. 5, стр. 6). Что Аввакум носил длинные волосы, это видно из Винограда Российского, изданного самими же старообрядцами. Здесь говорится, что Аввакум готов был идти в Сибирь, чем оставаться без волос остриженным (стр. 18).
14) В «истории выговской пустыни» безп. И. Филиппова (изд. Кожанчикова 1862 г.) помещены изображения беспоповских «иноков» с длинными волосами: на 49 стр. – изображение инока Епифания, на 84 стр. – инока Кирилла, на 114 стр. – инока Корнилия и на 116 – инока Виталия. Эти же снимки были помещены в изданном беспоповцами-поморцами Календаре, как помнится нам, в 1909 году. Разве и у беспоповцев имеются «косматые»?
15) Наши пастыри, нося длинные волосы, подражают Самому Христу, которого видел в Откровении ап. Иоанн Богослов: «Глава его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр.1:14), а Христос для пастырей есть образ (ев. Ин.13:15).
16) Материалы для истории раскола т. 4. стр. 254: «Сим являет духовных людей, священников и диаконов и иноков, иже власов не постригают» (Челоб. Аввакума, гл. 26).
Возражения по вопросу «о косматых»
1) Иероним ч. 7, стр. 302: «Нужно принять в соображение и то, что после того, как слово церковное и учение Спасителя разрушат город смешения и не будут отдыхать в нем пастыри, пасущие стадо Христово, но напротив там будут отдыхать звери, драконы и страусы и будут скакать в нем косматые». Следов. в вашей церкви попы и есть «косматые».
Разбор: Для того, чтобы иметь правильное понимание вышеприведенных слов, во-первых, нужно прочитать это место несколько дальше, что обыкновенно начетчиками опускается всегда: «ибо все, что говорят еретики в синагогах сатаны, не есть учение Господа, но вой демонов и косматых (каких?), которым был подобен Исав». Таким образом, слово «косматый» применять к священнослужителям неосновательно, так как история нам говорит, что Исав весь был покрыт волосами, о чем говорит и сам Иероним (см. ниже), будто шерстью, а духовенство наше имеет волосы длинные только на голове, Во-вторых, необходимо знать, о чем, главным образом, Иероним ведет речь в своей книге, для чего следует прочитать пополнее. Читаем со стр. 287: «сущее: видение против Вавилона, которое видел Исаия»... А так как Вавилон означает смешение, потому что там смешены были языки строивших башню, то духовно разумеется тот мир, который во зле лежит и который смешивает не только языки, но и дела и мысли каждого... Затем, в дальнейших словах заключается угроза не против Вавилона, а против всей вселенной... Из этого видно, что все, что говорится против Вавилона, относится к смешению этого мира и к погибели его» (стр. 288). Из многих угроз против Вавилона (следов. и против всего мира), выпишем здесь немногие: «Господь воинств дал повеление боевому войску (стр. 291), чтобы погубить всю землю... судороги и боли будут иметь (293)... всякий, кого найдут, будет убиваем (298), младенцы их будут разбиваемы пред глазами их... и тот славный между царствами Вавилон (стр. 299–300)... будет разрушен, как разрушил Господь Содом и Гоморру, не заселится даже до конца и не будет восстановлен в роды родов; и не поставит там палаток аравитянин и пастухи не будут отдыхать там, но будут отдыхать там звери, и наполнятся дома их драконами и будут жить там страусы и косматые будут скакать там, и будут перекликаться филины в чертогах его, и сирены в капищах разврата» (Ис.13:5–18). Толков.: «И так говорится в иносказательном смысле, что при кончине мира или при смерти каждого вся слава и гордость халдеев и смешение мира отступит от нас и так все будет разрушено, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и не будет более стоять этот мир, но погибнет на веки. И не поставит там палаток своих аравитянин, о котором в 67 псалме говорится: «путе сотворите возшедшему на запады, Господь имя ему» (Пс.67:5), и пастухи не будут отдыхать там, т. е. ангелы, охраняющие род человеческий и ежедневно видящие лицо Отца; но будут отдыхать там звери и драконы и страусы, и косматые и филины, и сирены, под которыми мы понимаем всех зверей в ангельском образе, или демонов, и тех, кому мы предаемся для наказания. И в домах, бывших некогда домами разврата (а не в церкви), где было веселье и радость, будет вой филинов и жалобный голос сирен, ведущий слушающих их к смерти. А что близко время суда и что день погибели Вавилона не замедлит, то этому не будет удивляться тот, кто обратит внимание на то, что в верующих в Господа Вавилон постоянно разрушается чрез святых мужей» (стр. 302).
