прот. Иоанн Козлов

Источник

Лета священников

(о рукоположении ранее определенного возраста)

Священники рукополагаются 30, лет, а епископы 50, во диакона 25 лет.

Но раньше рукоположены многие святые отцы и у самих старообрядцев их предки и современные духовные лица (у австрийцев) рукополагаются раньше указанного срока.

1) Четь-минея 22 апреля, л. 254 об. (1759 г.), житие св. Феодора Сикеота: «Епископ Анастасиупольский Феодосий, прииде с клиром в весь ту, видети раба Божия Феодора, и видев того, удивися житию его и Божиим подвизаемый Духом, первее на клирическия нижайшия степени возведе, таже и пресвитером того хиротониса, осмнадесятое лето от рождества своего имевша глаголаше бо о нем епископ: достοин есть таковый и прежде подобающаго времене хирοтонисан быти, в немже благодать Божия время исполняя жительствует».

2) Там же, 9 июля, житие священномуч. Кирилла еп. Гортинского (л. 370 по изд. 1705 г.): «Пришедшу же ему в совершенна мужа, и поставленну бывшу епископу в Гортине граде... всегда словом и делом представляше себе образ добродетельного жития стаду своему, лет пятьдесят управляя престол архиерейский... И уже бе в старости глубоцей, имый лет осмьдесят четыри от рождения своего ят бысть от игемона Лукия» (следов. во епископа он был рукоположен 34 лет).

3) Там же, 23 января, житие св. священномуч. Климента, еп. Агкирского (л. 548 об. 1705 г.): «Божиим убо промыслом и изволением, и всех иже в Галатиии христиан избрание согласным, поставлен был первее чтец, таже диакон, и пресвитер, по двою же лету и на епископский сан бысть возведен, млад леты, имый тогда не более двадесяти лет, и бысть вторый Даниил, иже юн сый, старых разумом и добродетелию превзыйде, и показа яко старость не в числе лет почитается, но в добродетельном житии и премудрости».

4) Там же. 15 декабря, житие священномуч. Елевферия (л. 155 по изд. 1705 г., а по изд. 1759 г. – л. 101): «Архиепископ (Аникита Римский) видев отрока добронравна, клирическому чину приобщи его, и в пятнадесятое возраста его лето, сотвори того диакона: в осьмнадесятое же пресвитером его хиротониса, а в двадесятое лето, епископа Иллирику того постави».

5) Там же, 6 марта, житие, св. Конона (л. 44 и об. Изд. 1759): «Вопроси Домитиан старого Конона: колико лет есть сыну твоему? Отвеща Конон: седмолетна приведох его в монастырское обучение, и научих его книгам: егда же бе двунадесяти лет, поставлся бе чтец церковный, ныне же седмнадесятое имать лето, и есть диакон благодатию Христовою».

6) Бароний ч. 2, лето 933, число 2, л. 1035: «В Константинополе по Стефане патриархе, дан бысть на время, вместо патриарха Трифон монах, а в патриарха поставлен бе сын кесаря Романа Феофилакт. Имея лет шестнадесять... сие никогда бе в Константинополе».

7) Апостол Толковый посл. к Тимофею. зач. 285. л. 916 об.: «Никто же о юности твоей да не нерадит» (1Тим.4:12).

8) Иоанн Златоуст,. т. 11, стр. 706 и 707. в толков. указанных слов: «Так как юность вследствие общего предрассудка некоторым образом сделалась чем то легко презираемым, то (апостол) и говорит: никто же о юности твоей да не нерадит. Учитель не должен находиться в пренебрежении... Пусть никто не презирает тебя из-за твоей юности, т. е. до тех пор, пока ты будешь вести жизнь приличную (твоему сану), никто не станет пренебрегать тебя за возраст, но еще больше всякий будет удивляться тебе».

9) Симеон Солунский т. 2. гл. 136, стр. 217: «Он (рукополагаемый) должен быть совершенных лет... И хотя случается иногда, что для некоторых из подчиненных монахов сокращается это время по рассуждению иерархов, так как они не имеют своей воли над собою, а зависели от других, – и хотя это может быть справедливо, в случае достаточных причин к сокращению; но установленное правилами следует соблюдать».

10) Стоглав, гл. 25: «О ставлениках хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют, и святителем их поставити ино сопротивно священным правилом, а непоставити ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестьяне учнут без покаяния умирати, и святителем избирати по священным правилом в попы ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет, а грамоте бы умели, чтобы могли Церковь Божию содержати».

11) Игнатий Богоносец, посл. 2 к Магнисианом, л. 13 и об.: «Того ради и вам не подобает презирати возраст епископский, но по воле Бога Отца всякое почтение воздавати ему: зане вем, яко и святыя пресвитеры не взирают на юность видимую, но на благоразумие в Бозе. Ибо не многолетни суть мудри, ни старцы ведят разум, но дух, иже есть в человецех. Даниил бо оный мудрый, аще и дванадесяти лет сый, но одержимый духом Божиим, всуе седину носящих старцов, клеветников же и желателей чуждыя доброты посрами. Самуил же отроча малое, девятидесятолетнаго Илия обличи предночетшаго дети своя паче Бога. Такожде и Иеремиа слышит от Бога: не глаголи, яко отрок есмь... Тем же не юность удобопрезрительна есть, егда Богу возложена будет: но произволение злое, аще и престарел кто будет во днех злых. Юн бе Христоносный Тимофей, но слышите, что пишет к нему учитель: Никтоже о юности твоей да не радит: но образ буди верным словом и житием». (На поле 13 листа замечено: «зри о младолетных епископах)».

12) Житие прот. Аввакума, им самим написанное, л. 6 об. – 7 (изд. 1912 г ): « Рукоположен в диаконы двадцати лет з годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осмь лет и потом совершен в протопопы православными епископы» (то же см. Материалы для ист. раскола т. 5, стр. 10; у Бороздина «Прот. Аввакум» стр. 4).

13) «Старообрядческая Мысль» за 1911 г. № 9. стр. 752: «Зачитывается просьба Петроградских депутатов о рукоположении им епископа... настаивают... на о. Григорие Лакомкине. который... не достиг зрелости для епископского сана (месяцев 6 не хватает до 33 лет)... Епископ Иннокентий старательно доказывал, что соблюдение каноно в по этому предмету очень необязательно... о. Григория... склонили дать согласие».

14) «Документы о старообрядцах нашего времени», стр. 35, «ответное уведомление» Антония 2 к Антонию 1-му: «Еще вы, владыко Антоний, поставили во священники одного крестьянина Нижегородской губ., именем Захария, 26 лет, на каком основании? Вероятно, по Окружному Посланию, а правилами св. отец ставити во священника моложе 30 лет воспрещается».

15) «Беседа с расколоучителем И. Г. Усовым», Ф. Д. Круглова, стр. 3, речь Усова: «Я считаю нужным сообщить вам: кто был Амвросий, что это за личность? В истории г. Субботина сообщаются об Амвросии следующие сведения: Амвросий родился в 1771 году. Отец его был священником румеллийского города Уноса. В 1811 году, имея 20 лет от роду, Амвросий женился и тогда же Уносским митрополитом Матфеем поставлен во священника».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle