Миропомазание
1) Кирилл Иерусал. 3 тайнов. поуч. § 5. стр. 452 (а по 2 изд. 366): «Сподобившись сего святого миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя сие возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были в подлинном смысле достойными и сего наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами».
2) Киприан Карфагенский т. 1. п. 57 к Януарию, стр. 276, а по 2 изд. 323: «Нообходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог соделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову».
3) Симеон Солунский т. 2, стр. 22–24: «Посему и мы помазуемся, имея нужду в том духовном мире, и именно при крещении: тот не будет вполне причастен благодати крещения, кто еще не приял помазания мира. Ибо в крещении человек возрождается и омывается Духом от грехов, но не имеет еще ни залогов благодати, ни благоухания жизни, ни печати Духа. Посему, сколько необходимо креститься, столько же необходимо и помазываться миром. Потому то и на крещенных Филиппом. как на принявших только крещение, Петр и Иоанн возлагали руки, и те прияли Духа Святаго, который и есть миро: ибо тогда, при апостолах, и после них у многих других, сие миро подавалось чрез возложение рук. И тогда было возложение рук, а теперь вместо рук самое освященное и так называемое великое миро, освящаемое не чрез пресвитеров, но чрез патриархов и архиереев, священными молитвами и благословением лиц, облеченных силою Петра и Иоанна. Оно-то, будучи рассылаемо по всем концам мира, имеет силу возложения рук. И им необходимо запечатлеваться всякому верующему при крещении, чтобы всякий крещаемый самое крещение божественнейшее имел вполне совершенным... Ибо миро есть печать Христа в Духе, что и выражает священник при помазании миром, говоря: печать дара Духа Святаго, аминь. Тот не причастен еще благодати ни не запечатлен печатью Христа, кто не приял мира».
4) Там же стр. 86–87: «Обрати внимание и на другой величайший дар». «Да по сему, говорит, святому знамению твоему познаваемы будут от святых ангелов, архангелов и всех пренебесных сил»: этим выражается, что чрез миро мы делаемся подобными ангелам и чрез него мы ведомы им. Таким образом выходит, что не помазанные миром неведомы (как свои) ни Богу, ни ангелам; они, как не запечатленные, и не назнаменованы для Христа. Таким образом, чрез сие мы приемлем на себя печать Св. Троицы, а тот, кто не помазан сим божественным миром, не имеет сей печати... чрез него и Христос в сердцах наших и мы соделываемся жилищем и храмом Бога Отца, и Сына Его – Иисуса Христа, и Св. Духа. Таким образом миром сим довершается крещение, и мы делаемся чрез него храмами Троицы... Как не крещенный остается нечистым, и не возрождается в жизнь вечную, так не помазанный после крещения не имеет печати и знамения св. Троицы. не приемлет и благодати Духа».
5) Б. Катихизис л. 2 об.: «Откуда нарицается христианин? Ответ: Нарицается православный христианин имене ради Христова, от Христа и от хрисмы, сиречь от помазания святого мира».
6) Там же л. 376 (по иному л. 327): «Всяк со тщанием да ускоряет ко крещению; по сем же печатлен быв от епископа, прияти имать седмиричную благодать Св. Духа, зане, глаголет, без сия тайны никто же совершен христианин может быти».
7) Кн. о Вере гл. 28, л. 245: «Святая восточная церковь, при тайне крещения миропомазания тайну сотворяет абие, по соборному святых отец преданию. А костел западный таковое великое таинство, еже есть печать Св. Духа, и без того крещения тайна несовершена есть, ...отлагает».
8) Симеон Солунский т. 2, гл. 175, стр. 265: «Помазуемые миром миряне не имеют даров священства, ни дарований апостолов, пророков и учителей, и называются святыми только по причине помазания миром».
9) Его же по слав. перев. гл. 43, л. 73: «Требуем убо и мы по нужди духовнаго мира сего и паче в крещении и не будет совершенно кто крещен, иже и мира не приемый. крещением бо убо возраждается и грехов отмывается духом; не еще же и залоны (залоги) имать благодати, ниже воню жизни, ниже печать Духа. тем яко креститися нужно: и миром мазатися есть нужда».