Прочитывая внимательно приведенную выписку из Иеронима, можно видеть, что он разрушение Вавилона понимает не только исторически, а и иносказательно, применяя разрушение ко всему миру и даже полагает его в смерти каждого человека. Когда будет разрушение, то уже не найдет там (в месте разрушения) места Господ, ангели – пастыри рода человеческого не будут отдыхать там, но обиталище найдут там – звери, драконы, страусы и косматые. Невольно напрашивается вопрос: из каких слов беспоповцы усматривают, что Иероним говорит о духовенстве? Не из слова ли «косматые»? Это было бы очень наивно. Ведь понятно каждому, что пастырей, пасущих стадо Христово, не будет, а будут различные звери, не в Церкви, а в городе смешения, который не будет населяться святыми мужами; сирены будут в домах разврата, а не в церкви.
На 301 стр. у Иеронима читаем: «И будут жить там страусы, животное всегда стремящееся в пустыни... косматых же, которые по-еврейски называются sirim, Феодотион перевел: с поднятыми и стоящими волосами. Симах и 70 перевели: демоны. Похоже ли на православных священников?
Там же на 213 стр.: «Под словами же: косматые будут скакать там, разумеют или кошмаров, или сатиров, или каких-то лесных людей, которых некоторые называют фавнами, или виды демонов». Следов. под «косматыми» нет никакого основания разуметь пастырей, носящих длинные волосы, ибо под косматыми, как видели, понимаются разные чудовища, которые будут в городе смешения, в домах, бывших домами разврата, а не в церкви – доме Божием. Где же справедливость у беспоповцев?
Иероним об Исаве пишет: «Исав был покрыт волосами и не имел гладкой кожи, как Иаков» (ч. 13, стр. 174). – Василий Великий в толк. на ту же главу Исаии, ч. 2, стр. 314–316 (по 3 изд. 1891 г.): «Почиют же ту сирини и бесы тамо воспляшут и онокентавры тамо вселятся, и возгнездятся ежеве в домех их». Толк.: «Сирины, по языческому преданию, суть приятно поющия женщины; но здесь, кажется, означено сие словом: беси; почему Аквила сиринов назвал строфокамилами (или страусами). А названных у седмидесяти онокентаврами Аквила наименовал косматыми. Кажется, что сим означается некоторый род бесов огрубелых и но наружности омраченных, которых дело быть непостоянными, и никогда не останавливаться ни ногами, ни мыслью. И онокентавры тамо вселятся. И сим Писание, кажется, представляет другой род бесов, которых прочие толковники назвали сиин, перенося самое еврейское слово... Господь сокрушает сей Вавилон, будешь ли разуметь под ним город или приведенную в смешение душу, и он делается жилищем рассвирепевших бесов. Ибо, перестав быть обителью Божиею, необходимо делается жилищем лукавых духов. Там не останавливается и пастырь; потому что доброму пастырю не свойственно останавливаться на отдых, когда вверенное ему стадо рассыпано. Но там, говорит пророк, сирины, бесы, онокентавры и ежи. Посему, когда видишь душу (а не Церковь), приведенную в смятение, то знай, что она исполнена шума... И о бесах, которые внушают нам различные грехи, говорится, что они воспляшут; потому что пляска есть разнообразное движение членов».
Сопоставляя вышеприведенные слова бл. Иеронима с только что выписанными словами св. Василия Великого, легко видеть, что под «косматыми» и др. зверями понимаются не люди (тем более не священнослужители), а род бесов, а разрушение Вавилона в переносном смысле означает – и смятенную душу, которую населяют перечисленные выше демоны, присутствие коих в смятенной и грешной душе заметно по действиям беззаконным и страстным, как то пляска, сребролюбие. плотские страсти и т. д.
2) Иероним ч. 11. стр. 273: «Мы не должны отпускать волосы, что служит признаком роскоши и свойственно варварам и воинам... (должны) настолько отпускать волосы, чтобы ими покрывалась кожа».
Разбор: Принимая во внимание другие свидетельства того же Иеронима (см. выше §§ 6. 8–10, стр. 210–211), можно полагать, что он это высказал, как личное мнение (еще заметить следует, что он был западный учитель) и, так как в то время длинные волосы носили воины и варвары, он мог высказать мнение, чтобы священники отличались и по внешнему виду от таких лиц. Беспоповцы, приводя разбираемые слова Иеронима, сами не следуют ему, так как отпускают волосы значительно длиннее, чем требуется для покрытия кожи.
