прот. Иоанн Козлов

Источник

Крест четвероконечный

Крест должен почитаться православными христианами потому, что посредством его мы спасены, а то, сколько концов должен иметь крест, не имеет существенного значения, почему в древней церкви кресты были с неодинаковым количеством концов.

Тексты священного писания, относящиеся к утверждению мнения о кресте вообще, следующие:

Быт.48:13–15 – Иаков благословил сыновей Иосифа крестообразно.

Чис.21:8–9 – о медном змие, который был прообразом распятия Господа – Ин.3:14–15.

Прем.14:7: «благословенно древо, имже быв. правда».

Пс.59:6 – «дал боящимся знамение».

Еф.2:16 – «убил вражду на нем» (т. е. на кресте).

Кол.1:20 – «Кровию креста Его все умиротворил – и земное и небесное».

Кол.2:14–15: «рукописание, бывшее на нас, пригвоздил ко кресту».

Гал.6:14 – «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира».

Ев. Ин.2:32–33: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет».

Посему православная церковь зная, что сила креста заключается не в его концах, а в том, что на нем был распят Господь и тем избавил нас от вечной смерти, одинаково почитает и осмиконечный и четвероконечный крест:

Увет духовный л. 206 об. – 207: «Не токмо осьмоконечный крест целуем, но и сей четвероконечный, почитаем и глаголем: кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим».

Увещание во утверждение истины стр. 60 (изд. 6, 1854 г.): «Мы не только осьмиконечный крест не отвергаем, но и почитаем его и лобызаем ради Распятого на нем за ны Господа».

Свидетельства о равночестности того и другого вида креста св. Димитрия Ростовского см. в статье «Порицания на именуемые старые обряды».

Деяния собора 1666 г. л. 37: «Приемлют просфоры, на них же изобразися животворящий крест с подножием и со главою адамлею и с надписанием сицевым: се агнец Божий»...

Свидетельства о кресте четвероконечном

1) Синтагма Матфея Правильника. буква Е. гл. 6, стр. 186: «Мы, составляющие образ креста из двух древ. Когда кто-нибудь из неверных станет укорять нас в том, что покланяемся древу, можем, разложив два древа и уничтожив образ креста, – считать их древами не имеющими значения и неверному заградить уста тем, что мы почитаем не древо, но образ креста» (Это же см. у Озерск.2:277).

2) Деяния 7 всел. собора стр. 130 (изд. 2. 1891 г.): «Пока два куска дерева, составляющие крест, сложены крестообразно, до тех пор я покланяюсь этому образу ради распятого на нем Христа; а когда они отделены друг от друга, я бросаю их и сожигаю» (слова еп. Леонтия, а его устами говорил весь 7 вселенский собор).

3) Апостол Толковый зач. 223. л. 789 об.: «Крестный бо образ на четыре страны разделяем. от посредняго знамения вся показает яко божественным естеством содержима суть. вышняя убо вышним рогом содержима. нижняя же нижним. посредняя же двоими странами. даже убо покажет Господь, яко той есть собирая и содержая всяческая».

4) Псалтирь Толковая Евфимия Зигабена, на 22 пс., ст. 4, стр. 181: «Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста»... Некоторые, как то Феодорит и Максим, под жезлом и посохом, разумели крест, который был составлен из двух бревен, из которых одно прямо стоящее, есть как бы посох, при пособии которого мы, падшие в заблуждение, исправились, а поперечное бревно есть как бы жезл, которым Христос поразил и низложил демонов» (у Озерск. ч. 2, стр. 279 по слав. Псалтири, кратко).

5) Книга о Вере гл. 9, л. 67 об.: «Мир сей крестообразно по многих святых свидетельству сотворен. высота и глубина, широта и долгота, образ креста содержит. Человек до образу креста сотворен. егда бо руце распрострет, то яве креста образ покажет... Иаков патриарх благословляя сыны Иосифовы вопреки руце положи, и поклонися на конец жезла, крест прознаменова, яко вси верующии во Христа благословенному кресту поклонятся».

6) Григорий Нисский ч. 1, стр. 310: «Посему говорит где то Евангелие, что от закона йота и черта не преходят (Мф.5:18), означая в сказанном две черты, одну поперек и другую сверху вниз, которыми написуется образ креста, что было видимо тогда и в Моисее».

7) Его же ч. 4, стр. 82–83: «От креста, по наружному своему виду разделенного четыречастно, так что от середины, в κοторой он сопрягается сам с собою, счисляются четыре отрога»... Павел тайноводствует народ ефесский, учением вложив в них силу познать, что есть глубина и высота и широта и долгота (Еф.3:18). Ибо каждый отрог креста именует собственным его именем, высотою называя что вверху, глубиною, что внизу, а широтою и долготою поперечные протяжения».