3) Епифаний Кипрский ч. 5. стр. 302: «Чуждо кафолической церкви и проповеди апостольской иметь неостриженные волосы ...слово Божие и учение предписывает не носить длинных волос, подобно блудницам» (у Коновалова «о церкви» стр. 192–193).
Разбор: Беспоповцы со словами из твор. Епифания поступают весьма несправедливо, опуская из них многия, объясняющие всю суть дела. В данном месте св. отец говорит о некоторых монахах, живущих в Месонотамии: «Они отпускают волосы на подобие женских и ходят публично во власянице. А между тем им надлежало бы быть скромными чадами св. Девы, матери нашей Церкви, сидеть дома, тайно служащими Богу»... «Чуждо кафолической Церкви и проповеди апостольской носить публично власяницу и иметь неостриженные волосы, ибо муж, сказано, не должен власы растить, образ и слава Божия сый (1Кор.11:14, 7). Что хуже и противнее этого? Бороду – образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности» (пост. ап.1:3). Выпускаемые беспоповцами слова хорошо уясняют, что св. Епифаний говорит о тех людях, которые носят ради тщеславия публично власяницу, тогда как им надлежало бы сидеть дома, они бороду остригали, а волосы отращивали. Но что похожего на это в православных священниках.
Епифаний ссылается на Постановления апостольские (1, 3), где речь идет о мирянах, которые не должны допускать роскоши ни в чем, дабы тем... не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют» (стр. 5, изд. 1864 г.)... «Ибо тебе, верующему и человеку Божию, непозволительно отращивать волосы на голове и собирать их в едино, т. е. в косу, или завивать их, или беречь их не обстриженные, равно как взбивать их, или чрез расческу и завивку делать их кудрявыми, или подкрашивать их... Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе» (стр. 6–7). Ясно, что здесь говориться о мирянах и осуждается чрезмерная заботливость о внешности, чему подражали и некоторые монахи, о которых и писал Епифаний. Что не сама по себе власяница им осуждается? а тщеславие, это можно видеть из дальнейших слов св. Епифания: «Некоторые носят сокровенную власяницу, при чем хорошо, если носят ее ради добродетели и покаяния; ибо неприлично выступать во власянице открыто перед всеми, как делают некоторые» (стр. 356). Следов., не власяница осуждается, а открытое, ради тщеславия, хождение и ней.
4) Феодор Студит ч. 1, п. 27 к Никите патрицию, стр. 195: «Гораздо больше гибельно и опасно нам, призванным к священству, не исполнять всего, предписанного Царем всех и Богом, чрез божественные правила досточтимых отцов. А что о волосах есть божественное повеление, это, во-первых, объясняет апостол (1Кор.11:14), потом постановления (ап. постановл.1:3), затем Златоуст, доказывающий, что мужчинам растить волосы несомненный грех, наконец, правило св. собора шестого, в котором предписывается и отлучение не повинующимся, которое я прилагаю, дабы ты сам прочитавши знал, что мы, грешные, ни чего не делаем без правил». И так и св. Феодор Студит явно говорит, что «к нам, носящим на себе сан священства», первым долгом относятся божественные законы, воспрещающие носить длинные волосы. Затем, перечисляя свидетельства – св. ап. Павла, постановлений апостольских и св. Златоуста, как воспрещающие носить неостриженные волосы, он заключает 42 правилом 6 всел. собора, которое подвергает отлучению всех, носящих длинные волосы (Коновалов – «о первонач. устройстве церкви Христовой» стр. 193–194).
Разбор: Во-первых заключение беспоповца с указанием 42 пр. 6 всел. собора неправильно: у св. отца сего не указано. Правда в подстрочном примечании сделано указание, но не на 42, а на 96 правило 6 вс. соб., а оно то и говорит о мирянах: «Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом не утвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жити». Зонара в толковании на это правило говорит о том, что многие, дабы казаться красивыми, различными способами убирали свои волосы: «чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы... а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот: ибо как только у кого появится юношеский пушок, тотчас сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам, и казаться нежными» (Полн. Кормчая стр. 359–360, 361–362).
Св. Феодор Студит ссылается на 1 посл. Коринф. 11, 14, где тоже говорится о мирянах, потом ссылается на Постановления апостольские, где так же, как мы видели в разборе 3 возражения, речь идет о мирянах.
О чем же пишет св. отец? В его время появились некоторые из мирян, отращивавшие волосы «до пояса». Св. Феодор «со всяким снисхождением» уговаривал их не делать этого. Затем злые люди обвинили св. отца, будто он приказывал ловить отращивавших волосы до пояса и «собственною рукою» разделывался с ними. Это дошло до патриция Никиты, которому св. отец в оправдание свое пишет: «Таково наше оправдание пред твоим, господин, высоким превосходительством... Ибо тому, будто мы здесь разделывались с кем-нибудь собственною рукою, смешно и поверить для всякаго благоразумного. Отнюдь нет.. Но сделанное нами было исполнено со всяким увещанием и со всяким снисхождением к принимающим, равно как и обрезывание волос и обросших ими почти до пояса и преданных беспечности, дабы не казалось, что мы и в малом чем-нибудь отступаем от правила» (стр. 190–197). Ясно, что св. отец говорит о мирянах, что им нельзя отращивать волос и правила, запрещающие это мирянам, должно сохранять, а о волосах священнослужителей св. Феодор Студит не говорит ни слова.
5) Епифаний Кипрский ч. 5, стр. 355: «Некоторым угодно было носить на голове длинные волосы, конечно, ради особенного образа жизни, по собственному соображению, так как ни Евангелие это не предписало, ни апостолы не приняли. Св. апостол Павел отверг этот обычай».
Разбор: У Епифания сказано, что носить длинные волосы Евангелие не предписало, но ведь в евангелии нет и повеления стричь их. Церковь имеет многое и важное у себя из неписанного предания (см. 91 пр. Вас. Вел. стр. 438 Полн. Кормчая), каковым несомненно является обычай ношения длинных волос священниками, освященный многими веками. Св. Епифаний говорит о некоторых монашествующих и при этом имеет несомненно в виду еще и таких лиц, которые, будучи мирянами, жили среди монахов и. подражая им, носили длинные волосы: «Одни по собственному соображению составляют для себя законы и строгость жития, и открыто ходят с длинными волосами, а другие святые братья сидят дома во власянице и посыпанные пеплом. Некоторые же поступают вопреки истине. Так, Закхей... будучи мирянином, дерзновенно касался св. таин и безрассудно решался на священнодействия» (ч. 5, стр. .337–338).
6) 1Кор.11:14: «Муж убо аще власы растит – безчестие ему есть».
Разбор: Апостол говорит – муж, а не епископ или пресвитер. Если бы его запрещение касалось священнослужителей, он бы прямо и сказал: «аще епископ или пресвитер растит власы» и т. д. Значит, слово апостола касается мужей – мирян, а не священных лиц, так как, когда апостол предписывает какие-либо правила духовным лицам (Гал.6:1), то прямо и называет их этими именами: «епископ (или диакон) должен быть непорочен» (1Тим.3:1). Но чтобы духовные стригли свои волосы такого предписания у апостола Павла нет. Его собственный пример говорит за сохранение волос, ибо он сам «отрастил длинные волосы» (Иерон. 3, 72 и 4, 154, см. выше).
7) Ссылаться на пример Христа нет оснований, потому что Иосиф Волоцкий пишет: «Аще ли кто сопротивная мудрствуя глаголет: Христос бо нам во всем образ бысть, и вся, елика Он сотвори, подобает и нам такожде творити. Мы убо к сим речем, яко многа такова суть, еже Христос сотвори, яже нам не подобает творити, и еже Христос не сотвори яже нам не подобает творити. Христос обрезася, нам же не подобает обрезыватися, Христос суботствова, но нам не подобает суботствовати» (сл. 11, гл. 2, стр. 274).
Разбор: Беспоповцы, приводя слова преп. Иосифа Волоцкого, опускают слова, их обличающие, а это свойственно еретикам, как учит св. Ефрем Сирин ч. 8. стр. 61. У Иосифа нет ни одного слова, чтобы священники не носили длинные волосы, а только сказано, что Христос нам не во всем пример, напр. Он обрезался, а нам не подобает этого делать и т. п. Но беспоповцы опускают следующие слова: «Христос крестився, своего тела не причастися, нам же не токмо по крещении, но и всегда подобает божественныя Его плоти и крови причащатися: Христос крестився, миром не помазан бысть, ни маслом: нам же подобает вся сия творити» (стр. 274–275).