8) Его же ч. 6. кн. 5, стр. 19: «Слово крестное спасаемым сила Божия есть» (1Кор.1:18); ефесянам же силу. всем обладающую и все обдержащую, описывает в образе креста, – то, до чего возвыситься желает он для познания преспеющей славы этой силы, именуя высотою и глубииною и широтою и долготою, и каждый отрог того, что усматривается во образе креста, называя особенными именами, так что верхнюю часть называет высотою, глубиною то, что лежит под перекладиною, поперечник же между тою и другою оконечностью означая именем долготы и широты».

9) Иоанн Златоуст т. 11. стр. 950: «Поспешите же, верные, воздадим поклонение честному и пречистому кресту... Поспешите, возлюбленные, укроемся под сенью крыл честного и животворящего креста. Вед крест с его четырьмя концами означает, что распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет. А вознесен на нем Христос и Бог, чтобы и бесов гнездящихся в воздухе сокрушить».

10) Симеон Солунский т. 2. стр. 187–188 (по слав. ч. 1, гл. 133, л. 149 об.): «За жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест. Он бывает четверочастный. ради Пригвожденного на нем, сотворившего и содержащего небесное и земное... Крестом и образом его Он преподал нам и учение о таинстве Троицы, большим древом знаменуя Высочайшего Отца, промышляющего о нас земных, а поперечным – самого Сына и Духа, которыми Он, как бы руками, воссозидает нас». (Другие свидетельства из Симеона см. в, статье «Просфоры и печать на них»).

11) Кириллова гл. 13 л. 174 об. – 175: «Святый апостол Андрей пришед ко кресту не поругася. яко ныне врази креста Христова поругаются, но рече: благословен буди кресте, иже плотию Христовою освящен, и инии якоже святое писание и историки церковные свидетельствуют, велию честь и поклонение кресту сотвориша». (Апостол Андрей, как известно, был распят на таком кресте: X).

12) Иоанн Дамаскин кн. 4. гл. 11, л. 112: «Яко имже образом четыре краи креста средним кентром придержатся друг друга, и состягаются, сице Божиею силою и высота и глубина, долгота же и широта, сиесть, вся видимая и невидимая тварь содержится».

13) Псалтирь со восследованием (1636 г.) л. 522 канон кресту, песнь 1, ст. 2 (Озерск.2:298): «Кресте всечестный четвероконечная сила апостолом благолепие».

14) Соборник большой, в понедельник великий, слово о смоковнице, л. 495 (Оз.2:309): «О, чудное дело и тайное; нов источник на дубу сый, а крест от него напаяем беяше... О, дубе блаженный, егоже царие чтут властели же и вельможи любят, мужи и жены, и все естество, и тварь человеческа стража имать. егоже ужасаются бесы, и диавол трепещет. его же ангели хвалят, небеса благословят. апостоли проповедают, и церкви поют на нем распеншагося Господа Иисуса Христа».

15) Потребник иноческий, Число 24, л. 241 об. (Оз.2:315): «Крест Господень во иныя убо вся дни в церкви имуще, и почитают и взирают нань, и поклоняющеся ему облобызают». (Говорится о латинах). То же и в Кирилловой, л. 260 об.

16) Константина Арменопула. кн. 5. л. 305 (Рукоп. Хлуд. библ. № 80), ответы Иоанна Китрожского к Конст. Кавасилу: «Божественнии храми и поклонения честнаго креста, и святых икон, общая сим суть и нам... Понеже и тамо (т. е. в латинских храмах) честнаго креста и божественных образ есть воздвижение и поклонение». (Озерский 2, 316).

17) Соборник малый (1642 г.), сл. 4. в 1 нед. поста, л. 73 первого счета (Оз.2:280): «Вопрошаю же убо, якоже убо Отец в Сыне, и Сын во Отце, тако и образ в кресте и крест во образе едина есть вещь. Сие же Моисей боговидец, егда чувственнаго Амалика победи, крестообразно на горе руце простер, крест собою яко во образе вообразив, сиречь Иисуса в кресте ради нашея плоти и крест во Иисусе».

18) О Вере гл. 10, л. 79: «Отвещаю со святым Германом патриархом Царя-града, иже в неделю православия тако пишет: якоже Отец в Сыне, и Сын во Отце, тако и образ в кресте, и крест во образе, ибо крест и образ едина есть вещ». (§ 17–18 приведены для того, что старообрядцы иногда на свидетельство из кн. о Вере, л. 67 об. – «образ креста покажет» и т. п. возражают, что де это только «образ», а не самый крест, почему § 17–18 и полезно им прочитать).

Посредством креста четвероконечного совершаются все церковные таинства и различные священнодействия – литургии, благословение агнца и чаши и т. д. О сем См. у Озерского ч. 2, стр. 291–296.

Сами на себе старообрядцы и православные всегда изображают четвероконечный крест.

О хулениях предков старообрядцев и современных см. в статье «порицания на именуемые старые обряды», § 1.

При рассмотрении вопроса о кресте четвероконечном надобно сопоставлять учение о нем старообрядцев с учением св. отцов: первые не только ему не поклоняются, но безмерно хулят, а святые отцы почитают его за Господень и поклоняются ему. Чьи же после этого последователи мнимые старообрядцы?

Возражения о кресте четвероконечном

1) Это, говорят старообрядцы, не крест, а латинский крыж.

Разбор: Но это слово у латинян обозначает тоже, что у нас слово крест. Латинский крест, а он четвероконечный, в кирилловой книге л. 260 об. называется Господним. Другие доказательства к уяснению сего возражения см. выше § 15–16, стр. 222.

2) От Креста нельзя отнимать ни одной части, потому что искажается его образ; – Поморские ответы, стр. 245, отв. 65 – ссылаются на Кирилла Философа. Это же см. в брошюре Блинова «О пречестном и животворящем кресте Христовом» стр. 21.

Разбор: Этим свидетельством не умаляется значение креста четвероконечного, о святости коего говорят многие св. отцы.

У Блинова дальше читаем: «Хотя пречестный крест и до водружения на Голгофе был уже крестом Христовым, как и евангелист Иоанн повествует об этом: «и нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место (Ин.19:17), но будучи соделан руками беззаконных, освятился и получил многоразличную Божественную силу крест лишь по распятии на нем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, от прикосновения Его Пречистого Тела и пролиянной на нем Его святейшей крови»... стр. 23: «Нельзя пройти молчанием и о том, что фигура и четырехконечного креста, как основа его, должна быть для нас тоже священна, но к сожалению, в настоящее время вследствие упадка благочестия в людях, таковую фигуру креста часто приходится встречать на паркетах и на коврах, чего бы вовсе не следовало допускать, ибо 73 правило 6 всел. собора повелевает нам всякое тщание употребляти, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих».

3) Иногда старообрядцы спрашивают: на каком кресте распят Христос? – думая этим утвердить понятатие креста восьмиконечного, ибо они убеждены, что Христос распят на таком именно кресте, а отсюда и заключение к отрицанию четвероконечного креста.

Разбор: Известно, что осьмиконечный крест получился уже после распятия, когда Пилат прибил дщицу с надписью. А когда Христос нес крест на Голгофу, он был еще в то время четвероконечный и именуется у ев. Иоанна крестом Христовым (Ин.19:17). В ев. Мф.27:32–33: «Повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». И старообрядцы унижают крест Господень тем, что думают, будто бы без дщицы и без подножия крест не был бы и Христовым. А если бы Пилат не прибил дщицы? Неужели крест от этого перестал бы быть Христовым? Если следовать за мыслью старообрядцев, то надобно признать. что распоряжение Пилата имеет больше значения, чем благодать Христова, освятившая крест. Это ли не заблуждение?

4) Пророк Исаия (Ис.60:13) предсказал, что крест будет состоят из трех древ: «И слава Ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославити место святое мое». А в церковных песнопениях этими тремя древами именуется крест.

Разбор: Но иногда под этими древами разумелось иное. Напр. в Большом Соборнике, сл. 4, в нед. Мясопустн. преп. Палладия, л. 156 об. – 157, читаем: «И слава Ливанова к тебе приидет с певгом и кедром и кипарисом.. Ливан же с древесы треми, наричутся праведницы, иже внити имут с крестом в рай».

Октоих, в пяток, 8 глас, на утрени песнь 4 канона, стих 1 л. 437 об. (печ. 1592–1594 г., – у Озерск.2:309): «Яко кедр благочестие, веру яко кипарис, любовь же яко пегв носящи, кресту божественному поклонимся».

Иероним на прор. Исаию, ч. 9, стр. 130–131: «Слава Ливанова приидет к тебе... мы должны понимать все духовно, – что ель, кипарис, сосна и кедр, бывшие некогда высокими деревьями на Ливане, прославят храм Божий и место ног Его и сделают славным. А чтобы не выяснять мысли чрез многословную речь (укажу лишь на следующее): святой муж и красноречивейший Киприан и исповедник нашего времени Иларий, бывшие некогда высокими в мире деревьями, не кажутся ли тебе построившими церковь Божию»?

5) Когда папский легат шел в Москву, то его не встретили, потому что крест у него был четвероконечный.

Разбор: Встречи не сделали не потому, что у легата был крест будто бы четвероконечный, а единственно потому, что не хотели оказать этой встречей легату чести латинской вере. Арсений Швецов (австр. епископ) в кн. «Истинность старообр. церкви» пишет: «Пусть бы поссевин велел нести пред собой наш русский осьмиконечный крест, то и тогда ему церемониальный вход в Москву не был бы дозволен» (отд. 3, гл. 4, стр. 198).

Нельзя достоверно утверждать, как то делают старообрядцы, что у легата был именно четвероконечный крест. В кн. «Описание некоторых сочинений в пользу раскола» А. Б. ч. 2, стр. 120–121 замечено, что «крест легата был восьмиконечный, не четырехконечный».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle